Когда «Рейнджерс» отложили в день дедлайна тренировку, чтобы перед ее началом выступил Джон Дэвидсон, все думали, что вот оно — президент клуба объявит об уходе Криса Крайдера, на которого с вожделением смотрели многие потенциальные соискатели Кубка Стэнли. Немудрено, что смотрели: контракт у него до 1 июля; он крупногабаритный нападающий, при этом жесткий и достаточно мобильный; старательный, работящий и неконфликтный; универсален, очень многое умеет, и явных изъянов в его игре не найти; здорово играет на чужом пятаке; и, наконец, он является примером для одноклубников, восхищающихся его отношением к делу.
Да, ему 28, а силовые форварды надолго в лиге редко задерживаются, но для тех, кто хотел выменять знающего пять языков и в том числе русский американца, это совсем уж большого значения не имело. Никто ведь не мешает отпустить хоккеиста летом. А чемпионские окна нынче долго не живут. Только вроде бы открылось у команды такое окно, как его уже заливает бетон с потолка зарплат. Поэтому все и разбрасываются выборами в первом раунде драфта. Особенно если усиливаются конкуренты по дивизиону. И в дедлайн, и после открытия рынка свободных агентов часто можно наблюдать сделки, которые можно охарактеризовать словосочетанием «симметричный ответ». Ответ нередко получается совсем не симметричным, потому что взять действительно нужного качественного игрока, продумав, в каком сочетании и зачем он тебе нужен, и взять парочку не шибко нужных, просто чтобы как-то ответить, — это две большие разницы.
Крайдер легко вписался бы в состав множества команд. Поэтому даже требуемые «Синерубашечниками» за него полцарства мало кого смущали. Но Дэвидсон начал пресс-конференцию не с Криса. Он рассказал, что Игорь Шестеркин и Павел Бучневич в 20.30 воскресенья по времени восточного побережья попали в аварию: автомобиль, ехавший перед ними, затеял разворот. Что и привело к столкновению. Благо оба были пристегнуты, и подушки безопасности сработали. И Бучневич отделался легким испугом. А Шестеркин — сломал ребро. Крайдер тут же отошел на второй план. Как и вскоре последовавшее объявление о его новом контракте с «Рейнджерс»: на 7 лет и 45,5 миллиона долларов.
Дело-то в чем: если бы не российский вратарь, и сам Крайдер наверняка захотел бы уйти, и клуб продолжил бы масштабную перестройку. Именно Игорь стал главным героем последнего отрезка из 20 матчей с 14 победами, причем сам он выиграл 9 из 10, подарив надежду на плей-офф. Сам же ее и отобрал, впрочем, выбыв недели на три, но по крайней мере дал понять менеджменту, да и Крайдеру, что даже с нынешним составом можно ставить достаточно высокие цели уже сейчас. Самым молодым составом среди всех клубов НХЛ. В первой половине сезона бывало, что в заявку на матчи попадало по 7 игроков в возрасте не старше 21 года. Небывалое дело для Национальной хоккейной лиги.
Конечно же, всей этой молодежи нужен ментор в лице Крайдера. Панарин на эту роль не тянет хотя бы в силу языкового барьера, так и не устраненного им даже по прошествии пяти лет за океаном. И, конечно же, всей этой молодежи нужен вратарь, который вытащит, когда свойственная молодости нестабильность вступит в силу. Лундквист с подобной ролью не справился. Возраст определенно сказывается. Георгиев тоже не справился. А Шестеркин взял груз на плечи и спокойненько понес.
Само собой, эмоциональный аспект сыграл свою роль. Хватало случаев, когда ничем не примечательные вратари выдавали удивительный результат. Взять, к примеру, Эндрю Хэммонда, появившегося в составе «Оттавы» в середине февраля 2015-го лишь благодаря травме Робина Ленера. Он стал лучшим игроком НХЛ в марте, выиграл до конца регулярки 20 матчей из 23, вывел «Сенаторз» в плей-офф, а потом сказка закончилась, и он снова превратился в тыкву. Сейчас он играет в АХЛ и совершенно там не выделяется. Как, впрочем, и до своего исторического вызова.
Хэммонд зажигал именно на эмоциях. И выезжал во многом за счет обороны, тщательно оборонявшей пятак и стоявшей там насмерть при помощи нападающих. Технически Эндрю был очень далек от совершенства. Шестеркин — другой. По своим показателям он входит в тройку лучших вратарей АХЛ этого сезона, при том что «Хартфорд» — команда очень средняя. Достаточно посмотреть на статистику сменщика Игоря Адама Хуски за «Вулф Пэк», чтобы многое понять.
Игорь приехал, будучи одним из сильнейших вратарей Европы, одним из лучших в плане технической оснащенности. Он отлично катается, прекрасно владеет клюшкой, здорово читает игру и стал значительно сильнее ментально за годы работы с Рашитом Давыдовым. По итогам 10 матчей в НХЛ, согласно любезно предоставленной Стивеном Валикеттом статистике, он пропустил на 11 голов меньше, чем среднестатистический вратарь Национальной хоккейной лиги. Валикетт, успевший поиграть в России, — главный специалист по продвинутой вратарской статистике по ту сторону океана. Шестеркин отражает на 2,5 процента больше бросков, чем по сути должен был бы. Расчет ведется исходя из голевых моментов и вероятности их реализации. У Стива сложная математическая модель, основанная на огромной выборке. И ему в этом деле вполне можно верить.
Кроме того, Шестеркин пропустил всего 1 бросок из-за пределов слота (ближний и дальний пятаки) из 162, когда видел момент броска без помех. И всего 1 из 33 из пределов слота с тем же условием. Это невероятный показатель. Который нельзя объяснить ни везением, ни каким-то другим сторонним фактором. Только чтением игры, грамотной позицией и правильной стойкой. Отсюда и 9 побед в 10 матчах. При том, что «Рейнджерс» — одна из худших команд лиги по игре на собственном пятаке.
Имея такого вратаря, можно было и за плей-офф побиться. Теперь уже вряд ли получится, но, по крайней мере, вырисовалась картина на следующий год. И обмен Брэди Шея в эту картину вполне вписывается. С его уходом в «Каролину» (взамен получен выбор в первом раунде драфта) потолок уже не будет так сильно жать. С ним — жал бы очень сильно, ведь в следующем году у «Синерубашечников» зарезервировано 7,5 миллиона долларов в платежке под выкупленные контракты Шаттенкирка, Джирарди и Спунера. В 2021-м выплаты по ним прекратятся.
Без Брэди есть возможность продлить Йеспера Фаста и Тони Деанджело, полностью сохранив состав. А проспектов, в том числе в обороне, у «Рейнджерс» вагон. Да и не блистал Шей совсем. Напротив. С учетом Егора Рыкова, Либора Хайека, К'Андре Миллера и Мэттью Робертсона отряд не заметит потери бойца. А через год мы можем вообще не узнать ньюйоркцев, потому что молодости свойственен, в том числе и бурный прогресс. На это, собственно, и расчет. Есть Панарин, один из пяти лучших хоккеистов НХЛ этого сезона. Есть Шестеркин, многое обещающий. Есть Зибанежад и Крайдер, образовавшие прекрасную связку. И если внести в уравнение тот самый прогресс, все выглядит весьма неплохо.
Новый контракт с Крайдером — символ завершения активной перестройки. Теперь пойдет фаза строительства. Которая, вполне возможно, перейдет в стадию, когда «Рейнджерс» будут активно закупаться в дедлайн. Когда уйдет Лундквист, к сожалению, для него.