НХЛ. Статьи

5 августа 2017, 10:30

Лидер, но не диктатор. Философия тренера Панарина и Бобровского

Владимир Омелин
Корреспондент
Этим летом наставник "Коламбус Блю Джекетс" Джон Торторелла во второй раз в карьере был признан лучшим тренером НХЛ. "СЭ" рассказывает об особенностях его подхода и о том, почему Тортс не любит, когда его называют тренером.

"Я ДОЛЖЕН ВНИМАТЕЛЬНЕЕ СЛУШАТЬ"

"Год назад мы с командой обсуждали, что нас в этой лиге абсолютно никто не уважает, – вспоминает Джон Торторелла в интервью официальному сайту НХЛ. – И так и было. А чтобы завоевать уважение и стать теми, кем мы хотим быть, нужно ежегодно проводить значительно больше матчей, чем проводим мы".

К началу октября проблемы с уважением испытывала уже не только команда, но и сам главный тренер. Не успели утихнуть общественные волнения, вызванные провалом на Кубке мира сборной США, как "Коламбус" проиграл на старте сезона четыре матча из шести. Но даже несмотря на нарастающие слухи об отставке, Торторелла оставался удивительно спокойным. Он не обвинял игроков, не кидался бутылками в болельщиков и даже репортерам после матчей отвечал непривычно сдержанно, так и не подарив им новых "почему бы тебе не пойти отсюда на хрен?" и "вам когда-нибудь приходилось драться?"

Репортеры, в свою очередь, прочили Торторелле увольнение еще до начала зимы. Его компетентность ставилась под сомнение, а завоеванные с "Тампой" Кубок Стэнли и приз Джека Адамса многие уже начали называть случайностью. Тем более что с тех пор прошло больше десяти лет, а из недавних подвигов тренера можно было вспомнить разве что несостоявшуюся драку у раздевалки "Калгари", 15-дневную дисквалификацию и бесславный сезон, по итогам которого "Ванкувер" впервые за шесть лет остался без плей-офф.

Он со свистом вылетел из "Кэнакс" и оставался безработным весь следующий год, пока не оказался в "Коламбусе". Этот год по признанию самого Тортореллы помог ему переосмыслить суть профессии:

"Игра постоянно меняется, но заметить это можно только взглянув со стороны – не со скамейки, не принимая решения за доли секунды. Ты можешь увидеть полную картину и заметить тенденции. Я слушал других тренеров, слушал генеральных менеджеров, слушал интервью. И… переосмыслил все. Моей проблемой было то, что я не умел слушать. Это происходит со многими тренерами. Ты словно оказываешься в коконе и не замечаешь ничего вокруг – настолько ты сконцентрирован. И в этот момент ты можешь потерять контакт с людьми".

Он повторял это как мантру во время интервью и пресс-конференций: "я должен лучше слушать", "я должен внимательнее слушать", – но как бы внимательно ни слушал Торторелла, команда продолжала бултыхаться на дне таблицы. Ему потребовалось прослушать в "Коламбусе" ровно год, чтобы, наконец, найти тот самый контакт и завоевать желанное уважение для себя и команды.

Прошлый сезон "Блю Джекетс" начинали практически тем же составом, который в 2015-м финишировал четвертым с конца. Команда не заключила в межсезонье многомилионных контрактов. Не пополнилась громкими именами. Не обменивалась выборами на драфте. Но за первые 56 матчей "Блю Джекетс" набрали больше очков, чем за весь предыдущий сезон, а в конце чемпионата снова оказались на четвертом месте. Но на этот раз – с начала.

"Он взял одну из худших команд лиги и превратил ее в команду, которая практически до последней недели сезона боролась за Кубок президента. Он потрясающий тренер. Он потрясающий мотиватор. Он может выжать максимум из каждого из своих игроков".

Это слова Брэндона Дубински. Того самого Брэндона Дубински, которого пять лет назад "Рейнджерс" сослали в "Коламбус" из-за, по его же собственному заявлению, разладившихся отношений с Тортореллой.

С тех пор тренер изменился. Он почувствовал, что в современной НХЛ нет ничего важнее взаимоотношений. И связался с Дубински сразу после назначения. Чтобы сказать, что рассчитывает на него.

Сложно представить, что еще недавно этот человек публично пикировался с собственными игроками и отчислял людей из команды только для того, чтобы нагнать страху на остальных.

Никита КУЧЕРОВ. Фото AFP
Никита КУЧЕРОВ. Фото AFP

"НУЖНО ПРОСТО ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ ИГРАТЬ"

Никита Кучеров – лучший среди россиян по очкам и заброшенным шайбам в прошлом сезоне – сказал в одном из недавних интервью: "Важно получать удовольствие от того, что ты делаешь. А не выходить и вбрасывать шайбу, как велели. Надо создавать что-то свое, нестандартное. Принимать решения на льду, чтобы соперники этого не ожидали".

По мнению Тортореллы именно этого – отсутствия четких установок и свободы действий на льду – хотят практически все игроки в нынешней НХЛ. И это то, что он готов им дать:

"Выходя на лед, игроки не могут сконцентрироваться, потому что вокруг слишком много информации, – говорит он. – Думаю, это одно из главных изменений в работе всех тренеров, включая меня, – просто давать парням возможность играть. Заложить основы, а потом убраться с дороги".

Суть профессии, считает Торторелла, заключается, главным образом, вовсе не в тактических наработках и схемах, а в том, чтобы выводить игроков на уровень, на который они "и сами не думают, что могут выйти":

"Я всегда слежу за тем, как развиваются члены нашей команды, – говорит он. – А схемы и расстановки я отодвинул на второй план".

И в этом тренер "Коламбуса" преуспел. Количество игроков "Блю Джекетс", проведших под его руководством лучший сезон в карьере, просто зашкаливает. Кэм Аткинсон, Сет Джонс, Александр Веннберг и Сэм Ганье побили собственные рекорды результативности. Джонс и Аткинсон впервые приняли участие в Матче всех звезд. Сергей Бобровский получил вторую "Везину" и вошел в число трех номинантов на звание самого ценного игрока лиги, а Зак Веренски – на звание лучшего новичка. Но сильнее всех влияние Тортореллы почувствовал капитан команды Ник Фолиньо:

"Он – одна из главных причин, почему все перевернулось, – говорит игрок. – Он заставил нас всех – каждого в отдельности и всю команду вместе – стремиться стать лучше. Он изменил порядок вещей".

И дело даже не в том, что Фолиньо забросил в два раза больше шайб, чем год назад. Он стал настоящим лидером, и это заметили не только в "Коламбусе", но и во всей лиге. На недавней церемонии в Лас-Вегасе капитан "Блю Джекетс" получил сразу две награды за лидерские качества и умение быть примером на льду и вне его – призы Кинга Клэнси и Марка Мессье.

Удивительно, учитывая, что всего год назад даже сам Торторелла не верил, что Ник "сможет стать тем, кем он стал". Перед началом сезона тренер предупредил Фолиньо: если он не сможет повести за собой партнеров – несмотря на личные отношения и очаровательные объятия с Бобровским – команда пойдет другим путем. Тортс до сих пор не признает, что это был тренерский ход. Но это сработало.

"Он сделал меня лучше как игрока, как капитана и как человека, – говорит Фолиньо, – он постоянно бросает тебе вызов, а это именно то, что нужно профессиональному спортсмену".

"Мне нравится, что для него ничто не будет достаточным, он никогда не будет удовлетворен. Но он будет первым, кто поддержит тебя, когда тебе это нужно. Он будет первым, кто скажет, как он гордится командой. Но он всегда найдет, над чем поработать, – говорит Фолиньо. – Он заразил нас этим, и теперь мы все чувствуем то же самое".

Джон ТОРТОРЕЛЛА. Фото AFP
Джон ТОРТОРЕЛЛА. Фото AFP

САЛЛИ И ГАЛЛИ

Надо сказать, Торторелла заразил этим не только игроков и не только в "Коламбусе".

"Помощникам тренера тоже нужно давать возможности для роста, – говорит он, – Тренер должен подавить в себе желание все контролировать. Стремиться контролировать, стремиться участвовать в процессе и принимать решения – хорошая черта для лидера. Но гораздо сложнее сказать: "Пожалуй, я отпущу какие-то моменты и позволю другим людям расти”. И для развития команды это огромный шаг вперед".

Возможно, именно благодаря этому умению Тортса двое его бывших помощников – Салли и Галли, как он их сам называет – сейчас уже сами стоят у руля команд НХЛ.

Салли – это нынешний главный тренер "Питтсбург Пингвинз" Майк Салливан, за полтора года превративший "самую ноющую команду лиги" в двукратного обладателя Кубка Стэнли.

"Он очень здорово умеет находить подход к людям, – говорит о нем Торторелла, – а с современными спортсменами это очень важно. Они не такие, как 10 лет назад. С ними нужно обращаться очень аккуратно, и, я думаю, именно в этом его самая сильная сторона".

Но находить подход – вовсе не значит: избегать конфликтов. Этой весной, рассуждая об успехах Салливана, Торторелла буквально взорвал хоккейные СМИ историей о том, как тренер "Питтсбурга" находил подход к команде.

Это случилось, когда Салливан только-только приступил к обязанностям главного тренера. По ходу матча он общался с судьей, когда к ним подъехал Малкин и начал что-то активно выговаривать арбитру. Тренер вдруг повернулся к игроку и сказал: "Заткнись на хрен". Это произвело впечатление на всех: "Ничего себе, он только что сказал Малкину заткнуться?!" – зашептались на скамейке. Очень скоро "Пингвины" перестали жаловаться судьям. А чуть позже выиграли Кубок Стэнли. Салливан нашел к ним подход.

"Иногда люди очень переживают из-за конфликтов, – объясняет Тортс, – но, зачастую, крайне важно вытащить все на поверхность. Приведет ли это к конфликту или нет – не имеет значения, потому что за этим последует откровенность. И ты окажется там, где хочешь быть. Ты решишь проблему и сможешь двигаться дальше. Потому что завтра будет новая проблема".

Второй из помощников Тортореллы – Галли – более известен как главный тренер "Калгари Флэймс" Глен Галуцан. Он пока не достиг таких высот, но, по крайней мере, в первый же сезон вывел команду в плей-офф.

А с нового сезона уже бывший помощник Салливана – Рик Токкет – будет главным тренером "Аризоны". И, похоже, он проповедует те же ценности:

"Я не собираюсь вырывать клюшки из рук парней, – сказал Токкетт после назначения, – Я не хочу, чтобы они постоянно думали. Я хочу, чтоб они играли. Игрокам нужно давать свободу, особенно в нынешней НХЛ".

2004 год. Джон ТОРТОРЕЛЛА с Кубком Стэнли. Фото AFP
2004 год. Джон ТОРТОРЕЛЛА с Кубком Стэнли. Фото AFP

"НАСТОЯЩАЯ РАБОТА НАЧИНАЕТСЯ СЕЙЧАС"

В конце июня Торторелла получил приз Джека Адамса, а в минувший понедельник ожидаемо подписал с "Коламбусом" новый контракт. Отвечая на вопросы о награде, Торторелла использовал слово "я" только во фразах вроде "я очень горжусь нашей командой":

"Эта награда всей организации, – говорил он. – У нас чертовски хорошая команда. Она мне очень нравится. Просто принято все приписывать тренерам. Нам достается слишком много, когда мы побеждаем. И слишком сильно – когда проигрываем".

Тортс вообще предпочитает, чтоб его не называли тренером:

"Мне не нравится это название, потому что мы все работаем вместе. И нужно значительно больше времени, чтобы стать командой, когда игроки чувствуют, что есть разница между "ты" и "мы". Ты недолго пробудешь лидером, если в твоем сознании есть деление на "я" и "они".

"Лидерство не имеет ничего общего с диктатурой. Один из главных аспектов лидерства – умение воодушевлять людей и давать им возможности. Терпеть не могу, когда меня называют тренером".

Но как бы то ни было, Торторелла сейчас – не просто тренер, а лучший тренер во всей НХЛ и один из шести человек, кто удостаивался этого звания дважды. Хотя сам он оценивает итоги прошлого сезона довольно скромно:

"Мы просто заложили небольшую основу, построили фундамент. Теперь нам нужно продолжать расти как команде и как организации".

То, что Торторелла называет фундаментом, – на самом деле самый удачный сезон в истории "Коламбус Блю Джекетс". Команда переписала клубные рекорды по количеству набранных за сезон очков (108), побед (50) и множеству второстепенных показателей, а также провела вторую по продолжительности серию побед в истории лиги (17).

Но, как справедливо отметил Ник Фолиньо, Тортс никогда не будет удовлетворен. После 16-и сезонов в роли главного тренера и Кубка Стэнли он, очевидно, знает, как опасно почивать на лаврах:

"Эта лига не прощает, – говорит он. – Если ты не находишься на шаг впереди, если занят настоящим и не пытаешься постоянно стать лучше как лидер, как "Синий Мундир", как команда, – в следующий момент ты отстал от жизни и по уши в грязи".

"Мы совершили несколько удачных шагов, но сейчас будет гораздо сложнее. Настоящая работа начинается сейчас. Это совершенно другой уровень".

А если получится взобраться на этот уровень?

"Есть следующий уровень, – улыбается Торторелла, – Над ним следующий уровень. А потом еще один …"

4