— Вас назначили главным тренером в «Адмирал», но вас же рассматривали на пост главного тренера рижского «Динамо». Это правда?
— У меня были встречи.
— Почему вы выбрали «Адмирал? Это же, по сути, клуб ВХЛ, который выступает в другой лиге. Я имею в виду уровень финансирования. Вы вообще в курсе, что подписали контракт с командой, которая едва-едва будет вписываться в «пол» зарплат?
— Мне очень не нравится ваше определение. Ну что такое «клуб ВХЛ, выступающий в другой лиге»? Мне кажется, что вы принижаете «Адмирал».
— Я не хотел никого обидеть.
— Это команда Дальнего Востока, представляющая огромный регион, где развивается хоккей. И не какой он не клуб ВХЛ, а именно КХЛ. Не надо отпугивать людей от нашей команды, пусть хоккеисты стремятся ехать во Владивосток. А то вы говорите, что в нашу команду отправляются в последнюю очередь, когда не осталось других вариантов.
— Но ведь это правда. Зарплаты в «Адмирале» небольшие, из минусов — постоянная смена часовых поясов и длительные перелеты.
— И все-таки я не согласен. Знаете, я вот как-то не задумывался над тем, сколько получают игроки в «Адмирале», каков бюджет клуба. Для меня это в первую очередь очень интересная работа, большой шаг в моей тренерской карьере.
— К вам-то какие вопросы могут быть! Но первая проблема, которую я вижу в вашей работе, совсем не касается денег. В ВХЛ вы считались одним из самых жестких тренеров. Но то, что годится для высшей лиги, не всегда подходит для КХЛ.
— Хочу сразу сломать все стереотипы, которые сложились вокруг моего имени. Никакой я не жесткий. Требовательный. У каждого специалиста существует не только своя модель игры, но и свои законы работы. И вся спортивная часть клуба должна их соблюдать: хоккеисты, врачи, массажисты. Если мы не будем соблюдать правила, а будем работать, как захочется, то толку не будет. Кто-то начнет опаздывать, кто-то плохо лечить, кто-то неправильно массировать, а кто-то не дорабатывать на тренировках — такого я не потерплю. Мы должны быть профессионалами, становиться лучше. А в плане общения у меня никогда проблем не было.
— Есть разные версии.
— У кого? Никогда не было проблем с теми, кто хочет расти, у которых есть мотивация и цель. Вы поговорите не с теми, кого я убирал, вечно обиженных и недовольных, а с теми, кто переходил ко мне из других команд.
— Я со многими разговаривал. Просто иногда, мне кажется, что вы быстро разочаровываетесь в хоккеистах, не даете им второй шанс. Я назову известные имена, которые приходили к вам в этом сезоне в «Сарыарку» и через короткое время оказывались в других командах: Александр Комаристый, Олег Яшин, Семен Кокуев. В ВХЛ легко разорвать соглашение, но в «Адмирале» этого не получится — слишком дорого.
— В Караганде в этом году было немного иное положение. Мы не могли взять тех, кого хотели, у нас не было возможности конкурировать по зарплате с другими клубами. И потому мы приглашали тех, кто свободен, не всегда у нас было время изучить того или иного игрока. В «Адмирале» мы вместе с Сергеем Немчиновым будет собирать полную информацию, чтобы минимизировать ошибки в селекции. И контракт будем предлагать только тогда, когда будем уверены, что этот хоккеист принесет пользу клубу.
— В нынешнем сезоне «Сарыарка», будучи в ранге действующего обладателя кубка, довольно поздно попала в плей-офф и вылетела в первом раунде. Объясните, что случилось для тех, кто не следил за высшей лигой.
— Прошлым летом нашу команду покинули несколько игроков основного состава. У нас были серьезные кадровые проблемы, да если вы изучите статистику сезона, то увидите, что ни один форвард даже не вошел в топ-100 по результативности. Из-за этого у нас хромала реализация большинства, а это сразу же сказалось на результате. Но в тоже время я отмечу, что ближе к концу регулярного чемпионата команда набирала ход, несмотря на все проблемы. И мы попали в плей-офф, хотя сделать это в нашей конференции было невероятно трудно, плюс на действующего чемпиона всегда настраиваются гораздо сильней, чем на обычный клуб.
— «Адмирал» остался без иностранцев. Когда-то этот клуб уже входил в сезон исключительно российскими хоккеистами. Ничего хорошего не получилось.
— Я какие-то имена сейчас не готов назвать, но легионеры будут, причем, мы постараемся найти качественных иностранцев, так как понимаем, что от них очень много зависит, достаточно посмотреть на любой клуб лиги. Легионеры должны быть лидерами «Адмирала», но при этом мне нужны и российские ребята, желающие развиваться и прогрессировать.
— Сергей Немчинов говорит, что вы умеете работать с молодежью. Но вот простой пример. Самый результативный игрок в истории МХЛ Антон Васильев немного с вами работал в петербургском «Динамо». Форвард в восторге от вашего стиля, от ваших методов. Однако, в прошлом сезоне за «Сарыарку» выступал Павел Крутий, который тоже прилично забивал в Молодежной лиге, и он «едва не закончил». Почему так?
— Давайте разберем этих ребят. У Васильева, на мой взгляд, очень высокий потенциал, он технически оснащен, у парня есть характер. Это воспитанник московского «Динамо», что уже о многом говорит. Я знаю, почему у Антона этот сезон вышел неудачным в Твери. Есть проблемы в игре без шайбы, а на взрослом уровне это очень важно. Его надо было бы направить, что-то подсказать. Но при этом Васильев — один из немногих в России, кто умеет вылезать на ближнюю штангу на коротком участке поля. Он может за счет резкости, за счет быстроты ног обыграть защитника.
Теперь перейдем к Крутию. Я не умаляю его достоинств, но видно, что на юношеском уровне в него не вложили столько, сколько в того же Васильева. У Павла очень серьезные проблемы с катанием, с координацией. И это очень сильно мешает ему развиваться. У него тоже хороший характер, Крутий идет в борьбу, но недостатки перевешивают достоинства. Если он будет работать над собой, то что-то можно исправить.
— То есть молодым ребятам в «Тайфуне» очень сильно надо постараться, чтобы понравиться вам.
— Главное, чтобы они хотели прогрессировать. Сейчас в стране карантин, все сидят дома и я пересматриваю матчи «Адмирала», «Тайфуна» — времени полно. Вижу, что перспективные парни есть: Бунов, Лисин, Островский. Но опять же мне надо с ними поработать, чтобы рассуждать о шансах. Пока же контракт только подписан и не проведено ни одной тренировки.
— Есть еще одна проблема, которую не мог решить ни один тренер — перелеты и смена часовых поясов.
— Кое-какие мысли о том, как готовить команду к сезону у меня есть. Важно правильно спланировать летние сборы, вложить фундамент, чтобы он дал игрокам движение, силу. Что касается перелетов и восстановления, то тоже есть понимание. Осталось научиться справляться со сменой часовых поясов. Наверное, тут еще стоит подумать, посоветоваться.
— Что вы не возьмете с собой из ВХЛ в КХЛ?
— Наверное, я все-таки стану чуть гибче в общении, дипломатичней. Но от своего стиля работы отказываться не буду.
Леонид Тамбиев
Родился 26 сентября 1970 года в Риге
В качестве игрока выступал на позиции нападающего в РАСМС-Энерго (Третий дивизион чемпионата СССР, 1988/89), СКА-2, СКА (1989 -1991), «Рига Старс» (1991/92), Пардаугава (МХЛ, 1992 — 1995), Хвидорве (Дания, 1995 — 1998), «Лукко» (Финляндия, 1998 — 2000), Изерлон (Германия, 2000/01), Редовре (Дания, 2000/01), «Торпедо» (Высшая лига, 2002/03), «Амур» (2003), «Таппара» (Финляндия, 2004), «Кур» (Швейцария, NLB, 2004 — 2005), «Базель» (Швейцария, 2005/06), «Мерано» (Италия, 2006/07), Зельтвег (Австрия, 2-й дивизион).
Тренерскую карьеру начал в 2008 году в качестве наставника молодежной команды ХК «Рига». Работал в ХК «Рига» (2010 — 2014), «Сарыарке» (ВХЛ, 2014/15, 2018 — 2020), МХК «Динамо» СПб (МХЛ, 2015/16), «Динамо» СПб (2016 — 2018), а также в юниорской и молодежной сборных Латвии.
Двукратный чемпион ВХЛ.