Совсем недавно в Новосибирске прошла пресс-конференция генерального менеджера «Сибири» Кирилла Фастовского и главного тренера Андрея Мартемьянова. Последний был в майке, на котором изобразили его недавнюю цитату: «Выкиньте из буйных головушек витиеватый хоккей». Дело-то серьезное, хотя всё пытались обернуть в шутку. Ясно, что Мартемьянов продолжит то, что делал в прошлом сезоне. При нем команда стала играть значительно проще, да настолько, что некоторые игры было просто невозможно смотреть. Уж слишком часто ждали ошибок соперника, не предпринимая ничего. Выглядит так себе, но при этом понятны причины. Финансовое состояние клуба не позволяло комплектоваться высокотехничными игроками, готовыми в одиночку приносить результат. Тренер как-то пытался играть «в атаку», но все заканчивалось слишком плохо, а руководство не радовало вечное девятое место по итогам регулярного чемпионата. Так что выход был один — заставить хоккеистов трудиться на площадке, а не творить.
Запрет на «витиеватый хоккей» — это фактически запрет на импровизацию. Нынешним летом работа в этом направлении была продолжена. До матча со СКА новосибирская команда одержала четыре победы в пяти матчах, при этом единственное поражение потерпела 28 июля, играя в три звена против минского «Динамо». Но встреча против питерского клуба в конце августа — совсем другое дело. Хороший тест для проверки козырей «Сибири», помимо дисциплины. Новосибирцы уступили — 2:4. Но при этом в первом периоде превосходили соперника по голевым моментам, правда, не сумев воплотить их в заброшенные шайбы. В конце стало ясно, что одной дисциплины мало для противников такого уровня, да и индивидуальные ошибки никуда не делись. В команде очень мало тех, кто умел бы механически выполнять задания все 60 минут.
На той же пресс-конференции тренер говорил, что его полностью устраивает центральная ось команды. Сейчас там Основин, Пьянов, Голубев и Яковлев. Все они, кроме, может быть, Пьянова, давно уже не созидали на льду. Но тренер понимал, что погоня за единственной победной шайбой в игре может закончиться плохо, учитывая, что в обороне тоже нет условных кандидатов в сборную. Для «творчества» взяли Бека, кроме того, с краю есть Шаров и Бутузов. К технически сильным игрокам можно отнести и Шенфельда, но он никак не может перейти на новый уровень. Этого всего очень мало, чтобы решать серьезные задачи.
Но какие они у «Сибири»? Прежде всего попасть в плей-офф, не быть на девятом месте. В среду мы убедились, что этот вопрос будет решен с вероятностью в 95 процентов. Смотрелись-то очень неплохо. Но с такой игрой выход в плей-офф с места во второй четверке — предел, если, конечно, откровенно не повезет с соперником в первом раунде. По нынешним временам уже неплохо.
СКА обменял в «Барыс» защитника Ивана Мищенко. Уроженец Омска провел в Питере почти полгода, сыграв за это время только в одном матче. Так совпало, что обмен в «Сочи» произошел практически при мне. Как раз находился в раздевалке южного клуба, когда туда пришел Иван собирать вещи и прощаться с командой. Он был очень рад. Мищенко, довольно приличный защитник по меркам КХЛ, всегда хотел играть в сильном клубе и бороться за что-то серьезное. Раскрылся в «Адмирале», а его лучшим получился сезон-2018/19, когда удалось набрать 17 очков (2+15) и впервые в своей карьере весь чемпионат провести в главной лиге без командировок в ВХЛ.
Иван ждал возможности перебраться в сильный клуб еще летом 2019 года, но ничего не вышло. Чемпионат-2019/20 получился гораздо слабей. У Ивана в статистике «минус 22», рухнула и результативность до 5 очков (1+4) в 52 матчах. Летом было понятно, что хоккеист не останется на Дальнем Востоке, но во время межсезонья произошли удивительные вещи. К защитнику присматривался «Металлург», «Авангард», а в итоге он оказался в «Сочи», да практически на безальтернативной основе. Кажется, что выбрали южан как раз потому, что оттуда легче переехать в СКА.
Проблема в том, что за полтора сезона на Черном море Иван не показал готовность усилить какого-то гранда. Да, в прошлом сезоне серьезно улучшилась результативность, в СКА хоккеиста все-таки забрали, когда на счету было 18(8+10) очков, но «Сочи» потерял шансы на плей-офф, а Иван играл много практически на безальтернативной основе. Зачем он понадобился армейцам, никто не понимал. Пессимистические прогнозы оправдались. Мищенко вышел на лед в форме питерцев только один раз, в конце декабря против «Куньлуня», проведя на льду 16 минут. Этим летом Иваном вроде бы интересовались в «Авангарде», хоккеист долго не подписывал контракт с питерцами, ожидая обмена. Но варианты уходили. И все-таки обмен случился. Андрею Скабелке остается рассчитывать на то, что защитник соскучился по хоккею.
«Ак Барс» подписал соглашение с защитником Максимом Чудиновым. Скромные финансовые условия для двукратного обладателя Кубка Гагарина, победителя чемпионата мира, которому к тому же всего 32 года, объясняются проблемами со здоровьем у хоккеиста. В прошлом сезоне Чудинов не играл на профессиональном уровне. Проблемы начались в сентябре 2019 года. Видео со страшной травмой Максима легко найти в Сети. Игрок рижского «Динамо» упал на ногу защитнику, и если вы впечатлительный человек, то не стоит искать этот ролик. Сразу было понятно, что потребуется слишком много времени, чтобы прийти в себя.
Операции, восстановления шли очень тяжело. Максим вернулся к началу сезона-2020/21, но хватило его ненадолго. Уже в конце сентября случился рецидив, и хоккеист вновь ушел на больничный. На этот раз пауза затянулась на месяц с небольшим, однако Максим уже был не тот. Казалось, что он сам не уверен в своих возможностях, что моментально стало сказываться на игре. Впрочем, Чудинов все равно выходил на лед, очень старался, выкладывался. Говорят, что он в тот год рисковал каждый день, приходя на стадион. Все привело к тому, что Максим выбыл из строя через два матча в плей-офф. Последний раз защитник выходил на лед 4 марта 2021 года.
Целый сезон понадобился для того, чтобы залечить ногу окончательно, без риска возобновления проблемы. Но летом хоккеист столкнулся с тем, что менеджеры неохотно рассматривают кандидаты возрастных спортсменов, да еще и с пропущенным сезоном. «Салават Юлаев» на риск не решился, в московском «Динамо» предложили скромные условия, но как-то без энтузиазма. Спасло то, что в КХЛ вернулся Олег Знарок, который протянул Чудинову руку помощи. Летом Максим провел четыре матча. Выглядел неидеально, иногда принимая поспешные и неправильные решения. Но и понятно почему. В Казани же понимают, что, несмотря на мощную селекцию, оборона все-таки считается проблемной линией. Поможет ли «Ак Барсу» Максим? Если только восстановится до конца, но понять это можно будет, лишь когда начнутся официальные матчи.