Вспомните итоговую пресс-конференцию с участием вице-президента «Металлурга» Сергея Ласькова и главного тренера Ильи Воробьев. Лейтмотивом их выступления стал призыв к построению новой команды. На смену «сытых котов», выигравших два Кубка Гагарина, должны прийти голодные до побед парни, которым есть что доказывать и к чему стремиться. Кроме того, обещали обратить внимание и на молодежь. Школа «Магнитки» — хоть и не является фронтменом детского хоккея в России — все равно готовит неплохие кадры.
Правда, за последние годы местных воспитанников в основе становилось все меньше. Вспомните, как в чемпионские сезоны оборону цементировали Бирюков, Антипин, Береглазов, Терещенко, Хабаров, а в атаке — хоть и по праздникам — зажигали Косов с Потехиным. Если мы рассмотрим последние два сезона, реально закрепиться в главной команде удалось только Павлу Дорофееву.
Прежде всего, боссам «Магнитки» следовало разгрести наследие прошлого менеджера. Геннадий Величкин не скупился на контракты и абсолютно не задумывался о приближавшемся потолке зарплат. Интересно, как бы он сам выкрутился в нынешней ситуации? Может, его отставка — четко спланированный ход, чтобы откреститься от проблем с дорогими контрактами? Жаль, что этого мы никогда не узнаем.
Перед Ласьковым встала задача — оптимизировать бюджет. Амбициозный управленец, который умеет считать деньги и дорожит каждой копейкой, с ней справился, но не без потерь. Новые контракты в клубе не получили 10 игроков — среди них и не оправдавшие надежды легионеры — О'Делл, Козун, Филиппи, и старожил «Магнитки» Тимкин, и экс-энхаэловцы — Локтионов и Любимов.
Естественно, пришлось разгрузить и платежную ведомость. Поэтому руководство задало тренд ставшим популярными в кругу топ-клубов меры — понижение или расторжение действующих контрактов. Некоторые игроки с пониманием отнеслись к сложившейся ситуации и пошли на уступки в деньгах — это Василий Кошечкин, Николай Кулемин, Егор Яковлев, Григорий Дронов. Других — новые условия не устроили, и с ними пришлось прощаться: это Евгений Бирюков, Виктор Антипин и Максим Матушкин.
По первым дням с открытия окна переходов многие задавались вопросом, с кем же «Магнитка» пойдет в сезон? Разгрузить платежку — только полбеды, надо еще и состав боеспособный собрать. Если о расторжениях объявляли громко и смело, то новичков «сталевары» продолжали представлять очень осторожно.
Особых вопросов пока не вызывает только линия обороны — похоже, что ее в клубе уже сформировали. Осталось договориться с Иваном Верещагиным, который согласен на понижение оклада. Да, у него был регресс в прошлом сезоне, но ведь два года назад он был одним из лучших. Жесткий защитник-домосед Михаил Пашнин — тот, кого «Магнитки» не хватало, чтобы наводить порядок на пятаке.
Другой новичок — Егор Мартынов — не хватает звезд с неба, но со своими обязанностями справляется отлично. В минувшей регулярке он стал лучшим защитником «ястребов» по показателю полезности («+18»), опередив Емелина, Войнова, Покку и Фрэнсона. К тому же есть Артем Земченок, знакомый Воробьеву по работе в СКА, Артем Минулин, существенно прибавивший в плей-офф, и габаритный Вадим Антипин. И само собой Егор Яковлев и Дронов.
Больше настораживает вратарская линия. Василий Кошечкин переподписал контракт и теперь заработает за сезон 60 млн рублей. Другой вопрос, что за спиной у ветерана — 20-летний Глеб Носов, на счету которого только 3 матча в КХЛ. Входить в сезон с тандемом Кошечкин-Носов — очень рискованно, а Артем Загидулин, видимо, возвращаться домой не намерен. Сергей Ласьков на днях заявил, что клуб ищет иностранного бэкапа. В теории в Европе можно найти вратаря за условные 20-25 миллионов в год. Но поедет ли перспективный и талантливый парень в Магнитогорск, чтобы сидеть за спиной у Кошечкина? Очевидно, что Василий готов сыграть минимум 60-65 процентов матчей. С этой нагрузкой он вполне справится, да и по последнему сезону нельзя сказать, что олимпийский чемпион-2018 сдает позиции.
Не все очевидно и с нападением «Металлурга». Пожалуй, главной интригой межсезонья во всей КХЛ стали переговоры с Сергеем Мозякиным. Как и ожидалось, стороны пришли к общему знаменателю, и многолетний лидер клуба остался еще на год, правда, потеряв в деньгах 130 миллионов. Многие уже списали нападающего со счетов и утверждают, что и 50 миллионов для ветерана — баснословные деньги. Не соглашусь. Да, Мозякину 39 лет — резкость уже не вернуть, да и против молодых и цепких защитников ему с каждым годом все сложнее. Но в определенной роли Мозякин может быть полезен — например, во втором звене и четвертым нападающим в спецбригаде большинства. Чтение игры-то никуда не делось.
Очень рассчитывают в «Магнитке» на чемпионов мира-2019 — Харри Песонена и Юхо Ламмикко. Логично использовать их в связке — осталось только подобрать второго крайнего. Однако, как адаптируются иностранцы к российским реалиям, мы узнаем только в начале сезона. В этом плане продление Андрея Нестрашила и подписание Тэйлора Бека — менее рискованные сделки, тем более что оба форварда зарекомендовали себя в КХЛ. Конечно, проводя аналогии с конкурентами на «Востоке», — «Ак Барсом», «Салаватом Юлаевым», да и тем же «Трактором» — легионерский эшелон «Магнитки» не особо впечатляет. Тот же Расмуссен выглядел сильнее Песонена и Ламмикко, а Нестрашил и Бек — отнюдь не системообразующие игроки.
Многоходовка с «Амуром», «Авангардом» и СКА принесла «Магнитке» не только Бека, но и Сергея Плотникова с Максимом Карповом. По ходу пьесы удалось ловко избавиться от Алексея Береглазова, который забыл о хоккее после возвращения из «Хартфорда».
Карпов с Плотниковым — протеже Ильи Воробьева, который работал с ними в Питере. Оба — качественные активы практически для любого клуба лиги, но им надо еще подобрать партнеров. И где гарантия, что Максим, который в СКА стал игроком ротации, вернется на уровень игры в московском «Динамо», а Плотников — не станет новой версией Локтионова?
Бросается в глаза и серьезный разрыв по осям. Если с крайними у «Магнитки» проблем возникнуть не должно, то с центральными — явный дефицит. Скорее всего, в центре будут использовать Нестрашила (если не подпишут еще одного форварда-иностранца), которому удобнее играть на фланге. Есть Ламмикко, но, повторюсь, этот для лиги — кот в мешке. Туманно и будущее в команде Архипа Неколенко, который год назад при Яндаче показывал качественный хоккей, а в прошлом сезоне откровенно сдал. Собственно, на этом все. Пока отставим потенциальный переход Игоря Швырева, который расторг контракт с «Колорадо». Хотя слышал, что он уже тренировался в связке с Потехиным и Кулеминым — как вам такое третье звено?
А теперь давайте сверим промежуточные результаты селекции с лейтмотивом итоговой пресс-конференции. На мой взгляд, понятие «перестройки» в Магнитогорске восприняли как-то неправильно. Все, что происходит в «Металлурге», никакое не строительство новой команды, о котором громко заявляли весной. Можно ли назвать омоложением состава, когда в воротах у тебя 37-летний Кошечкин, в топ-6 — Мозякин (39), Песонен (31), Бек (29), Плотников (30), Нестрашил (29), а еще есть Кулемин (33) и Пашнин (31)? Кроме того, в погоне за нужными Воробьеву игроками вы жертвуете талантливого Егора Спиридонова и отдаете в скрытую аренду серебряного призера МЧМ Савелия Ольшанского.
Складывается впечатления, что «сталевары» снова готовят состав для победы и речи о создании новой команды уже не идет. Другой вопрос — мотивирована ли эта команда? Все мы помним, к чему привела ярмарочная селекция «Магнитки» в прошлом году. Сейчас — в новых реалиях потолка зарплат — в «Металлурге» научились считать деньги, существенно оптимизировали бюджет, но кубковые перспективы пока очень туманные.