Я – МСМК ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ
– Недавно Овечкин в своем инстаграме опубликовал две ваши фотографии с подписью "Мужик сказал, мужик сделал": на первой вы еще с роскошной прической, на второй – наголо бритый.
– Однажды во время встречи в ресторане между делом пару лет назад я обмолвился, что в случае победы "Кэпиталз"' в Кубке Стэнли готов расстаться с волосами. У меня прически под "ноль" никогда в жизни не было. Даже в то время, когда я проходил срочную службу в спортивной роте в ЦСКА. Там были послабления для спортсменов. Зато сейчас при встрече со старыми знакомыми ловлю на себе необычные взгляды.
– С какого момента началось сотрудничество с Овечкиным?
– С Сашей мы работаем уже четвертый год. История нашего знакомства проста. Овечкин – лицо одного известного спортивного бренда. Я с этой компанией тоже очень плотно сотрудничал. Когда Александр был в России, то у него с представителем бренда зашел разговор о приглашении тренер по физподготовке. Предложили мою кандидатуру, мы встретились, пообщались и начали работу.
- С Малкиным работает американский специалист, приезжающий к нему летом в Россию. Как получилось, что Овечкин сделал выбор в пользу российского тренера?
- Насколько мне известно, Александр раньше тоже работал с одним американцем. Но потом обстоятельства сложились таким образом, что дальше они не смогли продолжать сотрудничество.
– Ранее вы долгое время занимались легкой атлетикой. Как пришли к своей новой профессии?
– На протяжении многих лет я входил в сборную России по легкой атлетике (прыжки с шестом), выигрывал разные соревнования, в том числе и национальной чемпионат, являюсь мастером спорта международного класса. Со временем пошли травмы, результаты стали постепенно снижаться, и я начал думать о будущем. Сначала неофициально помогал тренеру в работе с молодыми ребятами. Позднее стал понемногу учиться, получать новые знания и начал работать самостоятельно с друзьями, желавшими улучшить свои результаты. Вскоре это стало моей основной профессией, а так называемое "сарафанное радио" дало свои плоды.
До встречи с Александром я работал с представителями разных видов спорта: бокс, теннис, единоборства, баскетбол, фехтование, но хоккеистов не было. Сейчас появились и молодые игроки, и те, кто играет в КХЛ. В хоккее существует своя специфика, но у каждого человека есть по две руки и ноги, и мне надо только подобрать особые упражнения, позволяющие спортсмену использовать свои лучшие качества именно в его дисциплине.
ВЫИГРЫШ КУБКА СТЭНЛИ – ПОБЕДА ВОПРЕКИ
– С возрастом даже самый тренированный организм начинает сдавать. Однако минувший сезон получился для Овечкина в его 32 года феноменальным.
– В него много кто до конца не верил. Мы провели перед минувшим сезоном большую работу. Он сам поменял многие вещи в своей подготовке в лучшую сторону. Нам удалось сделать тренировочный режим более плавным и системным. Однако на успех и завоевание Кубка Стэнли повлияла не только наша подготовка, перемены в режиме питания и восстановлении, но и его колоссальная мотивация. Саша был заряжен на победу как никогда. Во многом на его настрой повлиял позапрошлый год, получившийся у него худшим за несколько сезонов. Может, частично Сашу подстегнули и недоброжелатели. Получилась победа вопреки.
– То есть, мы правильно делали, что его критиковали?
– Да. Он смог извлечь из этого позитивную энергию себе во благо.
– Недавно Овечкин сказал, что у 35-летнего Ковальчука есть 3-4 года, чтобы играть на хорошем уровне в НХЛ. Каков его собственный потенциал?
– В плане "физики" Саша далеко себя не исчерпал. Скажу больше - у него есть еще нереализованные возможности. Приведу понятный пример. Если вы возьмете в первый раз скакалку, то сделаете от силы пару прыжков. Больше практики - будет прогресс. Можно и цирковые элементы со временем исполнять. То же самое касается самых великих спортсменов, даже если говорить о настолько одаренном в физическом плане Овечкине. Есть элементы, которые он не умел правильно делать. Каждое движение, которое мы делаем, направлено на то, чтобы получить большую отдачу на льду. Он учится делать их правильно, чтобы организм работал эффективнее. Во всех движениях человека должна быть красота и гармония.
– Вы с американским коллегой взаимодействуете во время составления тренировочной программы для Овечкина?
– Мы находимся в тесном контакте. По ходу сезона всегда поддерживаю общение с Сашей, обговариваем какие-то моменты. Что касается подготовки перед сезоном, то здесь все стандартно. Две тренировки в день. Шесть дней в неделю. В зависимости от того, что отрабатываем, занятие может длиться от часа до двух. В прошлом году мы с Сашей занимались два месяца. Сейчас из того, что сезон для "Вашингтона" затянулся, будем готовиться несколько меньше. В конце июля я вылетаю в США. Процесс подготовки построим чуть по-другому, но все основные моменты отработаем.
– Вас как тренера вряд ли радует, что празднования Овечкина после победы в Кубке Стэнли настолько затянулись.
– Саша шел к этой цели много лет. Его эмоции легко понять. Насчет "празднований" скажу следующее: Овечкин четко разделяет моменты, когда можно отдыхать по полной программе, а когда необходимо вкалывать на тренировках. Никаких послаблений во время подготовки к сезону он себе не позволяет.
– Секреты программы раскроете?
– Ничего волшебного в подготовке ни в одной спортивной дисциплине не существует. Нет упражнения, которое можно было делать и достигать за счет него большего успеха, чем остальные. Тренировочный процесс Овечкина состоит из работы в зале, упражнений со штангой, кроссов и прочих элементов, хорошо всем знакомых. Нюансы кроются в другом. В какой пропорции сочетать различные занятия, на чем именно сделать упор, какую дать нагрузку, сколько должен составлять временной интервал для восстановления – это уже работа тренера. Тут все очень индивидуально.
Если говорить об Овечкине, то во время тренировки я иногда вижу по его глазам, что сегодня не имеет смысла до малейших деталей придерживаться выбранного плана. Лучше недоделать, чем мучиться. Или наоборот. У Саши отличный настрой и готовность работать и дальше, значит, можно сделать чуть больше. Все варьируется исходя из индивидуальных особенностей спортсмена.
У САШИ ЕСТЬ И СЛАБЫЕ МЕСТА
- Кроссы - это пережиток прошлого?
- Надо разделять моменты, когда его используют. Кросс может быть восстановительным. Беговой нагрузкой часто нагружает игрока в предсезонный период. Бывают моменты, когда тренер ленится что-то придумывать, заставляет спортсменов бежать, чтобы самому не заморачиваться, и сам стоит с секундомером. Сам по себе кросс неплох. Надо только грамотно его использовать, мы с Александром этот элемент применяем.
- Штанга?
- Большие веса направлены на развитие определенных качеств у спортсменов. Есть много методик, позволяющих развить их без поднятия большого веса. Но Саша занимается со штангой с удовольствием, это ему дается легко.
- Овечкин - наиболее одаренный в плане физических возможностей спортсмен, с которым вам приходилось сталкиваться?
- У него великолепные гены. В каких-то вещах он превосходен: сила, выносливость, быстрота. Но есть, как и у каждого, и слабые места. Раскрывать их, извините, не буду. Мы над ними работаем.
- Вам приходится его гонять?
- Конечно. Все - люди, и в какой-то момент каждому приходится тяжело. Бывает, что тебе ничего не хочется делать. Для этого и нужен тренер, который мотивирует и найдет нужные слова.
- Тяжело справляться с человеком, зарабатывающим миллионы и встречающимся лично с президентами России и США?
- Он сам выбрал меня, поэтому изначально принимает какие-то мои условия. У меня нет стандартной линии поведения в отношении всех спортсменов. К каждому нужен свой подход.
ШАГ ЗА ШАГОМ СТАРАЕМСЯ МЕНЯТЬ ПИТАНИЕ
– Величайший баскетболист современности Леброн Джеймс в начале карьеры посещал тренажерный зал с ленцой, но с годами превратился в фаната тренировок. Можно то же самое сказать и про Овечкина?
- За все время, что я с ним работаю, Саша никогда не ленился. Ему бывает тяжело, порой не хочется что-то делать. Но это не лень. Просто иногда тебе не хватает энергии, чтобы выполнить какой-то элемент.
В молодости 90 процентов спортсменов пренебрегают многими необходимыми вещами. Организм в данный период сбоев еще не дает, поэтому рутинные упражнения делать не хочется. С возрастом люди приходят к осознанию того, что надо правильно питаться и восстанавливаться. Я всеми силами стараюсь эти моменты внедрять в нашу подготовку.
- Идеальный подопечный для вас - тот, кто не позволяет себе ни единого послабления?
- Не всегда некоторые вещи настолько плохи, как их воспринимают. Иногда бокал пива не вреден, но и полезен. На физическое состояние он в лучшую сторону, конечно, не повлияет, но с психологической точки зрения, расслабившись, человек приобретает гораздо больше. Заставлять спортсмена действовать как робот далеко не так хорошо, как принято считать.
- Насколько внимательно вы следите за питанием Овечкина?
- Мы стараемся постепенно избавляться от определенных продуктов в его рационе. Например, от колы. Но в целом без фанатизма. Хотя Саша по-прежнему в питании себе позволяет какие-то вещи, которые нельзя назвать однозначно полезными для спортсмена. Я стал работать с ним, когда он был уже сложившимся спортсменом со своими привычками. Ломать их в корне за один день и начать все снова - это неправильно. Мы шаг за шагом стараемся менять его питание. Однако есть более важные моменты, чем смена рациона.
- Какие?
- Они связаны с более грамотным подходом к восстановлению. Это правильный режим дня и хороший сон. Регулярные восстановительные процедуры, будь то массаж или баня. Здесь важна системность.
КУБИКИ ПРЕССА ОВЕЧКИНУ НЕ НУЖНЫ
- Среди хоккеистов становится популярной йога.
- Именно ей Саша не занимается. Но какие-то элементы растяжки во время разминки и в конце тренировки он использует.
- На фотографиях, где Овечкин без формы позирует с обнаженным торсом, он не выглядит рельефным Аполлоном. Лишний вес - это нормально?
- Этот вес неправильно называть лишним. Попробую объяснить, в чем дело. Во-первых, огромная масса помогает Овечкину быть игроком, действующим в своей фирменной силовой манере. Тяжелого человека сложнее остановить на льду. Во-вторых, есть разные виды спорта и разные типы телосложения. Человек может поджарым, сухим. Для прыжков в высоту это идеальное строение. Тогда как для хоккея оно совсем не актуально, тут телосложение Овечкина вполне подходит. Кубики пресса ему не нужны. Жировая прослойка представляет собой запас сил, которую спортсмен может тратить на льду. Если человек сухой, то ему неоткуда черпать энергию, и он начинает сжигать свои мышцы. В изматывающем плей-офф, когда игры идут через день, это важно. Жировой запас это еще и защита от травм. Чем суше мышца, тем больше шансов, что она порвется или будет спазм.
- Что представляет собой "лягушка", названная Овечкиным самым тяжелым упражнением?
- Каждый из нас видел, как прыгает лягушка. Земноводное делает это идеально. Человеку надо максимально близко повторить ее движения. Этот элемент хорош для отработки взрывной силы и силовой выносливости. Тот вариант, который Саше очень "понравился", заключался в прохождении в одном темпе за наименьшее количество прыжков дистанции в сто метров. Любой может попробовать повторить, только неподготовленный человек правильно это упражнение выполнить не сможет. У Саши большой вес, поэтому ему выполнять это упражнение тяжелее. Но он упражнение выполнил. Год от года в базовых элементах наша программа не меняется, но в зависимости от задач появляются новые элементы.
- То есть, если Овечкин не похож на Мистера Олимпия, то в этом ничего страшного?
- Разумеется. Он должен быть похож на Александра Овечкина. Не нужно фанатично окунаться в новые направления. К базовым движениям, известным испокон веков, понемногу добавляем что-то современное.