Нет повести печальнее на свете, чем история существования «Аризоны». Своими телодвижениями «Койоты» давно уже не вызывают ничего, кроме смеха, у окружающих и постоянно подтверждают звание самого бесполезного клуба лиги.
Два года назад мы уже писали огромный текст с объяснением, почему франшиза, которой некогда владел Уэйн Гретцки, абсолютно худшая в НХЛ. С тех пор ничего не изменилось, и для понимания всего происходящего в пустыне его прочтение лишним точно не будет. А особую актуальность он приобретает в свете сегодняшних новостей, после которых клуб как никогда близок к своему краху.
Когда «Койотис», которых погнали всем известными тряпками из Глендейла, прошлым летом с позором переезжали в небольшой городок Темпе на крохотную студенческую арену, то взяли на себя обязательство перед лигой построить себе 16-тысячный дом в новом месте. Разумеется, словами клуб не ограничился и тут же представил проект ультрасовременного стадиона, вокруг которого к 2026 году должны были вырасти музыкальный холл, несколько ресторанов, торговых центров, а также элитный жилой центр.
Мешало грандиозным планам владельца «Аризоны» Алекса Меруэло только одно «но» - получить землю под строительство и одобрение проекта можно было исключительно путем голосования городского совета и последующего за ним общественного референдума жителей Темпе. И если чиновники единогласно (7-0) поддержали миллиардера с кубинскими корнями, то горожане предложению пиццерийного магната оказались не рады, проголосовав во вторник против строительства многомиллионного пристанища для «Койотов» (против проголосовали 56% жителей) и поставив франшизу на грань исчезновения.
Само собой, местные горожане далеко не аскетичные пуритане, которые противятся развитию своей малой родины и не хотят видеть рядом с собой стадионы и концертные площадки. И уж тем более они не выступают против хоккея, пытаясь отторгнуть чуждую вечно летнему штату зимнюю игру. Во многом проблема в репутации «Аризоны», которая за последние несколько лет прогнила насквозь.
С виду планы Меруэло выглядели по-настоящему заманчиво. Он гарантировал депутатам, что все затраты по строительству возьмут на себя частные инвесторы, а реализовать проект планировал на месте нынешней городской свалки площадью 46 акров (18,6 гектара). Взамен же депутаты пообещали бизнесмену, напевшему песни о рекордной прибыли в районе 14 миллиардов долларов в ближайшие 30 лет, избавить его от регионального налога.
Практически сразу предложение латиноамериканца поддержал комиссионер НХЛ Гэри Бэттмен, назвавший этот вариант беспроигрышным как для клуба, так и для города. Однако жители посчитали иначе и отказались дать «Аризоне» даже компостную яму на окраине. И это не шутка — под строительство арены клуб действительно собирался приобрести место, на котором сейчас раскинулась свалка с продуктами органического гниения.
Во-первых, агрессивно настроенные противники сделки сразу же посчитали желание городского совета освободить клуб от уплаты регионального налога, который мог бы принести 500 миллионов долларов в городскую казну, огромным фискальным ударом по Темпе. Возможно, жители могли бы и закрыть глаза на этот шаг муниципалитета. Но одновременно с этим чиновники решили, что компенсировать свой щедрый жест в адрес «Аризоны» можно с помощью повышения налога на доходы физических лиц, которое помогло бы властям отстроить за бюджетные средства дороги в новом мини-квартале. Поэтому не нужно объяснять, почему в разгар обсуждения сделки возникло общественное движение «Темпе превыше всего», ставшее настоящим врагом команды Меруэло и обвинившее того в коррупции.
Во-вторых, территория планируемой застройки оказалась, как назло, расположена вблизи международного аэропорта Sky Harbor, а значит, новый островок развлечений вместе с потенциальной жилой зоной по закону угодил бы в зону с повышенным уровнем шума. Вдобавок к этому, общественность студенческого городка близ Финикса, чьим крупнейшим работодателем считается Университет Аризоны, изначально восприняла в штыки саму идею возведения «элитного жилья» в месте, где давным-давно образовался средний класс.
Но, кажется, главная причина в другом — горожане достаточно быстро поняли, кто такой Алекс Меруэло и почему его команду с позором изгнали из соседнего Глендейла, перед которым у наглого торгаша из Калифорнии и его «Койотов» по-прежнему висит долг размером 1,3 миллиона долларов. С одной стороны, это не такая уж критичная сумма, чтобы разводить демагогию. С другой, «Койотис» настолько часто и нагло обманывали контрагентов на старом месте, что члены городского совета Глендейла начали сливать компромат коллегам из Темпе, как только услышали о намерениях миллиардера переехать в новый дом.
«Чем больше я взаимодействовал с Меруэло и Гутьерресом, узнавая больше о том, как они обращались с людьми как внутри организации, так и за ее пределами, тем больше я начинал сомневаться, стоит ли городу вообще вступать в долгосрочные отношения с «Койотами», — признавался в интервью The Athletic мэр Глендейла Кевин Фелпс.
Узнав о провальных итогах референдума, Гэри Бэттмен мгновенно заявил, что «НХЛ ужасно разочарована результатами референдума и намерена в ближайшее время обсудить с «Аризоной» будущие варианты».
С аналогичным пресс-релизом выступил и сам клуб от имени своего президента Хавьера Гутьерреса:
«Мы очень разочарованы тем, что избиратели не одобрили проект. Как сказал мэр Темпе Кори Вудс, это была лучшая спортивная сделка в истории Аризоны. «Койотис» хотят поблагодарить всех, кто поддержал наши усилия и проголосовал за. Наши владельцы и НХЛ обсудят будущее франшизы в ближайшие недели».
У «Койотис» нет собственной арены и определенного места жительства. У них нет положительных результатов и большой постоянной фан-базы, зато есть куча скандалов в биографии. Над ними в открытую смеются не только владельцы, но и игроки других клубов НХЛ. Над ними потешаются журналисты и сторонние болельщики. Так зачем же лига из года в год тащит эту убогую франшизу?
Не секрет, что Гэри Бэттмен, несколько раз спасавший «Аризону» от банкротства и даже бравший клуб на баланс лиги, в последние годы одержим политикой географического разнообразия. Именно при нем в НХЛ начали плодиться с кроличьей скоростью команды из южных и центральных штатов Америки («Флорида», «Анахайм», «Атланта», «Нэшвилл», «Вегас», «Даллас», «Колорадо», «Каролина»), некоторые из которых были перевезены на некогда не самую благодатную почву из традиционно хоккейных регионов вроде Миннесоты, Квебека и Виннипега.
Не прижились в лучшей хоккейной лиге мира лишь два его детища, чьи названия по иронии судьбы начинаются на «а» — «Атланта» и «Аризона». «Трэшэрз» в 2011-м комиссионер отпустил в холодный Виннипег относительно спокойно. А вот с «Койотис» он носится по сей день, регулярно защищая ее от нападок членов энхаэловского совета управляющих, словно затюканного ребенка из неблагополучной семьи.
Почему Бэттмен клещами вцепился в абсолютно упадочную и убыточную франшизу — для многих настоящая загадка. Вероятность переезда клуба из штата Большого каньона он решительно отвергал, даже когда «Койоты» в клоунском колпаке переезжали на 5-тысячную «Маллет Арену», где они вынуждены подстраиваться под расписание студенческой команды. Впрочем, если отбросить мультигеографические замашки, то чисто логически политика остроносого американца обосновывается несколькими факторами.
Первый — в Аризоне есть действительно сильное молодежное хоккейное сообщество, которое в середине нулевых развивалось дубайскими темпами. Правда, в последние годы его рост остановился из-за абсолютно ужасных результатов и постоянного бултыхания команды между городами штата.
Второй — огромный телерынок и наличие 7,5 миллиона человек, благодаря которым Аризона занимает, по различным оценкам, 14-16-е место в стране по численности населения. Так что простор для привлечения новых болельщиков у клуба точно есть.
Третий — именно в пустыне вырос и получил хоккейное образование один из хедлайнеров нынешней НХЛ Остон Мэттьюс. Ну как можно просто так выкинуть из лиги любимую команду детства усатой звезды «Торонто»?
Однако после провального голосования у «Койотис» нет шансов обосноваться в Аризоне. Во всяком случае, если владельцем клуба останется Меруэло. В Скоттсдейле, некогда бывшим формальной базой команды, нет арены соответствующего уровня, в Глендейле — «Койотов» попросту ненавидят местные власти, а в Финиксе бесстыжего олигарха никто не собирается пускать в 16-тысячный «Футпринт Центр», где играет «Финикс Санз» из НБА. Как же быть?
Если верить инсайдеру TSN Даррену Дрегеру, то интерес к покупке «Койотис» проявляет новый хозяин «Санз» «ипотечный король» Мэт Ишбиа, который в случае приобретения хоккейной игрушки сможет вписать ее в «однушку» к баскетбольной команде. Только в таком случае ему потребуется вложить достаточно большие средства в модернизацию арены, чье отсутствие стало в 2003-м причиной переезда «Койотов» в Глендейл. Чем не выход?
Но нетрудно догадаться, что сейчас вечные разговоры о необходимости перевезти «Аризону» в новый штат наконец-то получили реальную почву. Благо претендентов на вступление в НХЛ всегда хватает. Тут вам и гигантские медиарынки в лице Хьюстона и Атланты, где с третьей попытки хотят возродить большой хоккей. И живущий в режиме девицы у окна Квебек-Сити, где нет большого населения, но есть свежий 18-тысячный стадион и точно будет преданная и убитая по хоккею фан-база.
Определенные планы по поводу НХЛ вынашивает и олимпийский Солт-Лэйк-Сити. Не зря же владелец «Юты Джаз» Райан Смит встал в очередь на получение входного билета. Помимо клуба НБА в собственности у амбициозного 44-летнего гуру кризисного менеджмента есть еще и футбольный «Реал Солт-Лейк-Сити». Теперь же он намерен обзавестись хоккейным проектом и довершить триаду.
Как бы то ни было, существовать с нынешний руководством и владельцами «Аризона» уже не может. И, как бы Бэттмену ни хотелось этого делать, ему пора это признать. Другого варианта в истории с клубом-бомжом нет. Точка невозврата уже точно пройдена.