14 ноября 2018, 15:15

Легенду "Спартака" помнят в Канаде. Даже спустя полвека

Евгений Белоусов
Корреспондент
"СЭ" вспоминает биографию знаменитого советского нападающего, которого ввели в Зал хоккейной славы в Торонто

Детство

Будущий олимпийский чемпион Александр Якушев появился на свет в Балашихе, а первые годы провел в громадном бараке в Реутове, где 38 семей размещались в 38 комнатах с одной кухней и туалетом.

– Не очень отчетливо помню тот барак, – вспоминал Якушев в интервью "СЭ". – Когда мне было семь, переехали впритык к Таганской тюрьме, тогда еще не закрытой. Впятером в коммуналке, в комнатке на 12 метров. Вот это помню лучше. Не представляю, как умещались – родители и трое детей. Два с половиной квадратных метра на человека! Через год завод дал отцу квартиру в Лефортове, где прямо под окном был заводской стадион "Металлург". Это была моя судьба! Когда приезжаю на Госпитальный вал, обязательно туда заглядываю, на поле выхожу.

Все родные Якушева работали на заводе "Серп и Молот". На крупнейшем металлургическом предприятии столицы широко развивали спорт. Именно в заводскую хоккейную секцию записался юный Якушев. Столкнувшись с первыми трудностями, будущий герой Суперсерии проявил находчивость.

– Собирали команду 1944 года рождения. Хоть и был на три года младше, соврал, сказал, что 47-го – и прошел отбор. Родители у меня и форму отбирали, прятали, не разрешали заниматься еще в детской спортивной школе завода "Серп и молот". Мама говорила, что это очень опасно и чревато травмами. Родители запихивали рюкзак и всю форму наверх, в кладовку. Так я в семь утра вставал, сам все находил, доставал и уезжал. Позже, конечно, родители смирились. Я несколько раз пытался зазвать их на хоккей, но потом понял, что это никак не действует. За 17 сезонов, которые я провел в "Спартаке" и – чуть меньше – в сборной, мои родители ни разу не были на стадионе. Ни разу! Два старших брата иногда приходили, но тоже нельзя сказать, что были какими-то фанатами.

Александр Якушев. Фото photo.khl.ru
Александр Якушев. Фото photo.khl.ru

"Спартак"

В 13 лет Якушев попал из заводской команды в "Спартак", за который болел с детства, причем отбор проводил едва ушедший с поста старшего тренера красно-белых Александр Игумнов. В юношеской команде юный Саша играл с парнями на пару-тройку лет старше. К 17 годам уже окрепшего Якушева вызвали в первую команду и поставили в первое звено на место Бориса Майорова. Летом талантливого хоккеиста пригласили в футбольный "Спартак", где он увидел одного из кумиров детства – легендарного Игоря Нетто.

– В футболе я играл полузащитником, и стиль Нетто был для меня эталоном. Отлично помню сезоны 56-го года, когда "Спартак" выиграл чемпионат и почти полным составом Олимпиаду в Мельбурне, 58-го, когда сделал дубль – великая была команда! А ближе познакомились с Игорем Александровичем в сезоне-1968/69, когда он один год был у нас, спартаковских хоккеистов, начальником команды. И как раз в тот сезон мы стали чемпионами СССР!

При Карпове "Спартак" два раза чемпионат выиграл – в 69-м и 76-м. Его заслуга в том, что он сумел подойти к игрокам так, что они при нем показывали свой "потолок". Нельзя сказать, что в "Спартаке" по сравнению с ЦСКА играли какие-то великие звезды. Но он приходил, мы быстро выигрывали – а вскоре его убирали.

У канадцев по статистике нет равных Гретцки, но мне больше нравилась игра Бобби Халла, из защитников – великого Бобби Орра. Славу Фетисова считаю лучшим защитником отечественного хоккея за 70 лет. Блестящих форвардов было столько, что выделить кого-то одного очень сложно. По степени таланта, наверное, это Всеволод Бобров. Гений – и в футболе, и в хоккее.

Бобров-тренер сыграл большую роль в становлении Якушева. Именно под его руководством форвард провел отличные сезоны в союзном чемпионате, кульминацией стало золото 1967 года. После этого его отправили в футбольный ЦСКА. Спустя пять лет Бобров стал наставником сборной СССР. Сам Якушев признавался, что вряд ли попал на Суперсерию, будь у руля национальной команды другой специалист.

45-летие Суперсерии-1972. Фрэнк Маховлич и Александр Якушев (справа). Фото photo.khl.ru
45-летие Суперсерии-1972. Фрэнк Маховлич и Александр Якушев (справа). Фото photo.khl.ru

Суперсерия

А ведь Якушев не просто сыграл на Суперсерии, он стал лучшим бомбардиром нашей сборной. У Валерия Харламова и Владимира Петрова было по 7 очков, у Бориса Михайлова – 5, у еще одного спартаковца Владимира Шадрина – 8. А Якушев в восьми матчах серии набрал 11 (7+4) очков – больше было только у легендарного Фила Эспозито.

– Канадские болельщики помнят не только своих, но и всю сборную СССР. За автографами подходит много людей, где весь состав нашей команды есть на открытках. В первом матче сразу забили два гола. Признаюсь, мелькнула мысль: "Ну, началось". Потом с ребятами общались – не только у меня. Писали же в местных газетах, что канадцы все восемь матчей выиграют, и, может, даже с двузначным счетом... Но мы быстро собрались – тем более что в себя-то верили. Перед серией волновались, но страха не было. Все-таки игроки по несколько раз были чемпионами мира, Олимпиады выигрывали. Вот и удалось переломить матч и сделать те 7:3, которые вошли в историю.

После поражения в восьмом матче Бобров действительно сказал "пижоны". Но особого разноса не было. Думаю, мы проиграли серию не в том матче, а после того, как после победы в пятом матче повели по очкам – 7:3. Тут-то мы все поверили, что уж из трех-то игр одну возьмем. И игроки почувствовали, что тренеры тоже поверили. От команды ничего не скроешь, она все чувствует – как идет тренировочный процесс, подготовка, какие звучат слова.

После пятого матча серии и успокоились. Забыли, что канадцы есть канадцы, они борются до последней секунды в любом матче. Что при счете 3:5 в третьем периоде последней игры тремя шайбами и доказали. Нет, волосы в раздевалке мы на себе не рвали, хоть и были расстроены. Немного времени прошло – и все признали, что сыграли достойно, на хорошем уровне. Показали хоккей, который полюбили в том числе и канадские болельщики. Надо, кстати, отдать должное им и их объективности.

Александр Якушев в матче легенд, посвященном вступлению в Зал славы. Фото AFP
Александр Якушев в матче легенд, посвященном вступлению в Зал славы. Фото AFP

Карьера

После Суперсерии Якушев провел еще восемь лет в "Спартаке", сыграл на Олимпиаде и нескольких чемпионатах мира. Он рассказывает о своей преданности красно-белым: да, он сыграл за другой клуб, но уже не в советском чемпионате – в 33 года нападающий переехал в чемпионат Австрии.

– В наше время такая спортивная биография не была редкостью. Это сейчас есть много хоккеистов, которые меняют команды чуть ли не каждый год. Преданность одной команде, считаю, очень важна – как для самого игрока, так и для клуба. Это и болельщики любят, а для кого мы играем, если не для них? А для меня как человека, болевшего за "Спартак" с самого раннего детства, их теплота очень важна.

В то время в 30 лет игрок уже считался возрастным. Я же закончил в 33, так что и так по тем меркам переиграл. Считаю, что все сделал правильно. А то, что сейчас Ягр в 44 играет в НХЛ, Селянне в 43 стал лучшим игроком Олимпиады в Сочи, а Фетисов с Ларионовым заканчивали за 40... В той нашей системе это было невозможно. А таких людей в любом случае единицы, и они большие молодцы. И им можно только завидовать белой завистью, что они сумели себя так сохранить и доставлять радость людям до такого возраста.

Александр Якушев (справа) на церемонии вступления в Зал хоккейной славы. Фото AFP
Александр Якушев (справа) на церемонии вступления в Зал хоккейной славы. Фото AFP

Зал славы

В июне этого года из-за океана пришла приятная новость: Якушева ввели в Зал хоккейной славы в Торонто. За всю его историю его членами становились всего девять представителей нашей страны, и лишь трое из них до Якушева – Владислав Третьяк, Валерий Харламов и Анатолий Тарасов – никогда не выступали в НХЛ.

– Мое главное чувство – это, конечно, гордость в первую очередь за наш хоккей. У нас в Советском Союзе была великая команда. И награда эта – не только мне, но и нашему хоккею, и нашей стране. Как бы пафосно ни звучало, но это действительно так. Хоккей – командная игра, не индивидуальный вид спорта. И без классных партнеров ты никогда не покажешь хороший результат. Жена обрадовалась, поздравила и даже поцеловала.

Был на вечере, когда в 2015 году туда вводили Сергея Федорова. Атмосфера была очень торжественной. Видно было, как горды все номинанты. Это просто здорово! Считаю, что если у киношников есть премия "Оскар", то у хоккеистов – это как раз Зал славы в Торонто. Такую параллель можно провести.

В выборе Якушева не последнюю роль сыграл другой наш знаменитый хоккеист – Игорь Ларионов, единственный россиянин, который является членом комиссии, утверждающей новых членов Зала славы.

– Думаю, что Игорь благосклонно ко мне относится. Даже уверен в этом. Но там такая сложная система избрания, что при голосовании "блатные" варианты не проходят. Только если заслуги человека неоспоримы, и это признает подавляющее большинство членов комитета, его кандидатура может пройти ("за" должны проголосовать 75% голосующих, но не менее 10 голосов. – Прим. "СЭ").

А вчера ночью в Торонто прошла торжественная церемония. Вместе с Якушевым в Зал славы ввели главу НХЛ Гэри Бэттмена, канадских звезд Мартина Бродера и Мартена Сен-Луи. Приятно, что за океаном до сих пор помнят Суперсерию 46-летней давности и отмечают наших звезд той команды.