НХЛ. Статьи

25 июня, 20:30

Побег в НХЛ, 76 голов за сезон, «русская загадка», несостоявшееся суперзвено с Федоровым и Буре. Рабинер — о Могильном

Александр Могильный стал членом Зала хоккейной славы в Торонто
Игорь Рабинер
Обозреватель
Обозреватель «СЭ» — о карьере нового члена Зала хоккейной славы в Торонто Александра Могильного.

Даже Боумэн и Ламорелло удивлялись, что Могильного нет в Зале славы

Наконец-то! 56-летний Александр Могильный стал членом Зала хоккейной славы в Торонто. Первый из двух хоккейных Александров Великих (второй, как вы понимаете, — Овечкин) был кандидатом на вступление в Hockey Hall of Fame еще в 2009 году, а принят только в 2025-м — 16 лет спустя. И это так контрастирует, например, с Павлом Дацюком, в 2024-м включенным в первый же год, когда это стало возможно.

Игнорирование члена Тройного золотого клуба, набравшего в регулярных чемпионатах НХЛ более 1000 очков и последним (одновременно с Теему Селянне) на сегодня забившим 75+ голов за сезон, было загадкой даже для многих великих североамериканских людей хоккея. Я имею счастье с ними периодически общаться и вот что услышал, например, от Скотти Боумэна. Весной 2019 года спросил великого тренера, как ему пришла в голову идея создания «Русской пятерки» в «Детройте», и ответ был таким:

— Так я же столько лет видел русских хоккеистов, играющих именно пятерками! И знал, что они особенно сильны именно вместе. Даже Павла Буре, Сергея Федорова и Александра Могильного, каждый из которых стал звездой сам по себе, по юниорам наблюдал в одном звене. Они так провели два или три года. Жаль, что им уже взрослыми хоккеистами так и не довелось сыграть вместе на больших турнирах — Олимпиадах, Кубках мира.

Кстати, о Могильном хочу сказать особо. Игра этого парня обращала на себя мое внимание. И вот смотрите. Буре — в Зале славы, Федоров — тоже. Там же и Слава с Игорем (Фетисов с Ларионовым. — Прим. И.Р.). А ведь Могильный забил 76 голов в одном сезоне, и с тех пор это не удалось никому в лиге! И больше тысячи очков набрал, и Кубок Стэнли выиграл. Поэтому не сомневаюсь: он тоже там будет.

Коль скоро пошла речь о Могильном, расскажу забавную историю, — продолжил Боумэн. — Моя семья живет в Баффало с тех пор, как я там работал, и я многих там знал. А Алекс в то время, выступая за «Сэйбрз» и осваивая американскую жизнь, начинал играть в гольф. И ему понравилось. Это был как раз сезон, когда он забил 76 голов. И по контракту за каждую шайбу после 50-й получал по 10 тысяч долларов. То есть 60 — это уже дополнительно 100 тысяч, 70 — 200! Все это позволило ему купить у ребят, которых я знаю, «Ламборгини» за 275 тысяч долларов. Он был дружелюбным парнем с уже хорошим английским и часто приезжал на ней в наш гольф-клуб в Баффало.

Как-то в гольф-клубе делали ремонт. Он оставил свой автомобиль на парковке, где не было больше ни одной машины, потому что людям сказали: «Идет ремонт, не паркуйте сегодня машины здесь, им может быть нанесен ущерб». Стоял и соответствующий дорожный знак. Но Алекс не обратил на это внимания. Он всегда был в спешке. Может, это было после тренировки — сезон еще шел.

Я в тот момент как раз находился там и обратил внимание, что нет сетки, которая обычно защищает автомобили от попадания мячей. И спросил: «Чья это машина стоит?» Парень, который там работал, сказал: «Черт, это же машина Алекса!» Никому не хотелось наносить вред такому дорогому спорткару. Этот парень взял гольф-кар, чтобы найти Могильного и предупредить об опасности. Знаете, что он ответил?

— Что?

— «Не беспокойся. Забью за ближайшую пару недель пять голов и, если что, на бонусы от них починю!» Забавный парень. Повторяю: он будет в Зале славы.

В прошлом ноябре, когда в Зал славы вводили Дацюка, я беседовал с Лу Ламорелло, у которого в «Нью-Джерси» Могильный в 2000 году стал обладателем Кубка Стэнли, а в сезоне-2005/06 закончил карьеру в НХЛ. Легендарный генменеджер высказался о нем так:

— Испытываю огромное уважение к Алексу, он тоже играл в одной из наших чемпионских команд. Если вы читали, я недавно поддержал его потенциальное включение в Зал хоккейной славы.

Мой опыт работы с ним, как и с Ильей Ковальчуком, оцениваю фантастически. Алекс пришел в команду и отдал ей все, что у него было. Он был хоккеистом, который умеет все, одним из лучших, кто когда-либо играл в эту игру. Какая скорость, какая способность выходить хоть в большинстве, хоть в меньшинстве. Ты все время хотел видеть его на площадке! По хоккейному чутью он был исключительным. Я бы мечтал, чтобы Могильный оказался у нас, когда он был моложе и только пришел в лигу!

— Вы сказали, что хотите видеть Могильного в Зале славы. Почему, по-вашему, этого до сих пор не произошло — ведь член Тройного золотого клуба закончил карьеру уже давно?

— У меня нет ответа.

Теперь ответ появился. И нет сомнений, что одной из главных движущих сил приема Могильного был Игорь Ларионов, по-прежнему член выборного комитета Зала славы. Когда-то, еще даже до побега форварда за океан, он упоминал о нем в знаменитом открытом письме Виктору Тихонову в журнале «Огонек».

Когда несколько лет назад я спросил свежепринятого туда Александра Якушева, кто из наших, на его взгляд, следующий, он назвал три фамилии — Алексея Касатонова, Александра Могильного и Павла Дацюка.

На две трети прогноз уже сбылся.

Фото Александр Вильф, архив «СЭ»

«На четырех первых шагах он уносился от всех как стартующая с космодрома ракета»

Могильный по комплексу игровых качеств, возможно, самый талантливый форвард, которого рождала российская земля. По крайней мере из тех, кто играл в НХЛ, а может, и за все времена. Другой вопрос, сколько процентов этих качеств он смог реализовать...

Александр не просто быстро катался — летал по льду. У него был феноменальный кистевой бросок. «Индивидуально они (Могильный, Федоров и Буре) однозначно сильнее всех нас, даже Макарова в лучшие годы», — говорит мне Алексей Касатонов, член величайшей пятерки Игоря Ларионова, и эта оценка дорогого стоит. Правда, потом защитник добавляет, что такого понимания друг друга на площадке, как у звена KLM, как называли эту пятерку в НХЛ, никому и никогда добиться не удалось. Но это уже другая тема.

А вот какую оценку Могильного я услышал собственными ушами от выдающегося центрфорварда Пэта Лафонтэна, в звене с которым Алекс провел невероятный сезон в «Баффало»:

— Мне повезло играть со многими выдающимися хоккеистами. Такими, как Майк Босси в «Айлендерс», Дэйв Андрейчак в «Баффало», Адам Грэйвз в «Рейнджерс». Но Алекс был лучшим. Если брать дистанцию между двумя синими линиями, это самый быстрый игрок, которого я встречал. Феноменальный талант, на льду он умел все. Помню, как играл в «Рейнджерс» с Алексеем Ковалевым, и иногда он чем-то напоминал мне Алекса. Но скорость Могильного была невероятной. На четырех первых шагах он уносился от всех как стартующая с космодрома ракета. Судьба подарила мне в НХЛ 15 сезонов. Четыре из них, пусть и неполные из-за моих травм, прошли в звене с Алексом. Я бы хотел видеть его в своем звене все 15 лет!

У Могильного было все в порядке и с силовой составляющей. Для него не составляло труда работать в тренажерном зале со штангой самых неподъемных весов — правда, не было никакого желания. В качестве ярчайшей иллюстрации этого, как и его характера и подхода в целом, приведу рассказ столь же звездного партнера Александра по «Торонто» — Матса Сундина из его мемуаров «Дома и на выезде»:

«Как-то раз я остался после утренней раскатки на растяжку с Мэттом Николом. Мимо проходил Могильный. Он уже успел сходить в душ и переодеться в костюм.

— Саша, — говорю ему, — ты бы тоже с Николом поработал. Вот увидишь, удели Мэтту десять минут в день — на десять лет подольше поиграешь.

— Так а на хрена мне это нужно? — ответил он. Мы с Мэттом посмеялись. Таков уж был Могильный.

Для многих в команде он оставался загадкой. Вполне можно сказать, что никому из нас ни до, ни после не доводилось играть со столь одаренным хоккеистом, но тренировки на земле его совсем не интересовали. Ему их хватило в молодости в России, в великом и страшном ЦСКА Виктора Тихонова. В НХЛ почти все мы были наслышаны про чудовищные, изматывающие тренировки советских времен. Они жили 11 месяцев на базе ЦСКА вдали от жен и родителей, постоянно работали с весами и бегали по десять километров в те «свободные» дни, когда не тренировались на льду.

Или вот занимаемся как-то с Робертсом, Николом и еще парой ребят, как вдруг мимо проходит Могильный. А у нас становая тяга и подъем штанги из приседа. Робертс приглашает его присоединиться, а тот на него смотрит с улыбкой.

— Ребят, — говорит и показывает на штангу. — Я этим в 16 лет в ЦСКА занимался.

Все давай его подкалывать. До такой степени, что Могильный сел под гриф. А Никол на него 140 килограмм повесил.

— Ты бы размялся сначала, что ли, — посоветовал Робертс.

Могильному даже разминаться не пришлось. Он сел под гриф, снял его со стойки, затем идеально с ним присел (то есть с полностью согнутыми коленями или, как Никол это называл, «жопка к травке»), потом чистенько поднялся с весом, спокойно положил штангу на место, вытер руки и улыбнулся.

— Достаточно? — спрашивает.

Мы молчим».

Фото Александр Вильф, архив «СЭ»

Побег в «Баффало», прилет в Москву без документов, новый паспорт от Ельцина

Молчал и автобус с хоккеистами сборной СССР в мае 1989 года, когда команда, только что выигравшая очередной чемпионат мира, должна была ехать в аэропорт для возвращения в Москву, но недосчиталась 20-летнего Могильного. Еще с молодежного чемпионата мира в Анкоридже, куда клуб «Баффало Сэйбрз» прислал задрафтованному им нападающему свою форму, в которой он щеголял в гостинице, все знали о его мечте играть в НХЛ. Но к 1989 году и ветеранов во главе с Вячеславом Фетисовым на уровне Министерства обороны СССР мурыжили с разрешением на отъезд в НХЛ, а о молодежи и речи не было. И Могильный решился на побег — первый в истории советского хоккея.

В таких вещах, чтобы всесторонне их оценивать, надо знать контекст. Его однажды мне красочно описала Нина Крутова, вдова Владимира Крутова:

— Время тогда уже настало другое. Заговорили даже жены. Ира Старикова в 88-м дала интервью газете «Советская культура» о том, каково приходится женам хоккеистов, которые их вообще не видят. Не знаю, высказалась бы так же я — таких предложений мне никто не делал, а сама инициативу проявлять не стала бы. Но к тому времени терпение кончилось уже у всех.

Ребенок заболел? Ну и что — выздоровеет. У тех же Стариковых сын попал в больницу — Виктор Васильевич Сережу не отпустил. У Андрюши Хомутова отец умирал в Ярославле, так он ему сказал: «А чем ты ему поможешь?» Нормальный вопрос? Не дал уехать, как и Володе ко мне в роддом, и Старикову к ребенку... Когда кто-то говорит, что с ребятами невозможно было не быть таким жестоким, чтобы выигрывать, — считаю, это бред. Я за жесткость, но в пределах разумного. Конечно, нельзя их распускать. Но, извините, если у человека отец умирает... Что такое по сравнению с этим хоккей?!

Помню, как летом 88-го была встреча в Кремле с Горбачевым, который вручал ребятам ордена за победу на Олимпиаде в Калгари. Команда там была сама, без жен. У меня есть даже фотокарточка, где Володя стоит рядом с Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной. Он рассказывал, что Тихонов хотел сразу после того торжества везти их на сборы. Володя подходит: «Ну что, Виктор Васильевич, домой?» — «Нет, на базу». Тут муж уже не выдержал: «Ну тогда мы сейчас с ребятами пойдем у Горбачева отпрашиваться!» Только после этого тренер дал заднюю, отпустил их по домам.

Юные Могильный, Федоров видели, как относятся к старшим ребятам. Вот и убежали. Молодые ребята, новое поколение. А наши столько лет терпели, молчали и не могли открыть рот. Как роботы были. К побегу Могильного из Стокгольма в Штаты Вова отнесся спокойно — как, собственно, и ко всему. Его мало чем можно было сильно удивить. Но сам бы он так не поступил. И в Канаду мог уехать только так, как это и произошло. Отпустили — поехал, не отпустили бы — остался. Когда мы жили в Ванкувере, Саша приехал с «Баффало» и пришел к нам на борщ.

Однажды я спросил Касатонова:

— Как вы сейчас объясняете побег Могильного? И правда ли, что на Олимпиаде в Калгари Тихонов якобы молотил его на лавке по печени?

— Последнее, уверен, ерунда. Думаю, нам бы тогда тоже перепало. Виктор Васильевич нас тренировал 12 лет, и никто не может сказать, что тренер его ударил. Да, он доставал до печенок, но в другом смысле: словами, хлесткими формулировками, разборами ошибок. Я видел его во время игр в неадекватном состоянии. Но чтобы он кого-то ударил — не помню.

Жили мы в Швеции в пансионате в прекрасном пригороде Стокгольма поблизости от дома Альфреда Нобеля. По-тихоновски, чтобы быть одним. На дороге стоит наш автобус, чтобы в аэропорт ехать, солнце, настроение хорошее после победы. Заходим — Могильного нет. Час ждали. А тут в новостях и прозвучало, что он убежал. Произошло это в том числе потому, что Фетисова так долго не отпускали. Он видел это и думал: «Если с таким заслуженным человеком так поступают, что сделают с нами?» Надо этого дальневосточника с обостренным чувством справедливости знать: если что-то решил, то говорить направо и налево не будет — просто сделает. Человек-поступок. Предателем его не считаю.

В 1994-м суперзвезда НХЛ Могильный во время локаута приедет уже в Россию играть за сборную наших энхаэловцев в турне по стране под гарантии Вячеслава Фетисова и по прилете будет трястись как осиновый лист. Дальше рассказывает Фетисов:

— Вопрос решали лично с Борисом Николаевичем (Ельциным). Сидели с ним и Александром Коржаковым. Ельцин дал гарантию, что дела (Могильного и Федорова) будут закрыты, к ребятам не будет никаких репрессий и он даст им новые паспорта. Судьбоносная история! Хоккеисты боялись возвращаться — не только эти двое, но и остальные. Могильный вообще без единого документа прилетел — сейчас такое непросто представить. Мы встречали его около самолета и знали, как провести через таможню без документов. Парень летел в никуда, под мое честное слово. У Федорова ситуация была попроще, а тут — просто аховая. Но все сложилось хорошо. Если Ельцин что-то обещал — всегда делал.

Фетисов, Могильный и Буре в тот локаут даже успеют сыграть один матч в чемпионате за... «Спартак» (в ЦСКА Тихонов их не позовет) и возьмут реванш у ярославского «Торпедо» за единственное поражение сборной звезд во время турне по России. Русская Ракета сделает дубль, Фетисов с Могильным отдадут по передаче. Буре потом будет подкалывать друзей-спартаковцев, что у него самая высокая средняя результативность в истории красно-белых...

— Мы дружили с генерал-полковником Борисом Громовым, который выводил наши войска, 40-ю армию, из Афганистана, — разъяснил мне детали этой истории Буре. — В 94-м он был заместителем министра обороны России. И он предложил провести игру, чтобы собрать деньги в помощь ветеранам-афганцам. Мы с Фетисовым и Могильным согласились. Нам было без разницы, что это будет за игра, — главное, чтобы мы выполнили эту миссию. Получилось, что сыграли за «Спартак». И деньги дошли по назначению.

— Почему не за ЦСКА? Тем более что тема военная.

— Этого уже не знаю. Переговоры проходили без меня, и решили вот так. Главное, что такой матч состоялся и средства мы собрали.

Александр Могильный.
Фото AFP

Магия с Лафонтэном

Не нужно думать, что такие вещи, как тот побег, проходят для людей бесследно. Нервное потрясение, которое испытал тогда Могильный, на некоторое время привело к аэрофобии и замкнутости. «В первое время в НХЛ он вел себя странно, не общался ни с кем, даже авиаперелетов избегал, — говорит Касатонов. — У него вроде бы развилась аэрофобия».

Партнер Могильного по «Баффало» Пэт Лафонтэн рассказывал мне:

— Аэрофобия у него на первых порах в «Сэйбрз» была заметна. Из-за этого он периодически ездил на машине на матчи, куда остальная команда добиралась самолетом. Все понимали, что ему страшно летать. И иногда во время полетов я ловил его взгляды в небо через иллюминатор. Моя жена тоже боится летать, и когда это происходит — вспоминаю Алекса. Но с возрастом эта ситуация у него изменилась к лучшему.

Как-то я увидел документальный Red Army — и понял, через что пришлось пройти Славе Фетисову и другим парням из СССР. А то, что случилось с Могильным, поистине феноменальная история, и не удивлюсь, если однажды тоже увижу о ней кино. Считаю, она тоже открыла дверь в НХЛ для многих в России и дала надежду на сдвиг в советской хоккейной культуре.

Знаю, в этой истории большую роль сыграл Дон Люс (скаут «Баффало». — Прим. И.Р.), но с самим Могильным мы подробно эту тему не обсуждали. Мы вообще не слишком вдавались в то, что было раньше. Мне кажется, он держал это в себе. Алекс в принципе не говорил много, но со временем, когда ты завоевывал его доверие, то видел, что это веселый парень с хорошим чувством юмора. Когда я пришел в команду, он уже очень хорошо говорил по-английски. Но сразу перед тобой не открывался, это требовало времени.

Содружество с Лафонтэном, которое вылилось в сезон с 76 голами и 127 очками у Александра и со 148 очками у Пэта (он в гонке за «Арт Росс Трофи» уступил только Марио Лемье) придумал главный тренер и директор по хоккейным операциям «Баффало» Джон Маклер, завоевавший во главе «Эдмонтона» в 1990-м последний на сегодня для «Ойлерз» Кубок Стэнли. Рекорд среди россиян всех времен в НХЛ по голам держится до сих пор, достижение по очкам стояло 26 лет, пока его в 2019-м на очко не побил Никита Кучеров, год назад установивший нынешнюю планку — 144 очка.

— Надо отдать должное Маклеру, — говорит Лафонтэн. — Он видел, что Алексу нужен партнер, который будет его понимать, — и это снимет с него давление. Маклер знал цену химии: работая в «Эдмонтоне», он наблюдал, как понимают друг друга Гретцки, Курри и Андерсон. И у нас с Алексом и Дэйвом Андрейчаком сложилось прекрасное взаимопонимание. Правда, по ходу сезона-1992/93 Дэйва обменяли, но его в звене очень хорошо заменил Юрий Хмылев. Мне кажется, с какого-то момента Алекс словно вернулся во времена, когда играл с Федоровым и Буре. Помню игру с «Виннипегом». Могильный забил четыре гола и сделал две передачи, а у меня, кажется, было 1+5. Никогда не забуду один момент. Я сделал спинораму и вслепую отпасовал неудобной стороной клюшки. Шайба оказалась точно на крюке у Алекса, и он отправил ее в сетку. Я не видел, что он там, но знал! Это было какое-то шестое чувство!

Я просто наслаждался, слушая подробный рассказ Лафонтэна о том, как они с Могильным налаживали взаимосвязь. Насладитесь и вы.

— Нам потребовалась для этого одна игра, — говорит он. — Когда меня обменивали в «Баффало», в моем представлении Алекс был человеком, который очень много таскает шайбу, и соперники, зная это, жестко встречают его и нередко отбирают ее. Складывалось ощущение, что он хотел делать все сам, потому что воспринимал игру на ином уровне по сравнению с другими, на иной быстроте движения и мышления. На тренировках я увидел и его скорость, и бросок. На одном из занятий подъехал к Алексу, и наш разговор слышал тренер, стоявший рядом.

Я говорил: «Алекс, давай сделаем так. В средней зоне не тащи шайбу, а просто отдавай ее мне и начинай рывок. Остальное — моя забота. Я тебя найду. И тогда тебя с твоей скоростью никто не сможет остановить. А в это время Андрейчак будет наводить шорох перед воротами, не давать покоя защитникам, отвлекать их. Это даст нам с тобой свободное пространство, которым мы за счет быстрого паса будем пользоваться. У тебя классный бросок, и я хочу, чтобы ты бросал по воротам гораздо чаще. Вижу три твоих любимых точки и буду тебя в них находить. Только оказывайся в них — и будешь получать там шайбы. И тогда будешь забивать по 50 голов за сезон».

Услышав это, Алекс широко улыбнулся и отъехал, чтобы продолжать работу. Тренер тоже улыбался. И тогда я сказал ему: «Если он будет все это делать, то забьет не 50, а 70». Он посмотрел на меня как на сумасшедшего: «Ты шутишь. Это невозможно». Могильный забил 76.

Феерия продолжилась и в плей-офф, который Могильный начал с семи шайб в семи матчах. К сожалению, в третьей игре второго раунда против «Монреаля» он сломал ногу, и на этом сказка закончилась. «Канадиенс» вскоре станут последним канадским клубом до сего дня, выигравшим Кубок. А когда восстановится Могильный, серьезную травму колена получит уже Лафонтэн. Их тандем так в полной мере и не будет воссоздан, а Александр на время отсутствия Пэта станет первым россиянином в НХЛ, который будет выходить с буквой С.

— Это решение Маклера стало результатом естественного прогресса Алекса. Отличный выбор, я аплодировал ему, и Могильный отлично справился с капитанскими обязанностями, — считает Лафонтэн. — Он был скорее тихим лидером, говорил своей игрой. Я был рад за команду и горжусь тем, что он первый русский капитан в истории НХЛ!

Спустя четыре года после суперсезона в интервью «СЭ» спрошу Могильного о слухах насчет его обмена из «Ванкувера» в «Рейнджерс», где на тот момент играл Лафонтэн. Мол, Алекс дружит и с Пэтом, и с Уэйном Гретцки, также выступавшим тогда в Нью-Йорке.

— С Лафонтэном у меня действительно сохранились дружеские связи, — сказал Могильный. — Пусть мы и не перезваниваемся регулярно, но, когда приезжаем друг к другу на выездные матчи, с удовольствием проводим вместе время не только на льду. С Гретцки я тоже знаком давно, но мы с ним скорее не друзья, а добрые знакомые. У нас, кстати, и агент общий — Майк Барнетт, которого я и Федорову порекомендовал. Однако я не думаю, что ситуация с общей суммой зарплат в «Рейнджерс» позволит этому клубу всерьез мной интересоваться. Ведь «Нью-Йорк» даже без меня первый по этому показателю в НХЛ.

— Вас не удивило, как «Баффало» расстался с Лафонтэном, благодаря которому этот клуб добивался определенных успехов многие годы? Ведь все врачи утверждали, что Пэт может вернуться в хоккей, и только доктора «Сэйбрз» твердили противоположное.

— Нет, меня это совершенно не удивило, потому что такое отношение к людям — отличительная черта «Баффало». Его руководство просто очень заботилось о своей платежной ведомости, возвращение Пэта в его планы на сезон не входило, поэтому оно и поступило с ним так некрасиво.

— Часто ли общаетесь сейчас? — спросил я Лафонтэна несколько лет назад.

— Недавно встречались на церемонии его включения в Зал славы «Сэйбрз». Мы знаем, сколько нас связывает, и для этого необязательно общаться каждый день, — говорит он. — Если увижу Алекса завтра, у меня будет ощущение, что мы никогда не расставались.

— Побьет ли кто-то его рекорд для российских хоккеистов в НХЛ — 76 шайб? С тех пор ведь вообще никто в лиге столько не забивал — и не только игроки из России.

— Ненавижу говорить «никогда», но не считаю, что кто-либо дотянется до этого достижения.

Остон Мэттьюс в прошлом году с 69 голами показал, что нет ничего невозможного, но семь шайб все-таки немаленькая дистанция. Достижение Могильного/Селянне держится уже 32 года.

Вячеслав Фетисов и Александр Могильный.
Фото Александр Вильф, архив «СЭ»

«Русская загадка»

В отличие от Лафонтэна, я не уверен, что капитанство пришлось по нутру Могильному. Он был скорее «вещью в себе» и едва ли случайно стал первым в линейке игроков, которым североамериканская пресса придумала клише Russian Enigma, «русская загадка». То есть огромный талант, который в силу каких-то внутренних процессов и черт характера далеко не всегда выдает на льду сто процентов своих возможностей. Достаточно посмотреть на его статистику голов — в одном сезоне больше семидесяти, еще в одном (первом в «Ванкувере») — больше пятидесяти, еще в одном (первом полном в «Нью-Джерси») — больше сорока. В пяти (три в «Нью-Джерси», по одному в «Ванкувере» и «Торонто») он забросил от 30 до 39 шайб, в двух — от 20 до 29, в пяти — от 10 до 19 и один даже меньше десяти.

Забить на 44 гола меньше (пусть и проведя 66 матчей, а не 77) на следующий сезон после 76 в «Баффало», на 24 меньше в почти полном сезоне после 55 в «Ванкувере», на 19 меньше после 43 в «Нью-Джерси» — вопрос стабильности у Могильного все же стоял достаточно остро. Да, в итоге за карьеру заслуживающие большого уважения 473 гола и 1032 очка, но нет сомнений, что его талант позволял рассчитывать на большее. Да, было много травм — но не оттого ли как раз, о чем говорил Матс Сундин, то есть от нежелания работать на земле?

И если сравнивать его именно как снайпера (а позиция крайнего нападающего позволяет это делать) с тем же вторым Александром Великим, то у последнего и близко не было этой синусоиды. Овечкин никогда не забивал больше 65 за регулярку, но и сезон с меньше чем тридцатью голами у него был только один — сокращенный из-за ковида. Зато в девяти, включая сезон с 65 голами, он забил 50 и больше, в четырнадцати — 40+. А у Могильного чемпионатов более чем с 40 шайбами было всего три.

Достаточно большое интервью у нас с Александром было всего одно — в ноябре 1997 года в Сан-Хосе, когда он только завершил забастовку, подписав новый контракт с валившимся, несмотря на присутствие в команде Павла Буре и Марка Мессье, «Ванкувером». И я спросил его в том числе о перепадах в результативности.

— В каждом сезоне по 50 шайб не забросишь. Есть два момента, которые это предопределяют. Во-первых, нужно, чтобы тебе давали достаточно игрового времени, иначе забить много голов просто невозможно. А во-вторых, очень важно, с кем ты выходишь, особенно — кто у тебя в звене центрфорвард. Классный распасовщик — это мозг пятерки, но далеко не всегда в твоем звене есть такой человек, как, скажем, Ларионов. С каким же удовольствием я наблюдаю за его игрой в «Детройте»! Он, по-моему, с годами только лучше становится. И в «Баффало» у меня был такой центр — Лафонтэн. В прошлом же сезоне в «Ванкувере» такого человека не нашлось. Я не раз говорил, что нам нужен плеймейкер, но... И с игровым временем у меня были проблемы. Все это и привело к тому, что я забил меньше, чем мог. Но по этому поводу не переживаю, так как знаю, что голы забивать умею. И когда появится такая возможность, подойду к своим прежним достижениям.

Не подойдет. Ни 76, ни 55 у него больше никогда не будет — максимум 43. Возможно, именно эта сверхуверенность, что былое в любой момент можно вернуть, Могильного и подвела. Как — и тут с ним стоит согласиться — отсутствие топового центра в течение многих лет карьеры. В «Вашингтоне» у Овечкина, где команда строилась под него, такое было невозможно — отсюда и многолетнее содружество с Никласом Бэкстремом, и тандем золотого плей-офф с Евгением Кузнецовым, и последние два сезона с Диланом Строумом. Под Могильного что-либо строили только в «Баффало» — но затем второго Лафонтэна в карьере он уже не получил.

Впрочем, его еще ждала победа в Кубке — а за нее любой снайпер готов отдать любое количество голов.

А еще то наше интервью с Могильным от 97-го — показатель того, насколько непросто было в ту пору работать с суперзвездами, готовыми, например, публично со всего размаху критиковать еще не уволенного главного тренера. Это случится прямо на следующий день после нашей беседы — Тома Ренни заменит Майк Кинэн. Но вот что говорил Александр о еще работавшем специалисте, и для того времени это было правилом, а не исключением:

— Что вы увидели, подписав уже по ходу сезона новый контракт с «Кэнакс», проигравшими восемь матчей подряд? Развал, взаимные упреки, апатию?

— Нет, все ребята нормально относятся друг к другу, никаких конфликтов нет. В том, что клуб оказался в тяжелейшем положении, виноваты не они. Дело, на мой взгляд прежде всего в старшем тренере (Могильный назвал Тома Ренни по-советски. — Прим. И.Р.). Не пользуется он у ребят уважением, не верят они в него. А как можно нормально жить и хорошо играть, если не уважаешь своего вожака и не доверяешь ему?

— В начале прошлого сезона лично у вас, помнится, был период очень острых взаимоотношений с Ренни.

— И все тогда махали на меня руками, называли сумасшедшим. А сейчас удивляются: как это они вовремя не разглядели того, что увидел я год назад. Ни системы, ни каких-то четких требований — ничего у Ренни нет. Не хочу утверждать, что он виноват абсолютно во всем, — такого не бывает. Но для того, чтобы вывести «Ванкувер» из этого кризиса, нужен профессионально разбирающийся в хоккее тренер, который поставил бы все на свои места, сказав: вот ты едешь сюда, ты — туда, это — твоя работа, а это — его. И чтобы все знали, что если не выполнишь указаний, то сядешь на лавку. Чтобы был даже страх сделать какую-то ошибку. Да, в нашей сегодняшней ситуации это необходимо. Но ничего такого в команде нет и в помине.

— Ренни не уважают из-за его профессиональных или человеческих качеств?

— Из-за тех и из-за других. Это трудно в двух словах объяснить, но он какой-то... ни то ни се. Ни рыба ни мясо.

Ренни в итоге еще поработает главным тренером в «Рейнджерс» и «Эдмонтоне», ничего там не добьется, а затем станет многолетним — и тут уже успешным — исполнительным директором Федерации хоккея Канады. То есть насчет его тренерских способностей Могильный во многом был прав. Но сейчас представить себе такую публичную критику главного тренера со стороны хоккеиста его команды сложно, даже если тренер уже уволен. А уж действующего...

Фото Getty Images

Минус сборная России. Плюс помощь Малкину

Голевые цифры Могильного на западе Канады будут падать: 55, 31, 18, 14. Дальше последует подъем до 21, после чего в 2000 году перед дедлайном Лу Ламорелло выменяет его из «Ванкувера», и в том же сезоне «Нью-Джерси» с пятью россиянами — Фетисовым в роли второго тренера у Ларри Робинсона и четырьмя хоккеистами — Могильным, Сергеем Брылиным, Владимиром Малаховым и Сергеем Немчиновым — возьмут Кубок Стэнли.

Могильный с Малаховым в этот же момент станут членами Тройного золотого клуба, поскольку оба еще до отъезда в НХЛ выиграли по Олимпиаде (Александр — Калгари-88) и по чемпионату мира.

Но больше он ни на ЧМ, ни на ОИ никогда не играл. Только на Кубке мира-96, ставшем для него последним турниром за сборную.

Что интересно, и Касатонов, собиравший команду в Нагано-98, и Фетисов, комплектовавший ее для Солт-Лейк-Сити-2002, выделяют Могильного из общего ряда отказников и отзываются именно о его форме отказа с уважением.

Касатонов:

— Когда я как генеральный менеджер собирал национальную команду на Олимпиаду в Нагано, то из всех отказников Могильный был единственным человеком, который прямо, открыто и спокойно сказал: «Алексей, я на Олимпиаду не поеду. У меня нет мотивации, мне это неинтересно». Другие выбивали какие-то условия, а он все сказал с первой секунды. У него нет — значит, нет.

Фетисов:

— Могильный серьезно усилил бы команду — как и Житник с Зубовым. Саша, не знаю, по какой причине, мне просто сказал: «Скорее всего, не смогу реально помочь команде. А отбывать номер — это не в моем стиле. Честно, не чувствую драйва. Поэтому я тебе не помощник. Извини». Так сезон у него складывался, что ли... Это для меня по крайней мере была мужская позиция.

Сам Могильный, когда я осенью 97-го спросил его, с чем связан его отказ играть на Олимпиаде в Нагано, ответил схожим образом с тем, как это передал Касатонов:

— В 1988 году я уже выиграл золотую олимпийскую медаль в Калгари, а в НХЛ сейчас есть много более молодых русских ребят, которые заслуживают того, чтобы выступить на Олимпиаде. Я решил уступить кому-то из них свое место. А еще мне хочется провести эти две с половиной недели с семьей, с ребенком, отдохнуть от хоккея. Поэтому я поблагодарил за приглашение, но ответил отказом. Никаких иных причин у моего решения нет.

Да, Александр не юлил, не искал каких-то фальшивых объяснений, не делал себя жертвой чьего-то несправедливого отношения, как многие другие. Но его подход тоже говорит о том, что хоккеист Могильный был вещью в себе. Кто знает, может, это одна из причин, почему выборный комитета Зала славы так долго тянул с его принятием...

И все же нельзя сказать, что он отстраненно вел себя по отношению ко всем, в том числе соотечественникам. Вот, например, рассказ звезды уже следующего поколения — Евгения Малкина, с которым они формально в НХЛ даже не пересеклись:

— Приехал я в Лос-Анджелес в 2006-м после своего побега в Америку. Оказался в летнем тренировочном лагере, в котором участвовали хоккеисты из разных стран. Там были многие известные игроки — Роб Блэйк, Шон Эйвери, Джонатан Куик. И Александр Могильный. Он мне помог. Мы ходили на ужины, тренировались вместе, ходили в зал. Он забирал меня из отеля, и мы вместе ехали на тренировки, завтракали. И плотно общались первый мой сезон в НХЛ. Причем до этого не были знакомы. Тогда на льду я увидел, с какой легкостью он выполняет любые упражнения, делает любые трюки и финты на площадке. Притом что у него в тот момент был выбор — либо заканчивать, либо с кем-то еще подписаться. Он просто поддерживал физическую форму, тренировался наравне с молодыми и хотел продолжить карьеру. Но в итоге подписать контракт не получилось, и он завершил ее.

Почти киношный сюжет — один хоккеист, совершивший побег (пусть страна тогда и называлась по-другому), понимает, что чувствует другой и, встретив его, берет под опеку. В результате облегчая адаптацию в новой стране мальчишки, которому будет суждено выиграть в НХЛ все. А произошло бы так, не окажи тогда Могильный такую вот помощь Малкину, — как знать...

...Для меня осталось большой недосказанностью, что гениальное молодежное звено Могильный — Федоров — Буре так и не сыграло в полном составе за первую сборную на больших турнирах. Впрочем, не факт, что, будь все здоровы и готовы, играли бы вместе — Могильный с Буре с какого-то момента в НХЛ стали играть на одном фланге...

Перед Кубком мира-96 сломался Буре, в Нагано и Солт-Лейк не поехал Могильный, да и Федоров с Буре играли в разных звеньях и по личным причинам с определенного момента перестали общаться. Ах какая это могла быть тройка!

Теперь — тройка членов Зала хоккейной славы в Торонто.

248
  • Apei

    просто он послабее, чем Федоров и Буре

    27.06.2025

  • Apei

    могильный, конечно, слабейший из тройки, но все равно игрок выдающийся. тройка Лемье - Грецки-Месье они бы намотали

    27.06.2025

  • Новоуепинни

    ахахах, я реально затупил )) да, самолет и все такое

    27.06.2025

  • Саша

    Отсюда растут корни кликух, погонял, прозвищ и традиция навешивания ярлыков, а без этого ни одна ЗОНА заключения под стражу не обходится. Не надо навешивать ярлык "предателя" на Могильного. Ты - не судья, не прокурор и не надзиратель, а заключенный ЗОНЫ.

    26.06.2025

  • Саша

    Чтобы кого-то осуждать, ты сначала добейся того, чего добился Могильный за счёт таланта, за счет развития таланта каждодневными изматывающими тренировками, за счёт развития мощности игры силовыми нагрузками. Нет, добиться не можем, а осуждать, - все мы, подменяя чужие полномочия, прокуроры и судьи без диплома. Все мы любим навешивать на других ярлыки. Почему так происходит? Ответ очень прост. Все мы обитаем в ЗОНЕ. Зоной у нас любят называть любые территории нашей Родины. Стой! Запретная зона! Проход строго воспрещен! Вход запрещен! Выход не разрешен! Оставаться недозволено! Ты пользуешься услугами РЖД, едешь на электричке, подходишь к кассе, называешь станцию назначения, а кассир выясняет в какой ЗОНЕ находится твоя станция, так как стоимость за проезд рассчитывается исходя от тарифа за ЗОНУ. Для работников РЖД ты не едешь до станции, а пересекаешь различные ЗОНЫ - этапирует РЖД тебя по ЗОНАМ.

    26.06.2025

  • 804alex

    андрей андреев, из таких как вы получались в нашей стране вертухаи, которые хотели всем пожизненное давать, что бы не дать шанса стране быть человечнее! Тальков пел в песне - я точно знаю что вернусь... в страну не дураков, а гениев... Так вот Могильный вернулся и работает на страну и прославил ее! Только - дураки еще остались.

    26.06.2025

  • Lyuk

    Игрок конечно выдающийся, но уж никак не великий. А как человек... Почему он сбежал понять можно. Нельзя простить как он это сделал. Могильный был не самым бедным, несчастным и угнетаемым в СССР. Здесь его научили играть в хоккей, дали возможность стать богатым и знаменитым. Человек, который считает что он никому ничего не должен и не обязан, а ему все как раз все должны вызывает...ну по меньшей мере брезгливое равнодушие.

    26.06.2025

  • Догада

    прямо мальчиш-плохиш выдал главную военную тайну за печенье и варенье

    26.06.2025

  • Догада

    И я о том же. Вся жизнь Могильного в Хабаровске

    26.06.2025

  • Гена Борисов

    Могилкин Супер. Таких просто не было !!! Молодец !!!

    26.06.2025

  • Михаил Тагилов

    Нельзя комментировать события вне отрыва от исторической эпохи. ЦСКА 40 лет назад был именно Центральный Спортивный Клуб Советской Армии. Подразделение. Командиром его был полковник В.Тихонов. Приказ командира "закон для подчиненного". Это азбука. 11 месяцев на базе. Но был спортивный результат, мололдые игроки ЦСКА получали за это деньги, почёт, славу, любовь всего Советского Союза. Младшего лейтенанта Могильного ведь не отправляли командовать взводом в Афганистан. Не хочешь быть офицером, отыграй 2 года в ЦСКА и уходи в Спартак или Крылья. Из Крыльев в том же 89 легально ушёл в Калгари Пряхин. Дело не в "системе ", как пытается внушить Рабинер, а в человеческих качествах. Кто-то может спать с женой соседа-футболиста пока он на сборах, другой очеренить тренера в журнале Огонек.

    26.06.2025

  • GruzinS

    а у таких как ты, идея свободы это пьянство за рулем без прав и воровство без наказания

    26.06.2025

  • Михаил Тагилов

    Где родился, там и пригодился.

    26.06.2025

  • Догада

    В чем предательство? вернулся в родной Хабаровск, как мог помогал в развитии клуба, да и просто популяризации хоккея в регионе.

    26.06.2025

  • Догада

    и кому и какой ущерб он нанес своим "предательством"?

    26.06.2025

  • Fanatico

    смотри, а то санитары клавиатуру отберут

    26.06.2025

  • Михаил Тагилов

    Что самое интересное, все эти беглецы (Могильный, Федоров) и "отказники" играть за сборную России- Ларионов, Зубов теперь ищут свою кормушку в России, а не за океаном, видимо не достаточно быть просто "членом" Зала. Походя, Рабинер записал в беглецы Малина. С какой стати? Евгений Родину не предавал, за сборную играл при любой возможности. Разногласия в Металлурге это не отношение к стране.

    26.06.2025

  • lenin.vowa2018

    И что? В Англии стоит Кромвель, узнайте сколько людей он погубил. Никто Кромвеля не сносит. В Норвегии их самый знаменитый писатель - фашист, это никто и не оспаривает. И что, никто его из истории не вымарывает. Ленина считали гением самые выдающиеся люди Мира, не чета либерастам вроде вас. И вообще я жив-здоров, всем привет!

    26.06.2025

  • lenin.vowa2018

    ну а кто разбил? Старушки авоськами? Кто-то же чем-то разбил? Камеры обычно стоят там, можете узнать.

    26.06.2025

  • igor1972

    ну хоть что-то стоит в Новосибирске)

    26.06.2025

  • Игорь Волков

    сдуй пену паффософ своих дешевых.

    26.06.2025

  • Игорь Волков

    холоп он

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Я против насилия

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А подменять понятия нехорошо: "К сожалению, точное количество населения России, проживающего в благоустроенном жилье, не зафиксировано в единой статистике. Однако, по данным 2023 года, большая часть россиян (80%) удовлетворены своими жилищными условиями. При этом, 61% россиян проживают в собственной квартире."

    26.06.2025

  • glyhoi94

    пилюли или пи"юли?

    26.06.2025

  • glyhoi94

    хто этих фзушников плюсует?

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Я предложил ей проехать (или хотя бы зайти) со мной в лифте и показать, как я мог бы разбить?

    26.06.2025

  • Stranger in the Night

    А если и впрямь разбили? Как "вы" (или ваши коллеги по самокатам) могли?)

    26.06.2025

  • Stranger in the Night

    Как обычно. Прочитал километр-другой текста светоча - как будто вязкой хурмы поел. С сиропом.

    26.06.2025

  • Stranger in the Night

    "Человек мира" - о "человеке мира"... и их совместной любви. к Родине. Той, которая за бугром.

    26.06.2025

  • Stranger in the Night

    Это точно. Ходил я когда-то дааавно на секцию по боксу. Так там подобным так заморачивали, что к моменту спаррингов ни руки, ни ноги уже практически не поднимались)

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ты уж определись, ты людей спасаешь или с политическими оппонентами счеты сводишь

    26.06.2025

  • андр

    Ну да, ну да, а я помню, что продали страну по ваучерам через чубайсо-гайдаров, организовали в стране жуткую безработицу и смуту, народ обнищал. Даже сейчас вспоминают мрак и беспредел 90-х.

    26.06.2025

  • андр

    В начале 90-х ЕБН происходящее назвал шоковой терепией, обещал, что надо потерпеть, потом типа заживём! И ему верили...

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А Марко подумал, что ты не о нем:)

    26.06.2025

  • андр

    Могильный сам выбирал, где работать и жить. Его право свободного человека. Но то, что он постоянно игнорировал сборную, не простят многие болельщики. Какое отношение к России имеет игрок, которого здесь не видели с 19 лет.

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Захожу в подъезд с электросамокатом. Выходит бабушка, вроде как старшая по подъезду и говорит: - Вы что с этим в лифт? - А что мне на 16 этаж тащить по лестнице? - Нельзя, вы все разбили уже, еще раз и я буду жаловаться, мы вас оштрафуем…

    26.06.2025

  • Stranger in the Night

    Как говорится, рыбак рыбака видит издалека)

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ты постоянно путаешься. Я осуждаю не только насилие, но и призывы к нему

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ты о чем? Ну так напиши суть, начни с неее

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    ты не зная всей сути лезешь в залупу, а ты что хотел , чтоб козла , который грозится взрывать что-то не сдавали?

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    К слову я против любого терроризма и настлия вообще -заскринь:)

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Я же зарекался со стукачом общаться. Давай, гуляй. Как станешь человеком, пиши

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Авторитарный Трамп это нормуль - авторитарный Тихонов это плохо. Народ в любое время одинаков

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    я сделаю скрины какие надо ты не волнуйся

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    По данным следствия, 22-летний местный житель в период с декабря 2022 года по январь 2023 года в чате одного из мессенджеров публиковал комментарии, в которых оправдывал деятельность запрещенных террористических организаций и совершенный в 2002 году теракт на Дубровке в Москве. Разве я такое пишу?

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    за оправдание укринского терроризма, давай попробуем

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    мне-то нетрудно, вдруг отреагируют, поедешь парашу нюхать лет на 5

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    У нас сажают и за Финиста

    26.06.2025

  • Viktor Gribkov

    это нормальная защитная реакция. человек неудачник, сидит на попе роано, но духа взять всё и изменить у него нет. а тут ему показывают поимер как человек взял и пошёл против системы, наплевав на последствия. просто взял и сделал. зависть, обычная зависть

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Сейчас в нашем кино Берия рассматривается, как положительный образ. Могильный из этой же серии.

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    А это ты у оперов спросишь

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А как он оправдывал, написали?

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Бывает и амнезия

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    А можно и не воспринимать

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Главное, что про лекарства помнишь:)

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ленина можно воспринимать как дань прошлому

    26.06.2025

  • miker65

    Рябая такая? В лесу живет, а поёт однообразно - ку-ку?

    26.06.2025

  • echo2011

    Лишний повод поговорить о человеческих качествах Тихонова...

    26.06.2025

  • Юджин Леви

    Оправдываешь терроризм? Может тебя сдать? вот сегодня взяли ещё одного красавчика- от 5 до 7 лет В Красноярске за оправдание терроризма задержали 22-летнего местного жителя.

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Да, Могильный прямо разбогател, как Роттенбергу и не снилось, особенно за счет России-СССР

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    В Новосибирске Ленин стоит на главной площади - а вы говорите?

    26.06.2025

  • Pepe

    Не человека , а террориста украинского, ты чухан опущенный жало заткни своё

    26.06.2025

  • Илья53

    Он сдал преступника органам, за что ему спасибо

    26.06.2025

  • igor1972

    Почитал комменты и понял сколько же здесь людоедов-старперов. 35 лет прошло, страны советов давно нет, жизнь поменялась кардинально, а их все штормит от "предательства". Тоска...

    26.06.2025

  • Fanatico

    Захожу утром на СЭ а тут наср-о как за баней у реднеков сокращение РПЛ другая муть , теперь это, последние акорды Игоряклича ? Думается выкинут его скоро со страниц уважаемого издания. Я так уже давно этого "метра" читаю по диагонали

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    вы сам с собой?

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Патриотический загар - проходит быстро

    26.06.2025

  • miker65

    Его давным-давно пора организовать. Но не у нас, а там где он когда-то был. На горе Олимп.

    26.06.2025

  • Fanatico

    вы это лекарства не пропускайте прописанные и еште меньше сахара хотя слышал это в вашем случае тяжело

    26.06.2025

  • bm

    Российские чиновники, имеющие счета за бугром - настоящие патриоты.

    26.06.2025

  • miker65

    Не тупи! Не про Овцу речь, а про семью музыкантов.

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Привет! Он гнида, признавшийся что донес на человека, за что тому дали 7 лет. Даже если вранье, показательно на что способен нетоварищ Римале

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ты общаншься с ботом, который говорит, что ботов здесь нет:)

    26.06.2025

  • lenin.vowa2018

    в Мире нет страны, кроме России, в которой у населения имеется собственное благоустроенное жилье более чем у 80%. Во всех других жилье или снимают, или вообще живут в лачугах или трейлерах.

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Посмотрел итоги ЧМ-1989 года. Не понял сколько забил Могильный? Ничего?

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Посмотрел итоги ОИ-1988. Американцы в финал не попали, Канада 4-я. Наши финнам дунули. Могильный точно был не главный

    26.06.2025

  • Scallagrim

    Этот "предатель" преодолел продовольстаенный и товарный дефицит, решил квартирный вопиос, отменил выездные визы, отменил запрет на предпринимательство. Он для народа сделал больше, чем все цари и генеральные секретари до него. Но, увы, этому самому народу всегда были милее лагерный барак, колючая проволока и гарантированная тарелка ячневой каши в день.

    26.06.2025

  • mxin

    Как хоккеист, он действительно мега талантлив был. Как человек, он дерьмо, это кстати часто у талантливых людей встречается.

    26.06.2025

  • Scallagrim

    Страна не дает ничего, что не было бы раньше изъято у граждан.

    26.06.2025

  • mxin

    Потому что это очень сильно заниженная цена. И сейчас НХЛ платит больше ченм 250к.

    26.06.2025

  • С детства за Уралмаш!

    Ну не может Раибнер без плагиата! Такая простыня написана - а нового-то ничего, все уже до релоканта написано и не раз. Но разве двуликому это мешает заработать на столь родной ему чужбине?)))

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Приведены его достижения в НХЛ - не особо они тянут на Зал Славы

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Ельцина решили пропиарить на Могильном - отсюда и возникла история с новым паспортом. Детский сад политтехнологий.

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    У нас сложилось впечатление, что парень халявил на тренировках, что разлагающе действовало на команды. Думаю, его многие не любили за раздолбайство.

    26.06.2025

  • Грег Хаус

    Раби дал жару. Перекрасил чёрное в белое - но не особо получилось

    26.06.2025

  • Висячка

    Терпила он )

    26.06.2025

  • mate

    Такое понимает только пацан проживший в эпоху развала СССР. Перестройка Горбачева изменила всех. Подожди пару лет и можешь ехать спокойно. Еще выиграй Олимпиаду в 1992. Но, в 1989 году многие люди изменились. Начали подписывать бумаги без политических смыслов. Женщины начали раздеватся, не то что Варлей носила тогда. Но читать приятно. Поздравляю автора слов и самого Алекса Великого. впрочем, кто я такой чтобы такое делать? Советский комплекс однако.

    26.06.2025

  • Иван

    беженец про беженца. логично

    26.06.2025

  • Женек10

    «Не беспокойся. Забью за ближайшую пару недель пять голов и, если что, на бонусы от них починю То есть мало того, что предатель, так еще и поведение какого-то тупого мажорчика?!

    26.06.2025

  • +79287203681

    Буффало

    26.06.2025

  • Kluchnik

    Всегда считал и считаю его предателем Родины, также как и ЕБН, давшего ему паспорт. Про журналистов типа Рабинера уже и говорить не стоит.

    26.06.2025

  • Новоуепинни

    ну насчет овечкина перегнул канеш, ради краснова словца. перепил чтоле?

    26.06.2025

  • miker65

    Из СССР делали ноги все, кто только имел талант, мозги, характер, силу воли и цель в жизни. Сотни тысяч людей бежали из этого комммунистического ада все 73 года. Лауреаты Нобелевок,чемпионы мира и Олимпиад, гениальные поэты, писатели, художники, музыканты, киношники, актеры… Самолетами, пароходами, вплавь, по воздуху, под землей… Молодцы! Правильно делали. Даже Овечкины…

    26.06.2025

  • alehan.227472

    По настоящему великий игрок. И кого он предал то??? Человек прославил русскую школу хоккея по всему миру!!! Совдепию штоле предал?! Да и в рот её раз так! Я то думал...:)))

    26.06.2025

  • Князь Болтконский

    Не гони.На Могильного постоянно гнали что он предатель.Почитай комменты под старыми статьями о нем,здесь же,на сэ

    26.06.2025

  • Новоуепинни

    Гамзатовым?

    26.06.2025

  • Максим Максимов

    Несколько раз в разных источниках читал, что Могильный отказывался от выступлений за сб.России именно и только потому, что ему де будет неудобно перед своими соседями и коллегами - американцами и что он сам давно американец.

    26.06.2025

  • Олег Олег

    ШТА?

    26.06.2025

  • Главврач Маргулис/

    Благодарю. Я тут. Наблюдаю со стороны, составляю мнение.

    26.06.2025

  • Vintorez

    спасибо, теперь я понимаю каким ядерным мудаком является могильный.

    26.06.2025

  • Boris Mironov

    Это не мешает тебе либерастам подмахивать

    26.06.2025

  • Олег Олег

    Я социалист.

    26.06.2025

  • Олег Олег

    Дело в том, что в Канаде/США профессиональный игрок мог себе в принципе позволить жилье в 19 лет. Да, СССР ему много дал, тут спора нет. И в тот момент он и правда поступил предательски, но человек ищет для себя условия лучше. Может надо было подождать год-два, сейчас бы такого негатива и не видели бы.

    26.06.2025

  • Пистон

    Да откуда здесь боты? Совсем от либерастии крыша едет?

    26.06.2025

  • AK7447

    Ещё один с отъехавшей крышей

    26.06.2025

  • Коэн-Цедек

    пшел вон отсюда, черт

    26.06.2025

  • Valera Krasin

    Говорят он из этих, заднеприводной, поэтому корежит его тут так

    26.06.2025

  • Олег Олег

    Такое ощущение, что ботов нагнали. Как комментаторов, так и лайкующих.

    26.06.2025

  • Илья858

    В 19 лет? На улице жил? Олег, какое своё жильё в 19 лет? Вы о чём? За 19 лет в союзе научили играть в хоккей, выиграл ЧМ и ОИ, трижды выиграл первенство. За 19 лет в НХЛ - один кубок Стэнли?

    26.06.2025

  • Илья858

    Что за рекорд?

    26.06.2025

  • Олег Олег

    Нищим, что даже жилья не было своего. После побега выиграл Кубок Стэнли, вошел в тройной золотой клуб.

    26.06.2025

  • AK7447

    Теперь понял. Зомбирование дошло до уровня Шарикова, которого превращают обратно в собаку: говорить ещё может, но речь уже невнятная.

    26.06.2025

  • Олег Олег

    Прикол в том, что НХЛ пыталась заключить договор с ФХР по компенсации за молодых игроков, которые уезжают. Около 250 тысяч долларов за одного. Федерация отказалась. Зачем? Почему?

    26.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Вы отрицаете вашу подверженность патриотическому психозу?

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Здорово это написать под моим прежним ником:)

    25.06.2025

  • NoName

    будешь махаться с Расулом? ему 15 всего

    25.06.2025

  • Axel Pervolainen

    Деньги пошли! Вещал Ельцин шахтерам, стучавшим касками на Красной Площади.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    ты стукач

    25.06.2025

  • Stilet525

    В девяностые я был лютым фанатом Могильного. Каждое утро покупал СЭ и первым делом просматривал результаты игр Баффало. 92-93г.г. - феноменальный сезон!

    25.06.2025

  • NoName

    опущенка, только лезешь ко всем, тебя тут презирают

    25.06.2025

  • NoName

    ты как опущенный себя ведешь, фу , не мужик, тряпка

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    стукач, изыди

    25.06.2025

  • NoName

    пшел вон, пидрила

    25.06.2025

  • NoName

    какой же ты унылый, зачем лезешь , если совсем не вывозишь?

    25.06.2025

  • Stilet525

    Установил снайперский рекорд, к которому даже Овечкин близко не подходил.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    В чем проявляется патриотизм фррумным лже-патриотов? Они хотят чтобы другие любили ровно так родину, как они - лжепатриоты - того пожелают

    25.06.2025

  • NoName

    О, петуш , подмылся уже?

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Стукач, пшел вон

    25.06.2025

  • NoName

    Всхрюк не зашел че-то, да , надобно перехрюкать

    25.06.2025

  • NoName

    отлей клея , не снюхивай всё, мне кроссовок заклеить надо , на рыбалку ходить

    25.06.2025

  • Kalugin Oleg

    Поэтому клеем упарываешься?

    25.06.2025

  • cермЯга

    Явка провалена. Премии лишить бездаря.

    25.06.2025

  • Porco Rosso®

    То была совершенно другая страна.

    25.06.2025

  • Porco Rosso®

    По чем опиум для народа, Фуета? :hugging:

    25.06.2025

  • cермЯга

    если не понимаешь разницы между Ельциным (где реально была власть жуликов и воров) и Путиным, то ты не в России живёшь.

    25.06.2025

  • Упёртый русский

    Для меня Могильный запомнился тем, что отказывался играть за сборную России. Ну и один сказочный сезон с Лафонтэном, да. Побег-побегом, в то время многие верили в светлую, как им казалось, американскую мечту и уезжали на грани и за гранью фола, но вот то, что не играл за сборную - это плинтус. Всё же, объективно, он добился в НХЛ меньшего, чем Фёдоров и Буре. Ну и ещё удивило, что после окончания игроцкой карьеры он приехал в Россию. Казалось бы, убежал, не играл за сборную, играл всю почти карьеру в НХЛ - оставайся там и живи в так называемой вожделенной для Рабинера и либеров свободе. Но нет - приехал домой...

    25.06.2025

  • "Стыдно и обидно за наш российский футбол" " Слава Могильному" ----------------------------- Ну,Яклич,тебя и колбасит....

    25.06.2025

  • AZ

    Даже рельсы, на которые упомянутый деятель лечь обещал, от смеха, наверное, перекорежило)))

    25.06.2025

  • AK7447

    На каком языке пишешь?

    25.06.2025

  • cермЯга

    Без сборной, которую кинул, не получил бы звания ЧМ и ОИ = в зал славы бы никогда не вошёл. Прост факт.

    25.06.2025

  • AZ

    Слава игрока забывается, а Иудин грех не прощается)))

    25.06.2025

  • Iron Maiden

    Если считать Могильного предателем (по сути человек просто сменил работодателя), то как назвать людей, которые просрали подготовку к сво, как назвать тех кто разворовывал скады с экипировкой, кто ищет голимый договорняк и постоянно говорит о каких то партнерах, вместо адекватных решений, поскольку трясется за бабки и своих корешей? Вот это предатели, поскольку для них личные интересы выше интересов страны и гос-ва. При этом в их руках все властно-распорядительные полномочия.

    25.06.2025

  • Le-stat

    Про "предательство родины" тявкают узколобые сявки. А сколько Могильный сделал и делает для хабаровского хоккея лучше спросить у жителей Хабаровского края. Там его Родина! И живёт не в Монако, и в госдуме не заседает

    25.06.2025

  • cермЯга

    говняная попытка. перехрюкивай.

    25.06.2025

  • AK7447

    Этот сайт, и особенно коментарии, интересены тем, что по ним можно проследить процесс зомбирования русского общества. Ещё несколько лет назад все спокойно относились к людям за граноцей. Потом предателями стали бывшие российские спортсмены, выступающие за другие страны. Теперь уже и Могильный, никогда не менявший спортивного гражданства - враг народа. Скоро следующим будет Овечкин, за то, что играет в США.

    25.06.2025

  • igogohruhru

    неясно что мешало нхл ввести его в зал славы до этого. но сейчас в разгар руссофобии в канаде это должно было произойти. пресса сейчас в основном пишет про него как о первом хоккеисте бежавшем из страны.

    25.06.2025

  • cермЯга

    Из интервью 2011го: Ваш побег - сила или слабость? Услышав вопрос, Могильный рассмеялся.

    25.06.2025

  • Iron Maiden

    Игрок, конечно, классный. По катанию и понимаю игры один из лучших в то время в НХЛ. То что уехал это его личное решение. Но система подготовки и тренировки в Союзе в то время уже изжила себя: бесконечные кроссы, сплошная работа на земле по поводу и без. Даже я этот подход застал еще в 2000-2005 годах, когда на тренировках сплошные кроссы/бег с барьерами, фартлек и т д. Не скажу, что это прям плохо, но не сильно эффективно, особенно если постоянно.

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    Пора либерастию признать псих.заболеваем и всю шоблу в дурку закрыть и забыть.

    25.06.2025

  • Семен Горбунков

    Именно сейчас нужно ввести в Зал славы предателя Родины, чтобы подчеркнуть наше с ними различие в понимании смысла патриотизм и любви к Родине

    25.06.2025

  • cермЯга

    Могильный, если ты это читаешь - знай: ты предатель и сволочь. И все твои ламборгини, гольф и ельцин - сгнили/сгниют вслед за твоей предательской душонкой. Дряной ты человек.

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    "Лишай стригущий, бреющий полет... В чем сила их? В движении вперед! И ты, приятель, брей или стриги, Но убегать от цели не моги!"

    25.06.2025

  • Фердидурка

    Пусть свистнет рак, пусть рыба запоет, Пусть манна льет с небес, пусть Рабинер Себя в себе найдет - вот чудо из чудес!

    25.06.2025

  • cермЯга

    этот коммент Могильному

    25.06.2025

  • cермЯга

    Нормальный бы человек на месте Могильного нос бы высунуть стеснялся из дома на Родине. Факт. И он это знает гадёныш и понимает. И никакие "ламборгини" тут не помогут.

    25.06.2025

  • Илья858

    Самый обычный предатель и трус, ничего выдающегося. Каким нищим он был в Союзе? Он сбежал в 19 лет. Помню, как освещали его побег. И чего он достиг после предательства?

    25.06.2025

  • Bodhishatva

    А чем Могильный отличается от"испуганных патриотов"? Да ничем. Такое же говно ставившее себя выше Родины, выше государства, мол, я вам ничего не должен. И отношение к нему как и к Малкину будет однозначное. Галкин, Малкин, Могильный, Навальный. Много их.

    25.06.2025

  • Dron65

    Его вчера в гарем определили к херчику, это его на радостях понесло

    25.06.2025

  • Dostonbek Khamdamov

    Этот человек настоящее говно

    25.06.2025

  • cермЯга

    ты на бутерате чтоль? охолони

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    Батя твой стукач, иначе как объяснить появление дятла такого как ты

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Тебе пох даже что ты несешь, стукач

    25.06.2025

  • cермЯга

    очень характерный коммент для условного западника: излагает - как будто доктор изучает больного / животное. Надменно так, свысока (не пойми с какого, т к. копни знания такого самопровозглашённого доктора", а там кроме спеси и нет ничего. Ни знаний, ни ума).

    25.06.2025

  • Friendship07

    Сбежал и сбежал. Но почему не приехать играть уже за новую сборную новой страны??!

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    да вообще пох что ты несёшь

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Дело не в том, дрочу я или нет, а в вот что ты определил свою суть как дрочь

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    А ты типо не дрочишь?

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    любое животное, птица, насекомое лучше, чем дрочь

    25.06.2025

  • Андрей Андрей

    у него родители и родственники на его обучение работали,так что он никому ничего не должен.

    25.06.2025

  • cермЯга

    Один только "профессор" Ларионов целую конвеерную линию в нулевых отладил по принципу "молодой русский талант - за бесценок" Было, помним.

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    Тебе хорек лучше подходило погоняло, хотя , возьми дятел лучше, дятел комнатный

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Опять по себе судишь - иначе не можешь

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    Ты- то как раз птица , петя-петушок

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Главврача Маргулиса дождитесь, пожалуйста, а не то - можно навредить, а не помочь.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Спасибо, что разбогатели за счет страны:)

    25.06.2025

  • Serge 129

    С него всё началось. Лично за себя скажу- когда слышу его фамилию с души воротит. Наверняка многие поступили бы как он, он даже и не первый был кто свалил, но запомнился именно он.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Человек не птица

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    И бургеры я ел не больше тебя

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    папа твой стукач

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А мне и не нужно помогать, ибо я здоров

    25.06.2025

  • mmm17

    Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А у тебя сколько по всем аккаунтам, а сколько минус и плюсов, стукач?

    25.06.2025

  • Гарик Ы

    тебе выросшему на омериканских говногамбургерах таблетки уже не помогут, только кастрация

    25.06.2025

  • Юджин Леви

    11486 комментов с апреля у этого клоуна

    25.06.2025

  • Vyacheslav Fedotov

    Nobody are offering you millions of dollars .

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Нет, у меня редактирование не работает

    25.06.2025

  • cермЯга

    в чём он Иуда-то? Ну не склалось пока что. Бывает. От Иуд к Ротенбергам, на самом деле. Которые хоть на страну работают, как ни крути. (за вычетом издержек). А ведь могли как Ходор делать. За тот же крымский мост им спасибо. Ходоры/Березовские просто бы 100% денег положили бы себе в карман и всё.

    25.06.2025

  • Serge 129

    Это было начало конца нашего великого хоккея, в конце этого пути нас ждал Роман Роттенберг. Навсегда Иуда.

    25.06.2025

  • cермЯга

    Так тебя много в комментах, что аж пространства самому не хватает. Сам себя комментишь сидишь)

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Люди любят цель, когда она определена. Желательно - не ими.

    25.06.2025

  • Пан Юзеф

    Пан Гость, я в этой теме только про хоккей.)

    25.06.2025

  • Пан Юзеф

    Люди любят ненавидеть.

    25.06.2025

  • kazial

    Теперь ждём статью про майора Исинбаеву

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    тюрьмы

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Могли бы... Сослагательно. Вместо этого их помнят пендосы добром, ну, и мы вспоминаем КС Детройта, подвиги Буре и Могильного в НХЛ. Фетисова, Ларионова и Славу Козлова, как и Дацюка никто почему-то не считает продажными наймитами. Конъюнктура рулит. "Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст".

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Записочку? Часто оставляют записки при побеге из рьмы?

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Знаете, почему я на стороне Могильного? Потому что прошли десятки лет, Александр Овечкин унхал в Америку из свободной или точнее из полусвободнлй России, стал величайшим в истории НХЛ снайпером, а "патриоты" все также продолжают называть его предателем!

    25.06.2025

  • Гарик Ы

    так то при Союзе и советскими тренерами воспитан, вложено сил да и бабла немало. хоть бы записочку оставил что да как но нет , сбежал втихаря как крыса. для меня и многих он предатель

    25.06.2025

  • Пан Юзеф

    Я ни на чьей стороне. Я не знаю той истории досконально. Не могу и не хочу судить. Но жаль, что все так сложилось. Буре, Могильный и Федоров могли бы стать лучшей тройкой мира 90-х годов.

    25.06.2025

  • cермЯга

    "Если Ельцин что-то обещал — всегда делал". ... Какая дичь! И на рельсы ложился после поднятия цен. И "честные" выборы 96го. Какая мерзость. Всё про этого предателя и алкаша, жаждущего власти, люди помнят.

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    "Да, были люди в наше время... Не то, что нынешнее племя..."

    25.06.2025

  • Rutozid

    Вызывает стойкое равнодушие. Запомнился не хоккеем, а побегом. Но этим запомнился здесь, а там, да - "75 за сезон, кубок стенли, тройной клуб", вообщем, это была очередная добротная бесплатная подпитка НХЛ талантом. Интересно пересчитать на деньги - сколько НХЛ отсюда вывез.

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Время расставило точки над "ё". Жаль, что не тут. Могильный закусился из-за "предателя" - я на стороне игрока и человека.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Все сделал правильно

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А ведь я помню Могильного с детства, не как он играл, не как он выглядел, а и лишь только по одному этому слову - предатель. Я не мог понять, тогда зачем он уехал. Я вырос и понял: он все сделал, ибо поступил как хотел и никого не предал.

    25.06.2025

  • cермЯга

    Для Могильного надо бы на Родине организовать зал дурной славы

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Что не так с вами, Марко?

    25.06.2025

  • Пан Юзеф

    У меня та игра на диске где-то... Бились от души. Но 2:3. У канадцев тоже мощная сборная была: Флери, Сакик, Линден, Грейвз, Дежарден...

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Боюсь, что не выдержат столь эффективного лечения

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Спасибо. Не помню то время, но нарисовали так живописно, что увидел.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Ничто так не бодрит «патриотов» как статья «релоканта», прославляющая «предателя»:)

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Это же я предлагаю судить за то, что не пришло в голову другим

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    "Человек рождается свободным"

    25.06.2025

  • Марко Петкович

    не предал. я не продажная шкура как могильный

    25.06.2025

  • андрей андреев

    ударились Вы

    25.06.2025

  • Дмитрий Ушкачев

    Только патриоты чуть успокоились, тут - Рабинер дровишек в костер подкинул, как умеет.

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    Вы чем ударились?

    25.06.2025

  • Инопланетный гостЬ неизбывный

    А может это ты предал идею свободы?

    25.06.2025

  • Марко Петкович

    Не удивлен, что именно рабинер восхваляет предателя Родины

    25.06.2025

  • андрей андреев

    Не надо оправдывать преступника. Какой бы он не был хоккеист , пусть даже очень заслуженный или одаренный, перед законом все равны. Предатель, дезертир, советский офицер, сбежавший в страну-врага. Приговор должен быть однозначным - пожизненное заключение. Лично для меня решение должно быть однозначным - пересмотр дела - суд и справедливый приговор. А то, что время было или стало тогда другим в 90-ые - слюнявые бредни - сотни тысяч советских граждан потеряли гораздо больше и жили в несравненно худших условиях, чем офицер Советской Армии Могильный. Но никому и в голову не пришло убежать из страны, которая столько тебе дала!

    25.06.2025