НХЛ. Новости

2 февраля 2007, 02:42

Мы уже заставили НХЛ быть поосторожнее с русскими

Очередной репортаж специального корреспондента "СЭ" Славы МАЛАМУДА, продолжающего свое турне по городам Северной Америки, посвящен клубу "Эдмонтон Ойлерз".

     Единственная "российская" тема, связанная в этом году с клубом "Эдмонтон Ойлерз", - довольно неожиданное возвращение нападающего Алексея Михнова из НХЛ в ярославский "Локомотив". Поэтому, очутившись в Эдмонтоне в ходе моего турне по городам Северной Америки, я первым делом решил связаться с руководством "Нефтяников" и узнать их оценку произошедшего.

     Выслушав мою просьбу, серьезный, но вежливый пресс-атташе клуба в перерыве матча провел меня в тренерскую кабинку под самым потолком арены и представил заместителю генерального менеджера "Ойлерз" Скотту Хаусону, непосредственно занимавшемуся переходом Михнова. Хаусон охотно согласился дать необходимые разъяснения и в течение всего оставшегося до начала второго периода времени отвечал на мои вопросы.

     - Господин Хаусон, не могли бы вы прежде всего сказать, почему на этот раз приняли решение отослать Михнова не в фарм-клуб, а в суперлигу?

     - Дело в том, что в фарм-клубе он уже играл, где-то около месяца. К нам несколько раз по ходу сезона обращались представители "Локомотива", но тогда делать такой шаг было рановато. Теперь же, получив очередное предложение из Ярославля, мы поговорили с Михновым, чтобы узнать, заинтересован ли он в этом. Человек был заинтересован, и мы пошли ему навстречу.

     - Договор между Россией и НХЛ все еще не заключен. Насколько осторожнее ваши коллеги - генеральные менеджеры клубов НХЛ - относятся теперь к российским игрокам?

     - Достаточно осторожно. Всем ясно, что с любым русским теперь надо быть повнимательнее. Во-первых, трудно знать наверняка, насколько серьезны намерения игрока остаться в НХЛ. Во-вторых, конечно же, никому не хочется возиться с судами. Ведь мы с "Питтсбургом" проходили практически по одному делу: они пришли в суд с Малкиным, а мы - с Михновым. Так что - да, к русским теперь подход особый.

     - Как вам кажется, может быть, клубам НХЛ и в дальнейшем следует поступать именно так с европейскими игроками, чтобы избежать проблем, связанных с их переводом в фарм-клуб? Проще говоря, чтобы поменьше было новых "побегов Кайгородова", который, как известно, плюнул на "Оттаву" и вернулся в "Магнитку".

     - В каждой конкретной ситуации надо искать наиболее приемлемый выход. Для нас было удобно в данном случае договориться с Ярославлем. Кроме того, это был оптимальный вариант для Алексея. Хочу также добавить, что мы по-прежнему желаем увидеть его в "Эдмонтоне" в следующем сезоне. Мы не сказали Михнову "прощай". Не знаю, как там все обернется, но постараемся его вернуть.

     - И все-таки, может быть, стоит вообще подумать над тем, чтобы не посылать больше европейцев в фарм? Вы же понимаете, что, поскольку они могут получать большие деньги в Европе, ехать в АХЛ им не захочется.

     - Это будет зависеть от того, насколько близки они к НХЛ. Мы в начале сезона считали, что Алексей был очень близок, но в итоге вышло, что два других игрока его обогнали. Однако в целом, если парень находится всего лишь в шаге от НХЛ, то поехать в фарм-клуб на две недели или месяц - не такая уж и трагедия. Все равно ведь вернут в основу.

     - Но если игроку требуется более длительное созревание...

     - Тогда - да, вариант трансфера в европейскую лигу безусловно, должен быть рассмотрен.

ФАРМ-КЛУБ ЕВРОПЕЙЦАМ ПОЛЕЗЕН

     - Вам не кажется, что АХЛ в целом противопоказана многим типично европейским игрокам, в частности бесконтактным "технарям"?

     - Отнюдь не обязательно. Я думаю, что АХЛ может во многом помочь молодому игроку. Однако он сам должен захотеть туда поехать. Но он должен ехать с правильным настроем. Если мы отправляем парня в фарм, а он при этом думает: "Если я не в НХЛ, то уж лучше вернуться в Россию", - тогда возникают проблемы и "дела Кайгородова". Нужно досконально прочувствовать, как именно он отреагирует на отправку в фарм, и действовать, исходя из этого.

     - Вы когда-либо пытались уговорить европейского хоккеиста отправиться в АХЛ, где зарплата не может превышать сто тысяч долларов, а игроки часто ездят на выездные матчи на автобусе?

     - Такая ситуация у нас практически не возникала. Большинство подписанных нами игроков понимают ситуацию, но некоторые - да, предпочитают возвращаться в Европу.

     - Вы сказали, что АХЛ может таким игрокам помочь в развитии. А чем именно?

     - Во-первых, дает им возможность набраться местного опыта, привыкнуть к североамериканскому хоккею. В этом, кстати, у Алексея еще были проблемы. Мы играем в более "вертикальный" хоккей - атаки развиваются по более прямым траекториям. Потом нюансы игрового ритма. Плюс, естественно, АХЛ помогает игроку вжиться в местную культуру, научиться языку. Фармы для всего этого - незаменимая вещь.

     - Алексей - мощный, габаритный нападающий. По нему было видно, что "физики" для НХЛ у него хватает. А чего не хватало, если не секрет?

     - Он чуть чаще, чем позволительно, отдавал шайбу сопернику. А тут ни в коем случае нельзя рисковать шайбой рядом со своей синей линией. В этом плане он, впрочем, начинал исправляться. По-прежнему, однако, ему требовалось привыкнуть к особенностям игры в обороне. В Северной Америке они совершенно другие, что обусловлено размером площадок.

     - Ему не было трудно приспособиться к новым правилам НХЛ, которые не действуют в России?

     - Нет, в этом отношении все складывалось хорошо. Во всяком случае, в тех играх фарма, на которых я был, таких проблем не подметил.

ХОТИМ БОЛЬШЕ РАДУЛОВЫХ

     - Вы сказали, что АХЛ дает возможность набраться североамериканского опыта. Но в Ярославле Михнов его не наберется. Получается, что и этот вариант для вас неидеален?

     - Я не говорил, что это было легкое решение. Но мы хотели, чтобы и его мнение принималось в расчет. Алексей же решил, что для него это будет оптимальным выбором. Кроме того, тут имел место и финансовый момент.

     - Для него или для вас тоже?

     - И для него, и для "Ойлерз".

     - Предположим, что в ближайшем будущем договор России с НХЛ так и не будет подписан. Чем это обернется в плане переходов российских игроков за океан? Возможен ли вариант, по которому в Северную Америку теперь будут ехать лишь те, кому полностью гарантировано место в основе?

     - Тут все будет зависеть от конкретного игрока и от его желания пробиться в главную лигу. Да, есть такие, для которых - либо основа, либо ничего. Но есть и такие, которые готовы пробиваться любой ценой. Как, например, Александр Радулов, который приехал сюда сразу же после драфта и отыграл два года в юниорских лигах. Сколько он задержался в АХЛ? Чуть более тридцати матчей. Но поехал туда - хотя бы для того, чтобы доказать, что АХЛ - не его уровень. И доказал! А будь он чуть менее талантливым и целеустремленным, так и играл бы сейчас в фарме до следующего сезона. В общем, как видите, одной меркой всех не измеришь.

     Как раз в этот момент игроки начали выходить на лед, положив конец нашей беседе. Хаусон вернулся в свою кабинку, а я попытался как можно скорее добраться до ложи прессы. Все перечисленные мной сооружения находятся в эдмонтоновском дворце практически впритык к потолку и расположены на металлических мостках, висящих прямо над трибунами. В общем-то довольно удобно в плане обзора льда, да и оборудовано все вполне по-энхаэловски. Но если уж вы решили стать эдмонтоновским спортивным журналистом, то, бога ради, удостоверьтесь сначала, что не боитесь высоты. И не вздумайте по ходу работы уронить ручку! В полете она непременно наберет достаточную скорость, чтобы создать кому-то в первом ярусе трибун серьезные черепно-мозговые проблемы.

     Несмотря на все это, к своему месту в ложе прессы я несся чуть ли не галопом. После полутора часов на ведущем к стадиону шоссе хотелось хоть как-то испытать ощущение скорости.

ЛУКОВИЦА В СНЕГУ

     Во время моих скитаний по западу Канады, отмеченных безуспешными попытками повстречаться со знаменитой канадской зимой, все, как сговорившись, предупреждали: "Погоди, пока доедешь до Эдмонтона". И совершенно, совершенно зря мне это говорили, доложу я вам. Правильно было бы сказать: "Погоди. Вот если доедешь до Эдмонтона..."

     Когда я проезжал мимо девятой или десятой перевернутой машины, видимость была уже метра три, не больше. О наличии остальных жертв канадской метели, раскиданных по обочине шоссе, мне уже предстояло только догадываться. Лежали все - легковушки, микроавтобусы, внедорожники. Лежали по-всякому - на боку, на крыше, на знаке ограничения скорости. Моя мелкокалиберная прокатная "тойота", на которой было так сподручно шнырять по улочкам Калгари, чувствовала себя явно не в своем элементе. Вашему корреспонденту оставалось лишь положиться на собственный внушительный опыт вождения по снежным трассам севера и мысль о том, насколько пошло было бы провалить командировку, застряв в сугробе.

     Вспомнилась, кстати, история про одного африканского бегуна, пришедшего последним в каком-то олимпийском марафоне. Отвечая на вопрос, на кой ляд он, горемычный, ковылял на кровоточащей ноге к финишу, едва поспевая к закрытию Игр, тот ответил, что родной Занзибар, мол, послал его не стартовать, а финишировать. Все верно! Моя драгоценная редакция и особенно мой бриллиантовый отдел хоккея уж наверняка преследуют такие же цели. Так что вперед, покоритель льдов, вас ждет великий хоккейный клуб!

     Не знаю, достоин ли "Эдмонтон Ойлерз" такой суровой к нему дороги, но величие этой команды действительно сомнениям не поддается. Во-первых, благодаря ему город Эдмонтон имеет самую большую в мире порцию Кубков Стэнли на душу населения. А во-вторых - что вообще кто-либо знал бы про Эдмонтон, не имей он своих "Нефтяников"?!.. Что, вам интересно? Отвечаю.

     Про Эдмонтон знали бы то, что в этом небольшом городке к северу от Калгари находится один из самых больших в мире крытых торговых центров. Внутри этого мерканти-монстра, вмещающего в себя около шестисот магазинов, есть даже искусственное озеро с какими-то там морскими котиками. Говорят, что раньше на дно озера можно было спуститься в подводной лодке, каковых в торговом центре было две. То есть на одну больше, чем у канадского ВМФ. Есть там и каток официальных энхаэловских размеров. Когда-то на нем "Нефтяники" Уэйна Гретцки даже проводили иногда свои тренировки, собирая огромные толпы покупат... э-э... зрителей. Болельщикам московского "Локомотива", считающим, что их клуб "играет на барахолке", и не снилось, насколько правдивой может быть эта фраза. Впрочем, катком этим можно лишь восхищаться.

     Больше, пожалуй, про Эдмонтон не знали бы ничего. Хотя лично я могу добавить, что этот город - неофициальная украинская столица Канады, заслужившая в народе прозвища Эдмонтчук и Большая Луковица. Лук в Канаде является заменителем сала в вопросе национального стереотипажирования украинцев. А вы думали, почему из всего величайшего состава "Нефтяников" 1980-х годов наиболее нежные чувства эдмонтовцы питают к непобедимому бойцу Дейву Семенко?

ДЕРЖИ ЕГО КРЕПКО, УЭЙН!

     Впрочем, у входа в "Рексолл плейс" - стремительно стареющий, но приятный душе дворец - отлит в бронзе как раз тот, кому и надо быть в ней отлитым. Стоит хорошо, радостно так стоит, воздев к небу Кубок Стэнли. Улыбка Великого спокойна и обнадеживающа: "Ничего, дорогие мои эдмонтчуковцы, все будет хорошо. Уж этой-то штуки мы с вами никогда из рук не выпустим!"

     Канадская метель тем временем плавно переросла в канадский буран, и Уэйну Гретцки намело на непокрытую голову и в чашу трофея, заметно утяжелив ношу. Но Великий не ропщет и держит, подобно атланту, над любимым городом его гордость, счастье и чувство собственного достоинства. Не упусти, Уэйн! Вот так, молодца!..

     - Будут ли еще когда-либо хоккейные команды, равные этим вашим "Нефтяникам" 20-летней давности? - задаю я глупый вопрос прославленному коллеге, собкору газеты "Эдмонтон джорнэл" Джиму Мэтесону, освещавшему выступления команды еще до того, как Гретцки выучил таблицу умножения. "Мэтти" категоричен: "Боже сохрани! Да откуда они возьмутся? Тот состав сейчас бы стоил восемьдесят миллионов долларов!"

     В это легко поверить, посмотрев на портреты гигантов, украшающие стены дворца. Гретцки, Мессье, Курри, Коффи, Фюр, Андерсон, Лоу - фамилии легендарные. Да что они - список имен "второго эшелона" тех непобедимых сине-оранжевых читается, как книга судеб: Рэнфорд, Семенко, Максорли, Куртнолл, Мактавиш, Крушельницки, Тикканен, Хадди. Такую команду не может просто взять и собрать генеральный менеджер, если только имя ему - не Аллах или как минимум Легион.

     На самом деле "Эдмонтону" в свое время сильно везло. В последний сезон лиги ВХА "Нефтяники" сумели выдернуть из состава умирающего клуба "Индианаполис Рэйсерз" юного Гретцки за 700 тысяч долларов. Нуждающийся в деньгах хозяин "Гонщиков" попросту продал юную звезду своему старому приятелю - хозяину "Нефтяников". По окончании сезона четыре клуба ВХА, включая "Эдмонтон", влились в состав НХЛ, а игроки остальных, расформированных команд были выставлены на общий драфт. Был бы в их числе и Уэйн, кабы эта сделка не состоялась.

     Зато вышел на этот драфт другой хоккеист ВХА, выступавший за "Цинциннати". Поскольку он был уроженцем Эдмонтона, "Нефтяники" наплевали на его низкую результативность (бедолага забил лишь один гол) и взяли его себе - чтобы фанаты ходили на земляка. Звали парня Марк Мессье.

     В последующие пару лет "Нефтяники" играли так себе и получали неплохие места в драфте, которые принесли им Коффи, Фюра и Лоу. Ну и пару раз опять повезло: Андерсон и Курри были взяты в четвертом раунде.

     Что было дальше - знают все. Ничем не примечательная клякса на карте стала Эдмонтоном, Великим Эдмонтоном, Городом Гретцки, Городом Чемпионов.

     - Мы ходили, качали головами и говорили: "Откуда нам все это счастье привалило?!" - вспоминает Мэтесон. - Мы ведь даже пострадать как следует не успели и сразу же стали лучшей командой всех времен.

     1980-е годы в Эдмонтоне сейчас вспоминаются, можно сказать, сквозь дымку хмельного угара. Город гулял в облаках и ликовал в сиянии ликов святых, в присутствии которых находился. Однажды игроки "Нефтяников", отгулявшись после выигрыша очередного Кубка, высыпали пьяной толпой на улицу и продолжили веселье под открытым небом. В конце концов чемпионы разъехались по домам, оставив на тротуаре забытый... Кубок Стэнли. Драгоценный трофей так и отстоял там всю ночь и все следующее утро, пока за ним не вернулись. Прохожие почтительно обходили его, не дотронувшись ни разу.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ХОККЕЙНОЕ ДЕРБИ

     Там, где существует Великая Любовь, рядышком всегда ютится и Великая Ненависть. Для Эдмонтона ею стал соседний Калгари с его собственным суперклубом 1980-х - "Флеймз", породив "Битву за Альберту" - самое чудовищное по своему накалу дерби в мировом хоккее.

     Эдмонтон и Калгари - классические соседи-антиподы. Эдмонтон - столица Альберты, но Калгари побольше будет. Эдмонтон поклоняется металлу, Калгари - лошадям. В Эдмонтоне сосредоточены промышленные комбинаты, но штаб-квартиры нефтяных компаний находятся в Калгари, и все деньги стекаются тоже туда. Калгари - город "белых воротничков" и интеллигенции, Эдмонтон - заматерелая рабочая слобода. Наконец, "Нефтяники" - природный феномен, разом наплевавший и на Ломоносова, и на Лавуазье, возникнув практически ниоткуда, по мановению клюшек хоккейных богов, а "Пламенные" приехали в Калгари из Атланты уже сформированным клубом и в дальнейшем строили из себя именно противоядие для Гретцки.

     "Нефтяники" брали свои кубки нагло и в открытую, выигрывая по пути массу игр со счетами вроде 7:4 или 8:6. Великий Грант Фюр, попавший в Зал славы, частенько был единственным оборонительным игроком клуба. "Пламенные" растили мускулы, дабы перекрывать ими дорогу эдмонтонским звездам. Лэнни Макдональд, Эл Макиннис и Джим Пеплински либо сами ложились костьми на вражьем пути, либо клали костьми врага. При этом и те и другие искренне считали, что "если не можешь побить их на льду - побей их на улице". Ибо в компании утонченного Гретцки горилла Семенко ел свой хлеб отнюдь не даром.

     Однажды перед встречей в плей-офф тренер "Калгари" привел на тренировку пацаненка из студенческой команды и, надев на него свитер "Ойлерз" с номером Гранта Фюра, поставил в ворота. Чтобы, значит, вселить в ребят веру. В другой раз тафгай "Флеймз" Даг Райзбрау вызвал на бой Марти Максорли и в ходе прений стянул с соперника свитер со всей сбруей. Сидя на лавке и приводя в порядок амуницию, Максорли уронил свитер на пол и нечаянно пихнул его ногой - так, что тот высунулся из-под заграждения на ту половинку скамьи, где отбывал штраф Райзбрау. Увидев перед собой ненавистную сине-оранжевую эмблему, Даг тут же в лапшу изорвал фуфайку коньком. Максорли пришлось покинуть матч, а тренер "Ойлерз" Глен Сатер развесил обрывки в гостевой раздевалке.

     "Калгари" так и не удалось сравняться с "Эдмонтоном" (да это было и невозможно), но очень долгое время "Пламенные" были второй командой лиги, пока сами не взяли Кубок в 1988-м.

     Они и сейчас никуда друг от друга не делись, и "Битва за Альберту" бушует по восемь раз в году. Обе команды распродают практически все домашние билеты, при этом все равно терпя убытки и ревниво блюдя бюджет.

     При этом Калгари, ковбойский город, никогда не жалующийся на судьбу, вполне доволен жизнью. А вот пятикратные чемпионы всегда идут в авангарде униженных и оскорбленных, требуя от лиги финансовых реформ.

ПЕРЕСВЕТ ПРОТИВ ЭРЗАЦ-ЧЕЛУБЕЯ

     Смит - 26 (1:0 - бол.). Торрес - 9 (2:0). Выборны - 11 (2:1 - бол.). Сикора - 18 (3:1 - бол.). Модин - 12 (3:2). Торрес - 10 (4:2). Писани - 11 (5:2).

     Броски: 37 - 22.

     Вратари: Маркканен - Конклин.

     Наши: Жердев (0/-1), Свитов (3/-2), Федоров (1/-1).

     На лед хоккеисты "Ойлерз" выбегают сквозь... нефтяную вышку. Ее, алюминиевую, специально ради этого держат подвешенной к потолку арены. Сегодняшний соперник - далеко не враг номер один, хотя и "Коламбус", конечно, не подарок. "Синие мундиры" выиграли четыре матча подряд, причем у очень серьезных соперников. "Нефтяники", отчаянно борющиеся за место в плей-офф, просто обязаны обуздать зарвавшегося аутсайдера.

     Это, конечно, не "Битва за Альберту", но кое-какой подтекст есть, и выражается он в дуэли вратарей. В этот вечер играют запасные стражи ворот обеих команд - отнюдь не чуждые друг другу Юсси Маркканен и Тай Конклин. В прошлом году Конклин играл в "Ойлерз" и уехал из Города Чемпионов всенародно оплеванным. Бедняга Тай заменил травмированного Дуэйна Ролосона в первом матче финальной серии и учудил себе позорнейший гол в овертайме, отдав шайбу сопернику за воротами. Остаток же серии отыграл Маркканен. Вполне достойно отыграл, несмотря на итоговое поражение.

     Да, схватка запасных из-за воспоминаний о проигрыше - это все же не вполне Пересвет против Челубея, но конклиновские грехи в Эдмонтоне не забыты.

     - Ко-о-о-о-нкли-и-и-ин, Коо-о-о-нкли-и-и-ин... - издевательски скандируют фанаты уже после первого гола, лихо забитого с лету капитаном Райаном Смитом. На табло показывают ликующую болельщицу - даму в мусульманском платке на голове. И в свитере "Ойлерз", естественно...

     Слава МАЛАМУД
Эдмонтон