26 января 2011, 03:30
СВОЯ КОЛОНКА
Игорь ЛАРИН
Убежден, не было в ходе этого хоккейного сезона истории более поучительной, чем та, которая недавно приключилась с Евгением Набоковым.
Как известно, в конце прошлой недели знаменитый вратарь подписал однолетний договор с "Детройтом". За месяц простоя после ухода из СКА Набоков, понятное дело, растерял даже скромную санкт-петербургскую форму. И в данной ситуации он вместе с агентом принял абсолютно точное решение, инициировав переговоры именно с "Детройтом".
Этот клуб был едва ли не единственным, способным спасти карьеру 35-летнего голкипера, зашедшую в тупик. Ведь, начав понемногу играть за главного фаворита лиги последних лет, вратарь получал отличную возможность планомерно выйти на пик к плей-офф, который и определил бы истинную стоимость голкипера.
Если учесть, что "Детройт" обычно очень далеко продвигается по кубковой "сетке", то ставка Набокова казалась беспроигрышной. Он практически гарантированно играл на повышение и следующим летом мог рассчитывать на возвращение во вратарскую элиту НХЛ, а значит, и на крупный контракт. Во имя этой цели и был подписан скромнейший 570-тысячный договор, согласно которому ветеран за остаток сезона в "Детройте" чистыми получил бы около 150 тысяч долларов. То есть примерно столько, сколько за один матч в СКА!
И вот здесь все реваншистские планы Набокова были выброшены на свалку. Выброшены внешне простенькой процедурой под названием драфт отказов, на который обязаны выставляться все игроки, начинавшие сезон не в НХЛ, а в европейских лигах. И каждый клуб - начиная с худшего - имеет право приобрести мигранта без всякой компенсации.
Агенты игрока не зря панически боялись этого драфта. Их детройтский блицкриг сорвал главный аутсайдер НХЛ последних десятилетий "Айлендерс", который быстро забрал Набокова с драфта. Профессионализм менеджеров "Островитян" и раньше вызывал вопросы, но в истории с Набоковым глава "Айлендерс" Гарт Сноу и вовсе расписался в своей беспомощности. Ведь обычно, когда в "отказ" идут звездные и проблемные мастера, забирающие их с драфта клубы предварительно с ними консультируются. Да и агенты игрока имеют возможность заранее дать понять, в какую команду их клиент пойдет, а какую проигнорирует.
И вот здесь и Сноу, и агент Дон Мин общего языка не нашли, дружно сев в лужу. Реакция Набокова была очевидной. Одно дело - блестящий и перспективный "Детройт" и совсем другое - идущий ко дну и провально завершающий очередной регулярный сезон "Айлендерс". С обороной, которая ничуть не лучше, чем петербургский проходной двор начала сезона. И со статистикой, которая летом на рынке свободных агентов гарантирует разве что "волчий билет". Плюс все эти тридцать три "удовольствия" - за зарплату, в два десятка раз меньшую, чем у молодого первого номера "Айлендерс" Дипьетро.
В общем, никто не удивился, когда Набоков, услышав в своей телефонной трубке голос Сноу, ее бросил, вот таким неполиткорректным образом от "Айлендерс" отказавшись. И теперь карьера ветерана, по сути, в руках генменеджера "Островитян".
Если Сноу смилостивится, то обе стороны сядут за стол переговоров, выпьют по рюмке чая, вспомнят свое печальное петербургско-армейское прошлое. И тогда "Айлендерс" вернет вратаря на драфт, на котором - будем надеяться - новые "островитяне" уже не найдутся. Если же Сноу будет стоять до последнего, то заокеанскую карьеру героя Квебека запросто сломает. Ведь права на бастующего вратаря у "Айлендерс" автоматически сохранятся и на следующий сезон.
Вы спросите, ну а что же во всей этой печальной истории поучительного? Только одно: НХЛ в очередной раз доказала свою эффективность как лиги-империи, диктующей хоккейному миру свои интересы.
По сути, драфт отказов - кнут в руках НХЛ. Размахивая им, североамериканская лига больно наказывает игроков, посмевших уехать на территории конкурирующих организаций. Теперь даже самый звездный мастер, один раз отказавшись от выступлений в НХЛ, рискует поломать свою карьеру. Ведь при возвращении в эту лигу он будет обречен пройти 29 (по числу клубов НХЛ, которые могут выбирать на драфте отказов) раундов драфта, начав все с чистого листа и с минимальной зарплаты. При этом в конце концов хоккеист, скорее всего, окажется там, где меньше всего хотел играть.
В первые недели нового года на примере российского героя Квебека североамериканская хоккейная корпорация дала отступникам образцово-показательный урок. Остается надеяться, что и российские лиги когда-нибудь научатся защищать свои интересы столь же жестко, как НХЛ.