Разин вернул в «Северсталь» своего воспитанника. Однажды он проломил череп канадцу за нытье на тренировке
— Ваша команда мало пропускает. Она один из лидеров по этому показателю. Как это удается с таким подбором хоккеистов?
— Работаем над этим. У нас в своей зоне организованная оборона. Мы ее отрабатываем. В средней зоне отрабатываем. Иногда оборона начинается с зоны соперника. Ну и я думаю, что это заслуга наших вратарей.
— Кажется, что вратари Шостак и Шугаев превосходят ожидания. Подъяпольский уже не нужен?
— Безусловно, нужен с его опытом. С его вратарской психологией. Чего не хватало Шостаку, например: он психологически не мог раскрепоститься. Я с ним очень много работал. И тренер по вратарям, естественно. Я много разговаривал с ним в прошлом году. В этом тоже. Достучались до парня. Вот он одержал первую победу в КХЛ. Но не хочу сейчас хвалить. Потому что я «черный глаз».
У Шугаева, наоборот, с психологией все нормально. Он спокоен как удав. Могу даже рассказать такую историю, как я узнал, кто такой Шугаев. Он был в Перми. Мы его оставили в системе. Я вообще не знал толком, кто это такой. Там он «съел» всех основных вратарей. На тот момент стал основным. У нашего вратаря не складывалось, и мы вызвали Шугаева. Я очень часто играю со вторым вратарем в буллиты. Есть у нас такая игра. Мы играли с Хакимовым, и он сделал отличный сейв, а Шугаев через всю площадку закричал: «Молодчик, Хаким!» Я повернулся и думаю: как так, молодой парень! Красавец. Обратил на него внимание, и с тех пор он в нашей команде. Этим выкриком, похвалой соперника, он немного поиздевался над главным тренером. Это показатель, что у парня с психологией все хорошо.
— Игрокам можно над вами подшучивать, огрызаться или спорить?
— Это все разные вещи. Спорить? Смотря в каких моментах. Во время игры — конечно, нельзя. Можно сказать свой взгляд на определенную ситуацию. Но спорить — это просто неэтично. Любого тренера это разозлит и будет раздражать. Тренер не всегда прав. Но сам факт, что игрок спорит с тобой во время игры... Будучи хоккеистом, я так не делал. Всего один раз я сказал главному тренеру, когда он пихал за какой-то эпизод, что это был не я. И меня на следующий день выгнали из команды. После этого я никогда ничего не говорил. Имя тренера говорить не буду. У меня много разных историй есть, но некоторые навсегда останутся при мне. В раздевалке спорить? Пожалуйста. Я люблю и пошутить с ребятами. И поспорить. Я всегда говорю им: если у вас есть какие-то вопросы, то заходите и задавайте их. Пожелания всякие. Пробить выходной, например.
— Чезганов (молодой игрок «Северстали». — Прим. «СЭ») к вам может зайти?
— Почему нет? Я молодых сам часто вызываю. Конечно, он сам вряд ли подойдет. Но когда я вижу, что с ним надо бы поговорить... Кстати, с Гуслистовым в том году пару раз разговаривал.
— Вам бы сейчас с ним поговорить. Ужасно выглядит. Забросил всего одну шайбу.
— Вы в хоккее совсем не разбираетесь. Давайте возьмем первый гол Роберта Рообы, который забил с первого броска в КХЛ. Кто вратаря закрывал? Гуслистов. Давайте возьмем победный гол Гераськина, когда он забил «Сибири» в большинстве. Кто вратаря закрывал? Вчера забивал Кодола. Кто вратаря закрывал? Посмотрите статистику, сколько он играет в меньшинстве, статистику последних минут. Решающих вбрасываний в нашей зоне. Хоккей надо внимательнее смотреть.
— То есть у вас к нему нет вопросов по игре?
— Нет. Я использую его лучшие качества, как мне кажется. И он их выполняет по полной программе. У него нет статистики как у Шипачева, но всему свое время. И он немного другого плана игрок, чем Шипачев.
— Какого плана?
— Он не тонкий игрок, но очень работоспособный. Он может легко доставить шайбу в чужую зону. Способен зацепиться за нее, когда, казалось бы... Например, при пересменке за нейтральную шайбу в чужой зоне нужно отработать. Он способен, хотя иногда кажется, что за шайбу зацепиться шансов мало.
— А если в конце сезона он захочет улучшенный контракт?
— Мы уже поговорили по поводу его будущего. Мы предложили, но не 100 миллионов. Адекватные деньги. Да и Никите Гуслистову на деньги сейчас не надо обращать внимание. Он на них и не обращает. Все деньги хоккеисты зарабатывают после 27 лет. До этого они играют в хоккей. Я свои деньги как хоккеист заработал с 27 до 32.
— Разве, когда вам было 21-22 года, были большие деньги?
— По тем временем это были большие деньги.
— Я сторонник того, чтобы лига подняла пол зарплат — с 315 миллионов рублей хотя бы до 550. Как можно на ваши 315 прожить и еще находиться в зоне плей-офф?
— Когда я работал в «Автомобилисте» и мы вышли в плей-офф, у нас было 270. Так что 315 сейчас — нормально. Плюс сейчас мы немного на хоккеистах заработали. Продали Кудако. Продали права на Провольнева в ЦСКА. Взамен получили права на Рыкова.
— То есть Рыков в скрытой аренде?
— Нет. Мы сначала его выкупили, а затем за те же деньги продали права на Провольнева. Заработок получился.
— Если сейчас Гуслистова продадите, то будет возможность еще потратить деньги.
— У нас уже было предложение продать Гуслистова. На что я руководителю сказал — а кого мы купим? Поэтому Гуслистова мы продавать не будем. У меня были планы на продажу Провольнева. Потому что на него был большой спрос. Как гром среди ясного неба он уехал в НХЛ. Ну мы хоть на него продали права. Для нас это хорошие деньги. Сейчас хороших активов для продажи я пока не вижу. Но мы работаем над этим.
— Когда уже генеральный спонсор поможет?
— Я не уполномочен отвечать на такие вопросы. Могу сказать лишь одно: нам платят день в день и копейка в копейку. Я этому очень рад. У нас есть возможность дать хоккеистам заработать. Я не могу жаловаться на то, что у нас все плохо. По пятибалльной шкале у нас четыре с плюсом. С питанием все хорошо, чартеры нас возят, мы живем в гостинице, а я всегда в люксе. Чего мне жаловаться? Когда мы летим, я лечу в бизнес-классе.
— Так, может, спрашивали про 550? Было бы веселее.
— Со следующего сезона нам добавили 50 миллионов. Боюсь ошибиться — на три года.
— То есть «Северсталь» еще три года будет с бюджетом, позволяющим играть в КХЛ?
— Даже если пол поднимут, до владельца донесут, что нужно добавить. Думаю, он добавит. Для Череповца хоккей — это глоток воздуха. Люди отрываются от своих проблем.
— Вы за поднятие пола?
— Конечно. Дали бы нам еще немножко денег — могли бы маневрировать. Но у меня нет контакта с главным владельцем (речь о председателе совета директоров ПАО «Северсталь» Алексее Мордашове. — Прим. «СЭ»). Я не знаю его мыслей по отношению к хоккею. Насколько я знаю, он череповчанин. Любит этот город. Думаю, он не даст умереть хоккею.
— Какой у вас рынок в Череповце? Нулевой.
— Зарабатывают на телевидении. На билетах. На атрибутике.
— И на рекламе от бизнеса. А какой у вас бизнес в Череповце?
— Давайте сменим тему. Это глубокий вопрос.
— Но вы понимаете, что когда поднимут пол, то и конкуренция в лиге вырастет?
— Ну, поднимут. А где взять хоккеистов? Например, берем иностранцев. У нас были варианты взять других легионеров. Хорошо, что мы не взяли одного, который сейчас играет в другом клубе. У него были запросы в полтора-два раза больше, чем мы могли себе позволить. Если бы у нас был другой бюджет, мы, может, и дали бы, но мы с ним ошиблись. Здесь палка о двух концах. Мы выкарабкиваемся и с этим бюджетом. Нормально играем и составляем конкуренцию. Конечно, деньги бы не помешали. Но где взять хороших хоккеистов?
— Вы сейчас генменеджер и главный тренер. Мне кажется, что у вас было много провалов с иностранцами.
— Вы это заявляете на всю страну, не зная ситуации изнутри. Абдул получил травму. И не играл как минимум полсезона. Начался сезон, у него 2 + 1. Кому он эти два гола забил? Он в третьей игре забросил победную шайбу «Сибири» и забил гол «Ак Барсу». И вот в Казани Азеведо в прыжке локтем ему в голову попал. Он вылетел очень жестко, у него ухудшилось зрение. Восстановился только к плей-офф. На 30 процентов стал хуже видеть! Линдберг проводил чистый силовой прием, видно было, что Абдул его вообще не видит. Периферическое зрение практически отсутствует. Но парень за несколько матчей сделал 2 + 1. Хотя получал зарплату ниже средней даже в нашей команде. Как мы с ним не угадали? Угадали.
— Как сыграли в плей-офф?
— За нас вся страна болела! Это уже большое достижение. Шулак у нас был в позапрошлом сезоне. Я на тот момент не был генеральным менеджером. Виттасмяки? Если бы не он, то Провольнев не достиг бы своего уровня, на который вышел. Виттасмяки поехал к нам, выкупив свой контракт. Мы ему дали деньги. У него был контракт на три года. Первый год он играл в своем клубе, второй год выкупил — играл у нас. Мы хотели его оставить, но его клуб ни за какие деньги не отпустил, увидев, как он классно играет в КХЛ.
— Лишка у вас не развивается.
— Как? Он 99-го года рождения. И у нас он уже третий сезон. Прогрессирует. Играет за тарелку супа — по меркам легионеров. Выполняет все те функции, из-за которых его брали. Я не могу взять хоккеиста, который стоит 50-60 миллионов, потому что у нас таких денег нет. Мы всегда говорим о том, какой у нас бюджет. Если у нас просят больше, то мы говорим, что не можем. Если он готов играть за эти деньги, то едет к нам. Единственный наш козырь — я как генеральный менеджер даю иностранцам слово, что если им какой-то клуб предложит контракт больше нашего, то мы их отпустим. Мы берем хоккеистов под наш бюджет и определенные роли. Взять, к примеру, «Авангард». Там четко просматривается первый состав, второй, третий, четвертый. Я имею в виду пятерки. У нам немного по-другому. Мы не можем выбирать хоккеистов так же, как Хартли.
— У вас нет первого и четвертого звеньев?
— Практически да. Если взять наши бригады большинства, то они собраны из первых трех пятерок. Иногда и в четвертой может человек поиграть.
— Вы берете двух игроков — Рассказова и Шиксатдарова, — а потом выгоняете их. Шиксатдаров пил?
— Нет. Не так было. Один раз я пришел утром, и он был с мешками под глазами. Я пошутил: «Ты что, пил?» Он сказал, что не выспался. Все. Это была шутка. Я два раза по душам с ним разговаривал и говорил о его роли в команде. С Рассказовым я тоже много разговаривал и отстаивал его перед руководством. Ситуация наступила после двух поражений на Дальнем Востоке, где мы 70 на 30 по броскам проиграли. Нужно было предпринимать какие-то шаги. Их отчисление — это всего лишь полшага. И после этого команда выиграла четыре матча подряд. Значит, мы все сделали правильно. Хотя мне жалко парней.
— Правда, что вы просите на первых переговорах с хоккеистом подвинуться по деньгам?
— Я понял, про кого вы. Этот тот, кто меня вызывал на бой. Как его?.. Людучин! Эту историю пересказывают всем подряд, она проходит через несколько рук. Была ситуация с Людучиным, когда я пришел в «Югру». Его уже отчисляли за неделю до дедлайна. Я предложил руководству остаться за те деньги, которые он мог получить в качестве компенсации после разрыва контракта. Иначе он остался бы без хоккея. Надо понимать, что его уже отчислили. Причем роль у него была бы хорошая — место в первой пятерке. Рома согласился.
— У вас и так хоккеисты играют, как вы сами выражаетесь, за тарелку супа. А вы у них при этом ложку отнимаете.
— Давайте возьмем, к примеру, Вадима Кудако. Я ему объяснил, что у нас нет денег на его следующий контракт. Предложил определенную сумму. Если он не согласен — может выходить на рынок. Он вышел, его забрали. С парой человек я разговаривал по часу. И они из-за двух миллионов рублей испортили себе карьеру. Поймите, я не из своего кармана плачу деньги, а считаю бюджет клуба. Чтобы сэкономить 2 миллиона из 315, а это приличные деньги, мне приходится предлагать немножко подвинуться, если игрок хочет остаться в команде.
— Это не та знаменитая экономия директора «Адмирала» Сошникова, который 80 процентов оставлял в клубе, но команда после этого просто не могла существовать?
— У меня нет задачи, к примеру, из 315 миллионов зарплатного бюджета оставить 100. При этом мы стараемся заработать на продаже игроков.
Из хоккеистов в пранкеры. Талантливый нападающий завершил карьеру из-за тренерского отношения, а теперь его посты комментирует Бузова
— Вы ведете страницу в Instagram. Много ли оскорблений и угроз поступает?
— Это случалось, когда был открытый аккаунт. Были сообщения вроде: «Я знаю, в какую школу ходит ваш ребенок. Не удивляйтесь, если его собьет машина». У моего сына был сложный момент, он попал в больницу. Были сообщения: «Твой ублюдок выжил».
— Ужас. Это за что они так?
— На моем месте хочет оказаться очень много людей.
— То есть это пишут люди, которые преследуют какие-то корыстные цели?
— Конечно. Это же все не просто так. А все эти вбросы? Хотя ладно...
— Нет-нет! Какие вбросы? Все, что про вас писали, частично оказалось правдой. Все эти розовые пиджаки, бокс.
— Про розовый пиджак вам расскажу. Я был начинающим тренером в КХЛ, пришел из ВХЛ, где рычагов, чтобы заставить хоккеистов выполнить свои обязанности, не было. Сейчас у меня есть такой рычаг — премиальные. Не хочет человек играть — он не в составе. Не в составе — значит, без дополнительных денег. А в команде «Кристалл» (Саратов) какие у меня могли быть рычаги?
Я читал, что в каком-то английском клубе (не премьер-лиги), тренер придумал розовые майки для отстающих игроков. Решил воспользоваться. Это был очень хороший рычаг! Придя в КХЛ, я взял его с собой. Сделал ошибочку, признаю! Вообще было много ошибок в карьере! Хорошо, что сейчас еще работаю.
— Считаю, что вам эти ошибки помогли.
— Все ошибаются, в том числе и тренеры.
— И все же вернемся ко вбросам. Какие именно новости были опубликованы в последнее время про вас, которые были бы на сто процентов неправдой?
— Давайте следующую тему.
— Вернемся к Instagram. Вы отвечаете на вопросы болельщиков. Зачем вам это нужно, у вас же пресс-конференции после каждого матча? Вы, ко всему прочему, довольно популярны среди журналистов. Для чего вы пошли на такой шаг?
— После заявлений Лапенкова. Для меня Instagram стал глотком свежего воздуха. Евгений же утверждал, что я тиран, гноблю хоккеистов. Я показываю, какие у меня на самом деле с ними отношения.
— Но вы же оскорбляли хоккеистов? Я не могу процитировать в эфире эти фразы.
— В разных командах были разные ситуации. Например, я пришел в «Югру». Как мне надо было разговаривать с хоккеистами, чтобы заставить их играть в хоккей? Из той команды сейчас, кроме Варфоломеева, в большом хоккее никто не остался. Если бы мне сейчас поступило такое же предложение — пойти в «Югру», — я бы на него не согласился. Но на тот момент у меня не было выбора. И мне нужно было достать из той команды максимум. При этом я до сих пор не могу рассказать, что было в последней игре. Да я это никогда не расскажу! Моя ошибка — принять предложение и работать с той командой. Для меня это опыт. Сейчас я так не буду делать, да мне и не надо. Моих хоккеистов сейчас не надо заставлять, они и так все понимают. Хотя с ними мне приходилось много разговаривать.
Два года назад у меня была непростая ситуация в «Северстали». Я провел собрание, очень тяжелое. И хоккеисты мне поверили. Зацепился за соломинку.
— Сейчас вы уверены в том, что игроки вас не предадут?
— Это ведь надо создать такую атмосферу в коллективе. Например, мы с хоккеистами играем на пиво в буллитах. В какой команде еще это практикуется?
— Да, по-моему, много где. По крайней мере, в тех, где тренеры могут хорошо играть в хоккей.
— Знаете, как они радуются, когда они нас обыгрывают! Думаю, это хороший шаг.
— Часто проигрываете?
— 1-3 уступаем в серии с начала сезона. В моей команде только Михалкевич, Трубачев и Разин. Я назначаю в команде игроков главного тренера, который определяет бьющих. Например, в последний раз мы забили по три буллита и определили победителя только в дополнительных попытках.
— В комментариях пишут, что в бедных командах играют на пиво, а в богатых — на виски.
— Хоккеистам нельзя виски.
— А пиво?
— Ну я же сам был хоккеистом! Я спокойно отношусь к пиву, а вот к его количеству — настороженно.
— Неужели еще остались игроки, кто не знает меру в алкоголе? По-моему, это было только в ваше время?
— Я пиво очень редко пил, когда играл. А крепкие напитки вообще не употреблял. Коньяк начал пить, только когда стал тренером. Но это уже нервы...
Андрей Разин
Родился 23 октября 1973 года в Тольятти
Во время игровой карьеры выступал за «Ладу», ЦСК ВВС (Самара), «Металлург» Мг, «Динамо», ЦСКА, и «Авангард».
Серебряный призер ЧМ (2002), двукратный чемпион России (1999, 2001), обладатель Кубка Межнациональной хоккейной лиги (1994), лучший бомбардир и самый ценный игрок Суперлиги (2001).
В 2012 году начал тренерскую карьеру. Работал в клубах: «Кристалл» (ВХЛ, Саратов, 2012/13), «Ижсталь» (ВХЛ, 2012-2015), «Автомобилист» (2015-2017), «Югра» (2016/17), «Адмирал» (2017/18), «Северсталь» (2018 — н. в.).
Alexander Pirx
Интересное интервью и человек
06.10.2021
Невский
"Всё , что про вас писали, частично оказалось правдой." Вот как понять эту фразу современной журналистики? Так всё или частично?
06.10.2021
Apei
согласен
06.10.2021
За Шалимова
это Разин Андрей.
06.10.2021
За Шалимова
Разин как Разин, такой он и есть, всё честно, и мужик прямой и справедливый. Давай, Андрей, работай, дай бог хоккейный тебе удачи.
06.10.2021
Apei
на 4+ интерьвью
05.10.2021