5 марта 2015, 01:33
КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. 1/8 финала
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
Вчера в "СЭ" со специальным заявлением от имени сборной России выступил ее генеральный менеджер Андрей Сафронов. Темой его эмоциональных высказываний стало судейство в плей-офф. Точнее, резкая критика этого самого судейства. Справедлива ли она?
"Такое судейство бьет
по интересам сборной!"
ВСПЫХНУВШИЕ КЛУБЫ
Лично я считаю, что аргументация генменеджера национальной команды убедительна, и соглашусь с его позицией. Кто-то другой может называть это выступление дискуссионным. Но невозможно отрицать: филиппика Сафронова уж точно не взялась из ниоткуда. Плей-офф седьмого сезона КХЛ идет меньше недели, а смертельное огорчение работой людей со свистком уже успела озвучить добрая половина команд – участниц Кубка Гагарина.
С резкой публичной критикой судейства успели выступить СКА, "Динамо", "Торпедо", "Локомотив", "Сочи", "Салават". Финские коллеги рассказывают, что ворчит в кулуарах и наставник "Йокерита" Эркка Вестерлунд. ЦСКА, подозреваю, не сказал пока ни слова лишь потому, что уже имеет в кармане путевку в полуфинал "Запада". То есть заявление Сафронова стало лишь кульминацией, гребнем волны всеобщего недовольства.
А когда такая уйма клубов клеймит арбитраж, считать ситуацию нормальной нельзя. Особенно если вспомнить, как разгорались страсти по судейству.
"Салават" вспыхнул после первого матча и стабильно горел после второго – когда штрафных минут уфимским хоккеистам выписали по максимуму. Во вторник вполне могла состояться вторая часть марлезонского балета, но судьи гневить башкирский клуб не решились. И гол Юнькова, забитый ну очень высоко поднятой клюшкой, засчитывать не стали.
Весьма обоснованно – особенно с учетом статуса обреченных на поражение – предъявлял претензии "Сочи". В третьем матче серии черноморцев с ЦСКА четверо арбитров дружно прозевали проброс армейцев, а потом так же дружно засчитали шайбу, заброшенную красно-синими в нелегальной, по сути, контратаке. Героизм команды Вячеслава Буцаева, 40 минут державшей атаку чемпиона на сухом пайке, был нейтрализован спорным решением рефери. Если бы не тот вердикт – сочинцы, не исключаю, готовились бы не к отпуску, а к сегодняшнему пятому матчу серии.
По ходу двух других четвертьфиналов "Запада" арбитры умудрились прогневать обоих соперников сразу! СКА с "Торпедо" отпускают шпильки в адрес людей со свистком после собственных поражений. В сшибке "Динамо" и "Локомотива" страсти начали разгораться после матча номер три. Бело-голубые в понедельник были раздосадованы и обидным поражением в овертайме, и арбитражем. Сдержаннейший Харийс Витолиньш сорвался на эпитеты вроде "судейского безобразия". "Локомотив" устами Дмитрия Юшкевича грозил апелляцией в СДК по поводу матч-штрафа чемпиона мира Плотникова. А потом появилось заявление Сафронова. Словно мегаваттный разряд молнии, которым разряжается скопившееся в предгрозовом воздухе электрическое напряжение.
В чем корни проблем с кахаэловскими арбитрами? Как повысить уровень работы этого цеха? Какие аспекты судейской деятельности больше всего нуждаются в реформах? Тема, согласитесь, глобальная. И достойная как минимум большой дискуссии. Самое глупое, что можно сделать сейчас, – взять курс на замалчивание проблемы.
Владимир Плющев:
"Рубить сплеча никто
не собирается"
СУДЬЯ-НЕВИДИМКА
Правда, дискуссия должна состоять не из одной только критики. Хочется услышать и приниципиальные предложения с проектами перемен. Кстати, потому и считаю Сафронова по-настоящему масштабным хоккейным руководителем – генменеджер сборной умеет не только обозначать проблему, но и предлагает обдуманные, аргументированные решения. Вот что он говорит про арбитраж:
– Хоккейное сообщество вправе требовать с судей многого. Но и вложить в профессиональную подготовку цеха рефери тоже нужно немало. Мы можем сколько угодно обсуждать конкретные эпизоды и оспаривать их. Но давайте о стратегии. Арбитры должны работать над собой. Почему хоккеисты трудятся каждый день, а у людей со свистком график занятости выглядит по-другому?
– Перекосов в этом графике действительно много. Судьи то работают в потогонном режиме, проводя по девять матчей за месяц. То простаивают, по несколько недель не появляясь на льду.
– Мне это расписание чем-то напоминает то, что существует в сегодняшней МХЛ. Где команды сначала играют по 20 матчей в режиме "через день", а потом полгода не видят официальных встреч. И, соответственно, их работа не имеет ничего общего с понятием "учебно-тренировочный процесс". То же у арбитров. А ведь без труда не выловишь рыбку из пруда. Чтобы совершенствоваться, нужно прикладывать определенные усилия. Квалификация не берется из ниоткуда. Усердие никогда не бывает лишним.
– Вы озвучиваете готовую программу действий – только старт ей надо давать не в марте, а в июне.
– Вот и я о том же! У нас есть уважаемый главный арбитр Плющев, уважаемый начальник судейского департамента Поляков. Есть стремление улучшить ситуацию с арбитражем. Только если примерять ситуацию к нынешнему плей-офф, то, к сожалению, чуть-чуть опоздали. С исправлением опоздали. В Кубке Гагарина-2015 без шероховатостей точно не обойтись. Но это должно стать хорошим уроком на будущее. Стимулом к тому, чтобы поскорее разработать новый стандарт судейства и оценки хоккейных эпизодов.
– Каким вам видится идеал этого стандарта?
– Когда по морской глади идет ослепительно белый круизный лайнер, мы просто любуемся увиденной картиной. Не задумываясь, как выглядит капитан корабля, кто в данный момент стоит за штурвалом и на каком топливе работает двигатель. Таким же незаметным должен быть и судья. И при этом держать в своих руках все нити игры, не мешать раскрываться всем качествам хоккеистов.
К этому трудно что-либо добавить.
Леонид ВАЙСФЕЛЬД, лучший российский арбитр конца 1990-х – первой половины 2000-х, ныне генеральный менеджер "Автомобилиста":
– Критика судей в плей-офф – это обычная практика, каждый год кто-то чем-то недоволен. Не знаю, кто какие цели преследует. Хочу сказать о другом. После второго матча с Казанью отправил в ведомство Александра Полякова нарезку из шести моментов с просьбой дать им оценку. Там были удары в голову, другие спорные вещи. Никакой судейской крови не жаждал. В лиге мне ответили: надо подать бумагу, чтобы все было официально. Хорошо, отправил письмо. Мне ответили: да, пропустили два удара в голову, еще что-то…
Но это все рабочие моменты. Главное – та схема в судейской кухне, которую недавно приняли, с главным арбитром лиги, не работает и работать не будет. Потому что она изначально нежизнеспособная. Это мое мнение. Судьи не знают, на кого ориентироваться, кто у них главный. У арбитров, как у собаки, должен быть один хозяин. И дело здесь не в персоне Владимира Плющева, с которым у меня хорошие отношения.