КХЛ. КУБОК ГАГАРИНА. Финал. "МЕТАЛЛУРГ" Мг – СКА – 3:5 (1-4)
КУБОК ГАГАРИНА с Александром ХАВАНОВЫМ
Соперничество получилось очень плотным, но серия вышла коротковатой. Хотелось увидеть больше матчей. Встречались две высококлассные команды с равными шансами на успех. Можно вспомнить два удаления СКА в овертайме и последующую победу в третьем матче серии, а также преимущество "Магнитки" в две шайбы по ходу пятой встречи. Это был хоккей, который хочется смотреть и пересматривать – когда выступают хоккеисты с высоким уровнем техники, когда инициатива переходит от одной команды к другой, когда преимущество в две шайбы еще ничего не гарантирует.
ВРАТАРИ
СО СВОЕЙ ЗАДАЧЕЙ КОШЕЧКИН СПРАВИЛСЯ ПОЛНОСТЬЮ
Говоря о голкиперах, я хотел бы начать именно с Василия Кошечкина, абсолютно заслуженно ставшего самым ценным игроком плей-офф. Работы у него было много с первой до последней минуты в каждом матче. Мы можем говорить все что угодно: "здесь не выручил", "пропустил от красной линии", но мы всегда забываем, что основная задача хоккейного вратаря – оставить свою команду в игре. Он не забивает голов, не организует позиционные атаки. Но со своей задачей Кошечкин справился полностью.
Что касается вратарей СКА, то, учитывая силу и стабильность Кошечкина, они не имели права дать слабину. Самым главным показателем силы Коскинена стала концовка пятого матча, когда он несколько раз спас команду.
Заменить вратаря в финале – очень сложное решение для тренеров. Даже после победы в первом матче и поражения во втором тренерский штаб СКА сумел выбрать вратаря, который сохранял шансы не хуже, чем Кошечкин. Несмотря на то что работы у него было поменьше, еще неизвестно, что лучше для стража ворот: постоянно находиться в игре или вступать в нее время от времени.
ЗАЩИТА
ЗУБ ОБЕСПЕЧИВАЛ НАДЕЖНОСТЬ НА КОСМИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Оборона "Магнитки" с основными угрозами СКА пыталась справиться двумя парами защитников. У армейцев время игры игроков обороны было распределено более ровно. И даже в отсутствие Войнова и Чудинова им было попроще. Да, было распределение ролей в спецбригадах, но при игре "5 на 5" все пары проводили равное количество времени. По сравнению с "Металлургом" это выглядело некоторой роскошью.
В результате защитникам "Магнитки" нужно было опекать не две пятерки СКА, а сразу три. К тому же они выполняли огромное количество задач по организации атак, выходу из зоны. Перегруженные защитники вынуждены были играть в меньшинстве. Например, Крис Ли, который всегда играет очень и очень много: в концовке матчей ему было не с руки соревноваться в скорости с Дадоновым. Хотя, если переходить на персоналии, он отлично провел и серию, и весь кубковый раунд. Антипин был исключительно полезен. Бирюков играл надежно.
Если говорить про СКА, то на привычно высоком уровне действовал Белов, Хафизуллин – заметно лучше и полезнее, чем обычно. Но самое большое впечатление на меня произвел Зуб. Человек, который по статистике вроде бы ничего особенного не сделал, но он выходил в паре с Зубаревым и обеспечивал надежность на космическом уровне. Настолько уверенной, взрослой и, я бы даже сказал, авторитетной игры в обороне лично я не ожидал. Имел возможность посмотреть два матча с уровня глаз хоккеиста, стоя у лицевого борта. И Зуб, когда играл в своей зоне, находился все время неподалеку от меня. Своими уверенными действиями, совершенными практически без ошибок, мне он очень понравился.
Что касается успешной игры Херсли, который оказался не нужен "Локомотиву", то это искусство тренеров – создать такие условия для хоккеиста, в которых он может проявить свои лучшие качества. Он не показал ничего сверхъестественного, того, чего от него не ожидали, если сравнивать с тем же Зубом. У него есть отдельно взятые сильные качества и недостатки. Всем известно про его мощный щелчок. Сложилось впечатление, что тренеры так и говорили ему: не забивай себе голову, если пришла к тебе шайба – бросай. И человек, понимая, что это уже не сколько его решение, сколько тренерская установка, не задумываясь делал то, что ему говорили. В "Локомотиве", судя по всему, от него хотели слишком многого. А в СКА ему упростили задачу, и он с ней справился лучше, да и сам Патрик стал действовать более уверенно, став более полезным для своей команды.
НАПАДЕНИЕ
ЗНАРОК ВСЕХ ЗАСТАВИЛ РАБОТАТЬ
Одной из основных задач СКА было закрыть звено Коваржа. Точно так же, как и у "Магнитки" – звено Шипачева. И петербуржцы справились с этой задачей лучше. У Мозякина – всего один гол, у Коваржа – тоже один. Зарипов же провел финал без заброшенных шайб. Нападающие звена Шипачева время от времени находили возможность забивать, причем достаточно важные голы. На счету Дадонова – две победные шайбы. То есть в ключевые моменты звено Шипачева действовало эффективнее.
Что касается поддержки нижних звеньев "Магнитки", то ее было более чем достаточно: шайбы Осалы, победный гол Калетника в меньшинстве.
Говоря про Знарка, хотел бы привести цитату: "Этому тренеру можно дать любых игроков, будь то звездных или заурядных, он их всех заставит работать. Кататься, толкаться, челночить туда-обратно". Это очень хорошая характеристика для тренера. Понимая, что глубина состава у СКА лучше, чем у "Магнитки", заставить игроков работать стало для тренерского штаба петербуржцев основной задачей.
Именно за счет этого выигрываются матчи в пятом периоде. Наставники СКА понимали, что заданная ими интенсивность скажется в их пользу, если не в пятой, то в шестой или седьмой игре. Если еще вспомнить о потере Дацюка, то с ним недостаток интенсивности можно было компенсировать контролем шайбы. А без него высокий темп и работа стала насущной необходимостью.
СУДЕЙСТВО
РОССИЙСКИЕ АРБИТРЫ – ДАЛЕКО НЕ ХУДШИЕ
Когда говорят о судействе, нужно понимать, что оно – неотъемлемая часть хоккея. Его можно рассматривать как определяющий фактор, но очень часто игроки и тренеры этого не делают по одной простой причине: это одна из вещей, на которую ты не можешь повлиять.
Я не лучший пример того, кого стоит слушать в этом вопросе. Ведь я играл в то время, когда современных трактовок правил, касающихся сдерживающих фолов, еще не было. Я даже отчасти поддержу слова Даниса Зарипова о том, что устроили балет. Но не в отношении работы арбитров в финальной серии, а в отношении всех изменений в судействе, которые произошли с 2002 года, когда я еще играл в хоккей. Когда удар плечом в голову соперника не был нарушением правил – это был нормальный силовой прием.
Я вырос на других правилах и не совсем понимаю современные. В моем понимании профессиональный хоккей – это контактный вид спорта, в некоторой степени даже опасный для его участников. Но сегодняшнее судейство – это объективная реальность, идущая даже не из КХЛ. Это мировая тенденция и в НХЛ, и в ИИХФ. Безопасность игроков – основной приоритет.
Балетом бы, конечно, я это не назвал. Опасные столкновения все равно есть. И КХЛ вынуждена подстраиваться под эти правила. Так что вопрос судейства в финале – риторический. Повторюсь еще раз: российское судейство не является идеалом. Но я поиграл в Финляндии, в Швейцарии, и примеры плохой работы арбитров встречались там чаще. Есть примеры и лучшей работы, думаю, с этим согласятся и в соответствующем департаменте КХЛ. Но те, кому есть с чем сравнивать, подтвердят, что российское судейство далеко не худшее среди хоккейных стран.
ИТОГ
Я с удовольствием повторю мнение уважаемого мною тренера Джоэля Кенневилля: "Не бывает незаслуженных побед, бывают незаслуженные поражения". Эта фраза характеризует финал Кубка Гагарина. Встретились две самобытные, исключительно амбициозные команды, из которых победить могла только одна. Победа СКА абсолютно заслужена. А "Магнитка" отдала все, чтобы победить.