25 ноября 2011, 02:00
Михаил ЗИСЛИС
На днях в Торонто прошла ежегодная церемония введения в Зал славы выдающихся в прошлом игроков НХЛ. Одним из членов комиссии, ответственной за выбор этих счастливчиков, был Игорь Ларионов. В интервью "СЭ" он не преминул напомнить, что в настоящее время его основным видом деятельности является агентский бизнес по обе стороны Атлантики.
Ларионов - это всегда интересный и прекрасно разбирающийся во всех хоккейных деталях собеседник, в чем неоднократно имел возможность убедиться автор этих строк. Однако одна его фраза в этот раз задела за живое. Молодым российским игрокам, как считает наша легенда, лучше развиваться и расти в Северной Америке. Причем эти слова прозвучали почти как призыв бросать все и бежать за океан.
Ларионов всегда имеет собственное мнение по разным вопросам, и в силу его авторитета оно может иметь очень сильное влияние на неокрепшие умы юниоров. В то же время Профессор - лицензированный агент КХЛ, и если он работает на кахаэловском пространстве, то делать такие заявления, наверное, не должен. Ведь отъезд юных звездочек - это прямой удар по нашему хоккею, находящемуся на пороге кадрового голода.
Трудно принять высказывание прославленного в прошлом игрока еще и по той причине, что всем нам хочется видеть, как новые Овечкины и Малкины растут на родной земле. Тем более что несколько лет выступлений в суперлиге нисколько не помешали их становлению. Наоборот, только помогли подойти к покорению НХЛ максимально готовыми. Поэтому позиция Ларионова многим, уверен, не будет близка. Только вот в КХЛ складывается ситуация, что подрастающее поколение советам знаменитого ветерана станет внимать как откровению свыше.
Буквально неделю назад клубы решили поменять по ходу пьесы регламент КХЛ. Казалось бы, пункт не слишком серьезный. Команды в нынешнем сезоне могут вносить в заявку на матч 18 полевых игроков, двух вратарей плюс по желанию двух молодых ребят от 1992 года рождения и младше. Теперь же можно вместо этих двух человек заявлять в качестве лимитчиков 20-летних игроков (1991 года рождения). С одной стороны, этот ход вроде бы призван помочь молодежи, зависшей между основой и фарм-клубами. Но те ребята, которые за два года не смогли закрепиться в КХЛ, должны доказывать свою состоятельность, например, в "вышке" либо попробовать свои силы в командах статусом пониже. Ведь в состав "олигархов" сложно пробиться даже чемпионам мира среди молодежи.
Остальные талантливые юниоры уже играют в основе без всяких лимитов. У разбитого корыта имеют шанс остаться более юные игроки 1992 - 1993 годов рождения. Они получали опыт в элите, а теперь их вернут в МХЛ. Это в свою очередь нанесет удар по юниорам 1994 - 1995 годов рождения, которым и так почти не дают возможности закрепиться в МХЛ.
Куда им деваться? Ведь некоторые команды даже в молодежной лиге делают ставку на не самых талантливых, но физически созревших 20 - 21-летних парней. Вывод из ситуации получается простой. Юниоры потянутся в Северную Америку. Например, два ведущих игрока сборной 1995 года Дикушин и Воробьев еще осенью уехали в США. А если их примеру последуют еще человек десять?
Кто-то скажет, что талант заиграл бы в МХЛ и в 17 лет. Но, во-первых, любая лига состоит не из сплошных звезд, нужны и те, кто таскает рояль. Во-вторых, есть пример нижнекамца Наиля Якупова - главного претендента на первый номер драфта НХЛ-2012. Летом прошлого года он выбрал лигу Онтарио не только потому, что его изо всех сил уговаривал Ларионов. Просто в "Реакторе" предпочитали давать время парням на пару лет старше, что уж говорить про его перспективы в "Нефтехимике".
В Канаде с Сидни Кросби и Джоном Таваресом бегали с 15 - 16 лет, как с писаной торбой, прекрасно понимая, что их раскрутка - инвестиция в будущее. У нас почему-то больше заботятся о ветеранах, которые живут прошлыми заслугами и уже сходят со сцены, и в то же время зачастую забывают про молодежь. При всем уважении к руководству ЦСКА, которое дает дорогу подрастающему поколению, как ни один другой клуб в лиге, именно оно упустило за океан еще одного талантливейшего игрока - Михаила Григоренко. Уже через год и он, и Якупов почти наверняка попробуют на вкус НХЛ. И нынешние слова Ларионова, как это не горько признать, окажутся справедливыми.
Говорят, что по окончании сезона все вернется на круги своя и у 20-летних больше таких привилегий не будет. Но что делать с поколением 1992 года в следующем сезоне, когда лимит будет работать против него? Да и разве нынешняя ситуация не дает очередной сигнал молодежи, что ловить им у себя дома нечего?