НХЛ. Статьи

24 марта 2016, 20:20

Владимир Тарасенко: "Кубок мира – хороший шанс реабилитироваться за Сочи"

Игорь Рабинер
Обозреватель
24-летний форвард "Сент-Луис Блюз", один из лучших снайперов НХЛ последних лет, спустя считанные дни после своего сотого гола в регулярных чемпионатах дал интервью обозревателю "СЭ".

Игорь РАБИНЕР
из Сан-Хосе

Он был капитаном легендарной молодежки Валерия Брагина на чемпионате мира в Баффало-2011 и после паса Евгения Кузнецова сравнял счет в день мегаволевой победы в финале над Канадой – с 0:3 на 5:3. А потом с его передачи Артемий Панарин забил победный гол. Пять лет спустя каждый из них троих выдает блестящий сезон в НХЛ. И все они по-прежнему играют для двух парней из той молодежки, Юрия Урычева и Даниила Собченко, которые восемь месяцев спустя погибли в самолете ярославского "Локомотива".

Он доказывал и доказал в "Сибири", что недоброжелатели, называвшие его "папенькиным сынком" (его отец Андрей трижды становился лучшим снайпером чемпионата Суперлиги, а сын играл под его началом в Новосибирске), не руководствовались ничем, кроме зависти.

Он рвал и метал в звене СКА с Ильей Ковальчуком и Виктором Тихоновым во время локаута. А как только он завершился, уехал в жаждавший его "Сент-Луис" и в первом же матче сделал дубль в ворота "Детройта". И сразу же заиграл так, что знаменитый тренер-тяжеловес Кен Хичкок, которого некоторые считали консерватором и нелюбителем российского стиля, сделал на него ставку.

Владимир ТАРАСЕНКО
Родился 13 декабря 1991 года в Ярославле.
Нападающий "Сент-Луис Блюз".
Дебютировал в КХЛ в 16 лет. Выступал за "Сибирь" (2008 – 2012), СКА (2012) и "Сент-Луис" (2012 – н.в.). В 207 матчах за "Сибирь" и СКА набрал 132 (66+66) очка, а в 251 матче за "Сент-Луис" – 198 (100+98) очков.
Дважды участвовал в Матчах всех звезд КХЛ (2012, 2013), еще дважды – в Матчах всех звезд НХЛ (2015, 2016). В сезоне 2014/15 попал во вторую символическую сборную лиги по итогам регулярного чемпионата.
В составе молодежной сборной выиграл золото чемпионата мира 2011 года в Баффало.
В национальной сборной Тарасенко дебютировал в 18 лет на этапе Евротура в Швеции. Серебряный призер чемпионата мира 2015 года, участник Олимпийских игр в Сочи.

Он в нынешней, весьма сдержанной на голы НХЛ без особого труда перепрыгивает гроссмейстерскую планку в 30 голов второй сезон подряд, а по итогам прошлого регулярного чемпионата попал во вторую символическую сборную лиги. После чего подписал первый свой длительный контракт за океаном – на 8 лет, за которые получит 60 миллионов долларов. И играет после того как минимум не хуже. Последним столь молодым хоккеистом, проводившим два кряду 30-голевых сезона за "Сент-Луис", был будущий член Зала славы НХЛ и трехкратный обладатель Кубка Стэнли Брендан Шэнахэн, которому подобное удалось в сезонах-1992/93 и 93/94.

Он по итогам 2015 года занял 8-е место в рейтинге игроков НХЛ от TSN, удостоившись следующей характеристики: "Раскачавшись до невероятных размеров, не потерял в пластичности, и хотя дистанционная скорость, пожалуй, просела, взрывная работа ног в порядке. В силовом дриблинге это просто монстр, настоящий танк, снабженный лучшим кистевым броском в лиге".

Наконец, в конце минувшей недели в Ванкувере он, входящий в пятерку лучших снайперов сезона, забросил свою сотую шайбу в регулярных чемпионатах НХЛ. С этого юбилея мы и начали разговор с нападающим, который не слывет охотником до общения с прессой в отличие от тех же Панарина и Кузнецова. Но, разговаривая с пришедшим прямо со льда Тарасенко в раздевалке после тренировки "Сент-Луиса" в SAP Center в Сан-Хосе, никакого отторжения я не почувствовал.

Да, отвечает на вопросы лаконично, порой молниеносно – словно бросает своим знаменитым кистевым, во время которого шайбу, влетающую в сетку, попросту не видно. Но когда считает нужным – и целый монолог в защиту своего друга Ильи Ковальчука произнесет, и афоризмы родит вроде "чем больше думаешь о голах – тем меньше их забиваешь", и признается, что хотел бы сыграть в тройке с Кузнецовым и Панариным.

Интересно, случится ли это в сентябре на Кубке мира в Торонто? Когда-то знаменитой молодежной тройке ЦСКА и сборной СССР Могильный – Федоров – Буре так и не довелось сыграть вместе после отъезда в НХЛ, при том что каждый из них сделал за океаном блистательную карьеру. Может, с российскими хоккейными волшебниками нового поколения такое произойдет?..

50 ГОЛОВ ЗА СЕЗОН? НЕТ НИЧЕГО НЕРЕАЛЬНОГО

– Юбилейную сотую шайбу забрали? – спрашиваю Тарасенко.

– Да, но не я сам, а ребята, с которыми в этот момент был на льду. Они и отдали ее мне.

– Сколько их у вас вообще, этих праздничных шайб?

– Первая точно хранится. 50-я – тоже. Есть еще шайба с тридцатого гола в прошлом сезоне и тридцатого – в этом.

– Уже неплохая коллекция.

– Надо стараться ее приумножить.

– Вообще сотый гол – большое для вас событие?

– Нормальное. Сказать, что совсем уж рядовое, конечно, не могу. Скажу так: оно из тех, что заставляет двигаться дальше и справлять новые юбилеи.

– Довольны ли своей результативностью в НХЛ? Реально ли забивать по 50 за сезон и бороться с бессменным уже четыре года обладателем "Морис Ришар Трофи" Александром Овечкиным?

– Думаю, нет ничего нереального. Просто для этого нужно много работать и верить в свои силы. И тогда результат обязательно придет.

– В чем вам для этого надо прибавлять?

– Во всем. Голы просто так, из воздуха, не приходят. Каждый – результат долгой работы. И на тренировках, и непосредственно в той смене, в которой ты забиваешь. Все аспекты важны!

– Ну уж в кистевом-то броске, в котором вас все напропалую называют лучшим в лиге, куда дальше прибавлять?

– Всегда есть куда расти. Остановишься – и даже если сегодня ты лучший, завтра перестанешь им быть.

– В каких игровых элементах вы как снайпер берете с Овечкина пример, а в каких это недостижимо?

– А почему вы сразу же говорите, что я беру пример? С другой стороны, и говорить, что не беру, – тоже неправильно. Правильнее будет так: слежу за лучшими игроками, которые забивают много голов. В частности, за русскими ребятами. Не сказать, что что-то у них беру, но наблюдать в любом случае полезно – возможно, почерпнешь что-то новое. Однако главное – развивать свои сильные стороны и стараться быть самим собой, а не пытаться кому-то подражать.

– Во второй половине декабря вы вообще лидировали в списке снайперов, но январь для себя провели неудачно. С чем это было связано? И ставили ли перед собой цель выиграть гонку снайперов?

– Цели надо всегда ставить. Просто в тот период что-то не получалось. Что именно – надо проанализировать после сезона, чтобы больше такого не повторялось.

– После одного из лучших своих матчей в нынешнем сезоне, с "Анахаймом", вы подарили болельщику свою клюшку, и это попало под прицел телекамер. За что он удостоился такой чести?

– Я всегда дарю клюшки болельщикам после игры.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ДУМАЕШЬ О ГОЛАХ – ТЕМ МЕНЬШЕ ИХ ЗАБИВАЕШЬ

– Цель в оставшихся матчах регулярки – дотянуть до 40 голов или превзойти прошлогодние, пока рекордные для вас 37?

– Нет никакой такой цели. Задача – подготовиться к плей-офф и достойно там выступить. Чем больше думаешь о голах, тем меньше их забиваешь. Поэтому надо просто расслабиться и делать свою работу.

– Ваш отец, трехкратный лучший снайпер российской Суперлиги, в летнем интервью сказал, что не любит слово "звезда", а предпочитает говорить – "супермастер". Но вас при этом пока считает просто мастером. Согласны?

– С папой нельзя спорить. В России, думаю, всех детей воспитывают так, что отец – это неприкосновенный авторитет. Если он это сказал – значит, так пока и есть. И это дает стимул работать сильнее.

– Отец рассказывал, что показывал в детстве много фрагментов игры Яромира Ягра – в частности, как он бросает из-под ноги, когда этого никто не ждет. Кто был вашим кумиром?

– Папа и был. Мне помогло то, что он и дед мной занимались, провели со мной очень много времени. Думаю, что это и дало основной результат.

– Недавно вы сказали, что разговариваете с центрфорвардом своего звена Йори Лехтеря по-русски. Шутили?

– Иногда бывает. Он вроде понимает (смеется). И сам говорит. Все-таки долго играл в России, поэтому выучил.

– Сильно помогло то, что ваш давний партнер по "Сибири" оказался в "Сент-Луисе"?

– Да. Конечно, приятно играть с человеком, с которым ты раньше уже играл. И тем более делать это уже второй год подряд.

– Но есть мнения, что вам не хватает именно элитного центрфорварда, чтобы забивать по 50 шайб за сезон.

– Люди много чего говорят. Надо в первую очередь искать проблему в себе и совершенствоваться, и лишь потом искать какие-то другие причины.

– Чему вас научил Кен Хичкок? Вы опровергли все прогнозы многочисленных специалистов, что он, тренер-консерватор, загонит ваш талант в строгие схемы, не даст вам творить и расти. Получилось совершенно по-другому.

(Улыбается.) – Хочется в первую очередь передать привет тем людям, которые это говорили. А их много – и довольно известных. Если ты сюда едешь, нужно быть уверенным в своих силах. И уезжать только тогда, когда убежден, что можешь выдержать конкуренцию и выиграть ее.

Опять же, мне повезло: ребята мне здорово помогли. Особых проблем, в общем, не возникло. Что же касается того, чему научился, то все тренеры разные, и у каждого можно чему-то научиться. И у того же Кена Хичкока – многому. Всего не перечислишь.

– Отец, по вашему выражению, сдирал с вас в "Сибири" три шкуры. Хичкок сдирает меньше или больше?

– Это не я, а папа сказал в своем интервью. А Хичкок – нормально тренирует. Достается всем – и справедливо. С этим ничего не поделаешь, если тренер тебя ругает. Это хоккей, и надо слушаться его.

– Система Хичкока в принципе позволяет отдельно взятому человеку забивать 50 голов за сезон?

– Нормальная система. Просто уделяется внимание обороне – но и атаке внимания не меньше. Поэтому все возможно.

ХОТЕЛ БЫ СЫГРАТЬ С ПАНАРИНЫМ И КУЗНЕЦОВЫМ В ОДНОМ ЗВЕНЕ

– Многие хоккеисты, в том числе российские, после подписания долгосрочных контрактов начинают почивать на лаврах. На вашей игре это вообще не сказалось, хоть вы и заключили первое в своей жизни такое соглашение – на 8 лет. Неужели вообще не было никакой эйфории?

– Эйфории не было. Была радость, что подписал контракт – не в плане денег, а в плане определенности, что следующие восемь лет можно провести в одной команде. И сосредоточиться на достижениях – в первую очередь командных, а затем личных. Порадовались немного, отметили – и летом начал работать.

– Североамериканские журналисты, обожающие прозвища, называют вас Русским Танком – как когда-то Андрея Коваленко. Но в одном интервью прочитал, что ни свое, ни вообще прозвища вы не любите в принципе. Почему?

– Потому что мы привыкли называть друг друга в основном по именам. Так нас воспитали. От этого уже никуда не уйдешь: если в детстве так заложили, тяжело потом себя переделать.

– Так уж вышло, что в "Чикаго" Артемия Панарина нарекли Breadman, в "Вашингтоне" Евгения Кузнецова – Гарри Поттером. В России они, по озвученной вами традиции, – Панара и Кузя. Ожидали, что два ваших друга в этом сезоне присоединятся к вам в элите НХЛ?

– Конечно, очень рад за них! А также еще за двух человек из той нашей молодежки – Серегу Калинина и Диму Орлова. После того как Дима пропустил целый сезон, я сильно за него переживал, так как мы давно дружим. Хорошо, что сейчас у ребят все получается, и могу только искренне порадоваться за них.

Скажу еще одну очень важную вещь, касающуюся нашей молодежной сборной. Мы лишились двух человек из той команды (Юрия Урычева и Даниила Собченко, – Прим. И.Р.), но мы их помним и играем для них.

– Спасибо вам за эти слова. А хотели бы сыграть с Панариным и Кузнецовым в одном звене на Кубке мира?

– Конечно, хотел бы! Мы ведь уже играли в одном звене, доводилось пару раз в молодежке (улыбается).

– Есть ли у вас какое-то доброе соперничество в НХЛ – может, кто очков в сезоне больше наберет, может, перед очными встречами на ужин?

– Нет. Но перед матчами находим время, чтобы пообщаться. Давно друг друга знаем, так что там уже не до споров.

– Если "Сент-Луис", как и в прошлом году, рано вылетит из плей-офф, готовы вновь присоединиться к сборной России на чемпионате мира – теперь домашнем?

– Сейчас не могу разговаривать об этом. Мысли только о плей-офф, а там будет видно.

– А почему "Блюз", который каждый год рассматривается как один из фаворитов Кубка Стэнли, никак не дойдет до поздних стадий турнира? При том что лично к вам не может быть вопросов: вы стали первым игроком в лиге за последние 25 лет, который в 12 своих первых матчах в плей-офф забил 10 голов.

– Не получалось выиграть первый раунд... На самом деле не знаю. У нас хватает специалистов, которые думают об этом. Не нужно сейчас забивать себе голову ненужными вещами. Надо играть, готовиться к плей-офф и делать свое дело. А там уже как получится.

ПРОБЛЕМ С КОЛЛЕКТИВОМ НА КУБКЕ МИРА НЕ БУДЕТ. НАДО ПОДГОТОВИТЬСЯ И, НАКОНЕЦ, ВЫИГРАТЬ

– То, что в прошлом году наконец-то раззабивались на чемпионате мира, сняло напряжение от матчей за сборную?

– Да. Довольно долго не удавалось забить в сборной – мне кажется, еще со времен Вячеслава Аркадьевича (Быкова. – Прим. И.Р.). Был очень рад, что в Чехии получилось. И какой-то определенный груз после этого с плеч спал.

– Известный хоккейный блогер ESPN Пьер Лебрюн сообщил, что вы собираетесь вернуть должок Канаде, выиграв на ее земле Кубок мира после того, как "Кленовые листья" победили в Сочи. Правда, говорили такое?

– Это трудности перевода. Почему стараюсь меньше общаться с журналистами – потому что пишут много неправды и того, что ты не говоришь. Поэтому лучше лишний раз промолчать, чем потом исправлять. Да, я сказал, что это хороший шанс реабилитироваться – в частности, после Сочи. Не вижу в этом ничего плохого.

– Какой-то урок из Сочи для себя извлекли?

– Наверное, не урок, а опыт. Так как у меня папа участвовал в Олимпийских играх (в Лиллехаммере-94. – Прим. И.Р.), я с детства смотрел эти видеозаписи. И церемонии открытия Игр, и закрытия... Поэтому очень хотелось туда попасть. Это была мечта и цель. Она осуществилась. Правда, не совсем так, как я задумывал. Но времени, чтобы понять, что это такое и прочувствовать атмосферу, хватило. Это добавляет стимула готовиться к следующим Олимпиадам.

– После 2002 года Россия на крупнейших турнирах с участием всех сильнейших ни разу не попадала в тройку. Как один из лучших снайперов НХЛ последних лет чувствуете ответственность за то, чтобы на Кубке мира ситуация изменилась?

– Да. Всегда чувствуешь ответственность за страну, когда выходишь в форме национальной команды. Конечно, надо усиленно подготовиться – и думаю, что проблем с коллективом точно не возникнет. Все ребята друг друга давно знают, все очень хорошие, добрые, отзывчивые парни. Поэтому надо подготовиться и, наконец, выиграть.

– Кого видите капитаном на Кубке мира?

– Это не мое дело.

ВЫРАЖАЮ ПОДДЕРЖКУ КОВАЛЬЧУКУ, КОТОРЫЙ ЗДОРОВО МНЕ ПОМОГ

– Как вам то, что происходит в СКА с вашим партнером по тройке в питерском клубе Ильей Ковальчуком?

– Когда в свое время я приехал в СКА, Илья очень здорово мне помог. Много в чем – и в организационном плане, и в игре, и в команде. А я такой человек, что если люди мне когда-то сделали добро, то всегда буду оставаться на их стороне.

Проблему внутри команды, из-за чего все произошло, я не могу знать отсюда. Просто хочется выразить поддержку Илье. И надежду, что все у него будет хорошо. Он прекрасный человек и хоккеист. Уверен, все образуется.

– Сохранилась ли до сих пор обида за то, что Зинэтула Билялетдинов отчислил вас из сборной с формулировкой о неудовлетворительной физической форме?

(Усмехается.) – В принципе нет. В тот момент я перед чемпионатом мира сказал, что уеду в Америку на следующий сезон, и сделаю это точно. Не держу зла на людей, но тогда было много специалистов, которые говорили, что ничего не получится, я рано уезжаю и надо остаться. Но все вроде пока получается...

– Тогда шли разговоры о лишнем весе, о вашей якобы любви к пицце и мучному. Они имели право на существование?

– Я не вспоминаю те времена. Это урок, который состоялся. Надо двигаться вперед, а это осталось позади.

– То есть что-то по части подготовки для себя пересмотрели?

– До этого был плей-офф, мы дошли до финала конференции, и думаю, что наше звено играло довольно неплохо (в том розыгрыше Кубка Гагарина Тарасенко в 15 матчах забросил 10 шайб и отдал 6 передач. – Прим. И.Р.). Поэтому не думаю, что с этим были проблемы.

– Недавно вы сказали о переосмыслении жизненных ценностей. Что имели в виду?

– Больше подготовки, больше профессионализма. Когда видишь результат всего этого, становится намного легче. Понимаешь, когда надо отдохнуть, когда, наоборот, поработать побольше, а где – еще больше (улыбается). С каждым годом приходит все больше опыта. И готовиться к матчам становится еще проще.

Теперь время перед играми провожу дома с женой. Она же очень помогает мне отвлечься от неудач и вообще всегда поддерживает.

– Какие самые яркие воспоминания остались от свадьбы, которая состоялась минувшим летом? Знаю, что прямо с путешествия по Алтаю в палатках к вам прибыл Панарин, были Орлов, Бурдасов...

– В первую очередь спасибо ребятам, что приехали. Было очень приятно видеть всех! Провели несколько дней вместе, отметили, повеселились. А потом с новыми силами – готовиться к сезону. Судя по видео, которые остались, – было весело!

– И сезон после этого пошел бодро. Сколько голов вы должны забить и что выиграть в своей карьере, чтобы посчитать ее успешной?

– Выиграть – все.

– А забить?

– Как можно больше!

25