17 августа 2014, 13:01
Старший тренер СКА рассказал корреспонденту "СЭ" о том, каким будет хоккей с большими зонами атаки, какие партнеры подойдут Илье Ковальчуку и как противостоять супертройке "Магнитки".
Кирилл БЕЛЯКОВ
из Уфы
Профессор, как называют Захаркина в России, снова работает в КХЛ с Вячеславом Быковым. Летом дуэт чемпионов России-2011 и двукратных чемпионов мира возглавил СКА. Игорь Владимирович, пожалуй, лучший ассистент главного тренера для журналиста: всегда готов общаться и порассуждать на истинно хоккейные темы.
– Обо всем, что угодно, только не о судьбах советско-российского хоккея, – сразу предупредил Захаркин, Он прекрасно помнит, чем заканчивались его интервью в первое пришествие в Россию: с реформатором и новатором коллеги по цеху, а всё больше чиновники и "специалисты" начинали воевать почем зря.
На турнире в Уфе Игорь Владимирович не только руководил игрой СКА вместе с Быковым, но и участвовал в турнире по настольному теннису вместе со спортивным директором армейцев Андреем Точицким. Захаркин вообще человек спортивный. Когда-то он ввел в сборной России за правило игру во флорбол. Ну а нынешним летом на сборе в Польше пригласил на тренировку СКА лучшую местную фигуристку Дороту Пинкош. Кстати, техничнее всех фигурные пируэты удавались защитнику Евгению Рясенскому.
– Мы готовим разноплановых хоккеистов, способных выполнять на площадке любые задачи, – объяснил суть необычного занятия Захаркин. – Катание – первооснова хоккея. Но оно многогранно и различается у хоккеистов, конькобежцев или фигуристов. Уметь больше – всегда лучше. К тому же многие игроки технически неправильно катаются.
– Как изменится хоккей после уменьшения средней зоны на три метра и увеличения зоны атаки?
– На мой взгляд, нововведения принципиально меняют игру. Потому что в новых условиях атаки выпрямляются, переход из обороны в атаку становится быстрее. Возрастает роль первых нападающих, которые остаются наверху зоны. Появляется много тактических вариантов, позволяющих быстрее проходить среднюю зону. Считаю, новшества помогут атакующим командам и шустрым нападающим.
– Гибридный проброс добавит работы защитникам?
– И нападающим тоже – прессинговать придется, больше двигаться. Плотность игры должна возрасти.
– Многие боятся, что хоккей станет проще и прямолинейней.
– Ни в коем случае!
– Требования к игрокам меняются?
– Они должны быть более креативными, быстрее принимать решения. То есть команды, которые будут медленно начинать атаки и долго раскатываться, далеко не уедут.
– Как большие зоны атаки повлияют на розыгрыш большинства? Упростят?
– Скорее, разнообразят. Большие зоны позволят игрокам вставать широко и лучше контролировать шайбу. Кстати, "Магнитка" в матче против нас это очень четко продемонстрировала.
– Первая тройка "Магнитки" Мозякин – Коварж – Зарипов и раньше по две минуты четверку из зоны не выпускала. А теперь и вовсе замучает?
– С одной стороны, да, им еще сложнее в меньшинстве будет противостоять. С другой – теперь большая зона вынудить бокс (четверку обороняющихся. – Прим. К.Б.) вставать ближе к воротам. То, что я увидел в матче против нас в исполнении первой тройки "Магнитки" – эти игроки необыкновенно техничные и талантливые – у них очень много идет флип-пасов (с английского "coin flip" означает бросок монеты; в кулинарии "flip" – это "взбитый" или "легкий щелчок", в хоккее – "подкидка". – Прим. К.Б.). То есть много подкидок они делают, здорово и быстро передавая шайбу друг другу. Теперь же бокс сожмется, и эти флипы перестанут проходить. Им придется перестроиться, больше использовать защитников.
– У них защитник Антипин постоянно подключается четвертым в атаку, вставая на пятаке в районе "усов".
– И такой вариант работает. Нюансов и схем много.
– Насколько игрокам СКА удалось уже перестроиться под вашу с Быковым систему?
– Удалось во многом. Импонирует то, что в команде собрано не столько много талантливых ребят, сколько трудолюбивых. Парни терпеливо работают, приобретая определенные кондиции, позволяют нам искать различные тактические решения. Естественно, процесс не закончен, мы в начале пути. Совершенствоваться, как и другие команды, будем в матчах чемпионата. Однако начало хорошее: вижу прекрасную отдачу игроков, отзыв от них идет позитивный.
– Однако пока СКА не оставляет какого-то цельного впечатления: не видно рисунка у команды, стиля.
– Это нормально для данного периода. Так как рано пока выходить на предельные скорости и игру в одно касание. Потому что идет притирка. Мы много молодежи привезли, корректируем сочетания. Сейчас не стоит задача показывать хоккей, который бы нравился. Да, мы видим ошибки и быстро их исправляем – это главное.
– Под Ковальчука найдете идеальных партнеров?
– Конечно. Илья – игрок неординарный и сложный. Очень важно, что он в психологическом смысле очень позитивно относится к новым партнерам. Нет у него отторжения, он – хороший капитан. Мы к нему в центр поставили Йими Эрикссона. Это универсальный игрок, умеющий находить контакты с любыми партнерами. Третий у них звене Виктор Тихонов – он придаст мощи. Пока сочетание Ковальчук – Эрикссон – Тихонов мы держим постоянным: видим, как они прогрессируют и находят необычные ходы к чужим воротам.
– Что за игрок Эрикссон? Человеку 34 года, он всю жизнь провел на родине в Швеции и вдруг перебрался за границу.
– По судьбе это победитель, который привык и умеет побеждать. Хороший семьянин. Он – вожак, умеет терпеть удары соперников, отлично действует под воротами, грамотный, командный и тонкий. Несмотря на возраст, очень подвижный, здорово набирает скорость. Йими всегда был капитаном. Да, он в Швеции всю жизнь играл, хотя получал много предложений из НХЛ. Это вообще особенность шведов-северян – Эрикссон родом из Шеллефтео – особенная привязанность и любовь к родине. Йими, кстати, вывел "Шеллефтео" в Элитсерию и два последних года брал с командой золотые медали.
– Вы поработали в сборной Польши, увидели второй эшелон мирового хоккея. Подпирается ли он к элите?
– Да. Там появилось много игроков, отлично готовых функционально и физически, способных играть на высоких скоростях. Да, в техническом плане они уступают россиянам, североамериканцам или финнам со шведами. Однако в тактическом плане сборные второго эшелона становятся тактически дисциплинированными и крайне быстро учатся. Если поднимется у них уровень технической подготовки, то хоккей в целом получит большую подпитку.