НХЛ. Статьи

5 апреля 2016, 19:00

Даг Уилсон: "Не могли не выменять Набокова – он был частью истории "Сан-Хосе"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Генеральный менеджер "Сан-Хосе Шаркс" в интервью обозревателю "СЭ" рассказал об окончании карьеры Евгения Набокова, перспективах форварда Николая Голдобина и своем отношению к выбору на драфте российских хоккеистов.

Обычно "Акулы" в неигровые дни работают в своем тренировочном дворце Sharks Ice, куда имеет доступ и обычная публика. Три катка там заняты от и до – то детьми-фигуристами, то любителями-хоккеистами: первая команда "Шаркс", как и их фарм-клуб "Барракуда", во всю эту круговерть еле вмещается.

Но этот день был особенным – общекомандное фотографирование на льду SAP Center. И не только. Когда я пришел к означенному часу, то увидел огромную толпу народу, включая знакомых калифорнийских журналистов, перед которой открыли двери на лед, – и она хлынула туда по ковровым дорожкам, да и не только по ним. Игроки "Шаркс" в полном обмундировании галантно брали под руки всех обнаруженных ими в толпе женщин (а как же равноправие полов?), и те отчего-то от этой помощи не отказывались.

Я тоже оказался в этой толпе, не очень понимая, что происходит и кто все эти люди. На следующий день спрошу об этом пресс-службу "Шаркс" – окажется, что все они состоят на службе в клубе. "Зачем ты пошел с ними на лед фотографироваться?" – строго вопросили меня постфактум. А откуда ж мне знать, что я тут ни при чем, коли дверцы на энхаэловский лед распахнулись – и все туда ломанулись?

А едва все мы вернулись с площадки, и машина "Замбони" начала готовить ее к тренировке "Шаркс", как около раздевалки мне повстречался Даг Уилсон, генеральный менеджер клуба, отмечающего в этом сезоне свое 25-летие. Клуба, чья перекусывающая клюшку акула стала одним из самых популярных логотипов в НХЛ, где когда-то блистали Игорь Ларионов с Сергеем Макаровым, где метелил соперников пудовыми кулаками Андрей Назаров и мастерски разводил большинство Сандис Озолиньш, где скалой стояли в воротах Евгений Набоков и Артур Ирбе, а Виктор Козлов и Александр Королюк изяществовали в атаке. Клуба, который выигрывал регулярный чемпионат, не раз доходил до полуфинала Кубка Стэнли – но двух решающих шагов так пока и не сделал.

Несколько минут для "СЭ" Уилсон, первый капитан в истории "Шаркс", а последние 13 лет первое лицо клуба, для разговора на российско-акулью тематику выкроил.

ПОЧЕМУ ВЫМЕНЯЛИ НАБОКОВА ИЗ "ТАМПЫ"

– Год назад вы обменяли к себе Евгения Набокова из "Тампы", чтобы лучший вратарь в истории "Шаркс" мог объявить об окончании карьеры игрока в свитере "Сан-Хосе". Как вам пришла в голову эта необычная идея? – спрашиваю Уилсона.

– Она родилась от того, что в хоккее с трудом можно найти человека, которого я уважал бы больше Евгения. Мы прекрасно помним, сколько он сделал для нашей организации – и не могли не воспользоваться возможностью заполучить его назад, чтобы он не просто был частью истории "Шаркс", но и остался в структуре клуба. Набоков проделал фантастическую работу как игрок, а теперь является членом тренерского штаба.

Что касается самого решения об обмене, пару раз в нашей истории такое уже бывало. Но подобная практика может касаться только людей, которые сыграли очень большую роль для клуба и наиболее значительную часть карьеры провели именно в нем. Набоков – у самой вершины этого списка. Мы хотим, чтобы такие фигуры после окончания карьеры по-прежнему чувствовали себя частью нашего сообщества.

– Довольны ли вы его нынешней работой в роли тренера по развитию? И что входит в его обязанности?

– Он великолепен! Как Набоков видит игру вратарей, как улавливает мельчайшие детали – это просто здорово. У нас оба нынешних тренера голкиперов, Юхан Хедберг и Набоков, работали в "Шаркс" с Уорреном Стрелоу, классиком этой профессии, одним из лучших тренеров вратарей всех времен (он скончался несколько лет назад. – Прим. И.Р.). И вернули мы их потому, что были уверены: они продолжат гнуть ту линию, которую проводил Уоррен. Не сомневаюсь, что и сейчас, и в будущем наша вратарская линия – в прекрасных руках.

ХОТЕЛИ СОХРАНИТЬ ТАРАСОВА, НО УВАЖАЕМ ЕГО ВЫБОР В ПОЛЬЗУ "ДИНАМО"

– 20-летний форвард Николай Голдобин в начале сезона провел десяток матчей за "Шаркс" и забил свой первый гол в лиге с передачи Джо Торнтона. Но все оставшееся время сезона играет за "Барракуду" в АХЛ. Довольны ли тем, как он развивается?

– Голдобин работает и развивается абсолютно так, как мы и хотели, и предполагали. Он проводит прекрасный сезон. Он – по-настоящему талантливый хоккеист с великолепным видением игры. Уверен, что его ждет отличная карьера. Просто на данном этапе мы хотим, чтобы он проводил как можно больше времени на льду, а это может происходить именно в АХЛ. И Николай уже находится совсем недалеко от основной команды.

– Даниил Тарасов, который несколько лет играл в системе "Шаркс" и в прошлом сезоне дебютировал в первой команде, предпочел вернуться в Россию и подписал контракт с московским "Динамо". Вы не видели у него перспектив в "Сан-Хосе"?

– Мы их видели и хотели, чтобы он остался в "Шаркс". Но Тарасов сделал свой выбор, который мы уважаем. Он хороший парень, мы любим Даниила. И желаем ему только хорошего.

ОТЛИЧНО ЗНАЮ ТИХОНОВА И ПРЕКЛОНЯЮСЬ ПЕРЕД ЕГО СЕМЬЕЙ. НО У НАС 7-8 ПРАВЫХ ФОРВАРДОВ

– Виктор Тихонов вырос в здешних краях, у него здесь дом, и летом он катается вместе с Торнтоном, Марло и другими звездами "Акул". Более того, как-то он мне рассказал, что в детстве занимался хоккеем с вашими детьми...

– Так и было (улыбается).

– Прошлым летом он был свободным агентом и подписал контракт с "Чикаго", откуда потом с драфта отказов его подобрала "Аризона". Не было ли у вас мысли подписать его? В свое время Тихонов говорил мне, что первым его выбором были бы "Акулы".

– Я очень люблю Виктора, знаю его на протяжении многих лет и преклоняюсь перед его великой хоккейной семьей. Он – замечательный парень. Но мы рассматриваем его в первую очередь как правого нападающего, а это, к сожалению для Тихонова, наша самая сильная позиция в команде. У нас семь или восемь правых краев! Павелски, Донской, Карлссон, Уорд, Уингелз... Пару дней назад он играл против нас за "Аризону" – и всегда, когда он выходил на лед, я улыбался. Потому что прекрасно к нему отношусь.

– Почему вы так редко драфтуете россиян? Дело ли тут в пресловутом "русском факторе", из-за которого после создания КХЛ хоккеисты зачастую предпочитали оставаться в России?

– Пример Голдобина, которого мы задрафтовали в первом раунде в 2014 году, показывает, что никакого предубеждения против россиян у нас нет. Нам абсолютно все равно, какую страну игрок представляет. Посмотрите на нашу заявку: у нас есть хоккеисты, по-моему, из всех уголков мира. Россияне играли у нас очень заметные роли – те же Набоков, Александр Королюк, а в будущем, надеюсь, Голдобин.

Мы драфтуем лучших хоккеистов, которых можем задрафтовать. Считаем, что все игроки хотят выступать здесь (Уилсон явно намекает на благодатный калифорнийский климат. – Прим. И.Р.), и не было еще ни одного случая, когда кто-то отказался бы от такой перспективы. Тех же Карлссона и Донского мы подписали как свободных агентов – и они воспользовались этим шансом.

КОРОЛЮКА ПАРУ РАЗ ПЫТАЛИСЬ ВЕРНУТЬ ИЗ КХЛ, НО НЕ ВЫШЛО

– Королюк, недавно закончивший карьеру, также много времени проводит в здешних краях. Поддерживаете с ним контакт?

– Редко его вижу, но Набби общается с ним регулярно. Королюк очень хорошо играл в "Шаркс", и после его отъезда в Россию мы пару раз пытались этого талантливого форварда вернуть. Но не получилось.

– В курсе ли вы, насколько колоритным тренером в КХЛ стала еще одна бывшая "Акула" – Андрей Назаров?

– Да, конечно! Евгений давно держит меня в курсе этого (улыбается). Вообще, почему-то так получается, что многие наши бывшие игроки превращаются в главных тренеров, и хороших. Например, Майк Салливан, возглавляющий ныне "Питтсбург". Есть у нас и ассистенты генерального менеджера – как Пол Фентон в "Нэшвилле". И это здорово.

– В 2013 году вы задрафтовали в 7-м раунде Эмиля Галимова из ярославского "Локомотива".

– Он растет, мы отслеживаем это с помощью наших скаутов. К концу сезона сделаем выводы насчет его и других молодых хоккеистов, входящих в нашу систему.

– В Ярославле играл и чемпион мира среди молодежных сборных-2011 Даниил Собченко, погибший в том же году в авиакатастрофе "Локомотива". Несколькими месяцами ранее он тоже был задрафтован "Акулами"...

– Это стало страшной трагедией для нашей организации, но в первую очередь для его семьи. Тот день - один из самых трагических в истории мирового хоккея. Сколько людей потеряло родных, друзей...

– Партнеры Собченко по золотой молодежке России Кузнецов, Тарасенко, Панарин уже вышли на первые роли в НХЛ. Рассчитывали на то, что Собченко станет в "Шаркс" игроком того же калибра?

– Да. У нас были связаны с ним большие ожидания. Но повторяю: в первую очередь мы думаем не о том, что потеряли перспективного хоккеиста, а о его семье. Наши мысли – с ней.

ТОРНТОН И МАРЛО – ИЗ ТОГО ЖЕ РЯДА, ЧТО И ЯГР

– По итогам прошлого сезона вы поменяли главного тренера Тодда Маклеллана, семь лет возглавлявшего "Шаркс", на Пита Дебура. Почему приняли это решение?

– Такое порой случается в хоккейном бизнесе. Мы посчитали, что наступило правильное время для перемен. Мы желаем ему только лучшего и рады, что он сразу же получил шанс в "Эдмонтоне". В то же время Дебур и его помощники работают очень хорошо.

– "Вечные" ветераны команды, Патрик Марло и Джо Торнтон, будут выступать за "Шаркс" и в XXII веке?

– Ну так они же играют просто здорово! Торнтон показывает такую игру, словно он мальчишка! Он проводит один из лучших своих сезонов. Хорош и Пэтти Марло. Посмотрите на того же Ягра – кто скажет, глядя на него, что ему надо было уходить? Если люди играют на таком уровне до такого возраста – значит, они любят хоккей не меньше, чем в молодые годы. То же самое можно сказать и о перечисленных вами парнях.

…Между тем в Калифорнии немало и журналистов, и болельщиков, которые не согласны с Уилсоном и считают, что некоторые ветераны пересидели в "Шаркс". По версии местных коллег, это одна из причин, почему в последние два сезона заметно упала посещаемость игр "Акул", которые раньше собирали постоянные аншлаги. После крайне разочаровавшего болельщиков поражения от "Лос-Анджелеса" в позапрошлогоднем Кубке Стэнли ("Сан-Хосе" вел в серии – 3:1 и проиграл – 3:4) кое-кто из них пришел к выводу, что с этим поколением хоккеистов выиграть трофей уже не удастся, а привлечь аудиторию новыми яркими лицами Уилсону не удалось. Кстати, есть надежда, что одним из таких лиц со временем как раз и станет техничный россиянин Голдобин.

Особенно много разговоров ходит вокруг будущего Патрика Марло – одного из крайне небольшой категории хоккеистов, которые всю карьеру в НХЛ на данный момент провели в одном и том же клубе: недавно олимпийский чемпион сыграл свой 1400-й матч за "Акул". В отличие от 36-летнего лучшего бомбардира "Шаркс" в сезоне Торнтона, у которого 72 очка, 55 голевых передач и показатель полезности "плюс 26", его ровесник Марло набрал 42 очка при "минус 22" и с некоторых пор был отправлен в третье звено. У обоих ветеранов в контрактах есть пункт о запрете на обмен, но, по рассказу коллег, Марло якобы дал добро на его отмену. И ему, и Торнтону до конца контракта осталось по сезону, но если с последним ясно, что в "Шаркс" он следующий сезон проведет целиком, то легенда клуба Марло может по его ходу очутиться в каком-то другом клубе.

Сан-Хосе – Москва