Корреспондент "СЭ" встретился в Челябинске с одним из самых титулованных тренеров России, трехкратным чемпионом страны
Валерий Белоусов, великий и ужасный, размяк. Прежде отнекивался от всех интервью - а нынче привечает корреспондента в Челябинске. Приглашает вместе отобедать - и успевает, прихлебывая супчик, разбираться с веселыми вопросами. Объясняет завхозу, какие матрасы заказать хоккеистам на базу.
БИЛЛ - ОН СВОЕОБРАЗНЫЙ
- А начал работу с того, что заставил на базу купить проектор. Прежде стоял маленький телевизор, на нем игры разбирали. Что в таком разглядишь-то? А сейчас - во всю стенку…
- Другое дело.
- Если честно, я хотел взять паузу на год, не работать. Но вот потянуло назад. Местные корреспонденты спрашивают: "Зачем вам это надо?" А другой договорился: "Вы камикадзе?" Да, отвечаю, я - камикадзе. И мне это надо. 13 лет скитался по стране, в Челябинске почти не был.
- Вас ведь звали в "Трактор" летом?
- Я не стал дергаться. Обычно серьезно приглашают, а здесь прощупывали: "Может быть, консультантом…" Нет, отвечаю, не пойду. Консультировать - это некрасиво по отношению к тренеру.
- "Живое" место?
- Если б согласился быть консультантом - вот тогда пришел бы на "живое". Потому что консультант - всегда преемник. Ответил: "Пусть парень работает спокойно". А вот недавно позвал лично губернатор. Я согласился. Не вышло из меня пенсионера.
- За пенсионным удостоверением не пошли?
- Нет. Жену отправил.
- Будете тренировать до 74, как Бесков?
- Не знаю. Молодежь подпирает.
- Андрей Назаров говорил, что порой сталкивался с тяжелым отношением старых тренеров.
- Если б Назаров обратился - я бы ему все рассказал, что сам знаю. Только молодежь ни о чем не спрашивает, им не надо. Я всегда приглашаю на сто грамм после матча, у меня стол для коллег накрыт. Кто хочет - тот заходит.
- Все заходят, кроме Билялетдинова?
- Билл - он своеобразный… Для меня главное - пригласить. Не хочет - значит, не хочет.
62? НУ И ХРЕН С НИМ
- За какую отставку в жизни особенно обидно?
- За омскую.
- Цыгуров мне говорил про свою омскую отставку: "Не простил и не прощу никогда".
- Вот и у меня то же самое. Хоть я и не злопамятный. В какой-то момент от обиды махнул рукой: а-а-а, не буду больше тренировать. Дело не в том, что в отставку отправили, - даже не сказали, из-за чего. А я в город каждый год медали привозил.
- Удар для вас?
- Страшный. Работал-работал, плей-офф впереди, шли на шестом месте. За два дня до Нового года позвонил Бардин (генменеджер "Авангарда". - Прим. "СЭ"): "Ты уволен". Все. Представляете, какой праздник получился?
- Бардин мне говорил: "Белоусов неправильно себя повел". Это как?
- Вот мне бы кто объяснил - как это, "неправильно"? Впрочем, догадываюсь. Однажды не сдержался. Мне предложили вратаря поменять в перерыве - а я одному из начальников планшетку сунул: "Вот и тренируйте сами". Ненавижу, когда со мной жестко разговаривают - сразу хочется встать и уйти. Еще у Величкина в Магнитке была привычка - являться в раздевалку в перерыве, если проигрываем: "Вашу мать, как играете?!" Один раз ему сказал: "Геннадий Иваныч, выйди". В раздевалке я хозяин. Если интересно - приходи на разбор после матча.
- Вы смотрели на "Трактор" с трибуны. Какая проблема бросалась в глаза?
- Я на "Трактор" с трибуны не смотрел.
- ???
- Только по телевизору. Никто меня на трибуну не приглашал - и было немножко обидно. Я мог бы и билет купить, несложно - но хотелось солидности. Чтоб абонемент вручили. Что-то я для "Трактора" сделал. А по билету на хоккей ни разу в жизни не ходил.
- Если б не было в вашей жизни сейчас "Трактора" - как строился бы день?
- Всю жизнь провел в хоккее - а своего угла, дачки не было. Садовый участок очень хотелось, хоть клок земли. Все думал: почему жизнь прошла, а вот этого - не было?! И купили с женой два года назад. С таким удовольствием копаюсь в земле! Это теперь мое хобби. Еще рыбалка. В пятидесяти километрах от Челябинска есть домик на озере Аргаяш - специально, чтоб рыбачить. Все родственники собираются в этом имении - и дочь, и внучка! Я наслаждался!
- В огороде копались?
- Недавно начал - и весь перекопал. Жена: "Да хватит тебе!". Поразился - силенки остались. Еще за компьютером сидел.
- Я думал, вы не знаете, с какой стороны его включать.
- Да я постоянно за компьютером! На рынок стал ходить, в ценах разбираюсь. Знаю, какую сметану брать, какое молоко. Прежде не обращал внимания на цену. Наберешь тележку, отдашь деньги - а сдачу и не пересчитываешь. Потом в автомобиль - и на дачу.
- Какая у вас машина?
- "Мицубиси Харизма".
- Это на ней вы помчались когда-то в Омск, едва получив приглашение?
- Из Омска за мной "Мерседес" прислали с двумя водителями. Вечером уехали - а в 11 утра я уже тренировал "Авангард".
- После омской отставки не задумались - "а может, я действительно старый"?
- Какой же я старый, если каждый год медали выигрываю? Так люблю с молодежью возиться - не чувствую ни возраста, ни головных болей. Ни-че-го. Мне некогда болеть. Смотрю, как ребята в "Тракторе" прибавляют - и настолько приятно… Когда 60 исполнилось, задумался: елки-палки, а осталось-то чуть-чуть. Сейчас все иначе. 62? Ну и хрен с ним. Вот если б на пенсию ушел, начал бы хиреть.
ПРИКАЗАЛ ОТОБРАТЬ АВТОМОБИЛЬ У ЧЕРЕПАНОВА
- Объективное место для нынешнего "Трактора"?
- В восьмерке быть должны.
- Имей вы возможность пригласить трех любых хоккеистов - кто бы это был?
- Своих бы вернул, Костю Панова в первую очередь. Кто у нас еще, челябинские-то ребята? Вертелись же в голове фамилии… Защитник Войнов играет где-то в Канаде, его бы вернул. Жалко, Скачков ушел - он бы нам помог. Можно еще одного?
- Вам еще и не то можно.
- Нужен хороший легионер - беру Ягра. А предсезонку, набор хоккеистов, надо было начинать с вратаря. Алистратов хороший мальчишка - вырастет в отличного голкипера, если не уедет куда-нибудь. Жалко будет, если заберут.
- Пытаются?
- Алистратова - нет. Вот Женьку Кузнецова готовы увезти прямо сейчас. Убеждаю его: "Отыграй два года в Челябинске, я буду доверять. В "Вашингтон" поедешь взрослым, игроком сборной. Тогда все сложится, как у Малкина".
- Парень уровня Малкина?
- Думаю, да. Напористый мальчик. Пообещал не уезжать. В Америке его прокрутят и загубят. Вернется сюда же со сломанной психикой. Вот Дадонов вернулся.
- Самое сложное решение за последнее время?
- Принял "Трактор". Принять-то легко - а дальше что? Но меня задело: тут один написал, что Белоусов умеет работать только с элитными командами…
- Давайте тогда о другом. Мать Черепанова говорила: "Останься Белоусов в команде - сын был бы живой".
- Думаю, да. У меня никто из игроков не пропал, даже не спивались. Смущает один момент: когда Алеша был у меня в руках, он кроссы бегал лучше всех в "Авангарде". Я за ним круглые сутки следил. Помню наш последний разговор: "Ты мечтал об НХЛ? Забудь о ночных поездках. Забудь про девочек". Вокруг Черепанова появилось много друзей, всегда полная машина была. Когда шла предсезонка, Черепанов купил BMW. Начал кататься по ночам. Девочки, туда, сюда… Так я приказал автомобиль у Черепанова отобрать. На базе поставил охранника.
- Около машины?
- Около самого мальчишки. Чтоб приходил в 11 часов и ложился спать. Вот за Кузнецовым точно так же слежу. А тогда мне Курьянов позвонил прямо из Чехова - это был просто шок. Черепанов крепкий парень!
ВЫГОНИТЕ К ЧЕРТУ ЭТИХ ТАФГАЕВ!
- Это ведь вы его отыскали?
- Он играл в молодежной команде, а я каждый день смотрел за фарм-клубом. Тренер все на него жаловался - плохое поведение. То Черепанов водой кого-то обольет, то шлем бросит, то клюшку, то тренер Игорь Петрович у него не такой. А я прикинул: пацан-то хороший, на следующий год подпускать буду. Забрал к себе на тренировку, чтоб со взрослыми мужиками пооббился. Разок выпустил - так он сразу забивать начал! Моментально влился!
- Помните, как Симпсон его лупил?
- Да у меня сердце кровью обливалось. Не могу понять этих людей - если уж хочешь подраться, найди такого же. Зачем нашу-то звездочку? Кто он вообще такой, этот Симпсон?
- Будто не вы посылали Назарова драться в Ярославле.
- Да он сам выскочил, засранец! Я ему втолковывал: "Никуда не лезь". А когда знаменитая ярославская заваруха началась - через меня перепрыгнул, и туда. Что натворил… Но они сами хороши - Ягра лупили втроем. Вот Назаров и начал их крошить. Потом рассказывает: "Когда мне их разбирать-то было?" Всех в кучу свалил - потом еще со скамейки вытаскивал. Но это все ерунда по сравнению с тем, что в Чехове было. Вот там ужас.
- О чем думали, когда смотрели?
- Зачем нам такой хоккей? Выгоните вы к черту этих тафгаев! Кого мы веселим-то? Хорошо, сейчас Веро дали семь игр. Так и надо. А еще лучше - до конца сезона, чтоб его отправили отсюда. Минуту отыграли, полез драться - и едет потом, радуется. Ну не дурачок ли? Помню, в Омске Веро подрался со Свитовым. На прощание нашему говорит: "Продолжим в Чехове". Первый период отыграли, Веро все кружит вокруг него: "Давай драться". Свит отвечает: "Да подожди ты, в третьем подеремся…" Я хозяину команды говорю - ты уж не бей наших, хватит. Отвечает: "Только ради тебя - сегодня ничего не будет". Свитов спрашивает: "Что делать? Веро все драться зовет" - "Не лезь, - отвечаю. - Я договорился с руководителем, ничего не будет". А счет уже 6:1. И с третьего периода от греха Свитова убираю. Веро мимо нашей скамейки проехал - Свитова ищет. Меня спрашивает: "Где он?" Иди, отвечаю, в раздевалку, Свитов там сидит. Вот и подеретесь.
КНИЖКА КИНГА - ПОЛНАЯ ЕРУНДА
- Виктор Тихонов скопил целый шкаф блокнотов. Вы хоть один сохранили?
- Вот они, все со мной. Смотрите. Этот, последний, еще из Магнитогорска.
- Говорили, что в Магнитке вы после неудачных матчей отправляли своих вратарей к экстрасенсам.
- Бывало. И в "Тракторе" 90-х тоже было. С предсказателями работали. Но кто постарше - тот экстрасенсам не верил. Клоунов-то много. Случалось, какие-то люди напрашивались: "Возьмите в команду, я лучше Гомоляко…" Пойдем, говорю, посмотрим. Вышел на лед - и упал.
- Вам пяти минут достаточно, чтоб понять о хоккеисте все?
- Мне достаточно посмотреть, как он клюшку мотает. Или коньки зашнуровывает. Думаете, это просто?
- Кто-то из ваших бывших хоккеистов сказал: "Белоусов не орет".
- Никогда не орал. Ни разу в жизни. У меня ни разу не было конфликта с игроком, всегда уходил от этого. Конфликт-то создать можно каждую минуту. Думаете, Белоусов все знает? Ох, как часто бывает - команда проигрывает, и не поймешь почему. Круглые сутки думаешь. Вот как "Трактор" мог шесть игр подряд проиграть?
- Шуплер проспорил Озолиньшу - и потом вынужден был гарцевать на белом жеребце по Риге. Вы бы так могли?
- Я с игроками никогда ни на что не спорил.
- Почему?
- Нельзя себе такого позволять. Боже упаси. Меня даже не пытались втянуть в это дело.
- На лошади сидели хоть раз в жизни?
- Ни разу.
- Михалев написал книжку. Что вам мешает?
- За меня напишут, только подсказывай. Но не хочу. Неудобно как-то книжки писать - после Тарасова или Чернышева.
- Книжку Кинга читали?
- Конечно, читал. Интересно сказку-то почитать.
- Полная ерунда?
- Да еще какая ерунда. Всю грязь собрал, я вот это больше всего не люблю. Видать, от злости, что его выгнали. Были в блокноте какие-то наметки: "Были там-то, видел голодную собаку, человек сидит и голову от рыбы жрет…" Ну жрет и жрет. Нравится ему. Тебе-то что? Пишет, что у Куприянова постоянно при себе сумочка, набитая деньгами. У тебя карточка, у него нет карточки - при себе носит.
- Вас эта книжка задела?
- Читаешь - и смеешься. Такой "Крокодильчик".
ИЗ ИНСТИТУТА БЕЖАЛ К ТАРАСОВУ
- Последние слезы в вашей жизни?
- Когда с "Магниткой" проиграли "Ак Барсу" в полуфинале "Востока" решающий матч. Такие нелепые голы, Федоров отказался играть и дома, и в Казани… Я почувствовал - всё!
- Вы разобрались, почему Сергей Федоров отказался играть?
- До сих пор не знаю. Говорит, отравился. А чем он отравился - кто его знает? Когда сделали счет в серии 2-2, вернулись в Магнитогорск. Он с вечера нормальный был. Наутро приходит: "Не могу играть".
- Когда-то вы Виталия Прохорова просили сыграть недолеченным - тот вышел и сыграл. Федорова не просили?
- Федоров - такой человек… Как просить? Твердит: "Не могу, не могу".
- Для вас это осталось загадкой?
- Загадкой осталось. Но я - догадываюсь.
- У вас в 2006-м тоже организм сдал. Сердце?
- Это мы с "Авангардом" в овертайме "Магнитку" обыграли, попали в финал. С сердцем все было в порядке, ноги отказали. Пришел в тренерскую, сел на диван - и не могу подняться. Тело тяжелое, в душе опустошение. Хочу к ребятам пойти, поздравить - а ноги-то и не работают. Шастина отправил: "Скажи ребятам что-то хорошее". А потом потихоньку-потихоньку отпустило. Доктор с нашатырем прибежал. Обошлось без "скорой".
- У Быкова заставлены полки книжками по психологии.
- А я вот что читаю - "Хоккей: теория и практика".
- Мне казалось, вы такие писать должны.
- А вы знаете, много интересного! Век живи, век учись! Мне интересно - посмотрите, сколько наподчеркивал. С предисловием Павла Буре.
- И предисловие осилили?
- Разумеется. Но я уверен: придумывать можно что угодно. Но все должно быть приближено к игре. Если не приближено - и не надо такое тренировать. Было ведь, что на льду со штангами занимались. Железо ворочали. Через ворота на коньках прыгали.
- Это у Тарасова было.
- Между прочим, я к Тарасову ходил на специализацию. Сбегал из института, чтоб только успеть. Знаете, как он с нами разговаривал? "Вчера была игра, "Динамо" против "Спартака". Ты тренер этой команды, ты - динамовский. Разбираем". Не дай бог сказать, что вчера на игре не был - сразу выгонял.
- И вас?
- Меня - никогда. Я приехал в Москву - а что мне делать вечером? Только на хоккей. А в четверг на самолет, и домой, жена ждала. Я с ней интересно когда-то познакомился. Девочка мелочь на ладони считала, не хватало на что-то две копейки. "Вам добавить?" - "Не надо". Но я давно за ней наблюдал, знал, где искать - она работала продавщицей. Пришел к ней однажды в магазин - якобы обувь померить. Сорок лет живем. Знаете, о чем мечтаю?
- О чем?
- Много лет не был в своем Новоуральске. Заезжаю в Тагил - там живет теща, 93 года. До родины вроде 60 километров, но просто так не заедешь, пропускной режим. Только на кладбище к родственникам заглядываю. Проведаю - и в Челябинск. Мечтаю пройти по местам, где родился.
БЫЛИ РАЗГОВОРЫ НАСЧЕТ "АТЛАНТА" И "СПАРТАКА"
- В вашей жизни были чудеса?
- 0:3 проигрывали Евролигу швейцарцам. Выиграли 5:3. Помню собственный гол, который сделал "Трактор" бронзовым призером. Я один на один выходил, сбоку зацепили - буллит. Смотрю - все наши головы в плечи втянули, страх. Эх, думаю, я же капитан - исполню сам. Показал Василенку, что буду бросать в одну сторону, а сам - в другую…
- Вас хоть раз звали тренировать московские клубы?
- Звали главным тренером в сборную - до Крикунова. 2004 год. Были недавно разговоры насчет "Атланта" и "Спартака", но я выбрал "Трактор". Что такое Москва? Прилетаем с "Атлантом" играть - по три часа добираемся до гостиницы. Кошмар. Пешком быстрее дойдешь.
- От какой страны в вашей жизни - самые мрачные воспоминания?
- Китай 87-го года. Мы там часов тринадцать ехали на автобусе. Глядели, как китайцы строем ходят, кругом плакаты с Мао. Грязища, какие-то тележки… А вот японцы мне уже 25 лет открытки шлют на все праздники. Я с одним клубом за три года три золота взял. По три-четыре в каждой игре забивал.
- Самое смешное ЧП на вашей памяти?
- В Магнитогорске у меня были пацаны - ты им палец дашь, они руку по локоть оттяпают. Как-то в Чехии 16 часов куковали в аэропорту. Долетели до Москвы - и оказалось, чартер нас не дождался. А на следующий день играть с "Динамо". Пока ждали другой самолет, смотрю - наших двоих милиция под руки уводит. Достали бутылочку, начали распивать.
- Отчисление, которое далось тяжелее всего?
- 2000 год. Почти всю команду разогнал, ведущим сказал: "Ребята, хватит. Идите по командам, еще годика три-четыре поиграете. А иначе болото нас засосет - все пропадем…" Я больше их переживал. И слезы были, и слюни.
- Чем дело закончилось?
- На следующий год опять стали чемпионами. Команда была великолепная, один Гомоляко чего стоил. А Разин - Гусманов - Гольц - это вообще шедевр.
- В сегодняшнем хоккее Гомоляко возможен?
- Такой головы и рук в нашем хоккее нет. Если раскатится - делать нечего, такого не сдвинешь.
- Сколько он весил?
- И 115, и 130.
НЕ ДУМАЛ, ЧТО ЗНАРОК БУДЕТ ТРЕНИРОВАТЬ
- Недавно одна газета подсчитала, сколько раз вы уводили команду со льда.
- Помню, в Новосибирске уводил. Счет 3:2, остается 30 секунд. Я вратаря снимаю, нашего игрока бьют - так, что через голову летит. Свистка нет, нам загоняют в пустые ворота - 4:2. Говорю: "Вы что делаете-то?! Так нужен вам этот кубок - да заберите…" И увел команду.
- Правильно сделали, что увели?
- Нет. Был еще случай: "Магнитка" только начала поднимать голову, играем в Москве финал с "Динамо". Я был вторым у Постникова. Сравниваем счет - 4:4, чистый гол. Не засчитывают, ребята кидаются на судью - тот дает одному десять минут, другому… Говорю Постникову: "Уводи команду! Надо Москве показать зубы!"
- Показали?
- Да. Постников волновался: "Что будет?" Да ничего не будет, отвечаю. Не бойся. Судьи посовещались - гол засчитывается, все "десятки" отменяются. Тот матч проиграли 4:5. Но топтать себя не позволили.
- Самый странный арбитр на вашей памяти?
- Бокарев из Казани. Вот это красавец, что угодно мог натворить.
- Тарасов писал в книжке, что из Юрзинова никогда тренера не выйдет. Есть молодой тренер, чьи успехи для вас удивительны?
- Знарок. Вот уж не думал, что будет тренировать. Наш, челябинский парень, задиристый. Все клюшку держал одной рукой, как в хоккее с мячом. Так Кострюков ему взял, да и привязал перчатку к клюшке.
- А Знарок?
- Руку вынимал. Пустая перчатка на клюшке болталась.
Юрий ГОЛЫШАК
Челябинск - Москва