23 июня 2019, 02:05
В прошлом июне с результатом в 20 юниоров, выбранных на драфте, Россия повторила результат 2004 года – тогда энхаэловские клубы тоже взяли два десятка наших хоккеистов. В этот раз число задрафтованных еще больше – 28 человек. Так много россиян брали 16 лет назад – тогда их было 30.
Позади остались и шведы (26), и финны (22), впереди только канадцы (69) с американцами (57). Что же это – прорыв или нет?
На драфт хоккеистов из той или иной страны влияют три фактора: наличие топ-проспектов, средний уровень игроков и то, что условно можно назвать "модой". Хоккеисты, которые уже в 17 лет показывают перспективы будущей звезды НХЛ, будут выбраны в первом раунде вне зависимости от национальности. В этом году среди россиян был лишь один такой юниор – Василий Подколзин. При этом не сказать, что кто-либо из тех, кого взяли в более поздних раундах, в последние сезон-полтора котировался на уровне топ-10 или топ-15, а потом свалился вниз. Да, в различных рейтингах другие россияне встречались высоко, но это скорее было вызвано симпатией конкретного эксперта, а не объективной ситуацией.
Второй и третий фактор влияют на количественный состав задрафтованных. Очевидно, что россияне, вышедшие из "моды" из-за русского фактора в первые годы существования КХЛ, окончательно вернули себе позиции надежных проспектов. Разбирают всех подряд: тех, кто играет за океаном, тех, кто играет в России, причем хватает хоккеистов, которые не могли засветиться перед заокеанскими скаутами в молодежной или юниорской сборной. Нападающие Арсен Хисамутдинов и Кирилл Тютяев, вратарь Вадим Жеренко – если выбор доходит до них, то, значит, предубеждений против наших игроков в НХЛ не осталось никаких. У отдельных клубов вроде "Анахайма", который не брал русских с 2009 года – может быть, они и есть. Но потихоньку это вытравляется – "Каролина" 17 лет не драфтовала россиян после провала с Игорем Князевым, а после успеха с Андреем Свечниковым сегодня взяла и Петра Кочеткова, и Кирилла Слепца.
При этом нельзя забывать про второй фактор. Мода модой, но россиян бы не набралось целых три десятка без приличного среднего уровня. Хороших проспектов действительно много – куда больше, чем было семь-десять лет назад. Любопытно, что было задрафтовано сразу семь хоккеистов (защитники Князев, Бычков и нападающие Фирстов, Афанасьев, Абрамов, Сердюк и Гуськов), которые могли бы сыграть за юниорскую сборную на чемпионате мира в апреле (там мы в овертайме финала уступили шведам), но не попали в состав. Причем трое из них – Фирстов, Афанасьев и Князев – были выбраны в топ-50. Я не намекаю на неправильный выбор штаба U-18 (мы-то были в одном голе от золота) – скорее, указываю на то, что из тех, кто не ездил на турнир, можно было бы собрать еще одну неплохую команду.
В последние годы по "глубине" юниорского хоккея Россия перестала уступать Швеции и не выпускает вперед Финляндию, которая сделал серьезный шаг вперед. Про остальные страны Европы и нечего говорить: для чехов в этот раз драфт вышел неудачным (всего семь человек, первый из них – под 87-м номером), а словаков, швейцарцев и немцев было всего по одному (правда, защитник из Германии Зайдер ушел под 6-м номером). Канаду и США не догнать, но даже при одинаковом количестве и качестве юниоров драфт был бы в пользу североамериканцев – ведь остаются клубы, которые при прочих равных возьмут не европейца.
Проблемой неожиданно стало "производство" именно топ-проспектов. На ЮЧМ мы обыграли США, но на одного Подколзина в топ-15 сразу семь американцев – и топ-вратарь (Найт), и топ-защитник (Йорк), и первый номер драфта (Хьюз), и целая банда разноплановых форвардов с потенциалом игрока первой тройки в НХЛ (Теркотт, Зеграс, Болди, Кофилд).
Через год ситуация, возможно, будет лучше, и первораундников будет побольше (вратарь Аскаров, нападающие Пономарев и Гущин), однако за пики в топ-5 им пробиться быть очень тяжело.
Прошлогодняя ситуация, когда один человек был в топ-2 (Свечников), два в топ-10 (Кравцов), три в топ-15 (Денисенко) и четыре в первом раунде (Алексеев), сейчас не повторилась. Да, многочисленные примеры и в нашем хоккее (Дацюк, Кучеров, Бобровский, Панарин) говорят о том, что в звезды выбиваются и не так высоко задрафтованные игроки или вообще не задрафтованные. Но в процентном отношении доля топ-хоккеистов среди топ-юниоров значительно больше.
Так что позитивная количественная тенденция не должна закрывать на негативную качественную. Драфт для России стоит оценить как "нормальный" - ни оценку "хороший", ни оценку "плохой" он не заслужил.