— В этом безумном сезоне вам пришлось уже побывать на тренерской скамейке. Не появилось желания остаться там?
— В свое время провел восемь матчей в роли главного тренера в «Нефтехимике», с тех пор прошло много времени, но сейчас я убедился — не мое. Даже растерялся немного. Вместо советов выкрикивал какие-то хоккейный лозунги, типа «давай-давай», «пацаны — вперед» или «отрабатываем назад». А что-то сказать по делу не мог. Хорошо, что был Сергей Душкин. Он отлично сработал. Я же, скорее, морально помогал.
— Я думал, что если уж когда-то поработаешь главным тренером, то растеряться невозможно.
— Вы посчитайте сколько времени прошло с того момента в Нижнекамске. Да и потом у меня там помощники были. Помните связку Андрей Назаров — Игорь Калянин? Последний вел всю игру, а главный был генералом, который смотрит на всё со стороны. Но ассистентом я никогда не работал, так что мне было очень сложно.
— Вы ведь могли и без Душкина игру провести. Насколько я помню «Барс» в этом время был в Ханты-Мансийске.
— Да, пришлось очень сильно постараться, чтобы привезти тренера, а также несколько хоккеистов. Причем, времени не было, наши парни поспали только в самолете перед матчем.
— Тяжело смотреть хоккей со скамейки, особенно если все время находишься на трибуне?
— Совершенно другой ракурс. Все воспринимается иначе. Я отвечал за защитников, так как сам выступал в обороне. Чем смог — тем помог, но вся нагрузка была на Душкине. Он вообще молодец. После Высшей лиги прийти в команду, где выступают мастера совершенного другого уровня — очень тяжело. Но нашел правильные слова для таких хоккеистов, как Азеведо. Закрывая тему, скажу, что я был на скамейке исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств. Никаких планов тренировать у меня нет.
— Сергей Душкин сможет заменить Дмитрия Квартальнова?
— Думаю, что нет. Каждый на своем месте.
— То есть главному тренеру «Ак Барса» ничего не угрожает?
— Даже нет никаких мыслей об увольнении Квартальнова. А за что? За то, что мы проиграли «Амуру» 1:7? Наша команда идет на первом месте. Я согласен с тем, что мы не показываем хоккей, который от нас ждут. Нет той игры, что была в прошлом сезоне: искрометной, живой, интересной. Но абсолютно понятно, почему это происходит.
— Почему?
— У нас не было 16 игроков основного состава, выбыли два основных вратаря, все видели наши кадровые проблемы. Но в сентябре был полный состав, Дмитрий Квартальнов одержал семь побед подряд. Меня удивляет, что тема отставки вообще всплывает. Обычно об этом говорят в клубах, которые не попадают в зону плей-офф, или борются за попадание в восьмерку, или у них серия из крупных поражений. Но у нас даже в таблице все отлично.
— Вы все время говорит о позиции в турнирной таблице. Спорить действительно трудно. Но, мне кажется, что клубы вашего уровня должны смотреть на перспективу. А позволит ли такой хоккей победить? А что будет, когда надо побеждать в серии до четырех побед?
— Согласен полностью. Задача «Ак Барса» — выиграть Кубок Гагарина, а минимально достойный результат — финал. Но сейчас мы провели всего 22 матча, иногда не показывали на льду то, что хотим увидеть, но этому есть вполне разумные объяснения.
— Пандемия.
— У нас переболела вся команда. Мы видим сейчас стабильный ЦСКА, но у них кризис был до начала сезона, а «Ак Барс» пострадал прямо во время чемпионата. Мне понятно, почему вы требуете хорошего результата, почему об этом говорят болельщики. Но дайте нам время прийти в себя, потерпите немного.
— Сколько?
— Сейчас в чемпионате будет перерыв. Мы придем в себя, потренируемся, хорошо поработаем. Вы не забывайте, что и календарь «Ак Барса» ранней осенью был заточен под Кубок Шпенглера. За 11 дней мы провели 6 матчей, что тоже сказывалось на качестве хоккея. Но теперь тяжелый отрезок позади.
— Так сколько времени?
— Поговорим в конце декабря и тогда вы скажете, есть ли у нас проблемы. Тогда можно поспорить, та ли мы команда, которая может выиграть кубок.
— Вы вспоминаете семь побед подряд. Вроде бы, спорить не с чем. Но до этой встречи было поражение от «Витязя» со счетом 0:4, да и нельзя сказать, что в победных играх все было идеально.
— Мы сыграли с топ-клубами и обыграли всех, кроме «Локомотива». Вы вспоминаете матч с «Витязем», наверняка, хотите сказать и об игре с «Амуром». И эти две игры немного омрачают нам общую картину, но это неправильно.
— Вам нравится, как играет «Ак Барс»?
— Нравится. Я не про нынешнее положение, а про ту же победную серию из семи матчей. Сейчас проблемы есть, команда «не звенит», как это было в прошлом сезоне, но мне понятно, почему так происходит. Опять же если вы вспомните, то летом у нас иностранцы приехали не в то время, когда требовалось, а, прибывая, заболевали. Весь сезон такой. У всех.
— А еще у вас слишком много игроков. Мы упоминали ЦСКА, но сейчас у них нет такого, что было в прошлых сезонах. Там только-только сформировалось первое звено, там нет 12 претендентов на топ-6, а у вас немного иначе.
— У нас пять звеньев, но вы видите, что в нынешнее тяжелое время и этого не хватает. Скажу, что мы вошли в бюджет, у нас потрачено всего 850 миллионов рублей из 900, так что не думаю, будто игроков много. Да и потом, еще раз прошу потерпеть до декабря, когда все будут в форме, когда мы потренируемся.
— Рассказывают, что Дмитрий Квартальнов срывается на игроков, массажистов, техников. И это уже ваша проблема, как генерального менеджера. Каждый сотрудник клуба должен приходить на работу с радостью, а не со страхом нарваться на гнев.
— Никаких срывов нет, появляются какие-то рабочие моменты, но не более того. Когда проигрываешь 1:7, понятно, что настроение не очень хорошее, причем, не только у главного тренера, но и у меня, у персонала. Клуб нашего уровня не должен допускать таких неудач, но это спорт и такое может случиться с каждым. Есть и плюсы — эти проблемы появились в регулярном чемпионате.
— И я благодарен за возможность видеть его спектакли на пресс-конференциях. Но жизнь внутри команды — это другое. Нет ли у вас ощущения, что все вокруг уже утомлены его поведением.
— Нет, сто процентов.
— И между тренером и ветеранами все в порядке?
— В полном. Между Данисом Зариповым и Дмитрием Квартальновым появилась «химия», они понимают, что делают одно дело и шероховатости, если они и были, ушли. У нас сейчас у нас все отлично.
— Но Данис Зарипов играет мало.
— Сейчас он болеет.
— Когда был здоров, то играл мало, да еще и в звене с Дыняком. Стоило Данису дать больше 15 минут, как он сразу оформил дубль.
— Не стоит забывать, что Данис уже в статусе ветерана и ему сразу сказали, что часть матчей он пропустит. И тренерский штаб прекрасно это понимает. Но я точно могу сказать, что Дмитрий Квартальнов постоянно общается с Данисом. В раздевалке у нас все хорошо.
— Теперь еще одна важная тема — Александр Хованов. Парень приехал из-за океана, хочет играть, но у него какие-то серьезные проблемы с главным тренером. При этом суть претензий непонятна. Квартальнов говорит общими словами, к нападающему тоже за комментарием обращаться нет смысла. Из Казани идут какие-то слухи... Вес лишний придумали.
— Почему придумали про вес? Когда он вернулся из Америки, то у него было лишних восемь килограммов, а это парень 2000 года рождения! Но я не хочу ни в чем обвинять Хованова. Он старается, принимает ту работу, что дают. До последнего времени был в составе первой команды.
— А сейчас играет за «Барс».
— Потому что не воспользовался шансом. Я помню матч в Нижнекамске, где у него было второе большинство, он выходил на лед с Азеведо и Да Костой и ничего не показал. Плюс что-то у него в голове происходит, но я списываю это на молодость. Он должен осознать, что в таком возрасте он должен работать, работать и еще раз работать. Посмотрите на Емеца и Марушева. У них не было места в составе «Ак Барса», но они его заработали. Но у Хованова еще будет шанс.
— Как вы отнеслись к тому, что Александр удалил из инстаграма все фотографии в форме «Ак Барса»?
— Этого понять не могу, как и разговоры об обмене. Чуть что — обмен, ну куда это годится?
— Вы его меняете?
— Нет. Только если будет уж какое-то совсем шикарное предложение, которое устроит клуб. Но такое предложение может быть по поводу любого хоккеиста. Отдавать Александра только для того, чтобы он где-то в хоккей поиграл, мы не будем. Пусть он здесь доказывает. Я общался с Ховановым. Это очень умный парень, и во время бесед мы с ним находили общий язык.
— Так чего ему не хватает?
— Опыта, всё-таки на взрослом уровне он ещё не играл. В этом плане игры в ВХЛ должны пойти на пользу. Ему нужно проявить характер и терпение. Остальное все при нем — руки, голова.
— Раз уж перешли к слухам про трейды. Что за история про обмен Виктора Тихонова в «Спартак»?
— Не было никаких оснований говорить об этом.
— Так что вообще новости на ровном месте появляются?
— Не буду скрывать, что мне звонят и предлагают какие-то варианты. Но так было всегда. Дедлайн в КХЛ будет 27 декабря. До этого момента может всякое случится, но на данный момент нельзя говорить, что мы даже на пороге какой-то сделки. Я еще раз вернусь к началу нашего разговора. Мы сейчас дождемся перерыва, поработаем, а уже только потом можно будет делать выводы, с кем пойдем дальше, а с кем нет.
— Теперь моя любимая тема — Никита Дыняк. Почему вы не видите, что есть противоречие, когда клиент сына Дмитрия Квартальнова играет в «Ак Барсе». Это конфликт интересов.
— Я же не могу запретить Никите Квартальнову быть агентом, приезжать в Казань. Да и потом, а назовите еще клиентов Квартальнова в нашей команде?
— Был еще молодой парень, которого неожиданно подняли из МХЛ в прошлом сезоне.
— А еще есть Артур Бровкин, который сейчас поднялся из «Ирбиса» в «Барс» и у него очень хорошие перспективы.
— И ему будут припоминать, чей он клиент, когда он пробьется в первую команду. И пусть это несправедливо, ведь тот же Бровкин в полном порядке, но это конфликт интересов.
— Посмотрите, кто у нас в этом сезоне перешел из ВХЛ в КХЛ. Емец — агент Ушаков, Марушев — Бабаев, Богатых и Лучевников — Черных, Фазылзянов — Бабаев. Ни одного клиента Никиты. Но появится Бровкин и вы будете про это говорить?
— Буду.
— При выборе игроков в состав команды имя его агента не играет вообще никакой роли, только спортивная составляющая.
— В НХЛ хоккеистам объявили, что они могут искать работу на два месяца. У вас есть шикарный актив — Михаил Сергачев.
— Есть ещё Андрей Свечников, он наш воспитанник и его на топ уровень вывели в нашей школе. Мы пока не думали на эту тему, так как ждем ноябрьской паузы, в которой планируем хорошо поработать. Только после этого можно будет о чем-то рассуждать. Могу сказать, что пока мы вернули нашего воспитанника Артемия Князева, чтобы он получил игровую практику перед молодежным чемпионатом мира и помог сборной. Парень 2001 года рождения, видим у него большие перспективы, сейчас он играет за «Барс».