Мы встречаемся в отеле "Марриотт". Коннор Макдэвид усаживается в кресло напротив. Мы начинаем разговор с предстоящего Матча звезд. Разве не это ему пророчили? Претендент на "Харт Трофи" в 20 лет? Лидер лиги по голам и очкам? Самый молодой капитан в истории НХЛ? Хоккейная человек-машина, которая тронулась в дорогу на пути к величию?
"Я хотел заниматься этим с самого-самого юного возраста, – говорит он. – Я ожидал…" Он обрывает фразу на полуслове. Слава научила его взвешивать каждую фразу, каждое слово, которое хоть как-то может натолкнуть кого-то на мысль о его заносчивости и высокомерии. "Нет, не могу сказать, что ожидал… Но ты упорно трудишься и надеешься, что этот труд принесет свои плоды и позволит сбыться твоим мечтам. А я, без сомнения, мечтал именно об этом".
Если сказать, что у Макдэвида все хорошо, то это еще ничего не сказать. Возьмите, к примеру, Майка Босси – легендарного снайпера команды-династии "Нью-Йорк Айлендерс" начала 80-х. Человек, который был включен в сотню лучших хоккеистов НХЛ в истории, встретив Макдэвида в коридоре, протянул ему розовый блокнот – его внучка очень просила об автографе Коннора. Или дадим слово никому иному, как самому Бобби Орру, чье агентство занимается интересами молодой звезды: "Это талант, который рождается раз в поколение".
Преемственность в канадском хоккее можно представить в виде архаичного текста.
И в начале был Бобби. И породил Бобби Ги Лефлера, который породил Уйэна Гретцки, который породил Марио Лемье, который породил Эрика Линдроса, которой породил Сидни Кросби, который породил…
Что же, один веб-сайт, специализирующийся на атрибутике с изображением Макдэвида, назвал себя "Церковь МакИисуса".
Всегда существовала преемственность великих. Будучи подростком, Гретцки боготворил Горди Хоу. Пока Линдрос сминал всех соперников в юниорской лиге, его родители постоянно обращались за советом к Орру. Будучи выбранным на драфте "Питтсбургом", Кросби жил с Лемье восемь лет. "Знаете, это похоже на то, как Джордан принимал бразды правления у Мэджика и Берда, – рассуждает Джефф Джексон, официальный агент Макдэвида и бывший игрок НХЛ. – Игроки разных эпох передают дела преемнику".
И в каком бы виде спорта не рождался новый сверхталант – хоккей, баскетбол или футбол – даже великие не могут иногда удержаться от фантазий и гипотетических рассуждений. Да хотя бы послушайте Уэйна Гретцки: "Ух, хотел бы я увидеть на одном льду 20-летних Макдэвида и Орра. Было бы невероятно любопытно сравнить их".
Когда Макдэвиду было 14, за несколько месяцев до того, как ему присвоили "особый статус" и позволили выступать в юниорской лиге Онтарио, он был приглашен в Торонто в тренировочный лагерь, который организовывала компания Орра – Orr Agency Group. Все ожидали увидеть самого отца-основателя, но он не появлялся. Волнение росло и росло. "Я места себя не находил", – вспоминает Коннор. Наконец, Бобби появился. Он направился прямиком к Макдэвиду и заключил юношу в объятия. "Это не был какой-то специальный жест. Просто Орр – именно такой человек. Очень добрый и любящий".
Так и завязалась дружба между одним из величайших североамериканских игроков и молодым человеком, который только начинал свой путь к вершинам. Ныне 68-летняя легенда и его 20-летний протеже часто общаются, но далеко не все их беседы посвящены хоккею. Орр печется о здоровье Коннора, напоминает тому о важности употребления как можно большего количества овощей, о необходимости хорошего сна. "Это же Бобби Орр. Он повидал все на свете. И если такой человек что-то тебе говорит, то лучше прислушаться. Ведь это огромное счастье, что он готов делиться своим опытом. И нужно ценить каждый его совет", – говорит Макдэвид.
Лишь в одном вопросе Орр не поможет быть советчиком. Он дебютировал в НХЛ в сезоне-1966/67, последний год существования "Оригинальной шестерки". "По-моему, я попадал на обложку журнала Maclean’s (в возрасте Макдэвида), – вспоминает Орр. – Но тогда СМИ не были так развиты и ни о каких социальных сетях даже речи не было. Нам не приходилось сталкиваться с таким потоком информации, как сейчас".
Коннор Макдэвид большую часть жизни прожил под огромным давлением ожиданий. "На каждом турнире первым делом я раздавал множество интервью, – объясняет он. – Но к этому привыкаешь". Когда нападающий выступал за "Эри Оттерс" из OHL, юниорская команда наняла охрану для выездных матчей, так как на всех играх собирался аншлаг. В преддверии драфта-2015, на котором Макдэвид был выбран "Эдмонтоном" под общим 1-м номером, про него был снят документальный фильм. По ходу Матча всех звезд в Лос-Анджелесе представитель Orr Agency Group помогал Коннору следить за расписанием встреч (а также публиковал обновления в "Фейсбуке").
Когда мы заговариваем с Орром о Конноре, то его лицо озаряется, как у любящего дедушки. Его лицо расплывается в довольной улыбке: "Позвольте мне сказать вот что. Парень… его просто преследуют. Но он с честью это переносит. У него есть цель и внутренний стержень. У него все будет хорошо".
Почему он так уверен? Орр сам всегда умел сочетать человеческое обаяние с боевым духом на льду. И в этом Макдэвид на него очень похож. Он обладает самоиронией, может пошутить с друзьями, посмеяться над собой. Коннор склонен к спонтанным действиям, вроде той истории, когда он устроил гонки на санках с другими игроками "Ойлерс". Но мы говорим о том же Макдэвиде, который как-то жаловался маме, что его партнеры не проявляют должного серьезного отношения к игре и с гораздо большим энтузиазмом обсуждают мультфильмы. Тогда ему было 7 лет. "Если он сидит на скамейке, то выражение его лица не меняется. Никаких эмоций", – говорит защитник "Ойлерз" Дарнелл Нерс.
Как и в случае с Орром, он предпочитает не выносить личную жизнь на суд общественности. Если его спросить о подробностях их бесед, то Коннор отказывается посвятить нас в тайны: "Не хочу вдаваться в детали. Да это и не так важно". Наконец, он чуть-чуть раскрывается: "Говорим о жизни. Ничего больше. Он знает, что я уже имею хорошо представление о мире хоккея".
Именно. Орр и не собирается учить его играть. "Разве есть смысл рассказывать ему, что делать на льду? Чему его можно научить? Что нужно изменить?"
Время всегда неумолимо. Орр завершил карьеру после сезона-1978/79. 8-кратный обладатель "Норрис Трофи", признан трижды самым ценным игроком, два Кубка Стэнли и два разбитых колена. Но на следующий сезон в НХЛ появился 19-летний юноша из Онтарио, который показал хоккейному миру то, что тот никогда прежде не видел.
Игра за воротами, невероятное видение площадки, точнейшие передачи – Гретцки совершил революцию. Ныне вице-президент Oilers Entertainment Group, Гретцки настаивает, что не пропустил ни одного мачта "Нефтяников" в нынешнем сезоне. Когда 99-й номер оценивает 97-го, то видит в нем исток новой революции в игре. "Что отличает Коннора от других? То как он ведет шайбу. Он кидает ее вперед, словно футбольный мяч. Ты быстрее бежишь без меча, нежели обводя соперников. Думаю, он изменит хоккей. Ведь все стремятся стать лучшими. А сейчас лучшим стал хоккеист, который редко возится с шайбой в центральной зоне".
Макдэвид ушел со льда без набранных очков в первых двух матчах дебютного сезона. Обе встречи закончились поражениями "Ойлерз". "Поймите меня правильно, он был очень хорош. Но Коннор должен считаться с ветеранами", – оправдывался главный тренер Тодд Маклеллан. Но так продолжалось недолго. Макдэвид забил первый гол в третьем матче в карьере – против "Далласа". А затем он забил еще четыре и вдобавок сделал семь передач в следующих 10 встречах, прежде чем травма ключицы не вывела его из строя на три месяца. "Он перестал сдерживать себя (после первых двух игр), – объяснял тренер. – Он показал, кем он является на самом деле".
Так кем же? Во-первых, Макдэвид – главная причина того, что "Эдмонтон" стремится в плей-офф впервые с сезона-2005/06. Он причина того, что посещаемость домашних матчей "нефтяников" выросла на 8,9 процента по сравнению с прошлым сезоном (лучший показатель среди всех клубов НХЛ). "Сейчас все крутится вокруг 97-го номера", – подтверждает управляющий директор "Эдмонтона" Боб Николсон.
Во-вторых, это самый опасный игрок в прорыве… со времен, наверное, самого Орра. На нем соперники заработали уже четыре десятка нарушений – большинство из них зацепы и задержки клюшкой от отчаяния. Соперники просто не находят другого способа, чтобы остановить Коннора.
Представьте защитника, который катится спиной назад, встречая Макдэвида, владеющего шайбой. Теперь нарисуйте воображаемый треугольник, углами которого будут ноги защитника и его клюшка. А что делает Макдэвид? Держит шайбу в этом треугольнике. "За ней сложно уследить и сложно выбить клюшкой, – объясняет защитник "Флориды" Аарон Экблад, выбранный под 1-м номером на драфте-2014. – Вроде она и близко, но до нее не добраться. И в этом ему равных нет".
"Если вы делаете так, что сопернику неудобно добираться до шайбы, то вы делаете все правильно. Используйте это преимущество", – добавляет сам нападающий.
25 января Гретцки встретил бабушку и дедушку Коннора по материнской линии – Питера и Марго Макнамара – в ресторане неподалеку от Honda Center в Анахайме. Тем вечером "Ойлерз" предстояло встретиться с "Дакс". Узнав их, Уэйн пригласил пару посетить игру вместе с ним и его сыновьями. "Я мечтаю, чтобы Коннор в каждом матче набирал по 8-9 очков. Надеюсь, что он побьет какой-то из моих рекордов. Я хочу, чтобы он достиг таких высот, чтобы люди восклицали: "Боже мой, да он лучше Уэйна Гретцки", – признается легендарный нападающий.
Конечно, это не первый раз, когда кого-то называют преемником "Великого". 14 лет назад его спросили, верит ли он, что кто-то сможет превзойти его достижения: 894 гола, 1963 передачи и 2857 очков. Гретцки ответил: "Да. Сидни Кросби".
Кросби оправдал слова всех пророков. К 19 годам он выиграл "Харт Трофи" К 21 он стал обладателем Кубка Стэнли (первого из двух), в 22 года выиграл первое золото Олимпиады (также из двух). Он, наряду со звездой "Вашингтона" Александром Овечкиным, вознес лигу на новые вершины после локаута сезона-2004/05. И до сих пор Кросби остается главным именем в хоккейном мире. Даже несмотря на то что он пропустил старт сезона, именно Кросби остается преследователем Макдэвида в гонке бомбардиров. "Сид все еще остается королем НХЛ, – говорит Орр. – Он заслужил этот титул. Но для Макдэвида это отличный ориентир".
Так было всегда. На Рождество Коннор получал свитера с 87-м номером, его комнату украшали плакаты с изображением Кросби. "Однажды он попросил нас написать письмо Кросби, в котором хотел поинтересоваться, как он справляется с таким давлением, – вспоминает Келли Макдэвид, мама Коннора. – Он чувствовал, что его ожидает то же самое, ведь он так хотел быть похожим на Кросби". Сиду в тот момент было 15 лет, Макдэвиду – 5.
На следующий год Кросби нарекли наследником Гретцки. И с тех пор он лучше остальных понял, что означает этот статус. Именно поэтому в 2012 году капитан "Питтсбурга" очень осторожно высказывался о перспективах 15-летнего Макдэвида: "Да, в чем-то он напоминает мне меня самого".
После окончания Матча всех звезд, на котором Макдэвид побил рекорд скорости со старта с места Майка Гартнера, продержавшийся 21 год, Кросби вновь попросили высказать свое мнение относительно Макдэвида: "Таков его стиль игры. Он не обладает выдающимися физическими данными, так что старается бережнее и внимательнее относиться к шайбе. В этом я вижу нашу схожесть. Но также я могу сказать, что Макдэвид – самый быстрый игрок из всех, что мне доводилось видеть".
Есть и другие схожие моменты в их карьерах. В 2007 году Кросби стал самым молодым капитаном команды НХЛ на тот момент. Позже этот титул перешел к нападающему "Колорадо" Габриэлю Ландескугу, когда "Лавины" вручили шведу капитанскую нашивку в 2012-м. Наконец, первенство в этом вопросе перешло к Макдэвиду. Прошедшим летом, по утверждению Маклеллана, "большинство хоккеистов поддержало это решение". В октябре Макдэвид официально стал капитаном "Эдмонтона". На тот момент ему было 19 лет и 266 дней.
При всем уважение к другим молодым звездам – Патрику Лайне из "Виннипега", Остону Мэттьюсу из "Торонто", Джонни Годро из "Калгари" – именно Макдэвид стал объектом национального поклонения. "Он понимает, что стал лицом "Эдмонтона", – поддерживает эту идею Гретцки. – И скоро он станет лицом всей Национальной хоккейной лиги".
Сейчас Кросби и Макдэвид спокойно сосуществуют в хоккейном мире, покоряя разные конференции. Сид может все еще восседать на королевском троне, но Коннор уже появился в тронном зале. Это непреложная истина.