FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

16 марта 2013, 00:15

Пол Морис: "Команде нужна была разгрузка, а мы загнали ее тренировками"

Главный тренер магнитогорского "Металлурга" в интервью "СЭ" рассказал о причинах поражения в первом раунде плей-офф и поделился своими планами на будущее

Алексей ДУЗЕНКО
из Магнитогорска

Число "13" для Пола Мориса является поистине магическим. Судите сами.

Суммарно в системе "Каролины" (ранее "Хартфорда") этот специалист отработал 13 сезонов. Самое лучшее достижение - финал Кубка Стэнли-2001/02. Семь полноценных сезонов команда Мориса не выходила в плей-офф, дважды вылетала в первом и один раз в третьем раундах. Еще пару сезонов канадец лишь начинал, но его увольняли задолго до кубковых матчей. И в обоих случаях "Каролину" эта мера не спасла - клуб не попадал в плей-офф. За плечами Мориса также два сезона работы в зажиточном "Торонто", но эта команда тоже оставалась вне кубковой зоны.

"Чертова дюжина" напомнила о себе канадскому тренеру и в России. В этом сезоне "Магнитка" за пределы основного времени выходила в 13 матчах (12 - в регулярном чемпионате и 1 - в плей-офф). И во всех умудрилась уступить! Даже имея в наличии таких звезд, как Малкин, Кулемин, Мозякин. Проиграно 7 буллитных серий и 6 овертаймов. Одним невезением тут никак не оправдаться…

- Это правда, что вам сделали предложение продлить срок работы в "Металлурге" еще на год?

- Действительно, клуб проявил заинтересованность в продолжении нашей совместной работы. Но есть три фактора, которые могут повлиять на мое решение.

Во-первых, надо обсудить все моменты дома, как говорится, на семейном совете. Понять, как жена и дети жили без меня восемь месяцев. Быть мужем и отцом в течение нескольких месяцев только по скайпу - морально сложно. Это самый главный момент, от которого будет зависеть моя судьба.

Во-вторых, надо разобраться внутри себя - смогу ли я на второй сезон работы в "Магнитке" что-то сделать лучше, чем сейчас. Замечу: речь ни в коем случае не идет о деньгах, о финансовой стороне контракта. Речь о тренерских нюансах, которые мне предстоит проанализировать.

В-третьих, теоретически может поступить предложение из клуба НХЛ. Естественно, на раздумья мне дадут не так много времени, как было прошлой весной. Понимаю, что "Металлургу" нужна определенность по тренерским и селекционным планам. И любое промедление с моей стороны будет некорректными по отношению к магнитогорской команде.

- На днях вице-президент "Металлурга" Геннадий Величкин сообщил, что клуб не собирается подписывать новые контракты с вратарями Георгием Гелашвили и Ари Ахоненом. Нестабильная игра этих двух зрелых и опытных голкиперов в нынешнем сезоне оставила немало вопросов…

- Изначально первым номером мы считали финна. Это было заметно и по технике - во вратарских элементах Ахонен выглядел предпочтительнее. Но в какой-то момент соперники хорошо изучили тактику его игры и стали часто идти с ним на контакт, продавливать его в ворота на ближних углах, создавая немало голевых ситуаций. В этот момент мы поняли, что за счет габаритов и активности на своем пятачке Гелашвили может действовать лучше. В плей-офф это стало определяющим фактором.

Наверное, в серии с Уфой мы и дальше доверяли бы последний рубеж Гелашвили, но он получил тяжелую травму после сильнейшего броска Прошкина и уже никак не мог нам помочь.

В целом же оба вратаря хороши, каждый обладает опытом - со своими плюсами и минусами. В любой команде, претендующей на что-то большое, есть три ключевые фигуры: голкипер, хороший центрфорвард первого звена и хороший защитник с броском. Соглашусь с мнением, что, если "Металлург" хочет на будущий год пройти как можно дальше в плей-офф, ему нужно обязательно усилить вратарскую линию.

- Если прокрутить весь сезон, можете публично признать какую-то ошибку, за которую хотели бы покаяться?

- (После паузы.) Попробую. В январе мы дома провели непростые матчи с Уфой, Казанью и Нижнекамском. Победили только в одном матче из трех. Затем невзрачно сыграли в Челябинске, уступив "Трактору". Потом у нас было четыре дня перерыва в календаре перед следующей поездкой. Я поддался эмоциям и соблазну провести все эти дни в тренировках.

Наверное, это и стало моей главной ошибкой на финише регулярного чемпионата. Не дал ребятам выходной. Психологически команде нужна была разгрузка, а мы, наоборот, загнали ее тренировками. В итоге последовали невыразительные выездные матчи с "Динамо", СКА и "Северсталью".

Почему я пошел на такие меры? Поддался атмосфере, царящей вокруг команды. В России есть странная закономерность: если побеждаешь, то вокруг праздник, но стоит несколько матчей проиграть - начинается вселенская трагедия и поиск виновных. Не скажу, что остался недоволен отдачей ребят в том матче в Челябинске, просто ситуация вокруг команды требовала "закручивания гаек". И вместо положенного выходного мы усиленно тренировались. Этот момент стал для всех нас уроком.

- Осенью после нескольких поражений в овертаймах и сериях буллитов вы сказали, что это дело случая и везения. До сих пор придерживаетесь подобной точки зрения? Ведь "Металлург" провел уникальный сезон, проиграв все матчи за чертой основного времени.

- Сложный вопрос. Иногда я сам не находил объяснений тому, как твой нападающий номер один не может забить важный буллит или твой вратарь номер один не выручает. В тех же овертаймах в формате "4 на 4" большая роль отводится действиям в обороне: защитники должны не только помогать в атаке, но и успевать вернуться в свою зону и ликвидировать угрозы соперника.

Видимо, нагрузка на наших ведущих игроков в тех матчах была очень большой, чтобы потом сконцентрироваться на тех же буллитах. Например, Евгений Малкин в прошлом сезоне был одним из лучших исполнителей буллитов в НХЛ. Однако в матчах за "Металлург" у него эти броски почему-то не пошли.

А вообще как тренеру буллиты мне не нравятся. Но я понимаю, что это часть хоккейного шоу.

- В серии с "Салаватом" одну из ключевых ролей сыграл экс-магнитогорец Алексей Кайгородов, от которого не без вашей инициативы "Металлург" отказался...

- Уход Кайгородова состоялся в начале сезона. А с проблемой центрфорвардов мы столкнулись на финише. Но эти события не связаны между собой.

Алексей действительно умный и тонкий хоккеист, с хорошими руками и видением площадки, но он не мог усилить игру в завершающей фазе атаки, как, например, это умеет делать Мозякин. Если откровенно, меня не устроили две вещи: физическая форма Кайгородова на старте чемпионата и отсутствие желания работать над собой на тренировках. По итогам прошлого сезона о "Магнитке" отзывались как о самой дорогой (в плане денег) и ленивой (по игровой дисциплине) команде. Одна из задач, поставленных передо мной на сезон, - постепенно и аккуратно уйти от такого имиджа. И мы двигались в этом направлении.

Соглашусь с тем, что Кайгородов полезно и грамотно сыграл против нас в плей-офф. С этим не поспоришь. Но я не вижу какой-то вины в своем осеннем решении относительно Алексея. Современный хоккей диктует свои условия: скорость и атлетизм - главные критерии борьбы на льду. Думаю, "Металлург" находится на верном пути: это и омоложение команды, и более скоростной, атлетичный хоккей.

- Благодаря локауту вам посчастливилось работать с Евгением Малкиным, которого боготворят и в России, и в Северной Америке. Каковы впечатления?

- Женя великолепен. Я наслаждался его игрой. Но еще больше восхищаюсь его работой на тренировках. Это живой пример для многих ребят.

Малкин просто создан для хоккея! Его немыслимые проходы, умение работать с шайбой, нацеленность на ворота не могут не впечатлять. Только он может принять шайбу на лету или, находясь в неудобной позиции, суметь изловчиться и принять пас. Не перестаю удивляться, как ему это удается!

Вместе с Малкиным, кстати, на занятиях классно работали Кулемин и Гончар. Это профессионалы! Женя заряжал всю команду даже на тренировках. Все ребята следили за ним и старались не отставать. Если бы не завершение локаута, "Металлург" мог стать "командой-мечтой". В трех звеньях центральными нападающими были бы Малкин и братья О’Райли. Вряд ли кто-то смог бы нас обыграть…