FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

12 апреля 2011, 15:20

Сергей Федоров: "25 лет в профессиональном хоккее дают о себе знать"

Форвард магнитогорского "Металлурга" Сергей Федоров подвел итоги сезона в интервью клубному сайту.

НЕ ТРАТИЛ ЛИШНИЕ СИЛЫ В РЕГУЛЯРКЕ

- С моей позиции еще сложно говорить об итогах, ведь когда ты совсем недавно завершил сезон, не все мысли еще пришли в порядок, прошло слишком мало времени. Тем не менее, знаю одно: все ребята выложились и сыграли на самом высоком уровне, все очень сильно прибавили в игровом плане. Поэтому, если можно так сказать, у нас и получился такой прорыв до финала конференции, где победитель был определен лишь в седьмом матче, - сказал Федоров. - Что касается этих двух лет в целом, то сезоны и правда получились совершенно разными по своей динамике. В первом сезоне я присматривался, привыкал к новым ситуациям на льду, в жизни, к партнерам и тренерам, к правилам игры на больших площадках. Второй сезон выдался более эмоциональным и насыщенным хорошими игровыми моментами и матчами. Хотя я хочу заметить, что еще в первом сезоне удалось сыграться со Станиславом Чистовым и показать хороший результативный хоккей. Я доволен судьбой, доволен тем, что я оказался в "Металлурге", я благодарен президенту клуба Виктору Рашникову, потому что именно он сделал абсолютно все возможное, чтобы моя дорога привела меня в магнитогорскую команду и буду благодарен ему до конца своей карьеры и жизни за дальновидность и понимание, ведь у меня была возможность сыграть в настоящий взрослый хоккей со своим братом Федором, а для нашей семьи это было очень важно. Надеюсь, что мы его не разочаровали.

- В этом сезоне в плей-офф ваша результативность серьезно выросла. Причина в сверхмотивации, о которой упоминал Кари Хейккиля или в большем количестве времени, которое вы стали проводить на площадке?

- Мотивация у меня была всегда, потому что без нее просто нельзя играть на таком уровне. Любой профессиональный спорт невозможен без психологической инициативы. Что касается времени на льду: да, его у меня ощутимо прибавилось. В двух прошедших регулярных чемпионатах у меня получалось играть по 12 - 13 минут. Я спрашивал себя: "Почему что-то не получается? Почему игра не идет так, как шла раньше?". А потом посмотрел статистику и понял, что именно показатель времени и играет ключевую роль. Однако я рад и даже немного удивлен тем, что в этом году сразу после завершения регулярного чемпионата Кари Хейккиля дал мне больше игрового времени. Это сразу положительно сказалось на моей игре и на моей статистике. Теперь можно спокойно и совершенно четко определить: чем больше я времени провожу на льду, тем более результативной получается игра.

- Хейккиля сам принял решение о количестве вашего игрового времени или у вас состоялся разговор с тренерским штабом?

- Тренер сам принял это решение, никакого разговора на эту тему, конечно же, не было. Я делал все возможное на льду и показывал своей работой на тренировках и в играх, что я готов на большее и хочу этого большего. Но я всего лишь игрок, так что тренерский штаб сам принимал решение.

- Много игрового времени это большой плюс, но нельзя сбрасывать со счетов и ваш возраст. Он не мешал?

- Нет, не мешал, а даже помог. Тут как получилось: возможно, эти 12 - 13 минут игрового времени в регулярке помогли сохранить эмоции, высокую мотивацию и физические силы для трех раундов плей-офф. Я просто не тратил много сил в "гладкой" части чемпионата. Я думаю, было бы намного сложнее физически и морально, если бы я играл весь сезон в таком высоком темпе. В любом случае плей-офф не прошел бы ниже по энергии, игре или результативности, но мне было бы намного тяжелее. Это точно.

- И все же весь "Металлург" с трудом входил в игры "на вылет", заставив болельщиков поволноваться уже в серии с "Югрой". Это не стало для вас сюрпризом?

- В этом плане для меня уже давно нет никаких неожиданностей и сюрпризов. Я четко представлял, как и в каком ключе играем мы. Также по встречам в регулярке я примерно знал, как будет действовать "Югра". Да, у нас были определенные проблемы в этом раунде. Пожалуй, пока мы не выиграли третий матч, не было даже особой уверенности в том, что мы пройдем команду Шепелева. Игра и правда была вязкая, а "Югра" очень техничный клуб: у них система командной игры была отработана даже получше, чем у нас. Но нам помогло индивидуальное мастерство наших игроков, и именно это решило исход серии.

- В начале плей-офф складывалось впечатление, что магнитогорские игроки не совсем готовы физически.

- Дело в том, что с первых дней января мы много тренировались, много работали индивидуально не на льду, а на земле - в зале со штангой, с различными весами. Это, конечно, сказалось. И на протяжении всего сезона в целом каждый день, кроме выходных, мы занимались физической подготовкой, делали массу упражнений и в итоге выполнили огромный объем работы. Так вот, где-то это было оправданно, а где-то, особенно в январе, тренировок уже было многовато. Физически мы и правда добавляли уже по ходу серий с "Авангардом" и "Салаватом", но это нормально. Так что впечатление оказалось не ошибочным, это правда.

ЗАБЫЛИ О ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ С "АВАНГАРДОМ"

- Перед четвертьфиналом розыгрыша Кубка Гагарина слышали о принципиальном характере противостояния "Металлурга" и "Авангарда"?

- Да, я еще в прошлом году слышал от ребят об этой принципиальности. Но тут необходимо понимать, что даже с приходом в команду двух-трех новых игроков лицо команды и игра команды немного меняются. Поэтому я не зацикливался на этом, а ребята постепенно и сами оставили эти разговоры под конец регулярной части чемпионата. Но когда мы начали играть четвертьфинал, эти мысли вообще ушли, и все пришли к одному выводу: надо пахать, работать и играть, как следует.

- Тем не менее по ходу этой серии "Металлург" оказался в сложном положении, уступая омичам 2-3…

- Тут я хотел бы вернуться к тому моменту, когда мы повели в серии 2-0, выиграв стартовые матчи в Омске. Переехав в Магнитогорск, мы обязательно должны были выигрывать одну игру, и этой встречей должна была быть третья. Но ее мы "успешно" завалили 3:6. Никакого давления и паники в раздевалке не было. Но потом мы вновь не сыграли правильно те технические моменты, которые могли решить исход следующего матча, было три овертайма, проигрыш и дорога в Омск. Преимущество в психологическом плане, обретенное нами после удачных первых матчей, стало улетучиваться. И все же в конце две команды бились из последних сил. Где-то повезло нам, где-то сопернику, но именно мы добились того, чего хотели.

- Как повлияло на настрой магнитогорской команды известие о судьбе главного тренера омичей Раймо Сумманена?

- Основные детали мы узнали уже после игры. Но какие-то вещи и намеки стали нам известны еще утром в день матча. Мы поняли, что может произойти что-то подобное. Первая информация: Сумманен оказался под опекой врачей.

- Отсутствие Сумманена привело к тому, что соперник не смог забросить ни одной шайбы?

- Сложно судить. По поводу снятия тренера в день решающего матча могу одно сказать - это очень неадекватная и ненормальная ситуация для психологического фона команды. Я не считаю, что такие решения помогают команде каким-то образом встряхнуться. Седьмые матчи в плей-офф так не выигрывают. Но необходимо отдать должное сопернику, они смогли показать хороший хоккей.

У УФЫ ТАЛАНТОВ - ВАГОН И МАЛЕНЬКАЯ ТЕЛЕЖКА

- Теперь о серии с "Салаватом Юлаевым". Исход первого матча, в некоторых моментах предопределенный неигровыми ситуациями, сильно повлиял на настроение команды?

- Конечно, об этих моментах ребята много говорили после игры. Однако это повлияло на нас больше положительно, завело нас, хотя во втором матче это не перешло в результат. Мы подумали, что теперь нам должно повезти, решили, что раз уж так получилось в первом матче и нас это подвело, значит, в новой игре все будет в нашу пользу, фортуна нам улыбнется. Мы забыли, что надо пахать и играть против серьезного соперника. Вышли на матч какими-то сонными, спокойными. Но в нашу сторону просто так ничего не повернулось, этого не случилось и не могло случиться. У нас не было спортивной злости, чтобы доказать, что даже если кто-то сыграл рукой, кто-то сыграл еще чем-то, судьи что-то не заметили, то мы все равно можем играть в свой хоккей и продолжать делать то, что мы умеем делать хорошо.

- Показалось, что в седьмом матче у "Металлурга" не было той уверенной комбинационной игры, за счет которой были выиграны пятый и шестой матчи. Все старались действовать индивидуально.

- Да, были индивидуальные моменты. Но в целом мы играли так же, как и раньше, - тройками, все звенья неплохо взаимодействовали. Мы сами виноваты в том, что не использовали те голевые моменты, которые у нас были, а в каких-то эпизодах просто не хватило мастерства. Конечно у Уфы талантов - вагон и маленькая тележка. Мы тоже талантливая команда, но играем немного в ином стиле. Нам надо было решать исход матча в первых двух периодах, но никак не в третьем. Во втором перерыве я почувствовал, что фактор таланта уфимских нападающих и высокая мобильность их защитников не сыграет нам на руку. Я знал, что если мы пропустим, после этого будет крайне сложно добиться положительного результата. Так и произошло. А в основном обе команды играли в скрытый и напряженный хоккей, были четко распланированные и намеченные комбинационные действия как в атаке, так и в защите.

ХОТЕЛ ПОДСКАЗАТЬ КОМАНДЕ И ТРЕНЕРАМ

- Как сказал Глеб Клименко, в раздевалке вы такой же, как на льду, - лидер, спокойный и хладнокровный, не допускающий паники и лишних действий. Вы осознанно взяли на себя роль лидера, повели команду за собой?

- Благодарю Глеба за такие слова. Мне действительно хотелось в разных ситуациях, диктовавших различные решения, помочь команде и тренерам понять, в какую сторону нам лучше двигаться для того, чтобы наверняка сделать ситуацию положительной в нашу пользу. Когда у нас были длинные овертаймы, когда у нас просто были перерывы между периодами игр, я считал нужным высказать свое мнение, подсказать, успокоить, направить нашу энергию в оптимальное русло, которое привело бы нас к победе. Вообще к концу второго раунда мы намного лучше оперировали друг другом внутри команды. Появились лидеры на льду, в раздевалке, в тренировочном процессе, между играми, даже в самолете. Ребята поднимали друг другу настроение, подкалывали и шутили. Томаш Ролинек, Женя Варламов, Виталий Атюшов и Олег Кваша создавали достаточно уютную атмосферу для того, чтобы полет прошел незаметнее. Парни веселые. Это заметно прибавляло оптимизма к нашему психологическому фону. Мы действительно стали командой, которая могла добиться самого высокого результата. Даже когда ситуация была не в нашу пользу.

- Что из ваших советов сработало?

- Практически все сработало. Это не было чем-то глобальным, это были технические варианты во время игры и между периодами. Мы провели пару-тройку собраний, на которых приходили к каким-то полезным выводам. Вот, например, в матчах с "Югрой" у нас сложилась плачевная ситуация с длиной скамейки: лишь 10 нападающих, которые могли играть и нести на себе основную нагрузку матчей. Мы собрались, озвучили, что будет другой ритм, - надо играть быстро, надо играть короткие смены по 20 секунд максимум, при игре в меньшинстве играть надо еще короче, чтобы за две минуты два-три состава выходили на лед несколько раз. Это все сработало тогда и продолжало работать даже в серии с "Салаватом". Чистая техника.

- С кем из партнеров больше всего понравилось играть за эти два сезона?

- Сразу могу отметить Стаса Чистова: мы играем в один хоккей. Мне удалось с ним поработать и поиграть в Анахайме, тогда еще в команде "Анахайм Майти Дакс". Именно там я узнал его как человека и как хоккеиста. Приехав в Россию, я был приятно удивлен тем, что мы вновь будем в одной команде и будем вместе играть. А вообще со всеми ребятами мне было комфортно. В прошлом сезоне неплохо получалось с Тони Койвисто, в этом году Денис Хлыстов с нами играл. Первые месяцы эпизодически я проводил в играх со своим братом Федором. К сожалению, так случилось, что мы не доиграли до конца сезона.

В "САЛАВАТЕ" ДРУЗЕЙ БОЛЬШЕ

- Ваш брат Федор сейчас отлично раскрылся в "Атланте". Чего ему не хватило в Магнитогорске для такой игры?

- Ну, я так думаю, не у Федора не получилось раскрыться, а что-то не сложилось во мнении тренерского состава и менеджера нашей команды на то, в каком стиле они могли использовать Федора, с кем поставить играть. Как я уже сказал, новый тренерский штаб пришел с определенным планом. И там видно, в каком ключе мы должны играть технически. Когда есть такое видение, тренеры всегда знают, какие игроки им лучше подходят. Что-то не срослось. В итоге было принято такое решение, а Федор покинул "Металлург".

- Общаетесь сейчас с братом, может быть, даете советы?

- Ну конечно общаемся. В основном я его поддерживаю, а советов давать уже не надо, если он сам не попросит. В разговоре неизбежно проскакивают какие-то хоккейные моменты, но в основном я ему помогаю чисто психологически.

- Кто выиграет Кубок Гагарина?

- У меня есть свое мнение, но давайте дождемся окончательного результата. Конечно, я болею за своего брата, это несомненно. Но у меня много коллег, товарищей и друзей и с другой стороны. Даже больше, чем в команде Милоша Ржиги. Я просто желаю Федору хорошо провести эту серию. Победит сильнейшая команда.

- Следите за розыгрышем Кубка Харламова? Магнитогорская хоккейная школа движется в правильном направлении?

- "Стальные лисы" еще в прошлом сезоне стали обладателями Кубка Харламова, а это говорит о многом. В Магнитогорске работает Евгений Корешков - прекрасный игрок и достойный тренер, который смог выиграть молодежный чемпионат мира в Канаде, а это настоящее боевое крещение. Опыт и финансовая база у клуба есть, так что все идет хорошо. Ребята, которые сейчас играют за "Лис", знают, что у них есть будущее. А это главное для каждого хоккеиста – знать, что у него есть шанс и возможность расти как игроку и человеку, играть дальше, заботиться о благосостоянии своем и своей семьи. Это серьезный стимул. Много талантливых игроков должны подняться в ближайшие годы и стать настоящими лидерами "Металлурга". Главное смотреть вперед, двигаться вперед, расти и работать, а после любых результатов ни за что нельзя останавливаться на достигнутом!

СПАСИБО НАЗАРОВУ, НО ПАМЯТНИК ПОДОЖДЕТ

- Теперь вопрос, который волнует всех…

- Ну, давайте! (Улыбается.)

- Определились с планами на будущее? Играть, тренировать, быть менеджером?

- На данную минуту могу сказать, что те 25 лет, которые я провел в профессиональном хоккее, дают о себе знать. Тяжело себя ощущаю с таким грузом. После окончания плей-офф, проиграв финальный матч, вся эта моральная и физическая усталость, понимание того, что я уже давно играю, влияют на меня очень сильно. Поэтому мне просто надо подумать, в каком направлении дальше пойдет моя карьера, чего от меня хочет моя семья, чего от меня хотят мои коллеги, чего от меня ожидает хоккейный клуб "Металлург". Да, были собрания, на которых все вопросы хоккейного плана были озвучены. Теперь мне просто надо сесть и поразмыслить как следует. На данный момент я просто не хочу делать поспешных выводов, никого не хочу подводить и не хочу никого вводить в заблуждение. У меня есть время. Поэтому давайте так: возьмем небольшой тайм-аут во всех этих делах, которые меня по-настоящему волнуют. Я сейчас постоянно о них думаю. Если не каждую минуту, то точно каждый час.

- Хорошо, теперь давайте обратимся к словам тренера сборной Андрея Назарова: "Сергей Федоров - это лучший кубковый боец в современной истории отечественного хоккея. Считаю, что после такого выступления в плей-офф Сергей заслужил себе хоккейный памятник". Как вы относитесь к памятнику в свою честь?

- Спасибо ему за очень теплые слова. Это приятно, в хорошем смысле слова. Даже не ожидал, что как-то можно говорить о хоккеистах и памятниках в одно и то же время. Я просто счастлив, что у меня появилась возможность сыграть на том уровне, на котором я всегда мечтал играть и в первый мой сезон в "Магнитке", и во второй. Что касается моего выступления в играх "на вылет", то я рад, что это случилось, пусть и не в регулярном сезоне, но в плей-офф, в самый важный и ответственный момент для любого хоккеиста. А насчет памятников… Я знаю, что в Лос-Анджелесе у "Стейпл Центра" есть памятник, установленный в честь Уэйна Гретцки. Конечно, это здорово. Поэтому я отвечу так: я не могу поставить себя вровень с таким великим мастером, как Уэйн, тем более что мы не только коллеги, но и друзья. Поэтому пускай памятник немного подождет (смеется).

- Ваше пожелание магнитогорским любителям хоккея.

- Наши болельщики хороши, спасибо им за поддержку. Все согласятся со мной, что нам приятно играть при заполненных трибунах. Я думаю, что по сравнению с прошлым сезоном мы подняли интерес к хоккею. В этом году все приходили на "Арену "Металлург" и видели классный, качественный хоккей, по-настоящему заинтересовались нашей командой и болели за нас. Это чувствовалось. Особенно приятно было видеть много девушек и женщин на трибунах, потому что это стимулирует спортсменов. Это способствует тому мужеству, которое игроки проявляют на ледовой площадке.

В Магнитогорске меня все устраивало, я познакомился со многими людьми, которые помогали мне и моей семье в разных сферах вне хоккея, это было очень приятно. Опять же, я знаю, что Виктор Рашников очень хочет завоевать Кубок Гагарина. Он по праву заслуживает такую радость. Большое спасибо за то, как он о нас заботился, как своим примером и своим участием, особенно в последних двух раундах плей-офф, помог нам достичь хорошего результата. Спасибо администрации и всем работникам клуба. Низкий всем поклон и спасибо за поддержку, потому что без вас нам было бы скучно играть в эту серьезную и тяжелую игру. Можно сказать по-английски: Go Magnitka! Кубок Гагарина будет за нами!

Антон ЧАЙКА
официальный сайт ХК "Металлург" Магнитогорск

23