17 сентября 2018, 00:08
В истории НХЛ было всего два случая, когда 33-летний (или старше) хоккеист забрасывал за регулярный чемпионат больше 50 шайб. Первый – форвард "Бостона" Джонни Буцик с 51 голом в 35 лет в сезоне-1970/71, второй – Яромир Ягр в "Рейнджерс"-2005/06. Чеху было 33 года, и он забросил 54 шайбы.
Более того, из топ-снайперов в истории лиги (возьмем первую двадцатку), которые родились после 1 января 1960 года, а таких 15 из 20, лишь четверо после достижения тех самых 33 лет забивали за сезон больше не то что 50 – хотя бы 40 голов. Кроме Ягра это Марк Мессье (47 в 34 года), Теему Селянне (48 в 36 лет) и Джером Игинла (43 в 33).
Долголетие долголетием, но в возрасте чуть старше 30 практически у всех суперзвезд НХЛ наблюдалось серьезное падение статистических показателей: после 33 Уэйн Гретцки не забивал больше 25, Стив Айзерман – 35, Джо Сакик – 36. Марио Лемье, правда, в 35 лет забросил 35 голов в 43 матчах после трех лет перерыва без хоккея, но побил бы он ветеранские рекорды Ягра и Буцика, мы уже никогда не узнаем.
В той самой топ-двадцатке снайперов, все члены которой разменяли в НХЛ 600 голов, есть один хоккеист, который еще может доказать, что возраст статистике не помеха. Александру Овечкину 33 исполняется сегодня.
Весенне-летний поход "Вашингтона" за Кубком избавил капитана от бесконечных споров о его величии, лидерских качествах и других навыках положительного влиянии на команду. У Овечкина по-прежнему меньше трофеев, чем у Евгения Малкина, Сидни Кросби или Патрика Кейна, но между "единичкой" и "тройкой" гораздо меньшая статусная разница, чем, например, "единичкой" и "нулем".
Александр уже заявил, что хочет выиграть Кубок Стэнли еще раз, и он может на это рассчитывать: окно пика "Вашингтона" будет открыто до тех пор, пока не начнут регрессировать лидеры "Кэпс" – а Овечкин самый возрастной из них. Но при этом еще один успех "Столичных" зависит от множества факторов, которые включают работу нового главного тренера Тодда Рирдена, везение и игру конкурентов, которых только на "Востоке" ("Тампа", "Питтсбург", "Торонто") слишком много. Ситуация, когда именно "Вашингтон" обладает сильнейшим составом в лиге и является главным фаворитом, при Овечкине уже не повторится – у команды слишком небольшие резервы, а усилить состав извне из-за потолка практически невозможно.
Отсутствие Кубка Стэнли автоматически накладывало на россиянина заслуженное клеймо неудачника, которое ставило под большой вопрос его достижения в регулярке. Лучшим без Кубка быть очень-очень сложно – всегда есть то самое "но". Сейчас у Овечкина появилась возможность, не забывая о плей-офф, подумать о уже прекрасном индивидуальном наследии. Разумеется, только в превосходных степенях.
Лучшим хоккеистом в истории НХЛ при наличии Гретцки и Лемье стать уже нереально, но за звание величайшего снайпера побороться вполне возможно. Чисто статистически шансов почти нет из-за почти трех сотен голов отставания от все того же Гретцки, но неформальное признание возможно.
"Эдмонтон" Гретцки в его феноменальном сезоне-1981/82 с 92 голами и 212 очками забросил 417 шайб – больше пяти за игру. Средняя результативность в НХЛ тогда превышала восемь голов за матч и держалась на близком уровне еще несколько лет – на этом фоне пять-шесть шайб за игру в постлокаутную, "овечкинскую" эпоху смотрятся несерьезно.
Однако в последние восемь сезонов в лиге Гретцки ни разу не пробивал даже отметку "40" – и даже если россиянин не достигнет результатов канадца, набитых в веселые 80-е, он может стать тем самым величайшим снайпером за счет стабильности.
Овечкин приехал в НХЛ с монструозными физическими данными, которые позволяли ему забрасывать шайбы из тех позиций, с которых не умеет забивать подавляющее большинство других хоккеистов, и освобождать себе пространство для поиска более удобных мест для броска или индивидуальных проходов. Со временем он практически полностью превратился в ролевого снайпера, максимально ограничив (не без влияния тренеров "Вашингтона") свои действия завершением комбинаций. При Барри Тротце Овечкин постепенно модернизировался до своей третьей стадии: он уже не может быть таким, как в 20-22, (лишь иногда) и доминировать, но зато Александр ушел и от неприятных эпитетов вроде "бегунка-пулялки" – к 33 годам он действительно стал более умным хоккеистом.
В конце нулевых постоянные сравнения Овечкина с Малкиным и Кросби часто заканчивались, причем логично, выводом: после 30 звезды "Пингвинз" будут держать свой уровень, а вот лидера "Кэпс" неизбежно ждет спад, так как его хоккей чересчур завязан на физике. Отчасти Александру помогло практически полное отсутствие травм, которые его соперников-"пингвинов" не пощадили, но во многом заслуга в позитивной трансформации игры Ови его собственная.
И после победы в Кубке Стэнли главная интрига оставшейся карьеры Овечкина в НХЛ именно такова: можно ли оставаться лучшим снайпером лиги не пять, не десять лет, а пятнадцать или даже двадцать.