2 ноября 2011, 01:20
КХЛ. Регулярный чемпионат
Корреспондент "СЭ", в ночь на вторник побывавший в словацком Попраде на матче "Лев" - "Авангард" (1:3), делится впечатлениями о новичке КХЛ
Юрий ГОЛЫШАК
из Попрада
В этом словацком городке - самое звездное небо на свете. Самые черепичные крыши. Самые булыжные мостовые. Кажется, даже крошечный самолетик из Праги катит не по взлетной полосе - а по этому самому булыжнику. Подпрыгивает и грохочет. Бледнею - но стюардесса улыбчива, и я успокаиваюсь.
Я приезжал в Попрад двумя неделями раньше - местные меня убеждали: жителей 40 тысяч. Сорок так сорок, я парень доверчивый. Приехал сейчас, на "Авангард", - уже 52.
Впрочем, не мне ловить добрых словаков на приписках и лукавстве. Сам видел, как съезжались сюда на матч бывшие омичи, осевшие по Европе. Вот немецкие номера, вот чешские. А люди - наши.
К пяти часам вечера Попрад вымирает. Только светятся в ночи витрины кафешек. Хоккеисты "Льва", не привыкшие к наплыву корреспондентов, идут вдоль стеночки, расширив глаза. Откуда столько камер? Почему?
* * *
Русские корреспонденты, привезенные КХЛ в ознакомительный тур, бродили по дворцу. Заглядывали в раздевалку. Хлопали по плечу Любомира Бартечко, предлагали говорить по-русски - тот смущался:
- По-русски не могу. По-русски я плохо. Давай на английском?
Вытатуированный дракон на спине Бартечко хмурился.
Кто-то с диктофоном атаковал Мартина Штрбака извилистыми соображениями:
- Пока в НХЛ регресс, падение общего интереса - намного ли престижнее для вас играть в КХЛ, где так ощутимо движение вперед, истинный хоккейный прогресс?
Штрбак хмурился, напряженно пытался разобрать предложение на составляющие. Покачал головой:
- Я ничего не понял.
Корреспондент удовлетворенно отошел в сторону. Факт интервью состоялся.
Попрад - удивительный город. Дармовые бутерброды в пресс-центре доживают до первого перерыва. Словаки подкрадываются к подносу тушуясь. Берут украдкой, съедают быстро. Съев, оглядываются.
У входа на стадион венок и фотографии Павола Демитры. Горит лампадка. Кажется, душа Павола где-то неподалеку. Еще одно напоминание - растяжка вдоль трибуны: "Pal’o # 38. Не забудем".
Рядом с кассой наклейка - запрещен проход с пивными банками, ножами и марихуаной.
Омские фанаты, порадовавшись, лепят рядом свою: "Омск победит". Так тому и быть. Прямо тут же клубный фотограф "Льва", родной дядя лидера "Авангарда" Романа Червенки, щелкает племянника. Кадр, еще кадр… Соскучился.
Роман натягивает шапочку поглубже. Студить затылок не готов даже ради дядюшки. Ветерок с Верхних Татр студеный.
Веснушчатые дети во время раскатки "Льва" стоят прямо у скамейки. Дотрагиваются до каждого уходящего. Хоккеисты отвечают таким же легким прикосновением. Видимо, какая-то примета. Корреспондентов, расползшихся под трибунами, выпроваживает за дверь карлик. Словно в "Форте Байярд".
На улице заметил Александра Фролова. В короткой бородке нападающего "Авангарда" пробивается седина. Глаза добрые - но читается в том взгляде готовность говорить о хоккее и только о хоккее. Хоть напрашиваются темы занимательнее.
- Открываю для себя Попрад, я здесь первый раз. Особо ничего не увидел, прилетели вечером, покушали и сразу спать. Площадка маленькая, мне на такой уютнее. Бегать меньше. Чем больше городов в КХЛ - тем лучше. Вот Милан собираются принимать, да?
- Еще Махачкалу.
- Примут - поедем и будем играть. Вы серьезно - насчет Махачкалы?
- Вполне.
- Ничего страшного. Город не хуже Милана.
- По газетам идет - Чаду вот-вот снимут…
- Это обычное дело - если у команды что-то не получается. Мы стараемся концентрироваться на хоккее. Никто не думал, что Бардина в "Авангарде" не будет. Это он меня приглашал в Омск. А что делать? Надо выходить в плей-офф.
- Попадете?
- Есть сомнения?
* * *
Под трибунами передавали майку "Льва" с надписью "Nedorost" на спине. Надевал всякий, дающий интервью перед камерами.
Ладислав Надь, облегченно стянув чужую майку, накинул стильное пальтишко и отправился к корреспондентам пишущим. Кто-то был взволнован судьбой словаков, выступающих в Америке.
- Когда они вернутся играть за Попрад?
- Я не знаю, - испугался Надь. - У них такие долгие контракты - по пять лет, по шесть. Денег здесь не так много, как в Питере или Уфе.
- Вы же играли в Череповце. В Попраде уровень заработков пониже?
- Конечно. В Череповце платили очень хорошо. Здесь - намного меньше. Зато я дома. Вся команда - мои друзья. У нас свой чартер, "Боинг". Помогают "Чешские авиалинии". Мне хорошо в Попраде.
- Позвали бы назад в "Северсталь" - поехали бы?
- Меня никто не отпустил бы.
- Пиво здесь хорошее?
- О, отличное! А гуляш какой! Вы не пробовали? Да и все местные газеты про нас пишут. Не реже, чем про чешскую экстра-лигу. Постоянно даю интервью, со всей Словакии журналисты съезжаются на матчи. Играл бы Ягр за "Авангард" - вы не представляете, сколько было бы людей у касс. Но и Червенка собрал много, он здесь очень популярен. Вот пришлось мне выкупить 16 билетов для друзей. Игрокам дают бесплатно только два.
- Сколько стоит билет?
- 15 евро.
Кто-то предположил, что Надь ничего в Попраде не зарабатывает - все уходит на билеты для друзей. Тот рассмеялся и пошел готовиться к матчу. А я отправился к Мартину Штрбаку.
- До дома мне 45 минут на машине. Это огромный плюс, - радуется жизни Мартин. - Но я снял апартаменты рядом с дворцом. Вся Словакия интересуется нашими делами, телевидение постоянно вокруг "Льва". Билеты на "Лев" не самые дешевые. Но теперь наш дворец битком. Люди уже разбираются, какие команды сильные. Какие пропустить нельзя.
- На чешскую экстра-лигу ходите?
- Конечно. Разница в уровне хоккея большая. Едва ли к нам вернутся Габорик, Хосса и Хара - но уровень у "Льва" уже приличный. Хоть нам не хватает забивающего человека.
* * *
Сижу в кафе, смотрю в окошко - а мимо знакомые да знакомые. Вот Владимир Копыловский, бывший ассистент Ржиги в "Спартаке" - а ныне помощник Рулика во "Льве". Человек героической судьбы, да и просто мой сосед по Мытищам. Матч против "Авангарда" для него особенный, во вражеской команде играет зять - Александр Нестеров.
- Меня в "Лев" пригласил главный тренер Рулик, - рассказал Копыловский. - Им нужен был человек, знающий КХЛ.
- Насчет вас консультировались со Ржигой. Точно знаю.
- И что?
- Получить от Ржиги добрую характеристику мог только чемпион по человеческим качествам. Вам удалось.
- Мы пять лет отлично работали. Милош - тренер классный. Самый сильный иностранец, который приезжал к нам из Европы. То, что питерские фанаты носили по городу свиную голову, протестуя против Ржиги, - это глупость. Думаю, скоро это закончится - команда играет-то хорошо…
- Что вы в Попраде без жены?
- Старшая дочка с зятем в Омске, а младшая учится в Москве. Надо присматривать.
- Зять-то ваш, Александр Нестеров, - человек известный. Как выдавали дочку замуж за хоккеиста?
- Никак не выдавал. Она сама вышла. Работала в отделе кадров мытищинского "Химика", и вот однажды пришел устраиваться на работу уникальный человек - Саша Нестеров. Понятия не имел, чья она дочка. Полгода она ничего не говорила. Все это время я гонял Нестерова как тренер, каждый день… А однажды дочка в гости его пригласила. Дверь открыл я. Парень, бедный, чуть в обморок не упал. Мне за него страшно стало, честное слово.
* * *
В домашних матчах "Лев" соответствует имени - бьется до искр. Миниатюрный Бартечко плечо в плечо так встречает Рябыкина, что едва не отваливается борт. После сирены с тем же Рябыкиным обнимаются.
"Авангард" подавлял классом - но сражались хозяева так задорно, что Рамо колотил клюшкой по льду. А милейший Чада превращался в желчного Сумманена. Но забил Омск ровно столько, сколько нужно было, - не обидев ни себя, ни хозяев.