КХЛ
Валерий Белоусов в Челябинске - словно царь-батюшка. Всякий тянется со своей печалью. Заглядывает в тренерскую заблудившийся под трибунами хоккеист "Авангарда": "Валерий Константинович, где у вас здесь лифт?" - "А вот направо и еще раз направо…"
Следом появился смеющийся завхоз: "Ищу очки - а они вот, в руке у меня!" Белоусов приподнял свои на тесемке: "Вот так повесь - искать не будешь…"
Спокойно поговорить нам не дали бы - если б Валерий Константинович не запер дверь.
С СОКОЛОВЫМ ВЫШЛИ БЫ В ПЛЕЙ-ОФФ
- Прошлый сезон для вас вышел странным.
- Отпуск затянулся на шесть месяцев. Летом-то отдыхалось вроде ничего, а как дожди зарядили - все. Куда-то тянет, манит… Смотрел по телевизору на "Трактор". Меня и перед началом сезона просили принять команду - но я годик хотел передохнуть. А как в середине сезона стали дела совсем плохи, губернатор вызвал: "Помогай". Такому человеку я отказать не мог.
- Помочь не получилось.
- Ребята здесь были не слишком мастеровитые - такую команду могла вытащить дисциплина и хороший вратарь. А вратаря не было. Поэтому в плей-офф не попали.
- Только из-за вратарей?
- Только! А кого мы могли дозаявить? Ребят, которые не попадали в состав в других командах. Играющих нам никто не отдавал. Крупно-то никому не проигрывали, обычно в шайбу - и тут подкосили как раз вратари. Команда дергалась.
- Задержись в "Тракторе" Максим Соколов - все было бы иначе?
- Я даже не сомневаюсь - с Соколовым вышли бы в плей-офф. "Трактор" с ним выглядел совсем по-другому. Когда боишься за спину, начинается игра от обороны, на контратаках - а это не мой стиль. Если б можно было исправить в собственном прошлом одну ошибку - я бы, конечно, решил вратарский вопрос…
- Как?
- Нашел бы кого-нибудь. А ведь как получилось? Алистратов два года был первым номером в "Тракторе" - и вдруг пригласили как основного вратаря Кэрона. У него не пошло, и Алистратов что-то растерял. Какой вратарь - такая команда.
- Алистратов - внук бывшего губернатора. Что посоветовали ему на прощание?
- Не держать на клуб обиды. Через "СЭ" могу сказать: вратарь он толковый, надо только потерпеть. Еще вернется в "Трактор". Его беда - рановато начал играть…
- "Трактор" не стал его удерживать - просто не продлили контракт, и все.
- Именно так. Мы хотим создать хорошую команду - и вратарь нам нужен хороший. Поэтому пригласили Гарнетта и Проскурякова.
- Динамовские руководители мне говорили - Гарнетт стал для них главным разочарованием сезона. И в перспективы его не слишком верят.
- Я вам расскажу эту историю - мы с Гарнеттом все разложили по полочкам. Парень начал сезон, с ним в воротах "Динамо" выигрывало. Прилично оторвались. И тут Гарнетт ломается. Травма паха - это очень серьезно. Помните, что было после?
- Что?
- "Динамо" проиграло матчей десять, если не больше. Все висело на волоске - как я понимаю, даже вопрос с тренером. И Гарнетта выпустили с незалеченной травмой. Рассказывает: "Мне нужно было еще недельку-две, чтоб полностью восстановиться". В ХК МВД он играл великолепно.
ХОТЕЛ ВЗЯТЬ Кирилла КОЛЬЦОВА
- По прошлому сезону у вас есть хоть одна претензия к самому себе?
- Обычно я с себя начинаю разбор. Скажу вам так: ну, попали бы мы в плей-офф. Ну, вылетели бы в первом раунде. И что? После этого все так и осталось бы, никаких изменений в "Тракторе". А тут вроде провал, надо принимать меры. Губернатор у нас с амбициями. Хочет построить отличную команду, даже дворец - больше нынешнего. Планы большие. Прошлый сезон его здорово задел.
- Значит, все к лучшему?
- Вот и я думаю: лучше было сделать шаг назад, чтоб потом - два вперед. Очень нужно выстрелить в этом году - чтоб все почувствовали: в Челябинске отличная команда…
- Полгода назад вы мне говорили, что мечтаете вернуть из СКА Константина Панова - и все получилось. А с кем не сложилось?
- Кого я хотел - того взял. Не мне жаловаться.
- Гендиректор "Трактора" Владимир Кречин рассказывал, что список желаемых приобретений отработан на 95 процентов. Кто же - оставшиеся пять?
- Ладно, открою секрет. Хотел взять Кирилла Кольцова. Я с ним уже работал, челябинский парень. С Чистовым росли вместе, большие друзья. Но Кольцов позвонил: "Валерий Константинович, извините, в этом году не получается". Подписал контракт со СКА.
- Вы же лично звонили игрокам, приглашая их в "Трактор"?
- Да. Интересные разговоры получались. Надо же, думаю, все задают один вопрос. Словно под копирку.
- О деньгах?
- Нет. Спрашивали, кто еще приходит в "Трактор". Приходилось вести переговоры так: "Следующему скажу, что ты у нас. Не возражаешь?" Когда подписали Антипова, Чистова и Панова, стало намного проще разговаривать.
- С Антиповым прежде не работали?
- В сборной работал. Хороший парень, трудяга. Будет у меня капитаном.
- В какой-то момент без команд остались Яшин с Сушинским.
- Даже мысли не было брать - мы уже были укомплектованы. В тот момент каждая копейка была на счету.
ПОБЕГАЙТЕ-КА СО МНОЙ НАПЕРЕГОНКИ
- Многие тренера Белоусова списали, словно вчерашний день. Чувствуете?
- А я привык. У нас тренеров постоянно списывают.
- В какие моменты понимаете, что слово "старость" - это не про вас?
- Когда находишься рядом с молодыми орлами - ни о какой старости не думаешь. Знаешь, что завтра надо выходить на лед и соответствовать. Для меня это огромная радость, я чувствую себя нужным человеком. 62 - это не возраст. Побегайте-ка со мной наперегонки.
- На коньках?
- Конечно.
- Я-то вам не конкурент. А хоккеисты?
- Обогнать - не обгоню, но за пятку укусить постараюсь.
- Последняя авантюрная идея, родившаяся в вашей голове?
- Я вообще-то не авантюрист по натуре, наоборот - очень расчетливый. Хочется после проигранного матча зайти в раздевалку, стукнуть по столу - но как-то себя уговариваю обождать. Меня бесит, когда человек не отдается. В прошлом году некоторым говорил в раздевалке: "Да, это не ваш город. Но вы сюда приехали играть за "Трактор" - почему уговариваю вас выкладываться?" Почему я в перерыве говорю не об игре, а о настрое? Почему должен ругаться с теми, кто не хочет ложиться под шайбу?
- Такие раздражали сильнее, чем вратари?
- Нет, вратари-то посильнее. Все к ним сводилось. Зла не хватало. Только вышли на лед, первый бросок - и все, вынимай. Чувствуешь, надо выкарабкиваться, переходить на три звена, всю систему ломать… Сейчас пробуем несколько тактик - учимся быстро их менять на льду. В Швейцарии два матча экспериментировали - каждый период играли по новой тактике. Понемножку получалось.
- Бесков в 87-м году пускал съемочную группу в раздевалку прямо в перерыве матчей. И футбольный "Спартак" стал чемпионом. Вы попробовать не хотите?
- В раздевалку после матча - добро пожаловать. Вот в перерыве никого не пущу. Это мое время. Не хочу, чтоб кто-то слышал, в каком тоне разговариваем.
- Несколько лет назад в Череповце я был поражен - заглянул в перерыве в тренерскую к Михалеву, а он сидит на диванчике. К команде не пошел: "Ребятам надо сейчас поговорить без тренера". У вас такое возможно?
- Никогда в жизни. Чтоб в перерыве не прийти в раздевалку?! У меня бывало другое: я говорил два слова и уходил. Как в прошлом сезоне: "Ребята, ни в какие ворота. Четыре матча подряд проигрываем. Мы что, мальчики для битья?" Но у каждого сидело в голове: мы здесь упираемся - а вратарь такие запускает. Да ты хоть убейся…
МНЕ ЖАЛКО, ЧТО БЫКОВ ОСТАВИЛ НАШ ХОККЕЙ
- Слух пошел, будто вас меняют на Быкова. Знакомые оборвали телефон?
- Что меня прямо "меняют" - такого не читал. Нашему директору Кречину корреспонденты задали вопрос о Быкове - он ответил: "Такого человека не надо сбрасывать со счетов". Ни слова не сказал, что рассматривает его в качестве тренера для "Трактора". Знаете, меня никакими слухами не удивить, я после омской отставки ко всему готов…
- Когда вам из самой главной ложи советовали вратаря менять?
- Ну да, в перерыве убрать Соколова. Я не послушал - и перестал быть тренером "Авангарда". Впрочем, и прежде был готов ко всему. Двумя руками ни за какое кресло не хватался. Сейчас могу повторить: "Нужен? Буду работать. Если не нужен - только скажите. Возьму две ручки да блокноты свои - и пошел…"
- У Виктора Тихонова этих блокнотов скопился целый шкаф. А у вас?
- Полно. С 93-го года не выбрасываю. Книжечку за год исчеркал - ага, отложил.
- Виктор Васильевич мне говорил - родной сын не очень интересуется этими записями. А ваши кто-то просил?
- Недавно подошел Андрей Сапожников, чемпион мира. Сейчас тренирует "Белых Медведей". Попросил полистать - я ему несколько отобрал. Учится по ним составлять графики. Я недавно тоже почитал старые записи - Боже, сколько же было смешного…
- То есть?
- Некоторые упражнения совсем детские, даже несолидно взрослым мужикам давать. Нынче и в голову не пришло бы так готовить команду. Интересно сравнить - как проводил предсезонку в Магнитогорске когда-то и как сейчас. Хорошо, со мной выдающийся тренер по физподготовке Гудзик. Вырастил много чемпионов мира по легкой атлетике. Работал со мной еще в "Тракторе" 90-х.
- Вячеслав Быков отключил телефон - даже знакомые не знают, где он и что с ним. Пара советов для уважаемого человека?
- Еще до отставки ему говорил: "Слава, тренерская жизнь - совсем другое. Падение может случиться в любой момент. Надо быть готовым". Мне жалко, что он оставил наш хоккей - и закрылся за границей. Но он парень отходчивый. С головой у него все нормально. А в нынешней ситуации большую роль сыграл не столько он, сколько его помощник. Это тоже надо осознать.
- Стоит Вячеславу Аркадьевичу и дальше работать с таким помощником?
- Нет. Если хочет работать - надо расставаться.
- Были бы вы членом того исполкома - счет был бы 15:1?
- Я бы проголосовал за Славу.
ПОРАЖАЛСЯ: КАК ЯГР В ДЖИНСЫ-ТО ВЛЕЗАЕТ?
- В вашей жизни был момент, когда и вы исчезали с радаров - как Быков сейчас?
- Когда я расстался в последний раз с Магнитогорском. Хотел отдышаться. Но вот выдернули меня с рыбалки.
- Олег Знарок мне как-то сказал: "Жена ни разу не видела моих слез". А ваша - видела?
- Видела. Но я ни разу не плакал, когда мне было плохо.
- Последний случай, когда вас удивил собственный хоккеист?
- Молодой Кузя (Евгений Кузнецов. - Прим. "СЭ"). Добавляет и добавляет! Все время что-то придумывает! Он и раньше выделялся - но в последний год просто поражает. Травма плеча его изводила, но сейчас все хорошо. Слава богу, убедили его - еще годик в Америку не уезжать. Согласился.
- Для Черепанова вы придумали щадящий режим. А для Кузнецова?
- Кузнецов сейчас полностью готовился по индивидуальной программе. У Черепанова была проблема с режимом - как тепло становится, рвался гулять. Выпивать-то не выпивал, он другое любил - машина, девчонки… Его на базе закрывал в 11 вечера. С Кузнецовым в этом смысле намного проще.
- Почему?
- Только-только женился. Одной головной болью у меня стало меньше.
- К нему Овечкин приезжал на свадьбу. А вы - были?
- Нет, я в это время гостил в Швейцарии у дочки. Я вообще ни у одного хоккеиста на свадьбе не был.
- Потому что сковывает их ваше присутствие?
- Они свадьбы устраивают в отпуске. Я в это время в Европе. Прилетать на день не готов.
- Панов, которого так хотели получить, человек с невероятной мускулатурой. Когда-нибудь вас хоккеист поражал телосложением?
- Ягр удивил. Руки, плечи - ничего особенного. Никакого рельефного пресса. Зато ножищи невероятно мощные, раскачанные. Я поражался: как он в джинсы-то влезает?
- Юлиус Шуплер недавно рассказывал: "Будь моя воля - в раздевалке постоянно звучал бы Верди". У вас вкусы другие?
- Будь моя воля - я бы вообще музыку отключил.
- Строгий вы человек.
- Они сейчас "музыкантами" все стали, наушники в ушах - и сидят. А еще радио на всю раздевалку: бум-бум… Обалдеваешь. Прежде у меня тренерская была рядом с раздевалкой - тяжеловато.
- Не заводило вас?
- Только расстраивало. Помощников посылал: "Пойди, выключи этот бум-бум". Уж не знаю, как хоккеисты переваривали. Не верю, что это может настроение поднять. Я закон издал - если в 7 вечера игра, то в 6 часов музыка прекращается.
САМОЕ СТРАШНОЕ ДЛЯ ТРЕНЕРА - ЗАЛЕЗТЬ В КОНФЛИКТ
- Дик Адвокат сказал: "Самый профессиональный футболист, которого я видел, - Анатолий Тимощук". Самый профессиональный хоккеист, которого встречали вы?
- Мне очень нравился Максим Соколов. Профессионал от Бога. Большой молодец.
- Сегодня все у вас хорошо. Как и у Ржиги в СКА - так тот выступил: "Пора устроить какую-нибудь провокацию". Может, и вы устроите?
- Я не сторонник таких вещей. Залезть в конфликт очень легко - а выбраться можно не из каждого. Это самое страшное для тренера - залезть в конфликт…
- Видели, как Ржига перед своей командой на колени падал?
- Конечно.
- Повторить могли бы?
- Я вам другое расскажу. Помню, стал чемпионом с "Авангардом". Последняя минута, меня трясет - и тут сирена. Все, чемпионы. И я куда-то провалился.
- Надо же.
- Ноги не держали. Натурально подогнулись - и я отключился. Настоящая отключка! Хорошо, скамейку под собой успел нащупать. Кто-то подходил - тряс, обнимал, целовал… Я не реагировал.
- Не качали вас тогда?
- Сколько раз выигрывал - столько раз качали. Даже в Японии подбрасывали.
- Страшно?
- Нет. Знал, что три раза подбросят - и столько же поймают. Хорошие были времена. Прежде можно было прийти к коллегам на тренировку, посмотреть, как команда катается. А сейчас стало "неэтично". Залы закрывают, чтоб чужой не проник.
- Серьезно?
- Да! Я поражаюсь!
- К себе пустили бы?
- Да ради бога, пусть кто хочет - тот приходит. Так даже интереснее.
Юрий ГОЛЫШАК
Челябинск - Москва