Джей Пи Бэрри — один из ведущих агентов, работающих с хоккеистами НХЛ. Сумма контрактов его клиентов, среди которых Илья Ковальчук, Евгений Малкин, Никита Гусев, Давид Пастрняк, Филип Форсберг, Якуб Врана, превышает 700 миллионов долларов. А в прошлом Бэрри работал с Александром Могильным, Сергеем Федоровым, Сергеем Гончаром и Яромиром Ягром. В эксклюзивном интервью «СЭ» он рассказал о том, стоит ли ждать обмена Ковальчука, хотел ли бы Малкин покинуть «Питтсбург» и почему Гусева отправляли в запас «Нью-Джерси».
— Это ваше первое интервью с российскими СМИ?
— Думаю, да. Мне, конечно, звонили раньше по поводу коротких комментариев на счет контрактов игроков, но не более.
— У вас несколько российских клиентов в НХЛ. Кто был первым?
— Думаю, Александр Могильный.
— Сейчас общаетесь? После окончания карьеры он, кстати, мало контактирует со СМИ.
— Это правда (смеется). Его нелегко разговорить. Он всегда был весь с головой погружен в хоккей. На самом деле я уже давно не созванивался и не виделся с ним. Пару лет так точно прошло. Хотя я постоянно на связи со своими бывшими клиентами. Общаемся с Сергеем Федоровым. И уже много лет дружим с Сергеем Гончаром.
— Часто с игроками заводите дружеские отношения? Или все-таки лучше держать деловую дистанцию?
— Если работаешь с человеком 10-20 лет, само собой, становишься близкими друзьями. К некоторым действительно привыкаешь — особенно, когда знакомишься с ребятами, когда им по 16 лет. Что касается моей дружбы с Гончаром, он прекрасный человек. Мне кажется, Сергей — отличный пример для подражания для молодых хоккеистов.
— Пару лет назад Илья Ковальчук также начал сотрудничать с вашим агентством. Можно ли сказать, что переход в «Лос-Анджелес» был ошибкой?
— Контракт с «Кингз» очевидно был выгодным. Мы абсолютно точно не совершили ошибку, если говорить о финансовом факторе. Также «Лос-Анджелес» казался самой перспективной и серьезной командой в то время. Все ожидали, что они совершат скачок и перейдут на другой уровень. В этом мы ошиблись. У команды было много проблем, в том числе и в тренерском штабе. Они действительно приняли решение изменить структуру клуба и сделали ставку на молодых игроков. Это как раз и помешало Ковальчуку проявить себя и добиться успеха в команде.
— Обещали ли «Кингз» место в первом или втором звене и много игрового времени перед подписанием?
— Да. По плану Илья должен был выходить в топ-6 и играть в большинстве. Но тренерский штаб решил, что у возрастных хоккеистов не получится то, что могли бы сделать молодые. И они изменили подход.
— Новый тренер «Кингз» Тодд Маклеллан хорошо отзывается о Ковальчуке даже после его ухода.
— Это правда. Когда Маклеллана назначили — он много пытался работать с Ильей, искал различные варианты. Но структура игры клуба уже была настроена под молодых игроков. Поэтому выход найти не удалось. И мы начали подбирать для Кови новый дом.
— Когда Илья стал свободным агентом, в СМИ появилось много слухов по поводу новой возможной команды. Вы вели переговоры и с «Бостоном», и с «Питтсбургом»...
— Мы действительно общались с этими командами. По большей части, с «Бостоном». Они проявляли интерес к Илье еще до нашего подписания с «Кингз». В этот раз они хотели дождаться дедлайна. Но у Кови не было времени — он и так к тому моменту уже не играл больше месяца. Нужно было срочно возвращаться на лед. «Монреаль» был лучшим вариантом для нас в тот момент. Они согласились на все наши условия.
— Сейчас, когда Ковальчук заиграл — уже можно задумываться об обмене в другую команду?
— Думаю, Илье действительно нравится в «Монреале», и он надеется, что команда ответит ему тем же. Но если к концу февраля ближе к дедлайну «Канадиенс» будут вне зоны плей-офф, мы начнем переговоры с другими клубами. Надеюсь, что этого удастся избежать.
— Вряд ли удастся избежать, если Ковальчук действительно хочет выиграть Кубок Стэнли.
— Он и правда этого хочет. Но на данный момент его главная цель — играть в плей-офф.
— Еще один ваш топовый клиент — Евгений Малкин. В этом сезоне он вновь показывает отличную результативность. И многие отмечают, что он раскрывается лучше, когда не играет Сидни Кросби.
— Кажется, в последнее время так и получается. Когда Малкин травмирован, Сидни берет всю ответственность и инициативу на себя. Начинает демонстрировать блестящую игру. То же самое и с Джино. Думаю, это показатель того, что они оба фантастически хорошие лидеры. Они только дополняют друг друга, точно не мешают.
Есть много хороших примеров успешных команд, в которых было именно так. «Чикаго» выиграл три Кубка Стэнли при Тэйвзе и Кейне. Если вернуться к истории — даже Гретцки завоевывал кубки не в одиночку. Тяжело взять трофей, когда в клубе только одна звезда. Даже если говорить о «Вашингтоне» — там, помимо Овечкина, есть еще Бэкстрем, который тоже его дополняет.
— Несмотря на это, ходило много слухов, что Малкин хотел поменять команду, чтобы быть единоличным лидером.
— Несколько лет назад Джино действительно об этом подумывал. Но ему очень нравится в «Питтсбурге». Плюс клуб всегда подстраивается под него, находит различные способы, чтобы удержать его в составе. Они даже прибегают к обменам других игроков. Можно сказать, что Малкин очень привязан к «Пингвинам», и вряд ли он захочет что-то менять.
— В этом сезоне в НХЛ дебютировал еще один ваш клиент — Никита Гусев. Можно ли сказать, что он наконец адаптировался к лиге?
— Поначалу у них были несколько напряженные отношения с «Нью-Джерси». Но Никита решил эту проблему: доказал всем, что он важная часть команды. Сейчас «Девилз» нужно решить проблему с защитой и двигаться вперед.
— Когда Никиту отправили в запас, это шокировало российских болельщиков.
— Я несколько раз говорил с генеральным менеджером «Девилз» на этот счет. Тот объяснял, что ему просто нужно время. На самом деле, они просто пытались заставить Никиту делать какие-то банальные вещи, играть в более закрытый хоккей. Когда он доказал, что может делать и такое, они дали ему шанс и поняли, что Никита реально способен помочь команде. Конечно, мне хотелось бы, чтобы ему позволили выйти на лед и раньше. Но им нужно было выстроить структуру команды и обратить все внимание на провалы в защите.
— Кажется, смена тренера тоже хорошо повлияла на Никиту.
— Честно говоря, да. Новый тренер пошел ему на пользу (смеется).
— Уже думаете о продлении контракта с «Девилз»?
— Сейчас немного рано об этом говорить. Мы, конечно, можем задуматься об этом заранее, но, скорее, начнем говорить о будущем только к концу лета.
— В числе ваших клиентов не только российские звезды, но и лучшие хоккеисты Чехии: Давид Пастрняк, Якуб Врана... Вы работали даже с Яромиром Ягром.
— Да, много лет.
— Вас удивило, когда он заявил, что хочет поиграть в России?
— У Яромира такой характер — он всегда в погоне за чем-то новым. Ему все интересно. К тому времени он уже долго играл в НХЛ. Когда он поехал в КХЛ, лига как раз начала развиваться. А Яромиру просто хотелось перемен. Конечно, я был немного удивлен его решением, но ему предложили отличный контракт. И он не стал упускать эту возможность.
— Не поспешил с отъездом?
— На то время Ягр уже достиг каких-то невероятных цифр в НХЛ. Никто не знает, какие рекорды он бы еще побил, если бы задержался в лиге подольше... Возможно, он покорил бы более крупные рубежи.
— Вы работаете с лучшими хоккеистами мира. Какими качествами, по-вашему, должен обладать хороший агент?
— Команда нашего агентства очень мощная и дружная. У нас сильные отделы маркетинга, кадров и обслуживания. Каждый агент должен уметь постоянно поддерживать связь со своим клиентом и уметь решать все его проблемы очень быстро — это и есть залог успеха. Главные качества хорошего агента — коммуникабельность и способность все быстро организовывать.
— В КХЛ ведущие агенты имеют большое влияние на клубы, в которых играют их клиенты.
— Думаю, у нас, скорее, складываются с клубами партнерские отношения. Если у агентства много важных клиентов для лиги, всегда есть возможность прямого общения с генеральными менеджерами. Я и мои партнеры всегда на связи с руководством клубов — мы уже хорошо знаем друг друга. Всегда готовы помочь и войти в положение той или иной стороны.
— Кого можете назвать своими главными партнерами?
— Думаю, я мог бы выделить каждую команду в этой лиге. Я хорошо знаком со всеми генеральными менеджерами: Роб Блэйк из «Лос-Анджелеса», Марк Бержевен из «Монреаля». И не только они. Со многими мы работаем уже около 20 лет.
— Что вы думаете о том, что НХЛ не хочет пускать игроков на Олимпиаду? Наверняка многие ваши клиенты хотели бы представлять на турнире свою страну.
— Мы всегда на стороне игроков и будем представлять их интересы. Надеюсь, что все-таки удастся найти какой-то выход. Большинство игроков действительно хотели бы принять участие в Олимпиаде — из россиян так точно процентов сто (смеется). Никто не хочет сдаваться, все будут пытаться защищать свои права. Для НХЛ Олимпиада — тоже хороший маркетинговый ход. Для игроков это дополнительная возможность проявить себя. Надеюсь, лига это тоже осознает.
— Все-таки есть хотя бы небольшой шанс?
— Сейчас, конечно, это маловероятно. Но борьба не окончена. У нас есть еще несколько месяцев. Надеемся, что ассоциации игроков НХЛ удастся решить эту проблему и договориться. Правда, сейчас шансы на положительный ответ кажутся очень маленькими.