«Автомобилист» объявил, что главный тренер Андрей Мартемьянов, работавший в команде два сезона, покинет ее. Как стало известно «СЭ», канадский специалист Билл Питерс — один из четырех кандидатов на пост главного тренера «Автомобилиста».
55-летний канадец ранее возглавлял «Калгари», откуда был уволен в ноябре из-за расистского скандала, связанного с нападающим Акимом Алиу, с которым Питерс пересекался в фарм-клубе «Чикаго» более 10 лет назад.
За 6 лет работы главным тренером в НХЛ Питерс лишь раз выходил в плей-офф — в прошлом сезоне с «Флэймз» в ранге победителя Западной конференции — и проиграл в первом раунде «Колорадо» со счетом 1-4.
Еще одним кандидатом является Сергей Зубов, ранее возглавлявший СКА и «Сочи». 49-летнего специалиста уволили из южного клуба в октябре (сочинцы на тот момент занимали 6-е место в Западной конференции). Заменивший его Александр Андриевский не сумел вывести команду в плей-офф.
Зубов дважды за два с лишним года работы в «Сочи» выводил «леопардов» в плей-офф. В настоящее время он работает старшим советником генерального менеджера «Далласа» Джима Нилла.
Что мы знаем о Питерсе? Что его уволили после того, как Аким Алиу обвинил его в расизме, а Михал Йордан припомнил физическое воздействие. Забавно, что и Алиу, и Йордан играли в «Амуре». «Калгари» совместно с НХЛ провел расследование, все подтвердилось, и Питерсу указали на выход.
Что он работал в сборной Канады и выигрывал с ней золото чемпионата мира в качестве ассистента (ЧМ-2015) и главного тренера (ЧМ-2016). Выигрывал Кубок мира в качестве ассистента. Единственный турнир, на котором он остался без медалей — ЧМ-2018. Где у него был Коннор Макдэвид, по сути — вертевший главным тренером (условием Коннора было играть с Нюджентом-Хопкинсом, и оно неукоснительно выполнялось). И где он едва не проиграл одной из слабейших за много лет сборных России в четвертьфинале.
Что до того, как стать главным в «Каролине», он работал в «Детройте» с Майком Бэбкоком. По иронии судьбы, Питерса уволили из «Калгари» спустя неделю после увольнения Майка из «Торонто». Причем толчком стала просочившаяся в прессу история Митча Марнера, униженного Бэбкоком. Что и побудило Алиу написать тот злосчастный для Питерса твит. Питерс отвечал в «Ред Уингз» за защитников и меньшинство. Результаты этой работы были достаточно средними, но и материал у него был средний, потому что команда стремительно старела.
У Питерса было немало фанатов среди адептов цифрового подхода к хоккею. Все потому, что за четыре года, что он проработал главным в «Каролине», его команда неизменно была в тройке лучших по бросковой активности. Подобное — в некоторых не особенно продвинутых аналитических моделях — обещает прекрасные результаты. Но вот незадача — «Харрикейнз» ни разу так и не вышли в плей-офф под руководством Питерса. Даже в сезоне-2017/18, когда «Ураганы» заняли первое место в НХЛ по SAT и SAT-close — так НХЛ называет Corsi. Еще одна занятная вещь: если брать другую метрику, USAT или Fenwick, у «Каролины» была самая большая просадка по сравнению с SAT. Суть в чем — USAT не учитывает заблокированные броски. Которых у «Кейнз» было много. Даже слишком много. У команд с внятным нападением такого обычно не наблюдается. Нередко бывает, что USAT превышает SAT. А самый тут наглядный показатель — реализация бросков при игре «пять на пять»: она составляла 7 процентов, что являлось четвертым худшим результатом в лиге. Речь тут о качестве бросков. Неэффективными бросками нетрудно набить себе якобы свидетельствующий о владении шайбой Corsi. Впрочем, явной установки «видишь ворота — бросай» у «Ураганов» не наблюдалось. С другой стороны, грузить шайбу под ворота любыми доступными способами они были весьма горазды. Что в том числе плохо помогало в хромающем на обе ноги большинстве.
В «Калгари» было по-другому — на уровне «топ-6», но там атакой и большинством заведовал нынешний исполняющий обязанности главного тренера «Флэймз» Джефф Уорд. Чего у Питерса точно не отнять — умение наладить переход из обороны в атаку. Смена флангов, паузы, поиск пространства на стадии начала атаки — защитники при помощи нападающих у него что в «Каролине», что в «Калгари» неизменно включали мозг и искали оптимальные решения в плане продвижения к чужим воротам, но без усложнений в рамках системы за красной линией (стоит отметить и намеренные разрывы между линиями на стадии прохождения средней зоны — прямо как у Мартемьянова). Усложнения могли придумывать хоккеисты — в тех же «Огоньках». Невозможно же игнорировать умение Джонни Годро доставлять шайбу в зону атаки с контролем. Он в этом компоненте — топ-10 НХЛ. Или невероятное чувство момента у Марка Джиордано: если он подключился к атаке, значит, атака будет доведена до ума.
Регулярка у Питерса определенно задалась — «Калгари» выиграл «Запад», но в первом же раунде проиграл более целостному и прогрессивному с точки зрения атаки «Колорадо». «Эвеланш» применили нехитрую стратегию: максимально жестко играли против Джонни Годро. Оказалось, что вся атака держалась на нем.
Знаем, что Питерс — тренер-мотиватор. В том же «Калгари» он неоднократно спасал матчи своевременными таймаутами и разносами в раздевалке. Про качественно вставляемые им на тренировках пистоны приходилось слышать не раз. Как и о том, что ряду хоккеистов его методы были не очень по душе. Вопрос тут — как долго все это работает. Во «Флэймз» проблемы появились уже на второй сезон. А тут еще и языковой барьер. С другой стороны, ему вменяют не только строгость, но и справедливость. Что определенно плюс.
Знаем, что он невзлюбил Александра Семина, как только пришел в «Каролину». Жестко критиковал, сажал в запас, много с ним беседовал. И, в общем, был инициатором выкупа его контракта. Любопытно, что даже всегда предельно осторожный Марк Гандлер позволил себе высказаться на счет Питерса. Мол, ни черта Билл не понимает. На самом деле Семин способен выбесить любого тренера. И играл он тогда реально плохо. Но вообще — он выдает максимум только тогда, когда ему комфортно. А обеспечивать его этим самым комфортом Питерс не захотел. Потому что в первую очередь требует дисциплины.
Знаем, что он умеет растить молодежь. Ахо, Линдхольм, Терявяйнен, Слэвин, Пеши, Хэнифин, Раск, Фолк, Расмус Андерссон — всех он вывел на новый уровень. Правда, если судить по работе в «Рокфорде» и «Спокэйн Чифс», выхлоп в плане взращивания там был минимальный. Зато он выигрывал Мемориал Глинки с юниорской сборной Канады. И вполне сработался с толпой игровичков в той команде, обыграв в финале Россию с Кузнецовым и Тарасенко.
Он фанатично предан работе и очень требователен. Он по-хорошему злой. Хотя иногда — и не по-хорошему. У него огромный опыт и впечатляющий послужной список. Но вот получится ли у него в России — большой вопрос. У нас все-таки весьма специфические условия, в которых не задвинешь Скиннера, Семина и Эрика Стаала, потому что со своими ахо и терявяйненами туговато. Насколько он открыт к новому? Впрочем, в его ситуации невозможно быть закрытым, потому что в Северной Америке он работу себе ни за что не найдет, превратившись в изгоя. Но одно дело — по доброй воле, другое — вынужденно. «Автомобилист» может как попасть в яблочко, хотя это ничего в плане достижений не обещает, так и серьезно промахнуться.