FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

28 июля 2015, 18:30

Как судьи судей судили

Марат Сафин
Шеф отдела хоккея
Корреспондент "СЭ" вышел на лед, чтобы поиграть в хоккей с арбитрами КХЛ

Марат САФИН
из Новогорска

– Две минуты! Это чистые две минуты! – кричал судья Вячеслав Буланов на судью Юрия Оскирко. – Он ему снегом в лицо затормозил! Ты не видел, что ли? Да ты же все видел отлично!

Оскирко характерным жестом приготовился зафиксировать руки на поясе: дисциплинарный штраф. Только тогда шестикратный обладатель "Золотого свистка" прекратил оказывать давление на арбитра, обслуживавшего матч. Под овации зрителей, оценивших его артистизм.

"Снегом в лицо" мне действительно "затормозили", когда я, играя в воротах, накрывал шайбу. Лед на катке в Новогорске крошится, как черствый бублик, и при молниеносной остановке от лезвия летит ледовая крошка. Но и Буланов кричал совершенно неподдельно. Счет был скользкий, за каждое нарушение вместо двух минут назначали штрафной бросок, и Вячеслав очень хотел выиграть. Так же, как и все его партнеры, и, конечно, соперник.

Все это не сюрреализм. Просто судьи рубились с судьями на льду. Искренне, не жалея себя и соперника. Шли в стыки, в том числе, между прочим, и на вратарей.

Судьи, конечно же, играют в хоккей. Неудивительно: все они, поголовно, – бывшие хоккеисты. Причем их хоккейное образование как минимум детско-юношеская школа, что уже немало для того, чтобы прилично выглядеть на площадке. Кто-то с удовольствием катается с любителями, вспоминая игроцкую молодость. Например, на тренировки нашей журналистской команды "Российская пресса" в межсезонье ходит арбитр Анатолий Захаров. Некоторые выступали и на более серьезном уровне, а Михаил Бутурлин и вовсе был профессиональным игроком.

Но чтобы судьи ведущей российской лиги играли в хоккей против своих коллег, да еще и судили их такие же судьи, – такое точно случилось впервые.

ЦЫПЫ ПРОТИВ ГВОЗДЕЙ

Еще в прошлом году на сборах бывший глава Департамента судейства Александр Поляков поведал мне, что планирует подобный матч, заранее пригласив поиграть в рамке. И через год совместно с Департаментом судейства, который теперь возглавляет Владимир Плющев, организовал не одну встречу, а целый турнир. Он так и называется: "Международный турнир команд, составленных из судей КХЛ".

Статус международного он получил благодаря двум арбитрам – чеху Антонину Ержабеку, обслуживающему матчи нашей лиги с прошлого сезона, и трижды лучшему арбитру КХЛ из Латвии Эдуарду Одинньшу. Работал у нас еще финн, Юри Ренн, но принял решение закончить судейскую карьеру. Пошел по стопам Полякова, возглавив судейский комитет Федерации хоккея Финляндии.

Формат турнира был предельно прост. Шесть команд в круговом турнире, две сильнейших выясняют отношения в финале, две следующие бьются за третье место. Команды облачились в майки разных цветов и получили весьма специфические названия: "Красные гвозди", "Зеленые шершни", "Желтые цыпы", "Синие блюзмены". А еще "Черный ворон" и "Белый кардинал".

Перед турниром прошла драфт-лотерея. Капитаны вытаскивали шары с именем судьи, а точнее игрока. Таким способом распределились по командам все 78 человек – и главных арбитров, и линейных. Все по-честному.

Матч состоял из двух периодов по 15 минут грязного времени. Щелчки и явные силовые приемы под запретом, а все игроки были облачены в судейскую защиту, которая гораздо легче и менее безопасна, чем игроцкая. Голкиперов было всего двое: кроме меня еще коллега с КХЛ-ТВ Эдуард Ройтман. В отличие от меня, играющего только "на пиво", Ройтман когда-то поиграл за юниорскую сборную Латвии.

"БЕЗОБРАЗНОЕ СУДЕЙСТВО"

В хоккей судьи играют, с точки зрения любителя, здорово. С катанием ни у кого проблем нет, поэтому все матчи проходили в очень высоком темпе. Понимание игры тоже на уровне: провалы в обороне, обрезы и, как следствие, выходы один на один и два в одного случались крайне редко. Мне в воротах особенно досаждали молодые лайнсмены, совсем еще недавно выступавшие в Высшей лиге.

Правда, видно было, что кое-кто давно не брал в руки клюшку. В стартовом матче "Красных гвоздей" и "Черного ворона" в первые пять минут шайба то и дело сходила с крюка в простых ситуациях. Но потом, как говорится, руки вспомнили.

Вопрос, напрашивающийся сам собой: соблюдали ли судьи правила? Ответ: весьма щепетильно. При этом с таким же энтузиазмом искали способ их обойти. "При перемещении сдвинь ворота", – сказал мне один известный судья, когда мы вели в одну шайбу за несколько минут до конца матча. Впрочем, в тот момент он был не судьей, а обычным игроком.

Смак был не только в этом. Посмотреть, как судьи орут на судей, – вот шоу для истинных ценителей яркого и бескомпромиссного хоккея. Случай с Булановым (он, кстати, не только кричит артистично, но и играет прилично) был не единственным. В одной из встреч шайба после броска ушла от живота под меня. Вроде бы удалось зафиксировать ее под щитками, но она, контра, выползла. Бдительный капитан "Черного ворона" Сергей Кулаков, недолго думая, выгреб рукой шайбу с ленточки и затолкал ее обратно под щитки. Главный арбитр Евгений Гамалей назначил штрафной бросок за задержку игры.

– За что? – негодовал Кулаков. – Я же ее по льду прокатил, а не пронес! Какая задержка?!

– Ты что творишь! – вторил ему "тренер" Виктор Губернаторов, в прошлом судья, а ныне инспектор.

Гамалей и глазом не моргнул. Крики со скамейки он оставил без внимания, а Кулакову выписал дисциплинарный штраф. Естественно, под громкие овации коллег.

– С таким судейством мы далеко не уедем, – встречали в раздевалке обслуживавших матч арбитров судьи-игроки. – Безобразное, просто безобразное судейство!

А инспекторы остались довольны:

– Все нормально. Смоделировали ситуацию давления тренера на арбитра.

– Но ведь Кулаков был прав? – спросил я за обедом Полякова.

– Ты видел момент? – поинтересовался он.

– Нет. У меня же нет глаз на спине. Он прав потому, что за мою команду играл.

– Вот! Уважаю за такие слова. Но момент ты все равно не видел.

Вратарь и по совместительству корреспондент "СЭ" Марат САФИН самоотверженно защищает ворота от нападок судей-игроков.