17 июня 2019, 20:00
В воскресенье вечером в Москве скончался известный арбитр Александр Черенков в возрасте 52 лет. С 1985-го до 2015 года он провел более 600 матчей в чемпионатах страны в качестве главного судьи. После окончания карьеры специалист делился опытом – работал инспектором в ФХР и с новичками в Академии арбитров Федерации хоккея Москвы. До последнего дня Черенков был посвящен любимому делу и ушел из жизни на ледовой тренировке в межсезонье.
Александр вышел из спортивной семьи: отец Роберт был известным хоккейным тренером и функционером, мать занималась конькобежным спортом и в 4 года поставила сына на лед. Юноша выделялся в спартаковской школе, его вызывали в юношеские сборные СССР на рубеже 70-80-х. В матче с киевским "Соколом" он получил шайбой в область брови и перестал видеть одним глазом. В 18 лет пришлось закончить с хоккеем. Черенков остался в любимом спорте в качестве, которое принесло ему известность по всей стране и за ее пределами.
– В своей карьере Черенков застал несколько эпох – советскую, переходное время, становление нашего судейства и КХЛ, – отметил главный арбитр КХЛ Алексей Анисимов. – Отсудил больше 600 матчей на высшем уровне – такие люди на вес золота. Когда я только начинал карьеру лайнсменом, он уже работал главным арбитром. Александр всегда мне помогал и подбадривал, когда судили вместе. Человек занимался хоккеем и умер на льду. Светлая память о нем останется у многих поколений арбитров. Главное – он всегда был веселым отзывчивым человеком, всегда улыбался, у него не было нерешенных проблем. Черенков был профессионалом своего дела, старался объяснить судейскую профессию изнутри, всегда прислушивался к мнению других.
В прежние годы хоккейные матчи обслуживал помимо двух линейных лишь один главный судья, поэтому Черенков ни на мгновение не мог отвлечься от происходящего на площадке и должен был своевременно подмечать даже малейшее нарушение. Перед введением нынешней системы Александр в паре с коллегой, а ныне руководителем Судейского учебно-методического центра управления судейства ФХР Александром Поляковым в порядке эксперимента обслуживали игру Россия – Австрия в роли пары главных судей.
– Когда в бригаде работал один главный, приходилось тяжело, – вспоминает Поляков. – На сборах у нас была хорошая компания – арбитры всех возрастов – молодые и ветераны. Черенков – один из первых в своем возрасте, кто перешел из линейных в главные и в какой-то степени стал для остальных примером и помогал всем, кто проходил такой же переход. В общении всегда был позитивным веселым парнем. В работе у него всегда было свое мнение, которому он старался следовать, даже если внутренне не был согласен, когда мы просили судей действовать в общем русле. У Александра был богатый игровой и судейский опыт по разрешению различных ситуаций, он интересно рассказывал и авторитетно вел себя на льду. С любым хоккеистом и тренером он мог правильно выстроить отношения и общаться на равных.
Черенков считал, что судьям приходится намного сложнее, чем хоккеистам, ведь решения служителей фемиды несут судьбоносный характер для игроков, их команд, болельщиков, городов и целых стран. В любое время он с удовольствием делился своим богатым жизненным опытом и воспитывал в младших коллегах уверенность, которую те сохраняли даже в самые судьбоносные минуты.
– Ни один его матч никогда не закончился скандалом, все спорные ситуации запросто разрешал, – добавляет известный арбитр Анатолий Захаров. – Любой конфликт и самую сложную ситуацию Александр превращал в решаемую и находил компромисс. На площадке был на короткой ноге со всеми действующими лицами. Всегда готов был помочь товарищу по любому вопросу. Мы работали в паре на матчах КХЛ, агрессию я брал на себя, а он переводил все в шутку. Я брал на вооружение его способы выхода из конфликта. В жизни он был человек-праздник – всегда с улыбкой. В любой компании Черенков поднимал настроение. Благодаря потрясающей памяти он знал множество баек, анекдотов и интересных случаев, которыми он разряжал обстановку.?