НУЖНО БЫЛО НЕПРЕМЕННО ЗАБИТЬ
– Вам поступило квалификационное предложение из "Нью-Джерси". Вы его принимаете?
– Пока нет, но сейчас предстоит период переговоров. Я не скрываю, что хочу остаться в НХЛ, выступать за "Нью-Джерси", но понимаете, что не все так просто. Агент работает над этим.
– Вы провели практически весь сезон, пропустив лишь четыре матча. Многие российские хоккеисты говорят, что самое сложное – это привыкнуть к темпу.
– Физически было трудней всего в середине сезона, а вот эмоционально действительно пришлось непросто с самого начала. Все наложилось: дебютный сезон, незнакомая обстановка, другие партнеры. Пришлось потратить много сил на перестройку, на то, чтобы привыкнуть к новой системе. Мне очень помогали тренеры, партнеры, но все равно было сложно.
– И с английским проблемы.
– Смешно, что я изучал английский язык, работал с Сумманеном, Матийкайненом, думал, что все в порядке, смогу говорить, но, приехав за океан, понял, что вообще ничего не понимаю. На первом собрании вообще растерялся. Конечно, пришлось потратить время и на изучение. К концу сезона стало гораздо лучше – я даже интервью давал на английском.
– Когда было наиболее сложно без знания языка?
– В самом начале. Хотелось после матча выплеснуть эмоции, поговорить с кем-нибудь об игре, но было не с кем, а моего знания английского не хватало, чтобы выразить все эмоции.
– Вы были единственным в команде из России. Кто из партнеров сделал серьезный скачок в изучении русского?
– Между прочим, мат многие знают и иногда его даже применяют вовремя. А лучше всех стал говорить на русском Бобби Фарнхэм. Он и здоровался со мной на русском, делами интересовался.
– Артемий Панарин говорит, что его поразило отсутствие тренировок. Вы справились с этим?
– Матчей больше, но и свободного времени гораздо больше. Тут действительно во время сезона стараются не нагружать. И получается, что ты успеваешь восстановиться, хотя иногда бывает больше десяти игр за месяц.
– Вы лишь в ноябре забросили свою первую шайбу. Нервничали?
– Я вообще поначалу думал, что ни разу не забью, и эта мысль меня пугала. Одна из тех непростых ситуаций, о которых я говорил. Конечно, давило, что никак не получается у чужих ворот. Хотелось закрепиться в составе, стать полноценным игроком старта, а без голов это сделать было невозможно. И после матча с "Ванкувером" прямо выдохнул – стало легче.
В НХЛ ВСЕ ВБРОСЫ В ЗОНУ РАССЧИТАНЫ
– Год Сергея Плотникова, который последний раз в официальных встречах забивал 4 мая прошлого года, – кошмар для форвардов?
– Для любого игрока, но для нападающих, конечно, хуже всего. Сергею отчаянно не везло. Вспомните последний чемпионат мира. Моменты были, возможности предоставлялись, однажды шайба попала в обе штанги.
– В феврале вы организовали "хет-трик Горди Хоу". Гол и передача – это понятно. Драться-то зачем?
– В такой момент уже и не думаешь, хотя потом понимаешь, что стоило бы, возможно, поберечься. А вдруг травма? Но когда там на льду думать? Природные инстинкты берут вверх. Но, насколько я понимаю, Джей. Ти. Миллер не боец, так что под тафгая я не попадал, да они, в основном, между собой разбираются.
– Заметил вот что: вы могли отлично провести один матч, неплохо второй, а потом пропадали на восемь-десять встреч. Вроде бы находились на льду, что-то пытались создавать, но нельзя сказать, что были заметны.
– Такая проблема действительно была. Только что вы уж такие завышенные цифры называете? Пять-шесть матчей – возможно. Но я могу объяснить. Много говорят про площадки, что там большая разница. Я сам сотню раз слышал про различия, но одно дело слышать, а другое – играть. Там у тебя реально практически нет времени, чтобы подумать, – надо сразу принимать решение. И потому лучше сыграть просто и надежно – накроют моментально.
– Отсюда и вбросы в зону вместо входа, к которому привыкли в России.
– У нас площадки шире и есть возможности объехать защитника. Но в НХЛ все эти вбросы тщательно рассчитаны. Никто не швыряет шайбу к чужим воротам, надеясь, что кто-то из своих подберет. Все тщательно продумывается. Нужно, и чтобы вратарь не перехватил, и свой первый приехал на подбор.
– Из-за этого не было стабильности?
– Не сказал, что у меня были серьезные провалы. Просто действительно в каких-то встречах я не был заметен, но все равно старался что-то создавать.
ПОСЛЕ ТРАВМЫ ЛИШЬ ОДИН КЛУБ ИНТЕРЕСОВАЛСЯ
МОИМ ЗДОРОВЬЕМ. И ЭТО НЕ "АВАНГАРД"
– Из "Авангарда" вы уезжали в не самом лучшем настроении. Молчали, замкнулись. Источники в клубе говорили о каком-то серьезном конфликте.
– Дело не в конфликте. Помните ту тяжелую травму, что я получил в последнем сезоне?
– Как такое не помнить (Калинин получил сотрясение мозга, ударившись головой об лед. – Прим. "СЭ").
– Так вот, только один клуб интересовался моим здоровьем, делал все, чтобы я быстрей восстановился. И это был не "Авангард".
– А какой?
– Давайте я оставлю это в тайне, нет смысла говорить. Но саму ситуацию вы понимаете. Конечно, я хотел уехать и стремился к этому.
– Вы никогда много не забивали, как относитесь к набранным вами 7 голам 8 передачам в НХЛ?
– Не самые лучшие цифры. Но я сейчас в отпуске размышляю об этом и, наверное, в каких-то моментах того сезона поступал бы иначе. Но все это приходит с опытом. Статистика, наверное, не идеальная, но для первого сезона неплохо.
– Вы не волновались, что играете за "дьяволов"?
– Бабушка моя волновалась, а я как-то спокойно к этому относился.
ИЩУ РЕПОРТЕРА, ВЫСТАВЛЯВШЕГО МНЕ ОЦЕНКИ НА ЧМ
– Понятно, что вы следили за НХЛ, играя в России. Но были те, кто поразил вас своим мастерством?
– Яромир Ягр. Нет, все понимают, что он мастер, но я просто не ожидал, что он выступает настолько здорово, учитывая его возраст.
– На чемпионате мира вы все время искали репортера, который выставлял вам за матчи заниженные оценки. Нашли?
– Нет пока, но земля же круглая.
– Всегда удивляло, чего вы так реагируете на оценки. Поставили в прессе – пусть.
– Просто прессу читают люди, которые, возможно, в хоккее не разбираются. Они идут на сайт почитать о том, как кто-то сыграл. И могут увидеть такое, что вообще не соответствует действительности. Мне кажется, что этот парень, писавший такое, просто самоутверждается за наш счет. Причем ладно бы я один был недоволен. Многие в команде не понимали, откуда он это берет. Такое ощущение, что он вообще не тот матч смотрел или просто не понимал, какие именно задачи были поставлены перед хоккеистами в тот или иной момент.
– Смотрели сериал "Клан Сопрано"?
– Нет, но я понял, о чем вы. Ни с чем таким в Нью-Джерси я не сталкивался, хотя в курсе, что есть районы, куда лучше не заезжать. Тот сериал про мафию не смотрел, но видел другие фильмы про скрытую жизнь штата. Но все это прошло мимо меня.
– В России игрок, поигравший в НХЛ, да еще с русским паспортом, может получить отличный контракт. Думаете об этом в отпуске?
– Все-таки нет. Мне хочется играть в НХЛ – там очень понравилось. Да, я хочу показать, что могу играть в лучший хоккей.