«Витязь» неожиданно среди лидеров в регулярном чемпионате КХЛ, команда проиграла в основное время всего два матча (ЦСКА столько же), и никто не понимает, что происходит. В клубе новый тренер из ВХЛ, в списке травмированных постоянно находятся лидеры, но это не мешает клубу побеждать.
Этой весной я поехал в Санкт-Петербург, чтобы посмотреть плей-офф ВХЛ. «СКА-Нева» под руководством Михаила Кравеца встречалась с «Соколом» из Красноярска. Оба клуба были обескровлены в плей-офф Универсиадой, но питерский клуб все равно справился с крепким соперником.
В «Хоккейном городе» ты обязательно встретишь знакомых, я расспрашивал у питерских игроков о житье-бытье, узнавал, как обстановка, как тренер и вдруг понял, что про Кравеца вообще никто ни одного плохого слова не сказал.
— Он ко всем относится очень уважительно, — повторял мне каждый. — Всегда поможет, всегда объяснит. А как мы матчи разбираем!
— Как?
— Нам перед «Соколом» дали видео, где есть даже момент с тем, как ведет себя вратарь после свистка. Типа он определенным образом поднимает шайбу, определенным образом постукивает штанги. Кравец сказал, что как-нибудь надо помешать этому ритуалу — и тогда будет небольшое преимущество.
Тогда я еще точно не знал, что Михаил Кравец будет работать в КХЛ. Дни Валерия Белова в «Витязе» были сочтены еще задолго до окончания сезона, но не было ясно, кто придет ему на замену.
Говорили, что Петерис Скудра подписал контракт, а потом все изменилось. Соглашение с латвийским специалистом было в срочном порядке аннулировано, а потом появилась имя Кравеца. Причем довольно интересным образом.
— Я не знаю, кто это? — комментировал президент клуба Михаил Головков информацию, которая появилась в СМИ.
Но ведь все уже знали, что это правда, и слова Головкова удивляли.
— Мне вообще позвонили из «Сочи» и поздравили с назначением, — усмехается нынешний тренер «Витязя». — А кто первым позвонил из «Витязя»? Генеральный менеджер Игорь Варицкий.
Сейчас Головков признает, что тогда был не прав, а мог бы все опровергать и сослаться, что его не так поняли. Зачем? Ну было и было. Кто из вас верил в Кравеца? Не врите, если скажете, что это были вы.
Сомнения были. Сразу после назначения я начал наводить справки о новом тренере у его коллег из ВХЛ, и там уже единого мнения не было. Кто-то считал, что при Михаиле Григорьевиче хуже клубу не будет, но кто-то категорически утверждал, что он провалится.
— Я этого понять не могу, — пожимает плечами Кравец. — Мы, российские тренеры, должны как раз стоять друг за друга, поддерживать. Я искренне считаю, что в ВХЛ еще есть тренеры, которые прилично бы работали на более высоком уровне. А вместо этого «не получится», «провалится». Вот потому и выбирают иностранцев.
Но Кравец удивлял. Первый раз я понял, что тренер у «Витязя» появился основательный, еще летом, до начала выставочных турниров. Приехав на занятие команды, поговорив с ним, я увидел спокойного, уверенного в себе человека, которого вообще ничего не пугало.
Он с каким-то удивлением выслушивал мои предположения о том, что игроки из КХЛ пренебрежительно относятся к выходцам из Высшей лиги, а это, например, сломало карьеру Мисхату Фахрутдинову в «Амуре».
— Слушайте, вы мою статистику за океаном видели? — шепнул он мне. — На штрафные минуты обратите внимание. Я же никого не боюсь.
Посмотрел. В низших лигах Кравец бился, как зверь, хотя габариты у него были не самые впечатляющие. И главное — сказано это было с уверенностью Олега Знарка, только очень вежливо и не угрожающе. Кубок мэра убедил меня, что в «Витязе» что-то зреет, так что к выступлению подмосковного клуба осенью лично яотношусь спокойно.
Когда сейчас я разговариваю с хоккеистами клуба на разные темы, прошу поделиться наблюдениями, то не слышу ни одного плохого слова о Кравеце. Даже намека. Даже от тех, кто всегда был чем-то недоволен.
— Бывает, что-то не получится на льду, едешь на скамейку, думаешь, ох, сейчас достанется, — рассказывает Евгений Монс. — А тут тренер тебя встречает, мол, да ладно тебе, иди сейчас буллит исполни, покажи себя. То есть он не прибивает, а дает возможность исправиться.
С Монсом связана одна байка, которую мне рассказывали из разных источников. Все знают, что Евгений едва ли не второй по силе в России по игре на приставке. И, говорят, что однажды к нему подошел Кравец и пообещал приставку эту разбить, чтобы хоккеиста ничего не отвлекало.
Монс все опровергает.
— Евгений сидел в раздевалке и играл в телефоне, — объясняет сам Кравец. — Уже закончились все клубные мероприятия, он не нарушал дисциплину. Но вижу, что играет очень хорошо, пальцами быстро двигает. Я ему говорю, ты бы клюшкой так на льду двигал. Вот и вся история.
— А разбили бы приставку?
— Вряд ли, но если бы Евгений стал выступать хуже на площадке, то поставил бы вопрос о выборе сферы деятельности.
Лидерство «Витязя» никак не сказывается на команде, на клубе. С генеральным менеджером Игорем Варицким до сих пор можно обсудить любую деталь, задать ему любой вопрос и он ответит, Михаил Головков здоровается, главный тренер ведет себя скромно, а я слежу за всеми пресс-конференциями. Период, когда все ходили с удивленными лицами, прошел. Теперь многие насторожены.
— Сейчас главное сделать так, чтобы ребята понимали, откуда пришли победы, — делится сокровенным второй тренер Александр Савченков. — В какой-тот момент они забывают, что все успехи связаны с командными действиями, когда все ложатся под шайбу, все выкладываются. В голову приходят мысли, что победы — результат чистого мастерства, а наша задача направить их в правильное русло. Но это очень трудно, так что проблемы будут.
Зато зритель пошел. Правда, клубу до сих пор не разрешают проводить домашние матчи в выходные в 13 часов, что удобно для горожан, но, может быть, в КХЛ передумают. Но и так уже были проданы все билеты на «Спартак», вероятно, на минское «Динамо» тоже придет полный стадион.
Увы, ничего не изменилось вокруг хоккея. По-прежнему на досмотре какие-то странные люди в смешной одежде. Я все упрекаю клуб в том, что, допустим, мне неприятно, когда сумку досматривают ряженые, никогда не знаешь, что у них на уме, но Варицкий виновато пожимает плечами.
— Мы на этой арене арендаторы, — объясняет он. — На такие вещи повлиять не можем, плюс не забывайте, что «Витязь» не самый богатый клуб. Удобно тут использовать казаков (вот как они называются. — Прим. А.Ш.) — нанимают их. Ничего с этим не сделаешь. Но мне главное, чтобы все было в порядке в раздевалке, с командой.
Но к спортивной части не придерешься. Впрочем, если разобраться, то «Витязь» не делает ничего сверхъестественного. В нынешней КХЛ порядок внутри клуба — 80 процентов успеха. А Кравец оказался из тех, кто работает аккуратно.
— Я отгоняю от себя мысли, что чего-то там добился и мог бы работать с командами, которые точно претендуют на Кубок, — признается тренер. — Иногда бывает со мной такое, но я моментально напоминаю себе, что еще совсем ничего не добился.
И заметьте — никто уже не вспоминает о драках в отношении «Витязя». Кажется, что это было в другой жизни.