Несмотря на то, что советских игроков под конец их карьеры выпускали из СССР в том числе и в капиталистические страны, долгое время дорога в НХЛ им была заказана. Первым выходцем из Советского Союза, который сыграл в НХЛ, стал Виктор Нечаев. Бывший нападающий «Спартака» и СКА с помощью фиктивного брака покинул страну и попал в НХЛ во многом случайно — Нечаев провел несколько матчей за «Лос-Анджелес» в сезоне-1982/83 и забил первый советский гол в Национальной хоккейной лиге.
Первого же официального первопроходца пришлось ждать еще шесть лет — роль «пробного шара» досталась нападающему «Крыльев Советов» Сергею Пряхину, который дебютировал за «Калгари» в конце сезона-1988/89. Более того, он стал первым игроком, который получил перстень за победу в Кубке Стэнли, хотя Сергей почти весь плей-офф провел вне состава, и его имени логичным образом не оказалось на Кубке.
В следующем году к Пряхину присоединились члены легендарной первой пятерки сборной, беглец Могильный, защитник Стариков, вратарь Мыльников, в конце сезона подтянулся форвард Анатолий Семенов. Так что несмотря на ряд особенностей (в частности, отношения с Госкомспорта СССР) стало ясно, что дверь в НХЛ для наших игроков открыта.
За несколько следующих лет число россиян за океаном быстро увеличивалось и перешагнуло за полсотни. Этому росту способствовало сразу несколько обстоятельств. Во-первых, советская система, несмотря на некоторые перегибы, была эффективной и подготовила большую группу сильных исполнителей, на которых был серьезный спрос. Хоккеист мог не проходить в сборную, но спокойно поехать и закрепиться в НХЛ.
Например, Игорь Уланов — просто крепкий жесткий защитник, который никогда не был звездой, перебрался за океан и смог сделать себе карьеру в Северной Америке.
Все это сработало вкупе с развалом СССР, который привел к снятию последних барьеров для отъезда (в Союзе изначально собирались открывать дорогу за океан только уже опытным поигравшим хоккеистам) и катастрофическим экономическим положением в России. Если была хоть какая-то возможность покинуть страну, то большинство игроков старалось ей воспользоваться, даже если речь шла о низших лигах Европы. Что уж говорить о предложениях из НХЛ — Россия зачастую не рассматривалась даже как альтернативный вариант.
Это сегодня на интерес из-за океана уже состоявшейся игрок со звездным статусом в КХЛ попытается оценить свои перспективы, посчитает, сколько он потеряет денег, и решит, стоит ли рисковать. А хоккеист средних возможностей, которыйне претендует на ведущие роли в НХЛ, или вовсе откажется туда ехать, или не станет упираться и спокойно вернется назад, если не получится заиграть в течение года (Ожиганов, Яковлев, Антипин, Мамин, Любимов).
Несколько зарисовок из прошлого. Вспомним Олега Петрова, который с первого захода не смог за четыре сезона закрепиться в составе «Канадиенс», затем поиграл три сезона в Швейцарии и вновь поехал в «Монреаль» — даже во второй успешной попытке не обошлось без фарм-клуба. А после завершения энхаэловского этапа карьеры он еще пять лет провел в Швейцарии, прежде чем вернулся в Россию.
Еще более яркий пример — защитник Евгений Наместников (отец форварда «Колорадо» Владислава Наместникова). Евгений восемь (!) лет скитался по различным фарм-клубам Северной Америки. Не стоит его сравнивать с Ринатом Валиевым (с 2012 года за океаном), который поехал в нежном возрасте в юниорские лиги из МХЛ-Б и которому на тот моментв ближайшие пару лет ничего больше, чем игра в ВХЛ, не светило. Наместников же уезжал из основы ЦСКА. Думаете, если у Александра Романова не заладится в «Монреале», он проведет в АХЛ хотя бы два года?
Более того, сейчас успешная игра в КХЛ позволяет при заключении контракта обговорить условия, что игрок не поедет в фарм — Тарасенко, Кузнецов, вероятно, Капризов едут/ехали под гарантии места в основе. В то время как даже такие таланты, как Вячеслав Козлов и Сергей Зубов, в 90-ые прогоняли через сито миноров.
Вдобавок в НХЛ в те времена росло число клубов, а с ним и число рабочих мест. Хотя это было больше следствием, а не причиной, по крайней мере, если мы говорим про первый этап расширения на юг, когда число команд увеличилось в первой половине 90-х с 21 до 26. Желание НХЛ по захвату новых рынков совпало с тем, что появилась возможность наполнить лигу сотней сильных игроков из бывших республик СССР и ЧССР.
Второй этап расширения НХЛ («Нэшвилл», «Атланта», «Коламбус» и «Миннесота») позволил довести число россиян до рекордных семидесяти человек.
После взрывного роста количество россиян стало уменьшаться. И здесь целый комплекс причин. Во-первых, все кто мог уехать, уже это сделал, а приток новых молодых звезд все-таки уступал по качеству тому, что был раньше. Но главным фактором стало улучшение финансовых условий внутри страны и появления у ряда российских клубов хороших денег.
У некоторых игроков, особенно из числа тех, кто не был твердым хоккеистом основы команд НХЛ, появился реальный выбор, а с ним образовались наметки и двустороннего движения. В Суперлигу последовали первые «возвращенцы»: наиболее знаковым и успешным стал переезд в Ярославль Андрея Коваленко, который помог взять «Локомотиву» два золота. За ним потянулись и другие — Буцаев, Торгаев, Зелепукин, Немчинов, Ячменев, Кривокрасов, Юшкевич и, конечно, Твердовский.
Огромную роль сыграл локаут-2004/05. Часть ветеранов через год простоя не смогла вернуться в лигу, среди них были и россияне — Могильный, Малахов, Валерий Буре, Борис Миронов — пусть основной причиной были и травмы. Целая группа игроков после локаута предпочла продолжить карьеру в России и осталась в Суперлиге — Королев, Чубаров, Счастливый, Николишин. Отдельно стоит выделить Королюка и нынешнего главу КХЛ Морозова. В ближайшие несколько лет к ним присоединятся побывавшие во время локаута на «экскурсии» — Сапрыкин, Кваша, Даниил Марков...
Изменилось поведение молодежи: если раньше для многих была одна дорога, то теперь появились варианты. Как итог, кто-то из талантов не сильно упирался в попытке заиграть за океаном — Кольцов, Пережогин, Таратухин, Широков. Кто-то вовсе даже не пробовал поехать — Никулин, Терещенко, Трубачев, Ткаченко.
Все эти тенденции усилились с образованием КХЛ. Тем более появился некоторый барьер — в виде признания лигами контрактов друг друга. Реально стал действовать так называемый русский фактор — менеджеры стали побаиваться делать ставку (драфтовать, менять права) на игроков из России. После чего число полевых энхаэловцев из нашей страны опустилось ниже 30, стабильных игроков основы — ниже 20, суммарное число матчей за сезон — ниже двух тысяч, а число очков — ниже тысячи. В 2012 году показатели во многом уступали тем, что были 20 лет назад, когда постсоветские игроки только обживались за океаном. По сути, в НХЛ из россиян остались только звезды.
В последние несколько лет число энхаэловцев опять стало расти. В очередной раз причины стоит искать в экономике — ослабление рубля и снижение цен на энергоносители спровоцировали рост желающих отправиться за океан. В нынешнем сезоне впервые с 2007 года в лиге сыграло более четырех десятков полевых игроков из России. Однако, опираясь на этот факт, а также на существенный рост числа задрафтованных игроков, говорить о начале ренессансапока преждевременно, даже несмотря на появление еще одного фактора — потолка зарплат в КХЛ.
Качественный рост не поспевает за количественным. Да, 40 с лишним игроков — это успех, но треть из них не является игроками основы. Только 63 процента россиян в сезоне-2019/20 можно отнести к таковым. Это самый низкий показатель за всю историю: очевидно, что перспективы на что-то большее в НХЛ Михаила Воробьева (уже вернулся в КХЛ) или Андрея Чибисова невелики. Во-вторых, в КХЛ сейчас нет большого количества игроков, которые могли бы серьезно изменить положение дел.
Небольшое пояснение к нашей таблице — за игроков основы считаются хоккеисты, которые провели больше половины матчей своей команды в НХЛ, или те, чей статус не подвергается сомнению по результатам предыдущих выступлений, даже если они не дотянули до указанной нормы. Как пример, Павел Буре, будучи лидером «Ванкувера», из-за травмы провел в сезоне-1995/96 всего 15 матчей. Алексей Яшин не играл целый год из-за односторонней забастовки, но в таблице фигурирует как хоккеист основы.
Используются данные регулярных чемпионатов. Владислав Гавриков дебютировал в плей-офф сезона-2018/19, поэтому попадает в статистику только с этого чемпионата.
1. Число российских энхаэловцев в 90-ые могло быть еще больше. Не все звездные или даже просто добротные хоккеисты поехали в Северную Америку. Первые в этом списке Вячеслав Быков и Андрей Хомутов — нет никаких сомнений, что оба были бы состоятельны в НХЛ в плане игровых качеств.
2. Однако не стоит забывать, что далеко не всем мастерам (Крутов — очевидный пример) удалось адаптироваться в новой стране. Все они росли в совершенно другом мире. Даже сейчас не все могут сменить сегодняшнюю России на Америку — набивший оскомину Вадим Шипачев чего только стоит. В начале 90-х различия были намного больше. Игроки, пропадавшие на базах, получали свободу, которая не на всех оказывала благотворное влияние. Кого-то обманывали агенты. Вдобавок многих аборигенов совсем не радовали понаехавшие «комми», отнимающие у них работу, среда была куда более агрессивной, чем сейчас.
3. Плюс помимо россиян в лиге играли и другие выходцы СССР — которые были продуктами той же системы. В силу разных обстоятельств Россия не смогла воспользоваться сполна всем этим наследием на международной арене. Где-то подвели функционеры ФХР, показавшие себя ретроградами, которые не смогли наладить банальный контакт с игроками. Где-то сами игроки, именовавшие себя гордо «профессионалами», почему-то неоднократно показывали себя с противоположной стороны, банально наплевательски относившись к спортивному режиму.
4. Сейчас же ситуация сложилась следующим образом: среди россиян хватает звезд первой величины — не меньше, чем было в 90-е, особенно среди вратарей и форвардов. Однако средний уровень российских хоккеистов значительно упал по сравнению с 90-ми: да, в последние годы регресс сменился обратной тенденцией, но прослойки незвездных, но при этом качественных игроков, явно не хватает. Поэтому россиян в НХЛ и меньше полусотни, при этом многих нельзя назвать реальными энхаэловцами.
Аналитика от Дмитрия Фещенко
15 лет назад наша вратарская школа была на дне. Сейчас российские голкиперы — лучшие в мире //
КХЛ больше не планирует конкурировать с НХЛ. С вводом потолка зарплат это стало невозможно //
Мы уже писали, что АХЛ губит русские таланты. Разоблачаем еще один американский миф