FONBET Чемпионат КХЛ. Статьи

22 декабря 2017, 18:30

Обреченная команда бьется за плей-офф. Как ей это удается?

Алексей Шевченко
Специальный корреспондент
Главный тренер "Амура" Андрей Мартемьянов раскрывает секрет

НИ РАЗУ НЕ ХОТЕЛ ПОМЕНЯТЬ МЕТСОЛУ В ДРУГУЮ КОМАНДУ

– Я познакомился с вами на турнире в Омске, и вы много объясняли, как именно работаете с командой. С лета ничего не изменилось?

– Абсолютно. Все также много общаюсь, в том числе один на один, объясняю, мотивирую. Да, у нас были удачные матчи, команда близка к восьмерке, но при этом получается, что у кого-то начинает кружится голова от успехов.

– Неужели?

– Но и тут важно вовремя поставить хоккеиста на место. Я постоянно говорю, что успехи приходят только потому, что каждый делает правильно свою работу. Как только что-то меняется, нас моментально наказывают. Но это все частные разговоры, вряд ли можно рассказывать подробности.

– Но все это каждый день?

– Каждый. Но не со всеми же ежедневно. Просто важно контролировать пульс коллектива. Хорошо, расскажу. Последний раз я беседовал с Олегом Ли. Он не забил в одном из матчей и очень эмоционально на это отреагировал. Пару дней вообще ходил слишком подавленный. Пришлось приводить в чувства. Удалось к встрече с "Адмиралом" до перерыва на Евротур. Отдал очень хорошую передачу.

– Много очков потеряли в этом сезоне на ровном месте – из-за нехватки опыта или по другим причинам?

– Скажу иначе. Было много матчей, в которых мы должны были брать очки, но не взяли их. Не упустили победу, а именно сыграли недостаточно хорошо, чтобы все закончилось в нашу пользу.

– Но у вас есть объяснения, почему это происходит? Слабость состава, психологические проблемы?

– Немного не так. Почему-то все забывают, что у нас перед сезоном очень сильно поменялся состав, да еще во время чемпионата многое менялось. Не все понимают, как именно надо играть, что делать.

– Несыгранность?

– В том числе. Понимаете, игрок приходит в команду, где совершенно иные требования. Ему нужно время. Но и тренерскому штабу надо время, чтобы понять, если в этом хоккеисте потенциал и какой он. Все ответы получаешь через игру. Потому у нас был не очень хороший старт. Но сейчас мы уже знаем, кто с кем может сыграть, кого можно оставить в запасе на какой-то матч. Притирка закончилась.

– Начало сезона провалил ваш основной вратарь Юха Метсола. Мне показалось, что несколько очков вы недосчитались из-за него.

– Но какую форму он набрал позже!

– Тогда у вас не было мысли отказаться от вратаря, поменять его, тем более, что спрос на финна есть?

– Ни разу. Вы знаете, в прошлом сезоне Метсола тоже тяжело входил в сезон, а потом набрал форму. Я точно ни разу не хотел отказаться от его услуг. И вообще я своим парням верю и доверяю. Да, бывают спады в игре, но я к этому нормально отношусь.

– В каком смысле?

– Иногда на свой страх и риск даешь кому-то отдохнуть, чтобы он пришел в себя, обрел эмоциональное равновесие. И тогда он принесет больше пользы. Чаще всего мой шаг оправдывал себя.

Александр ФРОЛОВ (№24). Фото ХК "Амур"/hcamur.ru
Александр ФРОЛОВ (№24). Фото ХК "Амур"/hcamur.ru

ФРОЛОВ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗУ В РАЗДЕВАЛКЕ. НЕ ГОВОРЯ ПРО ЛЕД

– Вы открыли для КХЛ Алексея Бывальцева. Форвард, о котором никто не слышал, стал забивать, попал на матч звезд, стал лидером клуба. Как можно так раскрыть игрока, который был не нужен "Магнитке", да и не впечатлял в составе уральского клуба?

– Когда вы говорите об успехах Бывальцева, вы забываете о его партнере Олеге Ли. Уверен, что срабатывает не только мастерство Алексея, но и их связка. Ли может привести шайбу в нужную зону, отдать, создать момент. Бывальцев – замыкает.

– На виду все равно те, кто забивают.

– Я не спрашивал у него, что было раньше, но тут и не надо особо выяснять. Прежние тренеры в Бывальцева не верили. В том же "Металлурге" быстро согласились, когда появилось предложение об обмене. Плюс возраст. Он же становится старше. В Хабаровске ему важно было поверить в свои возможности. Вы же помните, что Алексей был у нас в прошлом сезоне. Я тогда принял команду, а потом сообщили, что я начну новый сезон с клубом. И еще в прошлом сезоне Алексей стал выходить в первом звене. Мы смотрели на него, понимали, что может быть из него выйдет толк и радовались, что первый центр у нас есть.

– Вы отдадите Бывальцева другим командам?

– У него заканчивается контракт, и теперь нам будет очень трудно конкурировать с большими клубами. Боюсь, что он уйдет.

– Но не в конце декабря?

– Нет, это даже не обсуждается.

– Он может сыграть так здорово в другой команде?

– Тут не угадаешь. Будут ли у него такие комфортные условия, такое доверие? Он талантливый парень, но могут быть миллионы причин для неудачной игры. От взаимоотношений в коллективе до проблем в семье. Мне кажется, что Бывальцев будет прогрессировать. Может быть, не такими рывками, как в этом году, но будет.

– К вам пришел один из самых загадочных российских игроков – Александр Фролов.

– Почему загадочный.

– Это я из личного общения. Я впервые встречаю игрока, которого беспокоит близость к КНДР. Ну и другие мелочи. Он пропустил год, так как не мог ни с кем договориться, а в Хабаровск поехал, так как увидел перспективу клуба. Вы-то с ним как? Вижу, перед перерывом он в четвертом звене уже.

– У нас четвертое звено иногда выходит, как первое. Не смотрите на расположение троек. С Фроловым у меня все прекрасно. Это игрок, который приносит пользу только своим присутствием в раздевалке. Про лед я уже и не говорю.

– А что на льду?

– Обратите внимание, что он делает в самые важные минуты матча. Этот человек, который способен продержать шайбу почти пару минут, возить соперников в углах, а потом неожиданно создать момент или просто убить время до сирены.

– Статистика-то так себе.

– А я и не прошу у него забить рекордное количество голов и стать лучшим снайпером турнира. Для меня важно, как он жертвует собой в самый важный момент и подает пример партнерам. Его уверенность в себе передается команде.

ПОНРАВИЛСЯ КЛИП БУЗОВОЙ

– У вас играют братья Ушенины. У них тоже заканчивается контракт и весной им предстоит решить, что делать с карьерой дальше. В Хабаровске они нашли себя, но, может быть, пришел момент сделать шаг вперед. Хотя это риск.

– Сила и слабость братьев в том, что у них очень специфический хоккей. Их не загнать ни в какие рамки, они будут все равно делать то, что умеют.

– Им нужна свобода.

– И за это они отплатят голами, передачами. Ушенины умеют играть нестандартно. Так, что соперник просто не готов к их решениям. Я знаю, что у них заканчивается контракт. Но даже советовать ничего не буду. Они сами должны принять решение.

– Уходить – риск.

– Я просто скажу, что когда вел с клубом переговоры о контракте в прошлом сезоне, то поставил условие, чтобы у меня остались братья Ушенины, Бывальцев, Ли и Атюшов.

– Из Магнитогорска к вам пришел Богдан Потехин, обладатель Кубка Гагарина. Но я видел, как вы его воспитывали летом. Процесс завершен?

– Вся проблема Богдана в том, что он засиделся на вторых ролях в своей прежней команде. Но в новом клубе от него требуется другое. Надо было менять менталитет, отсюда все проблемы. Он позволял себе неправильно готовиться к матчам.

– Это как?

– Не на льду, а морально. Ему надо было усвоить, что в "Амуре" от его действий многое зависит.

– Совсем недавно Виталий Атюшов после гола показал несколько жестов из клипа Ольги Бузовой. Вас это не потрясло? Ну что за вкус!

– Так я тогда и не знал, что это из клипа. Мне потом рассказали. Кстати, посмотрел один из клипов этой певицы, и мне понравилось.

– Какую песню слушали?

– Вот этого я не помню.

– Может быть и на скамейке что-то такое исполнять после гола.

– Да что вы. Там так психуешь, что не до танцев.