«СЭ» в третий раз публикует список самых высокооплачиваемых хоккеистов КХЛ. Ранее мы это делали в феврале (сезон-2018/19) и октябре (сезон-2019/20) 2019 года. Сейчас, после введения потолка зарплат, информация о заработках хоккеистов в невиданных до последнего месяца масштабах стала появляться в разных СМИ и особенно в анонимных Telegram-каналах, представляющих интересы некоторых агентов и клубов. Уже известны полные платежки «Авангарда», «Трактора», «Салавата Юлаева» и СКА — очевидно, что к старту чемпионата практически любая зарплата хоккеиста КХЛ окажется в общем доступе.
Мы собрали топ-71 самых дорогих игроков лиги — всех, кто получит в сезоне-2020/21 (без учета бонусов) 50 или более миллионов рублей. Некоторые из этих данных публикуются впервые, о некоторых зарплатах раньше писали как мы, так и наши коллеги из «Чемпионата», «Бизнес-Онлайн» и Betting Insider.
В сезоне-2017/18 в КХЛ было 18 хоккеистов, которые зарабатывали 100 или более миллионов рублей в год, в сезоне-2018/19 — 16, в сезоне-2019/20 — 12. Сейчас такой остался только один, и вполне возможно, что так и будет к началу чемпионата, так как шансы Вячеслава Войнова или Найджела Доуса получить девятизначную сумму малы, как и шансы ЦСКА оставить в России Илью Сорокина или Кирилла Капризова.
Такое резкое падение числа «сотников» характеризует два процесса. Первый — позитивный — клубы больше не готовы платить 100+ звездным ветеранам лишь за их прежние заслуги или околотоповым россиянам, которые раньше были слишком ценны благодаря их паспорту. Второй — менее приятный — платить эти 100+ стало почти некому. Кто объективно, кроме Вадима Шипачева и Дмитрия Яшкина, заслужил зарплату в 10 или более процентов от потолка? Разве что Джастин Азеведо — и то не за последний сезон.
В первые годы существования КХЛ совпали две тенденции. В лиге хватало звездных по меркам российского хоккея игроков, которые либо вообще не пытались по ходу своей карьеры попробовать себя в НХЛ, либо после неудачных попыток быстро возвращались назад. Одновременно переходили к ветеранскому возрасту энхаэловцы из числа родившихся в конце 60-х-начале-70-х — а то поколение было чуть ли не самым талантливым во всей нашей истории.
Если посмотреть на КХЛ даже первого сезона (2008/09) и прикинуть список игроков, которые в сегодняшней лиге обладали бы суперзвездным статусом, как Шипачев, то получается немного грустная (для современного чемпионата) картина. Мозякин, Марек, Морозов, Зарипов, Ягр, Радулов, Сушинский — и это как минимум. Если брать более поздние сезоны (до 2014-15 годов), разница будет еще более существенной.
По разным причинам из КХЛ уезжают и Михаил Григоренко с Сорокиным и Капризовым (возможно — и Никита Нестеров), и Линус Умарк. Все большие звезды СКА покинули клуб в прошлые годы. А Мозякину, Зарипову и Дацюку 119 лет на троих — цифра очень близка их суммарной зарплате в будущем сезоне (50+60+15 — 125 миллионов).
Потолок оказал влияние прежде всего на те команды, которые превышали его в прошлом сезоне. Ни «Динамо», ни «Локомотиву», ни «Спартаку» не пришлось сокращаться — благодаря лимиту они смогли подтянуться к другим лидерам. Помимо практически полного исчезновения зарплат 100+ второй ключевой тренд межсезонья — массовые переподписания контрактов в сторону понижения у тех клубов, которые не стали адекватно готовиться к потолку еще год назад. Если «Ак Барс» ужимался четко и плавно (ошибкой были только обмены Владимира Галузина и Степана Санникова), то ЦСКА, СКА и «Магнитке» пришлось разбираться со всеми проблемами этой весной. На троих эти клубы расторгли, переподписали и обменяли (или еще пытаются переподписать или обменять) больше 20 хоккеистов, чьи зарплаты в условиях потолка оказались неадекватно высокими.
Они и раньше казались такими, но рынок КХЛ был перегрет и жил своими собственными законами, не особо связанными с тем, что происходит в мировом хоккее. Антипин, Каблуков, Андронов и еще пара десятка игроков получали по миллиону долларов и больше не из-за того, что их кто-то реально мог переманить в НХЛ — а чтобы отвадить конкурентов из КХЛ. Заявления о том, что многие хоккеисты, потеряв в зарплате, уедут в Северную Америку, были попыткой менеджеров не растерять финансовое превосходство их клубов — не более. Те, чьи контракты зарубили и еще зарубят, уже никуда не уедут.
Год назад в топ-54 самых больших зарплат было 24 хоккеиста СКА и ЦСКА — почти половина. Раскулачивание суперолигархов пойдет на пользу всем. Общей интриге в чемпионате, в котором теперь нет явных фаворитов. Другим командам, которые смогут усилить свой состав благодаря игрокам армейских клубов, от которых им пришлось избавляться. Теперь невозможно сажать в запас хоккеиста за 70 миллионов рублей, как было с Дмитрием Кагарлицким. Или постоянно ротировать недешевых игроков, как в последние годы постоянно случалось в СКА и ЦСКА. Любой запасной даже за 25-30 миллионов — это упущенная возможность усилить ведущие звенья.
Таблица распределения топ-зарплат по клубам теперь совсем другая. В ней нет перекосов в пользу СКА и ЦСКА — примерное равенство есть у девяти команд. Девяти команд, чья платежка к началу сезона будет составлять около 900 миллионов рублей — логично, что на одни и те же деньги нельзя подписать больше, чем другие.
Сейчас все клубы КХЛ можно разделить на несколько категорий — в зависимости от денег и силы состава.
1) Топ-клубы, у которых есть или будет платежка в 900 миллионов, с составом, с которым можно выиграть Кубок Гагарина — это СКА, московское «Динамо», «Локомотив», «Ак Барс», ЦСКА, «Авангард», с большой натяжкой — «Автомобилист».
2) Топ-клубы, у которых есть или будет платежка в 900 миллионов, с довольно призрачными шансами на победу в чемпионате. Таких два. «Салават Юлаев» с его очень сомнительной линией обороны и странными перетурбациями в тренерском штабе. «Магнитка», которую бросает по ходу межсезонья в разные стороны, — она так и осталась командой ветеранов или опытных игроков на сходе, только теперь не настолько переплаченных.
3) Середняки с платежкой около 500-700 миллионов с очень крепким составом, способные биться с фаворитами. Это «Спартак» (особенно если подпишут Вячеслава Войнова) и «Йокерит». Потенциально в эту группу может попасть «Трактор» — в случае подписания Понтуса Оберга и Лоуренса Пайлата у челябинцев будет как минимум очень мощная легионерская бригада. Но провал в минувшем сезоне забыть совсем не просто.
4) Середняки с платежкой около 400-500 миллионов с добротным составом. «Витязь», «Сочи», «Сибирь». Потенциально все способны на какую-то сенсацию даже в плей-офф, но забраться дальше второго раунда будет тяжело. Особенно западным «Витязю» и «Сочи» — конкуренция в их конференции сейчас становится выше, чем на «Востоке». По деньгам близок этой группе «Барыс», где никто, кроме Даррена Дитца, не получает больше 40 миллионов, но если в Казахстане все-таки найдут нормального тренера и по традиции привезут несколько интересных легионеров, по потенциалу «барсы» будут ближе третьей категории.
5) Еще одна группа российских команд, в которую можно включить как более богатый «Амур», способный платить легионерам по 40-50 миллионов рублей (не удивляйтесь Максиму Карпову и Илье Каблукову в рейтинге, записанным на хабаровский клуб — они скоро его покинут), так и «Торпедо» и «Нефтехимик», которые потеряли кучу лидеров и пока их особо никем не заменили. И заодно «Северсталь» — после отказа от участия в чемпионате «Адмирала» слабейшую по составу российскую команду КХЛ. Для всей четверки попадание в плей-офф будет успехом.
6) Последняя группа — три иностранных клуба, которые еще вообще не подписывали новых игроков. Рижское и минское «Динамо» и «Куньлунь». По первым двум сохраняется и угроза их участию в КХЛ, хотя, скорее всего, в обоих случаях деньги найдутся. Но небольшие — плей-офф останется для них сверхзадачей. У «Куньлуня», который планирует подписать, например Брэндона Козуна и Коди Фрэнсона (в прошлом сезоне — 165 миллионов на двоих), состав будет поприличнее, но в последние годы ростеры а-ля клубов АХЛ никакого результата ему не приносили.
Потолок очевидным образом выполнил две цели — сократить расходы клубов и отчасти выровнять их уровень. Если регламент КХЛ не будет меняться, топ-рейтинги зарплат в ближайшие годы будут похожи — их будут заполнять представители семи-десяти богатейших команд, которые и могли бы платить больше, но ограничены законом. Середняки и аутсайдеры стали чуть ближе к фаворитам, но пока не настолько, чтобы говорить о лиге равных возможностей. Если КХЛ к ней стремится, то одним потолком не обойтись. Нужно двигаться дальше.