Чувствую, перчаточно-масочный режим покинет нашу жизнь не скоро. Вчера Россия побила суточный рекорд заболевших ковидом, а это — 13 634человека. Предыдущий максимум — 11 231, если не считать субботу, был зафиксирован аж 7 мая. Разумеется, ситуация в Москве и регионах отличается. Если в столице рост заболевших довольно-таки стремительный, то на периферии темп скорее асинхронный, а скачки связаны с единичными вспышками.
На фоне этого большинство регионов возвращаются к поднадоевшим всем ограничениям. Лицам преклонного возраста рекомендуют оставаться дома. Компании просят переводить сотрудников на удаленку, а в московских школах увеличили осенние каникулы до двух недель. Ходили даже разговоры о введении пропускного режима. Логично, что, если ситуация будет только ухудшаться, более строгие ограничения доберутся и до спортивного мира — все предпосылки для этого имеются.
С начала сезона КХЛ приходится мириться с ограничением посещаемости матчей. Допустимая заполняемость отличается в разных городах, так как каждый дворец индивидуально подстраивается под требования местных служб. Почти все клубы выполняют разрешенную квоту. При этом обходится без скандалов, как это было, например, на футбольном матче «Спартак» — «Зенит», когда московский клуб подозревали в занижении фактической посещаемости.
Кроме того, Роспотребнадзор выявил серьезные нарушения норм безопасности: болельщики игнорировали маски, перчатки и социальную дистанцию. Как по мне, это — показательная порка. Очень сомневаюсь, что на других матчах (неважно хоккей это или футбол) каждый соблюдал вышеуказанные требования. Замечал, если на входе в арену маска — необходимый атрибут, то, пройдя пару шагов, она отправляется защищать от вируса в лучшем случае подбородок, а худшем — карман.
По информации «СЭ», из-за резкого ухудшения ситуации с ковидом, власти Москвы могут ограничить посещаемость футбольных матчей в городе до 10 процентов от вместимости стадионов. Не исключено, что в недалеком будущем с новыми ограничениями столкнутся и в КХЛ.
Сейчас московские клубы — «Динамо», «Спартак» и ЦСКА — практически полностью заполняют допустимую квоту. Согласно сайту КХЛ, красно-белые собирают на трибунах около 2 900 человек, бело-голубые — 2 200 и армейцы — 2 100. Снижение до 10 процентов соответственно сократит число зрителей практически вдвое — так что ажиотаж за билеты только возрастет.
Ковид в командах
Ограничение посещаемости или отказ от зрителей вообще не станет панацеей для чемпионата. Вирус как гулял, так и продолжает гулять по командам. Если вычеркнуть тех, кто переболел летом, — «Спартак», «Авангард», «Сочи», ЦСКА, первыми с ковидом в регулярке столкнулись «Амур» и «Нефтехимик». Зараза добралась до них еще в конце августа, поэтому на старте турнира пришлось выкручиваться резервистами. В итоге нижнекамцы начали сезон с пяти поражений в шести матчах, но, кажется, против СКА, «Йокерита», «Авангарда» и «Автомобилиста» не помогли и заразившиеся игроки основы. «Амур» и вовсе одержал первую победу только 16 сентября с рижским «Динамо».
После контакта с «Нефтехимиком» на карантин ушел финский «Йокерит». Впрочем, эта история немного запутанная. Все тесты игроков показали отрицательный результат, но команда контактировала с заболевшими, а значит, согласно требованиям местных властей, им положена изоляция. Массово переболели и в «Барысе». Так что шесть матчей казахстанского клуба перенесли на более поздний срок.
Благородно из ситуации вышли в СКА. Армейцы выставили полумолодежный состав, возглавляемый Романом Ротенбергом, обновив рекорд по среднему возрасту — 20 лет и 263 дня. И эти парни одержали две победы в пяти матчах, отобрав при этом очки у «Барыса» и «Ак Барса».
Однако доходило и до откровенных скандалов. «Локомотив» не захотел рисковать здоровьем молодых и проигнорировал выездной матч с «Куньлунем». Лига справедливо наказала железнодорожников техническим поражением. Впрочем, до самой жесткой санкции дошли только три клуба. За скобками оставим «Йокерит». Финны не полетели в Минск исключительно по политическим мотивам. Технарь получило и рижское «Динамо», отказавшееся бросать на амбразуру молодежь против ЦСКА. Но к следующему матчу рижане одумались и обыграли полурезервным составом минчан. Однако дальше — потерпели три поражения от «Витязя», «Сочи» и «Йокерита».
Серьезным ударом ковид стал для «Салавата Юлаева». Вирус выкосил лидеров — Юху Метсолу, Теему Хартикайнена, Маркуса Гранлунда, Никиту Сошникова. Кроме того, на больничный отправились главный тренер Томи Лямся и его помощник Виктор Козлов. Показательно, что уфимцам пришлось командировать вратаря Александра Скрынника из «Тороса». Без Лямси команда выиграла в четырех матчах и потерпела три поражения от «Ак Барса» (1:4), «Автомобилиста» (1:4) и «Сочи» (2:3). Но уже в субботу главный тренер вывел «Салават» против ЦСКА, правда, разжиться очками с армейцами не удалось. В скором времени уфимцы рассчитывают на возвращения остальных игроков основы.
С аналогичной проблемой столкнулись и в «Ак Барсе». Из-за вируса казанцы потеряли ведущих игроков и, что куда важнее, тренерский штаб во главе с Дмитрием Квартальновым. Его заменил наставник «Барса» Сергей Душкин, а помогали ему генеральный менеджер Рафик Якубов и исполнительный директор Мансур Усманов. Да, отсутствовали Доус, Зарипов, Кормье, Яруллин и Лукоянов, но, учитывая глубину состава, ситуация до критической не дошла. В последних шести играх у казанцев только две победы, но причины — точно не в заболевших игроках.
Неприятные новости пришли из Минска. Пять представителей клуба, в том числе наставник Крэйг Вудкрофт, ушли на самоизоляцию из-за положительных тестов. За пару дней до этого их и защитника Бреннана Менелла не пустили на матч с рижанами, так что командой руководил Дмитрий Басков — председатель Федерации хоккея Белоруссии и глава наблюдательного совета клуба. Позже в «Динамо» сформировали временный тренерский штаб, главным в котором будет Константин Кольцов. С ним команда уступила «Сочи» (1:2) и обыграла «Куньлунь» (2:0).
КХЛ по вопросам вируса подконтрольна предписаниям властей. Точно так же и клубы не будут изобретать велосипед, руководствуясь требованиям Роспотребнадзора. Однако возникает другой вопрос. Если посещаемость все-таки будет сокращена, предположим, до 10 процентов, стоит ли вообще реализовывать эту квоту? Прежде всего, непонятно, кто получит приоритетное право посещать матчи? С другой стороны, 10 процентов с точки зрения хоть какого-то антуража все же лучше, чем пустые трибуны. И какую из зол в итоге выберут клубы?
Лига четко обозначила, что останавливать чемпионат нет никакого смысла. Все команды приняли регламент, а если кто-то «переживает» за здоровье игроков, об этом нужно было думать летом, перед вступлением в турнир. Все риски ожидаемы, и КХЛ как раз старается их минимизировать. Но как быть, если некоторые игроки легкомысленно относятся к требованиям?
Все интервью сейчас переведены в Zoom, верно? Как тогда получается, что после матчей хоккеисты спокойно общаются на улице с болельщиками? Не говорю, что всем нужно закрыться в бункерах и отказаться от общения с внешним миром. Но ответственность должна исходить от каждого — только так мы сможем победить эту заразу.