В субботу сразу после матча Кубка Первого канала Россия - Чехия на официальном сайте ЦСКА появилось сообщение о переводе главного тренера армейцев Валерия Брагина на должность консультанта. Новый "рулевой" ЦСКА, занимающего четвертое место в Западной конференции, определится, видимо, в начале недели. Корреспондент "СЭ" попытался понять причины армейской перестановки.
Игорь ЛАРИН
Хет-трик Павла Дацюка общественности так и не удалось толком отпраздновать. Виной тому - нынешний клуб Дацюка, в субботу во второй половине дня взорвавший информационное пространство. Трудно понять, почему было выбрано именно это время, когда разогретая триумфом национальной команды хоккейная общественность рванула в интернет. И на пике интереса к ледовой игре получила армейскую пилюлю.
В этом плане стоит признать, что армейская сторона момент для перестановки выбрала не очень удачно. Ведь она пошла по пути "сиамских близнецов" - Михаила Анисина и его динамовских боссов, которые устроили стирку грязного белья прямо накануне старта Кубка Первого канала - и в начале этой недели отодвинули Овечкина, Малкина и Ко на обочину хоккейной жизни. И вот в субботу вечером звезды сборной вновь остались в тени…
Сразу после отставки Брагина "СЭ Интернет" сообщил о том, что ему на смену придет или североамериканский специалист, или Вячеслав Быков. А временно исполняющим обязанности "главного" окажется кто-то из молодых тренеров в клубной структуре – скорее всего, Вячеслав Буцаев. По состоянию на вечер воскресенья эта информация подтверждается, причем выбор, не исключено, будет сделан в пользу североамериканца, что объясняется обширными связями главного менеджера ЦСКА Сергея Федорова в Новом Свете.
Но главный армейский вопрос по-прежнему остается актуальным: за что убрали Брагина? Чем заслужил такое отношение специалист, под руководством которого ЦСКА оказался самым прогрессирующим (по сравнению с прошлым сезоном) клубом Западной конференции? Клубом, который уже к середине чемпионата, по сути, обеспечил себе путевку в плей-офф.
Между прочим, ту самую путевку, за которую армейцы под руководством прежнего тренера Юлиуса Шуплера в прошлом сезоне отчаянно сражались до последнего дня и завоевали с последнего, восьмого, кубкового места лишь благодаря кризису конкурентов.
Попробуем найти ответы на эти вопросы.
МНОГО МЕНЕДЖЕРОВ, МНОГО РУКОВОДИТЕЛЕЙ
По информации "СЭ", решение о переводе Брагина принял прежде всего главный менеджер ЦСКА. Причем не на эмоциях от хет-трика Дацюка и прекрасной работы его связки с Александром Радуловым (между тем в клубе тот же Дацюк не так эффективен).
Решение об отставке зрело на протяжении ноябрьско-декабрьских матчей ЦСКА, когда армейцы брали свои очки в борьбе с командами второго эшелона, но неизменно уступали лидерам лиги (0:4 и 2:3 - "Локомотиву", 2:4 - СКА, 2:5 - "Ак Барсу", 4:6 - московскому "Динамо"). В клубе, который отныне ставит самые амбициозные задачи и располагает сопоставимым с традиционными лидерами бюджетом, такие поражения воспринимали крайне болезненно.
Надо заметить, что еще летом назначение Брагина утверждалось довольно долго и не выглядело многовековым. Нельзя сказать, что главный тренер золотой молодежки-2011 не был креатурой Федорова. Однако в списке потенциальных тренеров были и другие кандидатуры.
Здесь нужно понимать, что управленческая структура ЦСКА отнюдь не выглядит отстроенной и сбалансированной. Еще в конце прошлого сезона лидер "Клуба 1000", самый результативный хоккеист в истории нашего хоккея Федоров даже не был в армейском проекте. После того как из ЦСКА "удалось" выжить Вячеслава Фетисова, всю менеджерскую власть были готовы распределить между собой два таких чрезвычайно гибких человека, как Сергей Немчинов (ныне - советник главного менеджера) и Игорь Есмантович (ныне - генеральный директор). И для них Федоров в общем-то возник как снег на голову.
Высокая концентрация менеджеров вызвана высокой концентрацией на высшем уровне: в Наблюдательный совет ЦСКА входят и президент клуба, глава "Роснефти" Игорь Сечин, и первый вице-президент компании Эдуард Худайнатов, и руководитель Федеральной налоговой службы Игорь Мишустин, и почетный президент Виктор Тихонов, и Вячеслав Быков. Плюс не нужно забывать и о сыне Виктора Тихонова Василии, которого приставили к Федорову советником. Понятно, что в нынешней ситуации у каждого из менеджеров есть свои планы и свои ходы к руководству.
В такой расстановке сам черт ногу сломит. И не одна из действующих тренерских и менеджерских фигур не может себя чувствовать комфортно. И прежде всего это относилось к главному тренеру, который и стал первой жертвой. Первой, но, возможно, не последней.
БРЫЗГАЛОВА ВЫТЕСНИЛИ В КОСМОС
Впрочем, Брагина сгубили не только поражения от лидеров, а также высокая конкуренция в административных структурах. Подводные камни были заложены и непосредственно в хоккейной команде.
Очевидно, что против главного тренера сработал "фактор Ильи Брызгалова". Вратарь, которому Федоров и Ко обеспечили отличные условия, блистал не на ледовых площадках, а в планетариях и Центрах управления полетами. С самого начала было видно, что Брагина больше устраивает форма Ростислава Стани - и отличная статистика словака выбор тренера полностью подтверждала. При этом в своем дебюте Брызгалов то ли случайно, то ли нет был брошен тренерским штабом на лучшие атакующие клубы лиги - "Трактор" и СКА. Получив на входе в сезон от каждого по четыре шайбы, голкипер-философ, по сути, был "вытеснен в космос". Что, понятное дело, нервировало не только самого вратаря, но и менеджеров, сделавших на него контрактную ставку.
Скорее всего, по вопросу Брызгалова Брагину не хватило даже не тренерского, а дипломатического опыта. Причем когда работаешь с амбициозными звездами и руководителями, умение быть дипломатом становится едва ли не решающим. Не исключаю, что Брагин изначально не считал вратарскую позицию самой проблемной - скорее всего, тренер хотел усиления линии защитников. А ему приобрели крайне непростого в управлении голкипера-звезду.
С РАДУЛОВЫМ ПРОБЛЕМ НЕ ВОЗНИКЛО
Зато с другим непростым хоккеистом Брагин нашел общий язык. Речь - о лучшем бомбардире КХЛ последних лет Александре Радулове. Валерий Николаевич уделял Радулову максимум внимания, старался советоваться по многим вопросам. Индивидуальный подход позволял по максимуму использовать лучшие качества Радулова (пусть даже зимой сверхэнергетичный Александр то и дело вспыхивал, нервничая из-за того, что у команды не все получается).
Что касается другой локаут-звезды ЦСКА - Дацюка, то этот хоккеист может сработаться с абсолютно любым тренером. Как и спокойный белорус Михаил Грабовский.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Итак, судьба Брагина была решена еще до московского этапа Евротура. Не исключено даже, что 13 декабря - в день, когда Федорову исполнилось 43 года.
Убирая Брагина, Федоров идет на "вы" и берет удар на себя. Ведь раньше отсутствие идеальных результатов можно было списать на дебютный сезон в ЦСКА и главного тренера, и главного менеджера, на притирку. Теперь же Федоров показывает: он готов выходить из общего ряда армейских администраторов.
Другое дело, что вызывает вопросы поведение Сергея Викторовича в информационном плане. Ведь приняв резонансное решение, он пока никак его не прокомментировал. В этом смысле ему нужно многому учиться, например, у боссов СКА, которые, даже уволив Милоша Ржигу с первого места, нашли что сказать и выступили в наступательной манере.
В любом случае теперь самое главное для Федорова - найти тренера-тяжеловеса. Таковым мог бы стать Быков, у которого есть определенная поддержка в высшем руководстве ЦСКА. Однако у Быкова, предположу, есть и понимание того, что в нынешней конфигурации тренер в ЦСКА является не совсем самостоятельной фигурой, в общем-то еще и заложником.
Не удивлюсь, если в конце концов ставка в ЦСКА будет сделана на североамериканского специалиста (например, на экс-главного тренера сборной Канады Энди Мюррея или экс-наставников "Детройта" и "Атланты" Дэйва Льюиса, Бэрри Смита и Боба Хартли). Для людей из Нового Света ЦСКА - супербренд уровня "Монреаль Канадиенс". Ну а то, что в нынешней ситуации это не только супербренд, но и раскаленная сковородка, североамериканцам знать не дано. Пока не дано…
КАК СНЕЖНЫЙ КОМ НА ГОЛОВУ
Валерий БРАГИН:
- Для меня это событие - как снежный ком на голову. В раздевалке все было нормально. Но после сегодняшней тренировки мне сообщили, что я уволен. Причины вам могут назвать в клубе. Я же более детально готов говорить в понедельник.
Joe Sakic
Да, жалко Валерия. Команда за исключением звезд с индивидуальным мастерством нулевая. Тренер не виноват!!!!
19.12.2012
Евгения С
У каждого своя война в голове!
18.12.2012
gigo865
Однажды в студёную зимнюю пору ))) вызвали хозяева Федорова и спросили: "Ну что, Серёга, будет у нас нынче КГ?" Тот посмотрел на матчи с главными конкурентами и понял - надо ЧТО-ТО делать. Ведь в конце сезона хозяева обязательно спросят за бабло. Что в таких случаях делают? Начинают с тренера...
17.12.2012
..I..
*На ближайшие игры с лидерами КХЛ армейцы остались БЕЗ тренера...
17.12.2012
..I..
Со всеми комментариями, согласен. Все по делу сказали: Брызгалов не причем. С поставленной задачей на сезон, с большой вероятностью, Брагин справился бы. Проведенные матчи основным конкурентам, на западе, при Брагине проиграли, не показав надежной игры. Хорошо играют 1,5 (полтары) пятерки. Повод для увольнения был, но не прямой (за невыполнение задачи на сезон), а косвенный (слабая игра с лидерами). На ближайшие игры с лидерами КХЛ армейцы остались тренера которому есть, что терять. С чисто человеческой точки зрения (а не специалиста) надо Брагину дать доработать до конца сезона и посмотреть на результат, но у специалистов (обладающего в том числе и закрытой информацией) может быть другая, правильная точка зрения. Федоров, со сменой тренера очень сильно рискует своей репутацией, теперь вся ответственность за результат на генеральном менеджере. Возможна, смена тренера поможет решить проблемы, кроме того есть возможность повысить задачу новому тренеру на сезон. Надеюсь, Федоров знает, что делает.
17.12.2012
бастард
Ноют и скулят по поводу Брагина в подавляющем большинстве не болельщики ЦСКА а посторонние от темы лохи!
17.12.2012
бастард
За что сняли Брагина? За плохую работу - игры у ЦСКА нет а есть набор исполнителей которые иногда забивают голы слабым командам!Это ясно любому болельщику ЦСКА!Да он ещё оказывается постоянно советовался с Радуловым!Это маразм!Вы можете представить себе Билялетдинова постоянно советующимся с Морозовым или Никулиным?
17.12.2012
SPS+
объяснение простое, деньги карман жмут
17.12.2012
aleksrusx
Почему нет объяснений увольнения со стороны руководства? Интересно узнать их логику (с учётом того, что замену толковую Брагину не подготовили, а сейчас ведь серия топ-матчей будет)....
17.12.2012
AnTikVar
sv57, я понял о чем ты, на мой взгляд это вообще просто догадки журналистов. Я не поверю, что Брагина сняли из-за проблем с Брызом, уж тем более при том, что Илья временщик, да и с одним из самых "тяжелых", в плане характера, хоккеистов лиги(А. Радулов) он общий язык нашел легко. Так что тут две версии, либо хозяева вливаемых денег захотели все и сразу, особенно, найдя средства на Дацюка, Грабовского и Брызгалова, в дополнение к Радулову, либо Брагина изначально брали как временщика, пока вели переговоры с каким-то серьезным специалистом. Не хотелось бы второго, потому, как это пятно на репутацию Фёдорова, чего бы я лично очень не хотел. С другой стороны понятно было, что когда появились деньги - изчез вариант с возможным и долгим путем строительства команды опираясь на свою молодежь, так ситуация у Брагина, особенно для дебюта на посту главного тренера в КХЛ, была совсем не лучшая. И я согласен, что в целом он справлялся с поставленной задачей и заслужил время для работы, уж минимум до конца сезона, но отставка Ржиги теперь даёт право на любые самодурства, тем более, что переплюнуть питерцев всё равно не выйдет.
17.12.2012
sv57
Можно до хрипоты спорить о том, что показал БЫ (или не показал БЫ) Брызгалов, можно до хрипоты спорить о том, выигрываются матчи вратарями или не выигрываются. Я просто в принципе против подхода, когда мотивом снятия тренера является его "несработанность" или "неправильное использование" очередной "звезды". Ни один вменяемый тренер - не враг сам себе, ни один вменяемый тренер нее станет держать на лавке человека, если он заведомо сильнее конкурентов. За результат отвечает тренер. Точка. Так дайте ему нормально работать, дайте время реализовать свои наработки. К большому сожалению, у нас сейчас сплошь и рядом "хвост вертит собакой". Почему Брагин не ставил молодых ? В том, что он с ними умеет работать - кто-нибудь сомневается ? Значит, потому что не были они на голову сильнее тех, кто играл. Хотя думаю что был бы у него пресловутый "кредит доверия" - он бы их ставил, то что он умеет работать с молодыми он давно уже доказал. >он имея добротный состав с лидерами конференции вообще не мог играть Что значит "не мог" ? Сезон еще не закончен, чтобы делать какие-то выводы. Кстати сказать - времени он получил даже меньше, чем тот же Ржига в СКА.
17.12.2012
Черная Борода
Крайний матч? Где служил?
17.12.2012
AnTikVar
sv57, да ладно, никакой это ни штамп. Именно касаемо вратарей. Именно вратари в одиночку ооочень часто вытаскивают отдельные матчи, а порой и серии, а иногда даже и турниры. И Брыз в этом списке не одинок. И Куик и КС-12 такая же ситуация, Томас КС-11, Набоков и 1/4 против Канады в турине и т.д. и т.п. О чём говорить, 17-38 по броскам, в том числе 5-16 во втором и 4-11 в третьем. А уж если пересмотреть видео и по моментам поглядеть, то и статистика не нужна. А про состав никто ничего не говорит, Станя сейчас выглядит сильнее, он и играет больше. Просто с таким наездом типа кто такой Брыз. Вот тебе и пример, он чемпион мира, причем повторюсь, именно благодаря ему в Берне золото было у нас, а помимо этого он еще и обладатель КС, и статистика его игр за уток в плове там весьма впечатляющая. Так что не стоит так, насчет того кто это такой и какие это там у него заслуги. Другое дело что за них сейчас в воротах никто играть не даст, но в ЦСКА и нет такой ситуации. Более того, проблема мне кажется высосана из пальца, реальный проблемы Брагина - то что он имея добротный состав с лидерами конференции вообще не мог играть. Да и завязаны все победы, на 4-5 людях, по хорошему. В целом же как Шуплера гнали в межсезонье ни за что, так и Брагина, потому как задачу на сезон он однозначно решал и решил бы. Это если формально на вещи смотреть.
17.12.2012
Валий
Не в то кузов полез Брагин. Должен был думать на полшага вперед. А так талантливый молодняк растолкал - где Кучеров, Гусев, Прохоркин, Филатов??? Думаю, отставка по делу - команда мучается, а не играет, хотя не факт, что с новым коучем заиграет...
17.12.2012
обманутый лох
vladimir iv 17 Декабря 2012 | 10:49 Типично российское купеческое решение. Выпили, закусили, послушали цыганский хор, попарились и вдруг пришла в голову мысль - уволить Брагина. К сожалению именно так всё часто и решаеца в этой стране
17.12.2012
Dorognik
sv57 17 Декабря 2012 | 12:06 В любом случае российский вратарь обязан отыграть 35% матчей в регулярке. И Проскуряков не выглядит явно лучше Брыза. И Станя может за полматча 4 пропустить. Посмотрим, думаю у Брыза к весне все нормально с игрой будет.
17.12.2012
Dorognik
sv57 17 Декабря 2012 | 11:25 Думаю, что зря вообще журналисты сюда Брыза приплетают. Брагин ему регулярно давал играть, Брыз не оправдывал, что можно объяснить отсутствием по сути предсезонки и необходимостью заново привыкать к большим площадкам. А свои крайние две игры уже очень прилично сыграл. И если отменят все же сезон в НХЛ, то в плове он нам очень пригодится. Станя тоже не железный, да и сколько уже было при том же Быкове, когда какой-нибудь Лоусон феерил в регулярке, а в плей-офф потом все исчезало? Брыз с его классом и опытом поможет еще, уверен.
17.12.2012
sv57
AnTikVar В одиночку в хоккее (как и в любых командных видах спорта) игры НЕ ВЫИГРЫВАЮТСЯ. Это очередной журналюшный штамп - дурацкий, замечу. Это во-первых. А во-вторых - играть должен тот, кто лучше готов ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, а не тот, кто был блестяще готов год или три года назад. История с "пондусом" ни на какие мысли не наводит ?
17.12.2012
AnTikVar
sv57, отбросив все его североамериканские статистики и заслуги, скажу так, уже хотя бы одним финалом в Берне, который он выиграл, по-хорошему, в одиночку - он очень хорошо показал, чего он стоит как вратарь. Это уж совсем по минимуму.
17.12.2012
sv57
>Скорее всего, по вопросу Брызгалова Брагину не хватило даже не тренерского, а дипломатического опыта. Причем когда работаешь с амбициозными звездами и руководителями, умение быть дипломатом становится едва ли не решающим. Как же достали эти разговоры про "звездность" !!! Чем он эту "звездность" доказал ??? НИЧЕМ. С каких пор на игру нужно ставить за умение болтать языком на отвлеченные темы и прошлые заслуги ? БРЕД!!! В общем в очередной раз подтверждается мнение Сумманена о том, что "в России тренер значит меньше чем уборщица". Увы ((((((((:-
17.12.2012
Dorognik
чимуренга 17 Декабря 2012 | 10:53 Так и Григоренко в первых двух играх забил)) А сейчас они с И.Радуловым даже в состав не попадают. Не знаю, вина ли это Брагина, но к тренеру вопросы есть. Взять крайний матч, с Динамо. 40 минут абсолютной, полной беспомощности. Затем А.Радулов-Дацюк-Грабовский на троих забивают 4 шайбы. Но именно как команда в этой игре ничего не показали, как и с Локо, и со СКА. Почему те же Радулов-ст, Григоренко и Ко решили, что за всю команду должны эти трое плюс Широков отдуваться? Брагин или не мог их заставить играть, или эта ситуация его устраивала. Против аутсайдеров это работает, против лидеров - нет.
17.12.2012
чимуренга
Dorognik ,а какие версии по Радулову-ст.,который в нач.сезона выглядел лучше младшего и забивал ?
17.12.2012
Этот, как его, ...
Типично российское купеческое решение. Выпили, закусили, послушали цыганский хор, попарились и вдруг пришла в голову мысль - уволить Брагина.
17.12.2012
Dorognik
burmistr 17 Декабря 2012 | 10:25 По красноярскому времени уже совсем не ночь))
17.12.2012
burmistr
Dorognik17 Декабря 2012 | 04:57 Что по ночам не спим ? Спасибо.Очень толково.
17.12.2012
AnTikVar
Да уж, отвлекся на сборную, а вчера узнал эту, как ни крути, сенсационную новость. В общем-то красивые слова про прогресс в этом сезоне перебор, ибо с таким составом и Авто, и Витязь, и любая другая команда была бы наверху, а вот насчет отсутствия результата в игре с претендентами на КГ - факт. Хотя я думаю задачу свою в этом сезоне - пройти первый раунд, Брагин несомненно бы решил, но ставили эту задачу не имея еще Дацюка, Грабовского и Брыза.
17.12.2012
Helicopter
Прежде чем делать выводы, хотелось бы услышать голос из клуба. Такое ощущение, что кандидат новый давно уже был, только не соглашался.
17.12.2012
Dorognik
Если ГТ станет Василий Тихонов - значит, все совсем плохо. Как решал все ВВТ-старший и группа особенно доверенных и удобных товарищей, вроде Немчинова - так ничего и не изменилось. Очень надеюсь, что это не так.
17.12.2012
Dorognik
В перерыве после второго периода с Динамо был уверен, что Брагина снимут и снимут еще до НГ. Но это, как и у руководства СКА - очень рискованный шаг. Хотя Федорову несколько проще, чем Касатонову, все-таки в первый же сезон вряд ли будут требовать от ЦСКА только КГ. Финал конференции будет вполне приемлемым результатом. Понять логику тех, кто убрал Брагина, можно. Непонятно, в что играли пять периодов с Локо. Про игру с Динамо до 0-5 и говорить не хочется. Со СКА без вариантов, 0-5 за период с Кузней. В нападении все держится на Радулове-младшем и Дацюке, отчасти на Грабовском, статистика остальных напов просто удручает. Абсолютно потерялись Радулов-старший, Григоренко, Зубов, Перссон, Спруткс. Ставка на молодых напов Барбашева и Любимова себя не оправдывает, однако из молодняка играют только они двое в нападении. Что будем делать, если локаут все же закончится - непонятно. Быть классным тренером молодежной сборной и классным клубным тренером совсем не одно и тоже. Но вот что это было - несоответствие Брагина нынешним задачам ЦСКА или болезни роста новой команды - теперь уже не узнаем. Жаль, надо было дать доработать хотя бы этот сезон. Очень интересно, кто будет новым главным. Если пройдем больше одного раунда плей-офф, то этот шаг руководства будет все же оправдан. Спасибо Вам за работу, Валерий Николаевич!
17.12.2012