Президент клуба-новичка КХЛ из Владивостока – олимпийский чемпион, чемпион мира и обладатель Кубка Стэнли – рассказал корреспонденту "СЭ" о предстоящем дебюте в лиге и своей легендарной карьере
Владислав ДОМРАЧЕВ
из Москвы
ДВИНУТЬ В ЧЕЛЮСТЬ ГИМАЕВУ
– Сейчас наша команда тренируется в Одинцове под Москвой, – начал 44-летний Могильный. – Генеральный директор клуба Александр Филиппенко улетел во Владивосток на встречу с губернатором Приморья, а мы с тренерами просматриваем игроков. Кого-то оставляем, кого-то отсеиваем. Клуб молод, но мальчиками для битья, надеюсь, в КХЛ не будем.
– А ваши игроки знают, какой великий у них президент? Вы им представились?
– Да зачем? Президент и президент. Беседы у нас еще впереди. Как только сформируем команду, обязательно поговорю с ребятами.
А рассказать Могильному есть о чем. Ведь он самый титулованный руководитель клуба в КХЛ. Член почетного тройного золотого клуба: олимпийским чемпионом стал в 18 лет, чемпионом мира – в 19. Венец его карьеры – Кубок Стэнли, выигранный с "Нью-Джерси" в 2000 году. К тому же Александр – первый из россиян, кому покорилась планка в 50 заброшенных шайб и 100 очков за сезон в НХЛ, а его 76 голов в регулярном чемпионате и по сей день недостижимый Эверест для наших соотечественников. Наконец, Могильный стал первым русским капитаном в НХЛ.
В 15 лет его привез из Хабаровска в Москву знаменитый защитник ЦСКА и сборной СССР Владимир Лутченко. Могильный отличался дикой работоспособностью, волей, характером и самолюбием в хорошем смысле. Его друзья вспоминают, что, не желая мириться с дедовщиной в команде, Александр двинул в челюсть ветерану-чемпиону Иреку Гимаеву, когда тот криком заставлял юниора собирать шайбы. Потом, правда, Могильный какое-то время боялся приходить на тренировки. Пришлось вмешаться знаменитому селекционеру армейцев Борису Шагасу: он вернул гордого новичка в команду, и постепенно конфликт был исчерпан.
В 1989-м 20-летний Могильный решился на побег в США. Спустя многие годы он так объяснил свой поступок в интервью нашей газете: "Я уже был олимпийским чемпионом, чемпионом мира, трехкратным чемпионом СССР. Но при этом не имел даже метра жилья. Кому нужна такая жизнь? И все эти грамоты с медалями?" Побег молодого игрока вызвал грандиозный скандал и мог закрыть дорогу за океан заслуженным чемпионам – Фетисову, Макарову, Крутову. Тем не менее именно Фетисов позже взял над Могильным шефство в НХЛ. А минувшей весной предложил ему стать президентом "Адмирала".
КАБИНЕТНАЯ РАБОТА НЕ ГРЕЕТ ДУШУ
– Несколько лет назад молва сватала вас, Александр, в вице-президенты КХЛ. Предложение из лиги тогда получали?
– Разговоры, не стану скрывать, были. Как и предложение. Правда, не на пост вице-президента. Но пришлось отказаться. Кабинетная работа не греет душу. Примерить мундир свадебного генерала еще успею.
– Теперь, спустя три месяца после рождения клуба из Владивостока, не жалеете, что впряглись в этот проект?
– Совершенно не жалею. Очень рад, что во Владивостоке будет клуб КХЛ. Я ведь из тех краев. В Хабаровске, моем родном городе, теперь только и говорят об "Амуре". Там прекрасная арена. Поход на хоккей стал престижным. Билетов не достать. Заработала школа. Ее выпускник Сергей Плотников играл на Кубке Первого канала в одной команде с Дацюком, Малкиным, Ковальчуком, Овечкиным. Михаил Григоренко старается пробиться в НХЛ. Хоккей в регионе растет!
– Может, на смелое решение вас подтолкнул пример Сергея Федорова, ставшего главным менеджером ЦСКА?
– Нет. Я согласился возглавить клуб потому, что хочу помочь своей малой родине, оставить там след. Чтобы мальчишки во Владивостоке заболели не улицей, а хоккеем. И ходили на звезд "Адмирала". Как в свое время ходили в Хабаровске на Геннадия Цыганкова.
"АДМИРАЛ" – НЕ "АНЖИ"
– Но у "Адмирала" пока ничего нет, команда квартирует в подмосковном Одинцове…
– Подождите, дайте срок. Москва тоже не сразу строилась. Да, мы тренируемся в Одинцове, здесь созданы все условия для подготовки. Плюс многие наши игроки живут в Москве и области.
– А когда стартует чемпионат, переедете во Владивосток?
– Почему вы спрашиваете? Разве может быть иначе?!
– Может. Футболисты "Анжи" живут и тренируются в Москве, а в Махачкалу летают только на игры.
– Нет. Наш дом – замечательный солнечный город Владивосток. Жить будем там. А вот базы у нас не будет. База – пережиток прошлого, атавизм. Ребятам снимем квартиры.
– Команду не страшит перспектива половину жизни проводить в самолете?
– А что поделаешь?! Страна у нас, к счастью, большая. Все летают, и мы не исключение.
– Помнится, в НХЛ одно время придумали вам летную болезнь…
– В далекой молодости я действительно ощущал в полете дискомфорт. Но вылечился, так что все в прошлом.
СЕЛИВАНОВ ПОКА НА ПРОСМОТРЕ
– Почему "Адмирал" тренирует иностранец? Неужели российского специалиста не нашли?
– Хотели пригласить россиянина. Из тренерского штаба нашей сборной. Но он оказался слишком занятым.
– Уж не о Дмитрии Юшкевиче, который в Ярославле пока в основном переводит Тому Роу и с которым вы отлично знакомы по НХЛ, идет речь?
– Давайте не будем гадать. Мы позвали Ханну Йортикку. Он успешно работал в "Амуре", знает нашу кухню и, главное, охотно откликнулся на наше предложение.
– Помогать Йортикке будет Александр Селиванов?
– Пока мы к нему присматриваемся, даем шанс. Сейчас он с нами на сборе. А так живет в Германии и хорошо себя зарекомендовал в Голландии, где его команда дважды выиграла чемпионат.
– Йортикка известен как крайне жесткий тренер, не стесняющийся пускать в ход ненормативную лексику, когда игроки допускают ошибки. Ему даже приписывали какие-то негативные слова в адрес России…
– Тренер и должен быть жестким. В ЦСКА и сборной СССР тоже вольницей не пахло. Да и Майк Кинэн в Магнитогорске вряд ли изменит себе. Главное – результат. Йортикка в Хабаровске его давал. Не говоря уже о Кинэне в НХЛ.
ПОЩЕЧИНА ОТ ТИХОНОВА
– Кинэн в "Рейнджерс" бил Ковалева по почкам, требуя не переигрывать смены. Говорят, что и Виктор Тихонов как-то наградил вас пощечиной…
– Зачем ворошить прошлое? Что было, то прошло. А если такое и впрямь было, то это чисто рабочий момент. Особенно с молодыми.
– Вы как президент можете в особых случаях войти в раздевалку? Поговорить с командой по душам? Так делал ваш старший друг Вячеслав Фетисов в ЦСКА. Даже на лед в официальном матче со СКА вышел. В 51 год!
– Не задумывался над этим вопросом. Наверное, войду в раздевалку, если надо. А вот чтобы сыграть в официальном матче – нет, увольте. Я свое давно отыграл. Сейчас беру в руки клюшку и выхожу на лед с друзьями исключительно для удовольствия и здоровья.
– За КХЛ следите? Что, с вашей точки зрения, в ее хозяйстве нужно подправить?
– КХЛ – хорошая лига. В ней должны играть все сильнейшие. Без ограничений. Это касается и легионеров, и молодежи. С какой стати надо обязательно включать в заявку двух юниоров, которые просиживают на лавке штаны?! Молодые сами должны лезть из кожи вон, подсиживать ветеранов. Так было в ЦСКА. А юниоры пусть обкатываются в фарм-клубах высшей лиги.
– Самый яркий пример из той эпохи – ваш собственный. Вам было 18 лет, когда Тихонов взял вас на Олимпиаду в Калгари, отказав опытным нападающим. И впоследствии ни один из них не бросил шайбу в ваши ворота – мол, Могильного повезли авансом. В Калгари вы забили несколько важных шайб. Особенно запомнился третий гол канадцам, окончательно остудивший пыл команды Дэйва Кинга. Наши выиграли тогда 5:0.
– Спасибо, что не забыли ту шайбу. Бросил я с почти нулевого угла, а их вратарь (Шон Бурк. – В.Д.) не ожидал.
– А спустя несколько месяцев приехали на молодежный чемпионат мира в статусе олимпийского чемпиона. Заслуженным мастером спорта. Случай уникальный.
– В решающем матче мы разгромили канадцев 7:2…
– Причем вы во втором периоде оформили хет-трик, забив вторую, третью и пятую шайбы. Канадские телевизионщики с ума посходили – только вас, капитана молодежки, и показывали.
– Не знаю, не смотрел, находился на поле. А тот матч в Анкоридже (на Аляске. – Прим. В.Д.) и впрямь вышел запоминающимся. Канадцы откровенно хамили, на лице их капитана Эрика Дежардена было такое отчаяние…
ОТ НАГАНО НЕ ОТКАЗЫВАЛСЯ
– Увы, за сборную России вы сыграли только на одном турнире – на Кубке мира-1996. На Олимпиаду в Нагано вас не пригласили, как и Фетисова с Ларионовым. Тот же Фетисов очень рассчитывал на вашу помощь на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити, говорил: "Саша – русский парень, только к нему надо найти подход". Но не нашел. Вы отказались – мол, не играл в Нагано, не буду и в Солт-Лейке…
– Ложь! Я хотел сыграть в 2002-м, но помешала травма. Микротрещина в позвоночнике. С таким повреждением надо лежать, а не на лед выходить.
– Вернемся в наше время. Площадки в КХЛ надо зауживать?
– Мое мнение – надо, до канадских размеров. Будет больше борьбы, силовых приемов, бросков и голов. Чего и ждут зрители.
– Федоров сказал, что в ЦСКА все будет, как в НХЛ. В "Адмирале" тоже?
– Нам пока не до НХЛ и, как я уже говорил, не до "Ак Барса". Первая задача – поставить команду на ноги. Лишь потом будем думать, каким путем пойти. Поэтому отвечу так: в "Адмирале" будет, как в "Адмирале".
– НХЛ сдает позиции, коли теряет таких звезд, как Ковальчук?
– Да нет. Это мощная и правильная лига, которая развивалась сто лет. А Ковальчук… Это его решение. Так или иначе, в КХЛ у Ильи будут учиться, как в свое время мы перенимали опыт заслуженных чемпионов.
– Будет ли в "Адмирале" тафгай, как у Андрея Назарова в "Витязе"?
– Я уважаю тафгаев в НХЛ. Передо многими снимаю шляпу – Саймоном, Доми, Браширом, Оджиком… Кстати, рад за Андрея Назарова, который в России уже состоялся как тренер. Но в "Адмирал" вместо тафгая лучше приглашу молодого парня.
– В ЦСКА вы сами могли постоять за себя. Помнится, в дерби со "Спартаком" двумя ударами нокаутировали защитника Юрия Ящина…
– Ну зачем вы это вспомнили?
– Вспомнил потому, что тот мартовский матч 1989 года стал для вас последним в чемпионате СССР. Вам выписали пятиматчевую дисквалификацию и грозились снять звание заслуженного мастера спорта. Но не успели. Через два месяца вы оказались в "Баффало". А единственную игру в чемпионате России провели за… "Спартак" – против ярославского "Торпедо".
– Это был товарищеский матч?
– Нет, официальный. Боссы "Спартака" Гелани Товбулатов и Василий Клоков заявили на один матч вас, Фетисова и Буре…
– Ах да. Кажется, я отдал голевую передачу, и мы победили 4:2.
– Назначение американца Джона Торчетти главным тренером ЦСКА удивило?
– Что мне ЦСКА? Я сейчас в "Адмирале". А фамилию Торчетти раньше не слышал. Но это решение Сергея Федорова. Видно, ему комфортнее работать в американской среде. Ведь он много времени провел за океаном и может сравнить их действительность с российской.
– Олимпийский список Зинэтулы Билялетдинова видели? В нем нет вратаря Брызгалова…
– Списка не видел. А о Брызгалове могу сказать только добрые слова. Отличный вратарь. И не надо на него вешать всех собак за поражение на чемпионате мира.
– Но и в "Филадельфии" его дела были плачевны…
– Кто вам сказал? Вы знаете, сколько матчей в прошлом сезоне он выиграл, а сколько проиграл? Говорите, что контракт его выкупили – так это финансовая политика американской команды. Сейчас Брызгалов без клуба, и я с удовольствием пригласил бы его в "Адмирал". Правда, мы небогатый клуб, поэтому не знаю, примет ли он наши условия.