FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

31 марта 2012, 00:21

Максим Сушинский: "Сафин - слабый тренер"

КХЛ. Плей-офф. 1/2 финала

37-летний ветеран российского хоккея, начинавший этот сезон в Уфе, а завершавший в Магнитогорске, специально для "СЭ" подвел итог своим скитаниям.

Никита ЛИСОВОЙ
из Санкт-Петербурга

СОСКУЧИЛСЯ ПО СЕМЬЕ

- Давайте начнем с самого острого. На сайте болельщиков "Магнитки" появилась информация, что вы заканчиваете карьеру. Ваш комментарий.

- Когда закончу - всем объявлю. Может быть, если получится, сыграю прощальный матч. Надеюсь, что меня проводят.

- Когда это произойдет?

- Пока не знаю. Надо сейчас спокойно все взвесить, посмотреть…

- А если поступит достойное предложение?

- Оно уже есть, но пока отказываюсь по семейным обстоятельствам. Я устал от того, что семья далеко. Привык жить с семьей, тем более она у меня большая. А не везде есть такие условия, которые подходят для проживания: учеба, садики, фигурное катание, тренировки - все это большая проблема, которую тяжело решить одним днем или переездом на один год.

- Но предложение действительно достойное?

- Конечно. Даже от Магнитогорска предложение поступило сразу, потому что в плей-офф, полагаю, неплохо сыграл. И не только я так считаю.

- Магнитогорск - хороший хоккейный город. А город для жизни?

- Честно говоря, очень тяжело там жить после больших городов. Одна улица, два дома...

- Семья сильно весь год по вам скучала?

- Очень. И для меня большая проблема, когда их нет рядом, а общаться можем только в скайпе...

- Они к вам не приезжали?

- Дважды, но оба раза дети начинали болеть - и приходилось уезжать. Экология в Магнитогорске не очень.

- Когда вы уезжали в Уфу, спрашивал вас: "А как же бизнес?" Вы ответили, что хорошие партнеры вас не подведут. Когда приехали обратно, убедились в этом?

- Да, мы растем дальше.

- Кризис не сказывается?

- (Смеется.) Он сейчас сказывается только на Европе.

В "МАГНИТКЕ" БЫЛИ "ПАССАЖИРЫ"

- Как оцените прошедший плей-офф для себя?

- Для меня плей-офф - что-то особенное. Но расстраивает, когда ты играешь мало, быстро выбываешь из борьбы. Плей-офф - апогей хоккея, другие эмоции, другие переживания. Для "Металлурга" он получился безуспешным, потому что задача была выйти в финал.

- Чего не хватило?

- По большому счету - везения. Например, четвертый матч дома с "Авангардом" могли вытащить. Но не хватило удачи, шайба от штанги попадала вратарю в спину и залетала в ворота. А в обратную сторону - нет.

- Эксперты называли главной проблемой "Магнитки" - возраст хоккеистов.

- Возраст - это кто? Я и Федоров что ли?

- Магнитогорск вообще был старше всех.

- Наш средний возраст - 30 лет, а это самый расцвет хоккеиста. Мне бы в 30 кто сказал, что я ветеран, - обиделся бы. А из возрастных нападающих у нас действительно были только я и Федоров. Остальные возрастные ребята - защитники, а там другое движение, для них возраст не главное.

- По именам ваша команда заслуживала финала...

- Не согласен. Магнитогорску есть над чем работать. Собраны отличные ребята, которые душу и тело положат за эту команду. Но были, как всегда, и "пассажиры".

- Скажите прямо, вы в Магнитогорск не вернетесь?

- Я бы с удовольствием, но семейные обстоятельства выше меня.

"ПОПРОЩАЛСЯ НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ"

- Со стороны казалось, что вы по-настоящему получаете кайф от того, что удается выходить в одном звене с Мозякиным. Это так?

- Да, Сережа начал забивать, когда я приехал. У него появились эмоции. И я попал в свою тарелку. Люблю, когда больше пасов, чем бросков. Хотя тренер нас ругал уже за то, что мы порой шайбу хотели занести в ворота.

- Ожидали, что ваше звено выйдет на первые роли в плей-офф?

- Думал, что будет наоборот, потому что плей-офф - это игра третьих и четвертых звеньев, а первое и второе нужны для реализации численного преимущества. Статистика такова: когда наше звено забивало - мы выигрывали, когда обходилось без шайб - проигрывали.

- Насколько тяжело было переломить серию с "Барысом"?

- Мы первые четыре игры действовали по одной тактике и поняли, что успеха она нам не принесет. Сели, переговорили с тренером и решили поменять систему. Ну и выиграли "с листа" первую же игру и дальше действовали по той же схеме.

- А почему "Металлург" выглядел в плей-офф уставшим, как будто сил команде не хватало?

- Мы не могли с самого начала, что называется, попасть в струю. С первого матча не было должного настроя. Продолжали играть, как будто это матчи регулярки. Все переменилось, когда зацепили четвертую игру с "Барысом". Появились эмоции, азарт и силы.

- Вы присутствовали при установлении феноменального рекорда: Федоров перевел игру в овертайм решающего для "Металлурга" матча, забив самую возрастную шайбу плей-офф в истории отечественных чемпионатов. Приятно было играть с этим легендарным хоккеистом?

- Конечно. Он - великий мастер! У нас было взаимное уважение друг к другу. И на льду, и вне его.

- В Омске вы прощались с местными болельщиками прямо на льду после пятого, проигранного матча, и они проводили вас овацией. Что это было - порыв души?

- Меня всегда хорошо встречали в Омске, надеюсь, болельщики там меня еще любят. Мысли были разные: может, это и вправду был мой последний матч? Поэтому решил попрощаться, на всякий случай.

- Эмоции от хоккея у вас остаются, получаете их в прежнем размере?

- Чем дальше, тем больше.

- Но не совсем понятна ваша мотивация. Вот если бы у вас ничего не было, кроме хоккейной карьеры... Но ведь есть бизнес. Зачем все эти тренировки, нагрузки, сборы?

- (Ухмыляется.) Наверное, я без этого не могу. Даже не обращал внимания на нагрузки перед началом этого сезона, потому что тренируюсь круглый год. Приятно было слышать от Величкина (вице-президент клуба. - Прим. "СЭ"), когда он на собрании перед всеми ребятами сказал: "У нас тут все профессионалы, но таких профессионалов, как Макс, мы еще не видели".

- То есть молодым в "физике" не уступаете?

- Физически точно нет, но возраст берет свое - не могу находиться на льду по полторы минуты, однако смену в 30 - 40 секунд отработаю.

- Но вашим коньком всегда была скорость...

- Никуда она не делась, это природное. Скорость ведь - это же не по кругу бегать. В хоккея важна и скорость мышления.

- Как сами считаете, доказали всем, что еще на многое способны?

- Я не пытался кому-то что-то доказать. Я сам себе доказывал.

- Получилось?

- Да, особенно в плей-офф.

СКАЗАЛ ТРЕНЕРУ: "ДАЙ ОПРОВЕРЖЕНИЕ"

- Вам, наверное, журналисты оборвали телефон, когда случилась история с "Салаватом"?

- Мне ваши коллеги обычно звонят, когда все плохо (улыбается). Когда все хорошо, их нет.

- Можете рассказать, что произошло в Уфе?

- Я не знаю. Могу только предполагать, что освобождались от игроков с большими контрактами.

- Все говорили, что вы игрок тренера Михалева...

- Я с Михалевым никогда до этого не работал. Не думаю, что мое приглашение было исключительно тренерским решением. Мне обидно было слышать, как новый тренер Сафин сказал: мол, мы с Твердовским - перевернутая страница, а на следующий день он нам в глаза в раздевалке врал, что такого не говорил.

- Может быть, он действительно таких заявлений не делал?

- Уверен, что сказал. Я ему еще предложил: "Дай опровержение". Но никаких опровержений так и не увидел.

- Поговаривали, что в команде раскол между молодыми и опытными игроками. Было такое?

- Нет, это полный бред, что у нас был конфликт с Радуловым. Выдумки очередные. Я очень рад, что поиграл с Сашей, хотя нам не так часто приходилось выходить на лед вместе. Но парочку голов все равно соорудили.

- У Радулова, на ваш взгляд, получится в НХЛ?

- Разницы нет - НХЛ или КХЛ, если человек может играть в классный хоккей. А он - может!

- Что сейчас происходит с "Салаватом"? В Уфе уже расстались с несколькими ведущими игроками.

- Скорее всего, проблемы с финансированием.

- Способен ли был этот "Салават" повторить успех прошлого года?

- Нет. Без шансов. Подбор игроков в защите очень слабый. Единственная пара, которая выглядела хорошо, - Прошкин и Атюшов.

- В прошлом году вы рассказывали, как вам сообщили в СКА о разрыве контракта. А как вы узнали об этом в Уфе?

- Мне позвонил агент. Самое интересное, что я хотел сам уйти, спросить, поменяют меня или нет. В тот момент я был в Питере, мне дали выходной, на следующий день летел в Уфу. Пока летел, смотрю - агент звонил. Перезваниваю и узнаю: "Тебя отчислили".

Я поехал собирать вещи, но агент предупредил, что мне надо будет еще поработать. Потому что руководство клуба сначала сказало, что сразу выплатит все причитающиеся деньги, а потом предложило расторгнуть контракт по обоюдному согласию. Однако я не стал этого делать, надо было наказывать их. Хотя они не верили, что мы с Олегом (Твердовским. - Прим. "СЭ") поедем в Высшую лигу.

- Я бы тоже не поверил...

- Олег тогда сказал: "Не считаю, что это шаг назад, это очередной опыт, которого не было". Честно, было приятно, как молодые ребята смотрели на нас с открытыми ртами. И видели, что мы играем по-настоящему. Тренер еще пошутил перед игрой. Называет состав, открывает свою книжку: "Блин, не верю своим глазам: Сушинский, Твердовский". Все со смеху покатились.

- А люди говорили, что вам гордость не позволит поехать в "вышку"?

- Причем тут гордость? Я хочу играть в хоккей. Есть контракт, и я не могу убежать и заплатить три четверти своего контракта этим людям.

- Венер Сафин что за тренер? Ожидали, что его поставят главным?

- Нет, потому что он, на мой взгляд, очень слабый тренер. Если они хотят чего-то добиться, им надо менять наставника.

ОБИД НА СКА НЕТ

- Жалеете до сих пор, что так получилось с родным клубом?

- "Жалею" в этом случае неправильное слово. Обидно, что весь сезон пошел кувырком. А ведь если бы в Питере сказали раньше, что я не нужен, у меня сезон наверняка сложился бы по-другому. Я бы сразу попал в Магнитогорск, что было бы лучше для меня, партнеров и команды. А так я наспех собрался в Уфу, потом переехал в Магнитку…

Это тяжело. Но очень рад, что поиграл в "Металлурге". Можно сказать, что мечтал там побывать. Хотя у меня всегда были очень тяжелые хоккейные отношения с "Магниткой", потому что Омск чуть ли не каждый плей-офф с ними играл. Когда я приехал в Магнитогорск, люди из обслуживающего персонала шутили: мол, ты нам всю жизнь кровь пил, а сейчас с нами. Но приняли меня очень хорошо, и простился я отлично.

- На Питер зуб держите?

- Нет. А зачем? Просто обидно, что сказали так поздно, и, возможно, последний мой сезон скомкался.

- Может, тогда и не стоит делать его последним?

- Может быть, и не стоит. Посмотрим. Сегодня пойду смотреть хоккей (разговор состоялся в день первого матча серии СКА - "Динамо". - Прим. Н.Л.) в ледовом.

- Билет купили?

- У меня выкуплена ложа на весь сезон, на большую компанию.

- За кого будете болеть?

- Секрет (смеется). Не за "Динамо" точно. Буду болеть за хоккей, за друзей.

- А если камера вас выхватит - и ледовый зайдется в овациях?

- Не узнают уже меня болельщики (смеется).

- За СКА следили по ходу сезона?

- Не хватало времени. Я вообще хоккей не смотрю по телевизору. Реально интересный хоккей начинается только в плей-офф. Игры регулярки не такие. К тому же кроме хоккея есть много других интересных программ.

- Ожидали, что СКА в сезоне будет выглядеть так мощно?

- У команды очень хороший состав, плюс подъехали такие ребята, как Тихонов и Тарасенко. Здорово смотрится Макаров, он проводит отличный сезон. Иностранцы играют нормально, как и всегда. Плюс классная пара защитников Кольцов - Калинин.

- Видите себя в этом составе?

- Я - да, но я ведь не тренер. Не мне решать.

- У кого, на ваш взгляд, больше шансов пройти в финал: у СКА или "Динамо"?

- СКА - фаворит, но "Динамо" - молодая, злая команда, очень хорошо готовая физически. Конечно, у них нет такого мастерства, как у армейцев, но все может быть.

- Вы поддерживали отношения с Максимом Соколовым. Тяжело ему пришлось, только один неполный матч в году провел...

- Меня удивило, что он не сыграл против меня в Магнитогорске после блестящей игры, которую показал в Казани. Уже только из уважения к Соколову Ржига должен был его поставить или хотя бы переодеть на игру, как второго вратаря.

СТАНУ ТРЕНЕРОМ, БУДУ ЖЕСТКИМ

- Будете ли вы кого-то слушать в принятии решения об окончании карьеры?

- Многие люди из мира спорта мне звонят. Постников сказал: "Не заканчивай ни в коем случае". Друзья говорят: "Не делай этого". Но решение за мной.

- Ваша супруга может на него повлиять?

- У нее - первый голос. В принципе, как она скажет, так и будет. Еще в середине сезона мы договорились, что я заканчиваю. Но она жила прошедшим плей-офф и теперь спрашивает: "Как мы без этого будем дальше?". Средняя дочка говорит: "Будь здесь, дома, ходи на работу, главное, чтобы ты каждый вечер приходил домой". Сложно все.

- Тяжело поверить, что вы, человек с таким жестким характером, ориентируетесь на мнение супруги.

- Я не считаю это зазорным. У нас всегда в семье все решения были совместные. Что это за семья такая будет, если я все решения буду принимать сам?

- Но сейчас вы склоняетесь больше в какую сторону?

- Сейчас - 50 на 50. До июня точно ничего не определится. Я уже тренируюсь, уже хочу в зал. Не могу без этого. Люблю поддерживать физическую форму, потому что у профессионального спортсмена мышцы привыкли работать, и если ничего не делаешь, они обвисают. Мне это не нравится.

- Раньше вы говорили, что с хоккеем будущее точно не свяжете. Не изменили мнения?

- Теперь не буду зарекаться. Мне есть чему научить ребят. Я поработал со многими тренерами, понимаю, что нужно команде, особенно в плей-офф. Команда должна подходить к плей-офф обученной. Я знаю, как это сделать. И уверен, что если стану тренером, то буду жестким не в быту, а в плане игровой дисциплины.

- Вас бы, как Ржигу, называли тренером-мотиватором.

- Да, потому что я всех чесал бы под свою гребенку. Кто в моей команде испугался первым, больше бы не играл. Я просто выставил бы его баул из раздевалки.

- Легендарный болгарский футболист Христо Стоичков на чемпионате мира 1994 года, когда его сборная сенсационно дошла до полуфинала, мог спокойно зайти в раздевалку в перерыве и накостылять любому партнеру, если ему не нравилась его игра. Вы на такое будете способны, как тренер?

- Как тренер тем более не способен. Это лишнее. Для таких вещей все-таки есть летающие мусорные баки (смеется).

28