КХЛ
В последних двух матчах чемпионата московский "Спартак" был разгромлен с общим счетом - 3:15. Резонный вопрос: как популярнейший клуб собирается выходить из кризиса? Об этом в интервью "СЭ" рассказал председатель совета директоров красно-белых Сергей МЕНДЕЛЕЕВ.
В "Спартаке" - большие перемены. В середине недели клуб покинули не только последние представители предыдущего тренерского штаба во главе с Виктором Пачкалиным и Франтишеком Хоссой, но и некоторые менеджеры. В частности, вице-президент спартаковцев Павел Ни-Ли.
Новым гендиректором стал Игорь Хохлачев, новым тренером - Андрей Сидоренко, которому будут помогать вернувшийся в штаб Александр Титов и Дмитрий Ерофеев.
Глава совета директоров "Спартака" Сергей Менделеев обширных интервью практически не дает. Однако для "СЭ" он сделал исключение. А состоялась беседа на торжественном вечере Федерации хоккея Москвы, которой Менделеев руководит. Получается, по совместительству.
НЕ ВИЖУ ОГНЯ
- Знаете, у команды должен быть огонь в глазах, - начал глава клуба. - Достаточно посмотреть одну игру во время предсезонки, и ты понимаешь, есть он или нет. Так вот, к сожалению, этот огонек пропал еще в прошлом году на Кубке мэра.
Тогда команду тренировал Ржига. Помню, мы сидели с ним после матча, я сказал: мол, что-то со "Спартаком" не то. Милош ответил: "Нормально-нормально, все поправим". Вот, похоже, до сих пор поправляем.
- А как же период в прошлом сезоне, когда "Спартак" сумел вырвать место в плей-офф при Андрее Яковенко? Теперь и его в клубе нет…
- Огонек появился, но на очень короткое время. Но что было дальше? Разве нам есть чем гордиться, вспоминая выступления в плей-офф? Получается, вышли ради того, чтобы выйти. Может, "Спартак" и цеплялся в каждом матче. Но мне запомнилось только то, что было на табло.
Что же касается Яковенко, то он не тренер, а скорее мотиватор. Ничто не мешало ему стать таким же мотиватором и в этом сезоне. И на скамейке, и за ее пределами. Я не могу сказать в отношении Андрея чего-то плохого. Да, он ошибался, но промашки были и у тренерского штаба. Более того, нужно отдать Яковенко должное: ту команду, которая добивалась успеха при Ржиге, собрал именно он. Но и селекционных промахов у нас было достаточно.
И вот к чему мы теперь пришли. В команде надо что-то менять, и, что главное, ее нужно встряхивать. К сожалению, приходится действовать кардинальными, жесткими методами. Я не хотел этого делать, но "Спартак" сейчас спит…
- А что, от обычной смены тренера он не проснулся бы?
- Думаю, нет. Нужны более глобальные изменения. В прошлом году, как вы помните, простая смена тренера не помогла. Сейчас уже можно сказать, что приход Игоря Павлова был, мягко говоря, ошибкой. А то, что у Яковенко получилось в прошлом году, это не только его заслуга, но и ребят, которые как раз тогда проснулись, и Гашека, который в некоторых матчах в одиночку вытаскивал всю команду.
ЗАДАЧУ НА СЕЗОН НИКТО НЕ СНИМАЛ
- Каков запас времени у нового руководства и тренерского штаба?
- У них нет времени. В воскресенье у "Спартака" игра, потом перерыв. Дальше нужно выигрывать. Задачу на этот сезон никто не снимал. Команда обязана выходить в плей-офф, и, если не ошибаюсь, из оставшихся матчей мы должны выиграть как минимум половину. С моей точки зрения, задача вполне решаемая. Это сложно, никто не спорит, но "Спартак" должен совершить подвиг.
- Сейчас команда переживает кризис. В чем его корни, как думаете?
- "Спартаку" либо не хватает "физики", либо проблемы кроются уже в области психологии и дисциплины. Вы же сами видите, что все беды начинаются во второй половине второго периода. То есть ребята полматча бегают, а потом - сдуваются.
Пачкалин, когда пришел, обещал, что в команде не будет равнодушных людей. Вне зависимости от имени, регалий и заработной платы. Вне зависимости от того, легионер ты или нет. Но, к сожалению, сейчас в команде присутствуют какие-то непонятные настроения. Вроде каждый хочет играть, но вместе - ничего не получается.
Да, мы потеряли несколько ведущих игроков. Однако беда даже не в этом, а в том, что те, кто остался, не показывают своего уровня. Вся команда - это касается не только хоккеистов, но и тренерского штаба, - должна работать. Изо всех сил. Надеюсь, Сидоренко за перерыв успеет подготовить команду именно с точки зрения "физики".
И еще. Помните, что кричал Ржига игрокам в свое время? "Больше бросай, быстрее пас". А сейчас "Спартак", с моей точки зрения, играет слишком сложно. Каждый должен быть на своем месте. А у нас игроки на тренировках вроде бы все понимают, а в игре каждый делает то, что хочет. Это говорит о недостатке игровой дисциплины.
КАК ТАМ ТРЕТЬЯК ГОВОРИЛ?
- "Спартак" в последние сезоны слишком сильно зависит от вратарей. Если шла игра у Гашека, команда набирала очки. Теперь почти то же самое можно сказать о Касутине. В противном случае - провал.
- Можно винить во всех грехах и Касутина, и Яхина. Можно долго обсуждать, кто из них какой вратарь. Но как там Третьяк говорил? "Вратарь отбивает первый бросок", верно? Остальное должны подчищать защитники. Так вот у нас не было ни одного момента, когда наши вратари не брали бы первый бросок. Исключая редкие "бабочки", но они каждому, бывает, залетают.
Не могу сказать, что я - великий профессионал и лучше всех разбираюсь в хоккее. Но, на мой взгляд, не может один человек (в данном случае - Ваня Касутин) тащить на себе всё. Если команда не играет, тут уже никакой вратарь не поможет - ни Касутин, ни Гашек, ни Третьяк. Впрочем, если штабелем положить в ворота всю пятерку, глядишь, так и до овертайма дотянем (смеется).
- Не боитесь, что младший Хосса совсем загрустит после ухода отца?
- А чего мне бояться? Загрустит - поедет домой. В конце концов, он пришел, когда папы не было. Не будет же теперь играть только там, где работают родители? Все же так любят говорить, что они - профессионалы.
- История с Хоссой-отцом получилась не очень понятной для болельщиков.
- Изначально Франтишека никто на пост главного тренера не приглашал. Он - хороший тренер, однако не знающий российской специфики. Ему нужно было просто попробовать свои силы в наших условиях. Но получилось так, как получилось. И никакой обиды ни с нашей, ни с его стороны нет. Он просил дать ему попробовать съездить с командой на выезд, мы эту возможность ему предоставили.
Приглашение Франтишека было связано со словаками. Сейчас они у нас, давайте называть вещи своими именами, не играют. Очки набирает только Ружичка. При том, что характер у Штефана непростой. Знаете, был один такой интересный случай. Как-то у него совсем не получалась игра, катался он, так скажем, лениво. Подхожу, спрашиваю: "Штеф, что с тобой?". А он в ответ: "У меня штиль такой" (смеется). Интересно, что Пачкалин - единственный тренер, который нашел с ним общий язык. Но тут можно вернуться к теме, что один в поле - не воин.
СЛОВАКИ НЕ МОГУТ ОТОЙТИ ОТ ТРАГЕДИИ В ЯРОСЛАВЛЕ
- Почему же словаки так и не заиграли?
- У меня есть ответ на этот вопрос. На словацких ребят серьезно повлияла катастрофа с "Локомотивом". И у Хоссы, и у Штумпела в том самолете были школьные друзья, которых они знали с шести-семи лет. После такого трудно прийти в себя. Мы, признаюсь, рассчитывали на психологическую помощь отца сыну. Причем, когда приходил Франтишек, обговорили все возможные ситуации. Ведь могло случиться и так, что сын бы ушел, а отец остался в "Спартаке".
- Хосса-старший мог работать в новом тренерском штабе?
- Это уже вопрос к самому тренерскому штабу. Если бы Сидоренко видел Франтишека в каком-то качестве на скамейке, то он мог остаться.
Здесь ситуация довольно простая: если ты назначаешь тренера, то должен полностью ему доверять. У нас такие договоренности были и с Ржигой, и с Пачкалиным: "Если берешься за команду, то я к тебе в раздевалку не хожу". Тренеру решать, с кем он работает и как он работает. Сейчас пришел Сидоренко, и не мне решать, с кем ему плыть в одной лодке.
- При этом в команду возвращается Александр Титов. Как вы объясните его новый приход в тренерский штаб?
- Я не хотел бы рассказывать вам о внутренней тренерской кухне "Спартака" и всех этих перестановках. Скажу одно: когда принималось решение, что Титов должен покинуть штаб, я попросил ребят поговорить с ним и постараться сделать так, чтобы он далеко от клуба не уходил.
ПАЧКАЛИНУ НЕ ХВАТИЛО ХАРИЗМЫ ИЛИ ЭМОЦИЙ
- Вы говорите, что тренер сам решает, с кем работать. Получается, приход Хоссы - инициатива Пачкалина?
- Это, конечно, была не только его инициатива. Но Пачкалин с ним общался. Было понятно, что Виктору нужно помогать. Причем не с точки зрения тактики или постановки игры. Я был на нескольких тренировках и могу сказать, что в этом плане наш бывший главный тренер - один из лучших. Но... Хоккеисты должны слушать тренера во время матчей. Не знаю, быть может, Пачкалину не хватало какой-то харизмы или еще чего-то.
- Может, Пачкалину не хватало эмоций?
- Вполне вероятно. Тот отрезок с Яковенко, о котором мы говорили выше, был выигран в том числе и за счет эмоционального заряда.
Знаете, с этой точки зрения бесценен был Ржига. Он постоянно выдумывал что-то такое, чтобы держать ребят в тонусе. Вот вам один пример: перед одним из матчей Милош взял и на пустом месте придумал, что от двух игроков команды несет пивом. Поднялся, как вы понимаете, целый скандал. Ржига говорил, что, мол, не потерпит в команде алкоголиков. Хоккеисты, в свою очередь, пытались своих ребят защитить.
В итоге Милош сказал: "Если хотите, чтобы парни остались в "Спартаке", доказывайте все на льду. Победите - и они останутся". Думаю, не нужно объяснять, какой результат мы показали в том матче…
Александр РОГУЛЕВ