3 декабря 2015, 00:00
– Тренировал я рижское "Динамо", – вспоминает заслуженный тренер СССР и России Владимир Юрзинов, – играли с ЦСКА. У меня была в ходу фраза "играй по голове". То есть действуй с головой, думай. И вот я стою на лавке и кричу: "По голове! По голове! По голове!" Подъезжает Ларионов, глаза большущие: "Владимир Владимирович, ну как же вы так их учите – по голове нас бить!" Отвечаю: "Игоречек, ты меня неправильно понял". Во мне до сих пор это сидит, так что, если Игорь прочитает, хочу попросить у него прощения.
К Ларионову я отношусь не только с большим уважением, но и с теплым чувством. По голове Игорю равных не было (смеется). На тренировках или играх против него я ставил центральных нападающих, которые заставляли его бегать. Типа Володи Ковина. Приметили его в Воскресенске сразу: он был ярким представителем школы Николая Эпштейна. Все команды за ним носились, московское "Динамо" хотело видеть у себя, но Николай Семенович сказал Игорю: иди в ЦСКА.
Роль Ларионова в первой пятерке ЦСКА и сборной – огромная. Он все время держал игру, не дергался и не волновался даже в матчах с очень сильными соперниками. Единственное, когда я его не понял, – выступление в журнале "Огонек" против системы Тихонова, сборов и прочего в конце 80-х. Тогда я был очень на него обижен.
Сейчас меня немного удивляет, что Ларионов работает агентом, но с другой стороны – ничего удивительного. Он всегда искал себя и всегда был нестандартной личностью.
– Когда Ларс появился в ЦСКА, – рассказывает трехкратный чемпион мира Ирек Гимаев, – поначалу многие плечами пожимали: куда ему с такими габаритами? Худющий, интеллигентный. Но вскоре скептики от удивления позакрывали рты. Потому что Ларик – голова, молодчик, умница. Недаром его называли Профессором и Академиком. Он доказал, что в хоккее успехов добиваются не только "шкафы", но и игроки думающие. Его эстафету подхватил Вячеслав Быков, а в новое время – Павел Дацюк, прославляющий нашу школу. При этом Игорь, хоть и не был горой мускулов, – настоящий атлет. Его трудно было поймать на силовой прием. Иначе бы он в сорок с лишним лет не выиграл Кубок Стэнли.
Хочу пожелать Игорю занять в хоккее подобающее ему место и статус. Сейчас он агент, и это ремесло ему по душе, приносит удовлетворение. Но уверен, Ларионов заслуживает большего, а мы нуждаемся в его знаниях и мудрости.
"Разговор по пятницам" с Игорем Ларионовым от ноября 2010 года
Mr. Larionov