3 февраля 2017, 13:30
"Я НЕ СМОГ ДАЖЕ ЗАГОВОРИТЬ С БУРКОМ"
За последние 20 лет всего двум защитникам удавалось набирать более очка за матч на протяжении целого сезона. Самый впечатляющий результат – 1,09 – принадлежит Крису Летангу, правда, провел он в том, усеченном из-за локаута чемпионате-2012/13, всего 35 встреч. Второй в списке – экс-защитник "Вашингтона" Майк Грин, ныне выступающий за "Детройт", которому подобное удалось даже дважды: в сезонах-2008/09 и 2009/10 он набирал, соответственно, 1,07 и 1,01 очка за игру. В скором времени список может пополниться третьим участником: в 51 матче нынешнего сезона веселый гренадер Брент Бернс заработал уже 53 балла (1,04).
Эпатажный защитник "Сан-Хосе" чаще привлекает к себе внимание благодаря цветастым костюмам, десяткам домашних змей, предматчевым танцам и множеству других эксцентричных поступков, которые он совершает чуть ли не ежедневно. И как бы хорошо Бернс ни играл, для публики он, в первую очередь, сумасшедший бородач, готовый в любой момент выкинуть очередную шутку. Но, похоже, в этом году его игра наконец выходит на первый план.
Если Бернс сохранит текущий темп до середины апреля, то станет девятым защитником за всю историю лиги, которому удалось забросить больше 30 шайб за сезон. Конечно, едва ли ему, да и вообще кому-либо удастся когда-нибудь пошатнуть облачный пьедестал Пола Коффи с его 48 голами, но забраться в этом рейтинге выше Рэя Бурка и того же Грина (31) ему вполне по силам.
"Я бы не стал сравнивать себя с этими парнями, – улыбается Бернс в интервью официальному сайту лиги. – Эти парни – легенды. Из-за них я начал играть в хоккей. Как-то я встретил Рэя Бурка в лифте, так я даже заговорить с ним не смог".
Он играючи крушит клубные рекорды результативности защитников: только по количеству передач все еще лидирует Дэн Бойл, но это достижение Бернс должен превзойти еще до конца сезона – а еще он уверенно лидирует в борьбе за "Норрис Трофи". И остается только удивляться, как подобное удается защитнику в лиге, где и форварды-то редко набирают больше очка за игру.
В БОЛЬШИЕ ЗАЩИТНИКИ ИЗ МАЛЕНЬКИХ ФОРВАРДОВ
Вообще говоря, этот беззубый весельчак – не очень-то и защитник. Он достоин шутливого звания полузащитника, может быть, даже больше, чем давно привыкший к нему Эрик Карлссон. Дело даже не в том, что Бернс больше нападает, чем обороняется. Вы не найдете в лиге другого игрока, который пережил бы за свою карьеру такое количество смен амплуа.
Он не выходил на лед в качестве форварда уже почти три года, но многие до сих пор обозначают его позицию "D/RW". Даже задрафтован он был как правый нападающий, причем на восемь позиций выше, чем по сей день выступающий в этом амплуа будущий обладатель "Харт Трофи" и член Тройного золотого клуба Кори Перри.
В том же 2003 году в фарм-клубе "Миннесоты" он впервые попал в умелые руки Тодда Маклеллана, который решил, что этот высокий, мощный и пока еще гладко выбритый нападающий принесет больше пользы на синей линии. Десять лет спустя в измученном травмами "Сан-Хосе" тот же Маккелан перевел одного из лучших защитников лиги обратно в форварды. Эти смены амплуа прошли так легко и успешно, что даже в 2015-м, через год после возвращения Бернса в оборону, "Пингвинз" рассматривали его в качестве возможного усиления правого фланга атаки.
Вероятно, это были только слухи, ведь в конечном итоге "Питтсбург" тогда подписал Фила Кессела. Но сложись обстоятельства немного иначе, возможно, вместо тройки ХБК (Хагелин – Бонино – Кессел) была бы ХББ, рекорды "Сан-Хосе" остались бы в неприкосновенности, а речь в этой статье шла бы о том, сможет ли огромный силовой защитник "Питтсбурга" опередить звездных одноклубников в борьбе за приз Арта Росса.
"Благодаря сменам позиций я стал по-другому мыслить на льду, – говорит он сам, – Но, я думаю, главным образом это повлияло на мои персональные навыки. Мне понадобилось время, чтобы научиться играть в защите, однако сейчас мне нравится то, как я играю".
К слову, Бернс далеко не всегда был таким огромным и силовым. За год до драфта НХЛ быстрого, юркого 180-сантиметрового форварда, отлично работавшего руками, пригласили выступать за команду "Брэмптон Баталлион" хоккейной лиги Онтарио. Когда через пару месяцев Бернс появился в тренировочном лагере – тренеры не сразу поняли, кто это: за это время он вырос почти на 10 сантиметров, а спустя несколько месяцев – еще на пять.
"Я до сих пор думаю о себе как о невысоком парне, – говорит Бернс. – Я думаю, за счет этого мне удалось улучшить катание и контроль шайбы".
И пока тренеры решали, что с ним делать, он продолжал удивлять их, приводя на командные тренировки персонального тренера по ведению шайбы.
БРОСАЛ, БРОСАЮ И БУДУ БРОСАТЬ
Но не только видение и индивидуальные навыки Бернса изменились после очередной смены амплуа в 2014 году. Вернувшись за позицию защитника, Бернс стал бросать. Много. Очень много. Так много, что вполне мог бы быть последователем знаменитой философии "трех бэ" Александра Кержакова, если бы, конечно, догадывался о ее существовании. В этом году он бросает больше всех в лиге, даже больше Александра Овечкина, практически беспрерывно лидировавшего по этому показателю последние четыреста тысяч лет.
За игру Бернс наносит чуть меньше четырех бросков по воротам, и девять – в сторону ворот. Последний показатель на 74 больше, чем у того же Овечкина. Канадец бросает практически из любых положений – в надежде на удачу, силу и точность броска и, конечно, Джо Павелски, всегда готового подправить или добить в сетку все, что плохо летит.
"Это моя сильная сторона. Я должен бросать. Моя сила в особой химии нашей команды, в нашем стиле игры. Так что, если я не бросаю, значит, я где-то в Ла-Ла Лэнде и мне нужно залить в себя еще один стакан кофе", – смеется Бернс в очередном интервью.
В первой пятерке нынешних "Шаркс" действительно чувствуется особая химия между вечно бросающим Бернсом, все добивающим Павелски и, конечно, Джо Торнтоном, находящим их своими невероятными передачами, – и это, безусловно, одна из важных причин успеха команды и лично Бернса. Новый восьмилетний контракт как нельзя лучше показывает, что он нашел здесь свое место. И, кажется, чем длиннее становятся их с Торнтоном бороды, тем лучше они понимают друг друга на льду.
Конечно, ни один материал о Бернсе не может обойтись без упоминания о его бороде. О цветных татуировках, маске Чубакки, послематчевой пицце и сотнях других эксцентричных поступков, которые он совершает чуть ли не ежедневно. За это его любят тысячи болельщиков далеко за пределами Сан-Хосе. И отчасти поэтому Даг Уилсон захотел сохранить его в команде до сорока лет. Ведь ценных игроков много. Много отличных. Много даже выдающихся. Но Брент Бернс – один. И его игра подтверждает это не хуже, чем чудаковатый имидж.
"Все вечно говорят, что я сумасшедший парень с кучей змей и разных животных, – говорит он в интервью телеканалу Sportsnet. – Все верно, так и есть. Я сумасшедший. Но было бы здорово, если б все вокруг не считали меня просто шутником на коньках. Потому я не думаю, я такой".