16 октября 2009, 08:23
Интервью "СЭ" дал лидер "Нью-Джерси Дэвилз" и олимпийской сборной США, один из лучших молодых форвардов НХЛ.
В 2005-м, послелокаутном году в хоккейном мире творилось достаточно интересностей, в том числе и среди подающих головокружительные надежды юных дарований. В НХЛ одновременно начинали свои карьеры мистер Кросби и товарищ Овечкин, а в России доигрывал последний сезон перед прыжком за океан молодой человек Малкин. Господину Паризе, хоккеисту и сыну, затеряться в этой шумной компании было очень легко. Тем более что команда его, "Нью-Джерси Дэвилз", подходила для этого идеально - всегда очень сильный и совершенно неяркий клуб, с точки зрения прессы перманентно находящийся в тени "Рейнджерс" и "Филадельфии".
Зак Паризе, американский сын знаменитого канадского хоккеиста по имени Жан-Поль, действительно поначалу затерялся. Но пока лига гудела Овечкиным, Кросби и Малкиным, нью-джерсийский технарь с косой саженью в плечах тихо и верно набирал обороты. И вот в прошлом сезоне Паризе наконец предстал широкой публике достойным обладателем знаменитой фамилии. Зак финишировал третьим в гонке снайперов, пятым среди бомбардиров, сыграл в Матче звезд и был финалистом в споре за "Леди Бинг Трофи" - приз лучшему игроку-джентльмену. Его известному отцу такая честь и не снилась. Если помните, Жан-Поль Паризе прославился во время суперсерии-1972 не только прекрасной игрой в звене Фила Эспозито, но и тем, что замахнулся клюшкой на судью в восьмом матче.
Вне всякого сомнения, надежды сборной США на сюрприз в Ванкувере во многом будут зависеть от игры одного из лидеров - Зака Паризе.
- Во-первых, я еще не в команде, а только надеюсь в нее попасть, - так, с добродушной улыбки и слегка чрезмерной дозы скромности начал разговор форвард "Дьяволов". - Буду очень рад оказаться на Олимпиаде. Это уникальный опыт для любого спортсмена.
- Сборная США обычно не считается главным фаворитом. С позиций реализма как бы вы расценили свои шансы на этих Играх?
- Честно говоря, не знаю. На этом турнире все внимание будет уделено пяти-шести командам, у которых есть хорошие шансы на победу. Мы входим в это число. Конечно же, всем понятно, что главные фавориты - русские и канадцы, но когда дело доходит до решающей стадии, когда команды вылетают после одного поражения, может произойти все что угодно. У нас будет довольно молодая, но очень техничная команда.
- А что потребуется сборной США, чтобы успешно сопротивляться суперзвездным командам из Канады и России?
- Сопротивляться звездным командам можно только за счет командной игры. В таких турнирах сыгранность всегда имеет главное значение. Да, не отрицаю, возможно, у других стран есть игроки, у которых выше уровень индивидуального мастерства, чем у Америки. Но на Олимпиадах и чемпионатах мира лучшие шансы всегда у тех, кто лучше и быстрее собирает из индивидуумов настоящую команду.
- Если бы вы сами не играли в этом турнире, на кого поставили бы деньги?
- Знаю, на кого не поставил бы - на шведов. Они, я думаю, могут вообще остаться без медалей. Против канадцев ставить всегда трудно, но у русских столько мастерства в линии нападения... Закрыть эту команду будет невероятно сложно.
- Вы знакомы с международным хоккеем и видели сборную России в деле. Считаете, что она может свести на нет канадское преимущество своего льда?
- Легко. Не забывайте, что канадцы будут играть под невероятным прессом. Болельщики, журналисты, груз ожиданий - все это давит на психику. У России, как мне кажется, есть достаточно суперталантливых игроков, которые могут чуть ли не в одиночку изменить ход игры.
- У кого точно нет давления со стороны болельщиков и журналистов...
- ... это у нас! Конечно же! Американцы чаще всего даже и не знают, что у них есть хоккейная сборная.
- Какое влияние на ваше отношение к международному хоккею оказал на вас отец?
- Он постоянно рассказывал нам с братом о серии 1972 года. И сейчас рассказывает. У нас весь дом был увешан фотографиями с тех матчей. Отец часто говорил о том, как канадцы не ожидали, что русские будут настолько сильны. О том, что никто не сомневался в победах во всех восьми матчах. В его карьере это, конечно же, был один из самых ярких моментов.
- Вы часто смотрели записи тех матчей?
- Да, у нас дома есть полная коллекция на видеодисках. Особенно, конечно же, запомнился момент, когда папа пошел бить судью (смеется).
- С вашей точки зрения, что стоит выше в истории мирового хоккея - суперсерия-1972 или "Чудо на льду-1980"?
- Для нас, американцев, это 1980-й, вне сомнения. Многие американцы ничего не знают про 1972 год, а про "Чудо" (победа сборной США над сборной СССР на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде. - Прим. "СЭ") слышали все. Но вот мой папа, конечно же, не согласится. Поэтому для меня лично 1972-й всегда был важнее - так уж воспитан.
- А что происходит в вашем доме, когда играют сборные США и Канады?
- Теперь папа весь в красно-бело-синем! (Смеется.) Он принял американское гражданство и болеет только за нас.
- Последний вопрос. Заглянем в будущее, в Сочи-2014. Наверняка это будет предметом спора между игроками и лигой - ехать туда или нет. Какова ваша персональная позиция?
- Я стопроцентно за то, чтобы ехать! Для меня это даже не вопрос. Да, я играл на чемпионатах мира и, возможно, сыграю еще, но это - совсем другой уровень. На чемпионатах мира никогда нет всех лучших игроков, и Олимпиада - единственный турнир, на котором их можно собрать в сборных своих стран. Так что, я обеими руками "за". Думаю, не участвовать в Олимпиаде было бы глупо.
Вашингтон