FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

1 августа 2016, 10:00

Нормундс Сейейс: "Звали Мортса, разговаривали с Витолиньшем, но главным остался я"

Игорь Еронко
Обозреватель
В прошлом сезоне генеральный менеджер рижского "Динамо" вынужден был возглавить команду после увольнения финского специалиста Кари Хейккиля. В кандидатах  на пост главного тренера рижан ходили бывший наставник сборной Швеции и помощник Олега Знарка в сборной России и СКА. Сейейс рассказал, что вынудило его вновь встать на тренерский мостик и каково финансовое положение клуба.

Нормундс СЕЙЕЙС
Родился 12 февраля 1968 года в Риге.
Серебряный призер чемпионата СССР-1987/88 в составе рижского "Динамо".
Выступая за сборную Латвии, принял участие в девяти чемпионатах мира.
Главный тренер ХК "Рига-2000" (2006 – 2008).
Генеральный менеджер "Динамо" Р (2008 – 2012, 2013 – н. в.), пражского "Льва" (2012-2013).
В январе этого года, после отставки Кари Хейккиля, был назначен и. о. главного тренера "Динамо" Р до конца сезона. Сезон-2016/17 начнет в качестве главного тренера рижской команды.

Игорь ЕРОНКО
из Риги

ПЕРЕГОВОРЫ С МОРТСОМ ЗАШЛИ В ТУПИК

– Поздравляю вас с назначением, но, судя по тому, как вы вздыхаете, вы им не очень-то и довольны.

– Нельзя так говорить. Работа есть работа. И я никогда не говорил, что тренерская деятельность меня не интересует. Просто сначала даже мыслей таких не возникало, а потом поступило предложение, обсудили все с руководством, и я решил его принять. Потому что и так готовил команду с начала июля. Были некоторые переговоры с другими тренерами, но я бы не хотел комментировать их итоги. Главное, что я теперь главный тренер.

– Договоренность с Пером Мортсом действительно была?

– Скажем так, переговоры с ним шли, но зашли в тупик.

– Не в последнюю очередь, наверное, из-за не самых больших возможностей и соответствующего состава?

– Не поэтому. Дело было не в составе, он прекрасно знал, с кем предстоит работать, и его это устраивало. А не удалось нам договориться по его каким-то личным соображениям, то есть вмешались личные причины. Было, разговаривали – не получилось. И я не хочу к этому возвращаться.

– Тот отрезок, что вы провели у руля команды после увольнения Хейккиля, помог вам принять предложение руководства?

– В принципе да. Я был последним, кто командой руководил, и подготовительный процесс тоже начал я. То есть хорошо понимал, что предстоит.

– Хейккиля – большая ошибка?

– Трудно сказать, ошибка или нет. Там были разные нюансы, моменты, некоторые стечения обстоятельств. Мы для себя выводы сделали, но не хотим их озвучивать и ворошить прошлое. Чему-то научились, что-то взяли на карандаш, но возвращаться к этому не хотим.

ДЕНЬГИ У КЛУБА БЫЛИ И ЕСТЬ
 

– Артис Аболс, главный тренер "Лады", сказал мне, что вы в тренеры не рвались. И вам он не завидует, поскольку на вас еще и менеджерские функции, то есть вы будете работать сразу по всем фронтам.

– А что поделать?

– Не планируете кому-то делегировать полномочия? Будет у вас какой-то менеджер-ассистент?

– Мы с руководством договорились, что я полностью сосредоточусь на работе главного тренера, а генеральный менеджер, наверное, будет другой.

– Не было бы удобнее контролировать сразу все?

– Некоторые вещи я так или иначе буду делать – менеджерского плана, – буду подсказывать, но, знаете, не так уж это просто, поскольку в КХЛ немало всевозможных правил, которые нужно соблюдать, следить за этим всем, так что это не так уж просто – совмещать. Очень уж это трудоемкая работа. Я уже сейчас на сборах это прочувствовал. Проводил с утра тренировку: два – два с половиной часа на льду. Затем садился за компьютер, занимался менеджерскими делами, а вечером опять тренировка, опять два часа на льду. Неделю я так выдержал, а потом уже не понимал, сплю я или не сплю, сделал я то-то и то-то или не сделал. Какое-то время продержаться можно, но когда начнется сезон – там ведь перелеты, игры, это будет совершенно невозможно.

– Тренерская деятельность для вас интереснее, чем менеджерская? И что сложнее?

– Трудно сравнивать как по сложности, так и по интересу. И там и там есть как плюсы, так и минусы. Мне нравилась работа менеджера, я с удовольствием ее выполнял, а если бы не нравилась – я бы этим и не занимался. Но до того я четыре года работал тренером, и мне это тоже нравилось. Я не говорю, что я какой-то классный тренер. Вообще считаю, что как у тренера у меня все еще впереди. Буду расти вместе с командой. Сейчас задача – сделать сплоченный коллектив, чтобы они верили мне, а я им. И тогда все должно получиться. Но я не готов сказать, что мне на данном этапе больше нравится.

– Переход к тренерской деятельности был сложным?

– Первый месяц было тяжело. Нужно было вспомнить все тренировки, что и как делать. Долго входил в режим. А потом уже нормально пошло. Остается только совершенствоваться.

– Сложилось впечатление, и не у меня одного, что у команды просто не было денег на более опытного тренера, а на безрыбье и рак - рыба.

– Это совсем не так. Мы могли договориться с Мортсом, и в финансовом плане у нас было достигнуто определенное понимание, а не состоялось это по другим причинам, то, как вы понимаете, деньги у клуба были и есть.

 

ВСЕГДА СТРЕМИЛИСЬ БРАТЬ МЕСТНЫЕ КАДРЫ

– Насколько вы довольны селекцией?

– Частично доволен. Пока еще ищем сочетания, есть у нас несколько травмированных, поэтому не смогли посмотреть то, что задумали. Но я думаю, что мы успеем все проверить до старта сезона.

– Со стороны – "Динамо" будто поскребло по сусекам, собрало всех латвийцев, что были свободны, ну и легионеров подбирали по остаточному принципу. Или было что-то серьезное, но сорвалось?

– Были и на примете серьезные люди, были и те, с кем вели переговоры, но не сумели договориться. Имена называть не буду. И опять-таки, дело было не в финансах. Шагг и Маллен вот подъехали, неплохие ребята, но пока не играли, с документами есть сложности.

– Насколько нынешняя финансовая ситуация отличается от прошлогодней и в какую сторону?

– Нормальная у нас рабочая ситуация. Деньги у нас есть, и я не слышал от акционеров, чтобы у нас были какие-то проблемы или задержки. Все время читаю, что у многих клубов такие-то долги, но у нас-то 30 апреля полностью со всеми рассчитались. И все выплаты шли в срок.

– Была же в начале сезона задержка?

– Была, но, по-моему, она заняла не больше недели, и дальше все получали свои деньги вовремя. Наши акционеры не обозначали каких-то даже возможных проблем, так что у нас все в порядке. Все у нас есть, нет такого, чтобы чего-то не хватало, провели нормальные сборы и продолжаем подготовку.

– "Динамо" всегда имело определенные амбиции, но в последнее время как будто и не стремится никуда. Состав вы особо не усилили. На что вообще рассчитываете?

– Я бы не сказал, что не усилил. Хочу при этом подчеркнуть, что мы всегда стремились брать местные кадры. Если брать "Медвешчак" или даже "Слован", где полкоманды легионеров, то таким вот образом немудрено добиваться определенных результатов. А мы все-таки стараемся работать со своими, какими бы они ни были. Они же свои, публика их любит. Да, играют то хуже, то лучше, но ведь поэтому и нужно с ними работать. При этом у нас только пара человек возрастных, которые лучше уже не станут, а остальные еще способны прибавить, улучшить себя, раскрыться.

С ВИТОЛИНЬШЕМ РАЗГОВАРИВАЛИ, НО ДАЛЬШЕ ДЕЛО НЕ ПОШЛО

– Не было мыслей пригласить Спруктса или Букартса?

– Я даже не знаю, где тот же Спруктс в последнее время играл и чем занимался. Вроде бы в Словакии. Очень мне жалко, что Георг Головков поломался – вот об этом я думаю. Потому что он очень хорошо смотрелся на сборах, плюс он центральный нападающий. А вылетел он надолго, у него там полный комплект, все связки, колено полностью. Но мы все равно оставляем его в команде, будем с ним заниматься. Пускай он лечится. Восстановим и будем готовить к следующему сезону. Парень хороший, молодой, перспективный. Он мог бы сделать команду чуть сильнее.

– Колтон Гиллис тоже в Словакии играл, и ничего – у вас.

– Да, он играл в Словакии, но я знаю, почему он там играл. У него были проблемы с агентом, поэтому ему не могли найти работу. Все-таки его в свое время не просто так взяли в первом раунде драфта НХЛ под 16-м номером. Мы на него на сборах посмотрели – там есть определенное мастерство, которое можно использовать.

– Сотниекс – большая потеря?

– Кто-то уходит, кто-то приходит. Ему уже 30, и он хотел попробовать себя в другой команде. Не то что он ушел в "Ладу" за чем-то лучшим. Он мне сказал: "Мне уже 30, а я кроме как в "Динамо" нигде больше не играл, когда еще пробовать-то?" Я его прекрасно понял, пусть пробует. Захочет вернуться – будем думать. Но не в духе "всегда пожалуйста".

– Есть ли задачи на сезон, которые вам необходимо выполнить?

– Как всегда, задача номер один – выход в плей-офф. А там уже как карта ляжет. Это другой чемпионат. Там все уже от "физики" зависит, от здоровья. И я думаю, что эта задача выполнима.

– Почему отправили вашего ассистента Александра Ниживия тренировать ХК "Рига" в МХЛ?

– Чтобы он мог реализовать свои идеи и поработать главным тренером. Почувствовать ответственность, поруководить всем. Два года он был в штабе, набирался опыта, посмотрел, подумал, пора порулить и самому. И все, что он себе выписал, высмотрел, сможет реализовать на молодых. Пускай поработает, а мы уже посмотрим.

– Был какой-то вариант с Витолиньшем?

– Разговаривать с ним разговаривали. Но дальше разговора в духе "хотел бы ты или нет?" дело не пошло.