1 октября 2015, 21:45
ЛАЙНУС-ОБМОРОК
Перед сезоном-2009/10 в сети появились ролики с трюками подающего большущие надежды шведского игрока по фамилии Умарк. Вот он броском-"парашютом" перекидывает швейцарского вратаря в серии буллитов. Вот он вместе с Юханом Харью, с которым они играют с детства, раскладывает оборону и вратарей всех команд в шведской лиге. И, о чудо, оказывается не в НХЛ, а в московском "Динамо" вместе с Иржи Гудлером и тем же Харью.
Фамилия на майке, равно как и на сайте КХЛ, шесть лет назад писалась с ошибкой – Омарк, так как по-шведски она начинается с "умляута" – "О" с двумя точками наверху. Точно так же ошибочно, через "О", сейчас пишут фамилию норвежского нападающего "Йокерита" Матиса Улимба.
Динамовские болельщики довольно быстро придумали Линусу прозвище – Обморок, что созвучно с Омарком и характеризует его манеру игры: будучи незаметным полматча, он мог выкинуть несколько умопомрачительных финтов, при которых ценящие высокое техническое мастерство зрители падали в эстетический обморок от неожиданного удовольствия. Есть и третья версия – в плей-офф против "Спартака" Обморок не пришел в сознание, не набрав в звене с Ячменевым и Калюжным ни одного очка, и набитое звездами "Динамо" выбыло в первом же раунде.
Отправившись за океан, Умарк не смог закрепиться в составе "Эдмонтона", затем выдал приличный сезон в Швейцарии, играл у себя в Швеции, после чего оказался в "Йокерите", где российские болельщики смогли увидеть совершенно другого нападающего, по-прежнему впечатляющего нестандартными решениями, но теперь сдобренными выверенной и мудрой игрой. Неизвестный американский паренек Стив Мозес, побивший снайперский рекорд КХЛ, смог сделать это во многом благодаря Линусу.
С этого сезона он в Уфе, играет в первой тройке, идет по хорошему бомбардирскому графику. "Лайнус", – представился мне форвард почему-то на английский манер.
– Судя по всему, скучаете по НХЛ, – сделал я из этого вывод. – Наверняка жалеете, что настоящий шанс заиграть вам так и не выпал?
– Да, верно. Игрового времени у меня было очень мало. Получилось, что попал в не самый подходящий для меня клуб. Команда уже тогда была набита первыми номерами драфта, и для игроков типа меня уже не оставалось места. Все остальное было супер – организация, атмосфера вокруг и внутри команды, но слишком много талантов. Невозможно показать тот хоккей, в который я играю, проводя по 7 – 8 минут на льду. Как бы там ни было, я знал, что могу заиграть в НХЛ… Но что теперь говорить об этом! Я в Уфе, играю, и много – все хорошо.
– Что, на ваш взгляд, происходит с "Эдмонтоном"? В нем собрана неплохая компания из отличных игроков, но каждый раз команда – за чертой плей-офф.
– Когда я там играл, были проблемы с игрой в обороне. А теперь даже и не знаю: у команды есть все, чтобы хорошо выступать. Может быть, нужна стабильность в руководстве, там довольно часто меняются тренеры и генеральные менеджеры.
– На второй год пребывания в НХЛ вы почти не выступали из-за травмы. Что произошло?
– Да, это были очень непростые времена. Я сломал лодыжку. Меня толкнули на борт, нога оказалась прижата, а тело все развернулось. Три месяца вообще не выходил на лед. Самое неприятное, что очень долго восстанавливался. Прошло два года, прежде чем сумел набрать нужные кондиции. Надеюсь, что такого больше не повторится (стучит по дереву).
СКУЧАЮ ПО ПРИКОЛАМ КОМАРОВА
– После восстановления вас обменяли в "Баффало", где вы провели всего 13 игр. Какие остались воспоминания от пребывания в этой команде?
– Я играл в четвертом звене, команда действовала строго от обороны, проявить себя в качестве созидателя было просто нереально. Хотя команда шла на последнем месте и ничего не потеряла бы, если бы меня попробовали в какой-то другой роли, дали больше времени. В общем, в "Эдмонтоне" мне понравилось больше.
– Слышали, как болельщики "Динамо" аплодировали, когда услышали вашу фамилию?
– Нет! Что, действительно хлопали? Ничего себе! Да, в "Динамо" я провел славный сезон, что-то получалось, что-то – не очень. Но это было давно. Жили с Юханом Харью и Лео Комаровым в одном доме. Лео – чрезвычайно веселый и заводной парень, смешил нас все время. Он и теперь мой очень хороший приятель. Иногда мне не хватает всех его приколов, но сейчас он в "Торонто", и я очень рад за него.
– Слышали, что у него были проблемы с законом этим летом? (Комарова оштрафовали за превышение скорости. – Прим. "СЭ")
– (Улыбается.) Да, у некоторых бывает такое.
– Вам нравится играть против таких провокаторов?
– Ответ простой: все любят, когда такой игрок есть в твоей команде, но никто – когда он в команде соперника. Когда он постоянно лупит тебя клюшкой, пока судья не видит, бьет тебя по правилам, а иногда и нет, и всегда маячит перед тобой. А Лео помимо всего этого еще и отличный хоккеист. Он и очки может набирать, и одинаково полезен и в первом, и в четвертом звеньях.
– Когда в НХЛ случился локаут, вы оказались в швейцарской лиге. Как вам она?
– Отличная лига! Атакующий, скоростной хоккей, полно зрителей на трибунах. Отличные бытовые условия: каждую ночь спишь дома. Если едешь играть на выезде, тем же вечером возвращаешься обратно. Никуда не летали, ездили все время на автобусе. Да и сама Швейцария – отличная страна.
– В России бытует мнение, что шведская и швейцарская лиги посильнее КХЛ, если говорить не о звездах, а о среднем пласте игроков. Мол, они более обученные, подготовленные и так далее. Что скажете?
– Начну с того, что ведущие игроки в КХЛ намного сильнее, чем в Швеции и Швейцарии. Что касается среднего уровня – то да, он у вас немного размыт. Клубов в КХЛ много, и не все ребята могут ему соответствовать. Если вы хотите, чтобы уровень не падал и вы по-прежнему оставались второй лигой в мире, надо увеличить возможности для импорта игроков. Взять тот же "Йокерит" – отличная команда, там играют очень хорошие хоккеисты. И для сильных русских ребят, безусловно, останется место.
СЕКРЕТ УСПЕХА "ЙОКЕРИТА" – КУРРИ
– Кто, по-вашему, лучший игрок в лиге?
– Тут и думать не надо – Радулов, конечно же. Мы играли против ЦСКА в плей-офф, и он был великолепен. Человек, который умеет на льду все.
– Удивились, когда узнали, что в КХЛ будет играть финский клуб?
– Нет, ничуть. Практически не раздумывал, когда поступило предложение играть за "Йокерит". И нисколько не прогадал. Хельсинки – прекрасный городок, у команды отличнейшая арена, много людей ходит. И играть было также очень приятно. У них по-прежнему очень сильная команда. Думаю, они – главные претенденты на Кубок Гагарина в этом году.
– Вы играли в одной из лучших троек в лиге с Коукалом и Мозесом.
– Да, очень здорово, когда у тебя есть такие партнеры. Мозес очень быстрый, с хорошим броском, всегда был открыт для передач, мне не составляло труда его найти пасом. Коукал – это настоящий работяга. Никогда не халтурил на тренировках. Бегал в атаку и назад в оборону как заведенный.
– В чем, на ваш взгляд, секрет "Йокерита"? Команда наполовину обновила состав, но по-прежнему в числе лидеров. Никто в России не знал Мозеса, а он стал лучшим снайпером. Теперь в числе лучших Брэндон Козун, также не слишком известный нападающий.
-Я думаю, главная причина успехов "Йокерита" – это Яри Курри. Человек знает про хоккей все. Да, Вестерлунд – отличный тренер, как и все члены тренерского штаба. Но Яри точно знает, какой игрок нужен команде. Он не тратит деньги попусту и никогда не покупает игроков вслепую.
– Как вам в Уфе после всех ваших международных скитаний?
– Отлично! В городе полно мест, куда можно сходить, приятные люди вокруг. Стараюсь общаться со всеми, кто говорит по-английски, но больше всего времени провожу со Сведбергом и двумя финнами (Леписте и Хартикайненом. – Прим. "СЭ").
– Когда в Уфе играл Радулов, на арену невозможно было попасть. А сейчас полно свободных мест.
– Значит, нам всем нужно играть, как он. Когда наш результат будет стабильно хорошим, тогда вернутся и аншлаги.
– С Игорем Захаркиным общаетесь по-шведски?
– Да, у него великолепный шведский! Очень здорово, когда тренер подбадривает и объясняет нюансы, может предметно поговорить о твоей игре.
– Ваш контракт с "Салаватом Юлаевым" истекает в апреле 2017-го. Есть планы вернуться в НХЛ?
– Посмотрим. Моя главная цель – играть в хоккей и получать от этого удовольствие, будь то НХЛ, КХЛ или другая лига. Быть в НХЛ, но не играть – это не то, что мне нужно.