18 марта 2016, 19:15
СЕРИЯ С "КРАСНОЙ АРМИЕЙ" БЫЛА ШИКАРНЫМ ОПЫТОМ
– Если подвести предварительные итоги первого года проекта, все ли получилось из задуманного?
– Да, главные задачи были выполнены. Ребята прибавили как в физическом отношении, так и технической оснащенности, тактической подготовке. Если говорить про результат, то, что касается МХЛ, он был неожиданным даже для нас. А по международным турнирам все было более ожидаемо с учетом того, что это был первый год проекта, переходный этап к построению определенной системы подготовки, которая уже есть в таких странах, как Канада, США, Швеция, Финляндия. Мы пока только стартуем в этом направлении. Тем не менее на Мемориале Глинки и мировом Кубке вызова мы показали лучшие результаты для сборной U-18 за последние несколько лет.
– Команда здорово провела регулярку, но уже в первом раунде в трех матчах уступила "Красной Армии". Главная причина – усиление соперника под плей-офф игроками из ВХЛ?
– Да, армейцы первый этап чемпионата играли одним составом, а в плей-офф он уже был наполовину другим. Эти хоккеисты были намного мощнее, опытнее, многие из них уже успешно выступали в Кубке Харламова. Не один игрок "Красной Армии" имел серьезный опыт на уровне КХЛ. В этих играх сказались мелочи, которые все и решили – соперники были чуть-чуть сильнее и точнее. Средняя разница в два-три года очень серьезно сказывается в этом возрасте.
– А вам не кажется, что логично было бы запретить такую практику усиления состава перед плей-офф? Если хоккеист заиграл на взрослом уровне – пусть за молодежку больше не играет.
– Для нас серия с таким соперником была шикарным опытом. Нам бы очень хотелось, чтобы почти все матчи регулярного чемпионата МХЛ проходили в таком темпе, с таким накалом. В остальном – игроки 1998 – 1999 г.р. в других командах лиги оказываются в запасе в плей-офф, хотя они играли в регулярке. И им, конечно, обидно, что их места занимают старшие хоккеисты. Если брать всю проблему в целом, наверное, это прерогатива МХЛ и КХЛ, они должны урегулировать ситуацию. Понятно, что само соревнование от усиления команд становится острее, но здесь надо понимать, какие цели и задачи ставит перед собой лига в плане развития молодых хоккеистов.
СВЕЧНИКОВ МОГ БЫ ПОЛУЧИТЬ ШАНС, КАК МАКДЭВИД
– В прошлом сезоне связка Мещеряков – Баин играла в первой тройке сборной вместе с Виталием Абрамовым (который уехал летом в юниорскую лигу Квебека. – Прим. "СЭ"), а сейчас они не попали даже на финальный сбор перед чемпионатом мира.
– Понимаете, убрали Абрамова, и получилось, что Мещеряков и Баин не смогли показать уровень игры прошлого сезона.
– То есть это была тройка одного хоккеиста?
– Фактически да. Я не скажу, что за год эти два игрока не прогрессировали, но от них ожидали большего. Они немного отстают в силу того, что у них позднее развитие. Прежде всего дело в физическом состоянии, скорости и быстроте принятия решений. Перед чемпионатом мира на первый план помимо понимания игры выходит умение держать удар, те вещи, которые важны во взрослом хоккее.
– Вы пригласили на сбор первую тройку сборной 1999 г.р. из системы московского "Динамо": Алексеев – Бицадзе – Костин. Рассчитываете на них, как на сыгранное сочетание?
– Да, главное – это их сыгранность. У нас будет серия контрольных матчей. В первых играх будем смотреть на них как на цельное звено, а после, если что-то пойдет не так, разобьем тройку и проверим их с другими ребятами. Если они проявят себя, то вполне возможно, что они поедут своей тройкой на чемпионат мира.
– Какое-то другое пополнение из клубов МХЛ, кто не вылетел из плей-офф, еще возможно?
– Нет, остановились на тех игроках, кто уже есть.
– Среди более молодых хоккеистов помимо динамовцев, выделяется лидер сборной 2000 г.р. Андрей Свечников. Не рассматривали его кандидатуру?
– Если бы Свечникову было разрешено играть в МХЛ, он был бы в нашем проекте изначально и имел бы хорошие шансы поехать на чемпионат мира. К сожалению, 15-летние хоккеисты в МХЛ играть не могут. Мы со своей стороны пытаемся на всех уровнях внести изменения в регламент, получить согласие ФХР, МХЛ, КХЛ и клубов, чтобы особо одаренным игрокам, как тому же Макдэвиду в Канаде, можно было бы играть в 15 лет в Молодежной лиге. Свечников потренировался с нами 10 дней, мы посмотрели на него, увидели его сильные и слабые стороны, будем серьезно рассчитывать на него в следующем году.
НА ЗОЛОТО ЧЕМПИОНАТА МИРА ПРЕТЕНДУЮТ ПЯТЬ СБОРНЫХ
– В прошлые годы сборная США доминировала на юниорском уровне, но на этот раз определить явного фаворита чемпионата мира не так просто.
– Да, на золото будут претендовать пять сборных: США, Канада, Швеция, Финляндия, Россия. В меньшей степени Чехия.
– В этом году почти у всех молодежных и юниорских сборных наибольшие проблемы на международных турнирах вызывали матчи со сборной Финляндии. В чем причина?
– Довольно неудобный соперник, злой, агрессивный, тактически обученный, финны давным-давно занимаются своим хоккеем. Они отталкиваются от взрослого хоккея, того, что хотят получить на выходе, и от этого строится работа на юниорском и молодежном уровне. Все их сборные, начиная от главной и заканчивая юниорскими, играют в один и тот же хоккей. Но мы не должны бояться этого соперника. Нужно двигаться в заданном направлении, и победы над финнами, и не только над ними, обязательно придут.
– Насколько можно говорить об общей системе игры разных сборных у нас? Например, у того же Валерия Брагина традиционно лишь несколько мест отдается негабаритным хоккеистам, в вашей же команде средний рост игроков – всего 180 см.
– Конечно, у Валерия Брагина свое видение хоккея, но здесь важную роль играет возраст. К 20 годам игроки уже почти сформировались. У нас же еще идут изменения. Взять того же Артура Каюмова (лучший бомбардир сборной в МХЛ. – Прим. "СЭ"), год назад он еще совсем маленький был, а сейчас он повзрослел, окреп физически, а что будет еще через год? Возможно, в молодежную сборную игроки моей команды придут с совершенно другими росто-весовыми показателями. Сейчас для нас габариты не так важны, мы смотрим на понимание игры.
– В июне многим хоккеистам вашей сборной предстоит выйти на драфт НХЛ. Многие ли, на ваш взгляд, имеют потенциал заиграть за океаном?
– Что скрывать, НХЛ – это лучшая лига мира, и любой хоккеист высокого уровня мечтает там заиграть. Приведу такие данные: за последние пять лет в первом раунде драфта НХЛ было выбрано 89 канадцев, 37 американцев, 16 шведов, 15 россиян, 11 финнов. Если брать первые пять номеров – 15 канадцев, четверо американцев, трое шведов, двое финнов и один россиянин. Так или иначе попадание в первый раунд – это показатель того, что игрок чего-то достиг к 18 годам. Что касается игроков нашей команды, да, все мечтают попасть в НХЛ, но в реальности на это претендуют человека три-четыре. Одно дело – быть выбранным на драфте, а другое – способность доказать, что ты готов попасть в состав клуба НХЛ. У нас даже был недавно первый номер драфта, но что в итоге? К нам часто приезжают скауты энхаэловских команд, а глава скаутской службы "Чикаго" даже написал рецензию по нашей программе. За океаном уже многие интересуются нашим "Центром".
ПРОЕКТ МОЖЕТ БЫТЬ РАСШИРЕН ДО ДВУХ СБОРНЫХ
– В последние годы на юниорских чемпионатах мира результаты нашей сборной были, мягко говоря, не очень удачными. Но команды тех же возрастов на молодежных первенствах планеты брали медали. В чем причина такой разницы?
– Возьмите последнюю молодежку 1996 г.р. На ЮЧМ они в свое время не попали в четверку лучших. Сейчас многие из них играют в системе клубов КХЛ, а это совсем другой уровень по сравнению с молодежными лигами. И все медальные успехи связаны с хоккеистами, которые уже успели пробиться на уровень КХЛ. В наше время вообще вся молодежная сборная играла во взрослых командах по два-три года. Многие ли считали в этом году нас фаворитами? Нет, говорили, что нам там нечего делать. Ну эти люди просто плохо знают Брагина, который всегда выжимает максимум из тех игроков, которые у него есть в наличии.
– Получается, хоккеистам юниорских сборных всегда не хватало соревновательности в нашей молодежной лиге?
– Да, так и есть. Буду просить, чтобы на следующий год одна из сборных проекта (если это будут два возраста) играла с клубами ВХЛ.
– Будущее проекта уже известно?
– То, что будет один возраст – сборная 1999 г.р. – это уже практически точно, о наличии второй команды 2000 г.р. станет известно после юниорского чемпионата мира.
– Кем вы видите себя в следующем сезоне: главным тренером новой сборной или, может, менеджером проекта?
– Какова бы ни была моя должность, я никогда не уйду от тренерской деятельности, буду находиться на льду.
– Нет усталости от настолько напряженного сезона?
– Конечно, есть. Мы работаем каждый день с девяти утра до семи-восьми вечера, иногда и десяти плюс игры и разъезды. Но усталость компенсируется интересом и той радостью, которую приносит эта работа. Иногда устаешь так, что вообще не понимаешь, что вокруг происходит, но я счастлив, что занимаюсь той работой, которая мне нравится.