14 февраля 2015, 19:35
Обозреватель "СЭ" комментирует кадровые новости, пришедшие из КХЛ
Владимир Плющев:
"Рубить сплеча никто
не собирается"
Андрей КУЗНЕЦОВ
Новость "главным арбитром КХЛ стал Владимир Плющев" выглядит, спору нет, как сюрприз. Но на самом деле неожиданности в этом назначении ничуть не больше, чем логики. Надо просто подумать головой.
Что вообще подтолкнуло лигу создать внутри своей структуры пост главного арбитра? Причины не опишешь ярче, чем это получилось у генменеджера сборной России Андрея Сафронова: "Наших арбитров слишком долго кормили пряниками. Большими и вкусными. Есть еще кнут – невкусный, но полезный. Помогающий понять ошибки в своей работе, исправляться и прогрессировать. Однако главе судейского департамента Александру Полякову не хватало здорового цинизма в отношении подчиненных. Кнут не применялся вообще".
Непогрешимость людей со свистком допекла всех остальных участников хоккейного процесса. И над раздающим одни пряники начальником всех рефери было решено поставить еще и главного арбитра. Логично, признаем, решено. Поляков и вправду, будучи плоть от плоти судейского корпуса, выходцем из "полосатой корпорации", действительно не мог карать своих бывших однополчан. А потому нуждался в аппаратном противовесе. В человеке, не испытывающем ни малейших сантиментов или привязанностей к Буланову и Ко.
Самая закавыка была в том, что главный арбитр должен быть равноудален не только от рефери, но и от всех других обитателей хоккейного цеха. А такую фигуру, на первый взгляд, внутри сообщества найти невозможно.
На взгляд второй – можно повнимательнее присмотреться к кандидатуре Плющева.
И понять, что кандидата лучше просто не найти. Как пишут в досье тех органов, из которых новый главный арбитр КХЛ уходил в свое время в офицерском звании полковника, "не замечен, не привлекался, не состоял". Вот уж кого не заподозришь к близости к одному из хоккейных полюсов нашей системы – так это Плющева.
У него нет динамовского, армейского или спартаковского топ-игроцкого прошлого. Нет земляческих связей, подобных тем, что объединяют выпускников той же челябинской "шайбы". Нет реноме выходца из какой-нибудь региональной элиты, каких внутри нашего хоккея в постсоветский период появилось множество. Не казанец, не сибиряк, не магнитогорский сталевар.
Ни один из генменеджеров, президентов, других руководителей сегодняшнего клубного хоккея не может сказать: "Это я привел в спорт Плющева". Владимир Анатольевич и главным-то тренером в суперлиге работал в последний раз в сезоне-2005/06. С тех пор на постах боссов продолжают трудиться всего два (!) человека – ярославец Юрий Яковлев да магнитогорец Геннадий Величкин.
За Плющевым нет судейского прошлого, как других потенциальных кандидатов на пост главного арбитра (я о Бардине с Вайсфельдом). Никто никогда не скажет про заслуженного тренера России "да ему еще в 1998-м пачками доллары носили". Я не к тому, что другим носили – голословными обвинениями разбрасываться не привык. Но в случае с Плющевым даже почва подозрений отсутствует, даже повода распускать сплетни нет. И это особенно важно.
Усатый харизматичный специалист не работал ни в сборной Билялетдинова, ни в сборной Знарка. Хотя что олимпийский наставник-2014, что олимпийский наставник-2018 привлекали в свои штабы больше десятка помощников. А вот Плющева никто никогда никуда не тянул, не пристраивал, не проталкивал. Значит, и поводов рассчитывать на ответную признательность главного арбитра КХЛ ни у кого нет. Именно эта невозможность позвонить да напомнить "как я тебе удружил 10 лет назад, забыл?" и имелась в виду Дмитрием Чернышенко, произносившим реплику "кристально честный человек".
Плющев никогда не играл в НХЛ, а, значит, не отравлен той самой религиозной верой в превосходство заокеанской системы. Поверьте, что к способностям специалистов-варягов успешно работать в русском клубном хоккее он относится, мягко говоря, скептически. А, значит, льготного отношения к легионерам в свитерах или легионерам на тренерских скамейках главный арбитр лиги допускать не будет. В отличие от некоторых генменеджеров КХЛ, он не позволит относиться к человеку как иконе только за факт наличия перстня "победитель плей-офф АХЛ".
Но и особых преференций к игрокам сборной России при разборе спорных эпизодов тоже вряд ли допустит! Вспомните, каким натяжным вышло расставание Плющева с ФХР, случившееся вслед за неудачей на молодежном ЧМ-2010. То есть и в "работе на базовые клубы национальной команды" человека обвинить будет нельзя.
После всего вышесказанного сформулирую вопрос, на который ответа, если честно, не вижу. Кто может сравниться с Владимиром Плющевым в соответствии всем параметрам независимости, требуемым от главного арбитра?
В отличие от Чернышенко он – плоть от плоти нашего хоккея, человек, выросший в системе. Но, подобно президенту лиги, на работу в КХЛ приходит будто бы чуть со стороны.
Мне было жаль, когда столь своеобычному и интересному специалисту, как Плющев, не находилось трудового места в прежние годы. В какой-то степени нынешнее приглашение можно считать и признанием ошибок тех лет. Игнорировать таких компетентных хоккейных людей мы просто не имеем права. Слышали бы вы те глубокие и яркие тезисы, которыми Владимир Анатольевич в наших частных беседах из года в год оценивал происходящие внутри отечественной шайбы процессы. Понимает он многое.
А потому и с работой на интересном новом посту тоже справится.