За последние десятилетия мастера вроде Владислава Третьяка изменили мир хоккея. Часто отмечалось, что он так и не получил возможности в 80-е попробовать свои силы в НХЛ, но советский страж ворот изменил отношение к голкиперам и стиль их игры за те более 15 лет, что отдал ЦСКА и сборной СССР.
Выступление Третьяка на Олимпиадах, чемпионатах мира, Кубке Канады и в Суперсерии-72 навсегда вписано золотыми буквами в историю хоккея, и имя голкипера абсолютно заслуженно включено в Зал хоккейной славы. Лишь политика и упертые чиновники (с советской стороны) помешали ему оставить свой след и в мире НХЛ, но Владислав все равно успел повлиять на поколения вратарей и изменил их подход к игре.
БАТТЕРФЛЯЙ
Историю стиля баттерфляй невозможно рассказывать, не упоминая такие имена, как Гленн Холл, Тони Эспозито и Патрик Руа.
Многие специалисты считают Холла первым вратарем, который не только успешно использовал этот стиль, но и довел его почти до совершенства. И пусть его последователи смогли еще улучшить свои навыки, но прозвище "Мистер вратарь" наглядно говорит о том, как Холл повлиял на развитие игры в свое время. Достижения Холла говорят сами за себя, но можно с уверенностью утверждать, что Северная Америка не готова была увидеть советского голкипера в роли лучшего стража ворот на международном уровне.
В отличие от современных вратарей Третьяк великолепно сочетал новые на тот момент приемы игры в стиле баттерфляй с классическими приемами игры в стойке. Результат получился феноменальным, когда Третьяк поразил всех по ходу легендарной Суперсерии-72, в которой сошлись сборные СССР и Канады. Изначально североамериканские фанаты ожидали уверенной победы своих кумиров, но Третьяк и вся сборная СССР заставили себя уважать. Особенно запомнился именно Владислав, который поражал своими невероятными спасениями ворот.
Третьяк заслужил репутацию одного из самых талантливых и умных вратарей, который никогда не выступал в НХЛ. И пусть Канада одержала итоговую минимальную победу в той Суперсерии, Третьяк не оставил сомнений, кто был лучшим вратарем тех противостояний. Оно возвысило его над другими современниками.
Владислав Третьяк: "Гретцки увидел мою многоэтажку на улице Правды и спросил: "Весь этот дом – твой?"
УСПЕХ
До Суперсерии-72 мало что было известно о Третьяке. И можно смело говорить о том, что североамериканские фанаты явно недооценивали уровень его таланта. Пусть Владислав, которому на тот момент было всего 20 лет, закончил Суперсерию с показателями 88,4 процента отраженных бросков и 3,87 шайбы пропущенных в среднем за матч, голкипер все равно оставил неизгладимое впечатление и множество раз останавливал звездную атаку канадцев. Стоит отметить, что его коллеги из стана соперников показали цифры не лучше – Кен Драйден (83,8; 4,75) и Тони Эспозито (88,2; 3,33).
После окончания Суперсерии 1972 года хоккейный мир ощутил, что не сможет довольствоваться единственным противостоянием сборных СССР и Канады. Так что в 1974-м было решено повторить данный формат. Команды вновь должны были провести по четыре матча дома и на выезде. После первого этапа противостояния команды покинули Канаду, имея в своем активе по победе, поражению и по две ничьих. А затем советская сборная выиграла три из четырех матчей на своей земле. Третьяк выходил в семи из восьми встреч и пропускал в среднем 3,57 шайбы за матч. Тем самым он лишь подкрепил прошлые восторженные отзывы.

После Суперсерии-74 популярность Третьяка в Северной Америке лишь возросла. Российский голкипер всего за пару лет превратился из никому не известного юнца в звезду первой величины. Именно его действия в воротах заставили многих изменить отношения к советскому хоккею. Суперсерии не только продемонстрировали, что на мировой хоккейной карте появилась новая сила, но они также сыграли очень важную роль в эпоху холодной войны.
Напряжение в отношениях между странами существовало уже длительное время, но Суперсерия-72 позволила сборным СССР и Канады встретиться и продемонстрировать свое истинное мастерство всему миру. И пусть хоккейные матчи мало что изменили в отношении к СССР в целом, но игра советских хоккеистов, в том числе не в последнюю очередь и Третьяка, изменила к ним отношение хоккейных болельщиков по всему миру.
Какие это были имена: Валерий Харламов, Александр Гусев, Валерий Васильев, Борис Михайлов, Александр Якушев, Владимир Петров – они поражали своими талантами и навыками. Не отставал от партнеров и Третьяк. Его выступление так впечатлило, что на драфте 1983 года "Монреаль" не пожалел ради Владислава выбор в седьмом раунде. Однако ему так и не было суждено попробовать себя за океаном. Но не стоит думать, что Третьяка запомнят только по Суперсериям. За свою карьеру он сделал достаточно, чтобы считаться одним из величайших вратарей XX века.

Третьяк не только был первым номером непобедимого ЦСКА, но и добился множества успехов на международном уровне в составе сборной СССР.
В список его достижений входят три золота Олимпийских игр, десять побед на чемпионатах мира, золото Кубка Канады-81 и победа в Кубке Вызова в 1979 году. Огромное количество золотых медалей и первых мест. Так что на этом фоне серебро Олимпиады-80 и двух чемпионатов мира и еще одна бронза ЧМ-77 кажутся даже небольшими неудачами.
С каждым годом Третьяк прибавлял. Что в ЦСКА, что в национальной сборной. Он был безоговорочно лучшим вратарем Европы, но так и не получил шанса попробовать свои силы в НХЛ. Его не отпустило советское руководство. В конце концов, после очередного отказа отпустить его в Монреаль Третьяк решил завершить карьеру. Пусть он так и не попал в команду из Северной Америки, но на этом континенте ему присвоен статус легенды.
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
Завершив профессиональную карьеру в середине 80-х, Третьяк, наконец, попал в НХЛ в 90-х, оказавшись в "Чикаго". Хоккейным фанатам так и не посчастливилось увидеть его на льду, но в сезоне-1990/91 он стал тренером вратарей "Блэкхокс", и это сразу же бросилось в глаза. Эд Белфор всегда признавался, что Третьяк был его кумиром. И голкипер не скрывает, что работа под присмотром Владислава очень многое ему дала. Хотя учитель даже не мог изъясняться на английском.
В "Чикаго" начался новый этап карьеры Третьяка. Сам Владислав всегда отличался умением выбрать идеальную позицию в воротах. Но и в других аспектах вратарской техники у него не было пробелов. Так что, даже несмотря на языковой барьер, Третьяк смог донести свои мысли до своего подопечного, в результате чего Белфор выдал прекрасный сезон – 43 победы и 2,5 шайбы пропущенных в среднем за матч.
Дальше карьера Эда пошла по возрастающей. И "Орел" никогда не забывал поблагодарить за это Третьяка: "Мы общались через переводчика. Но и без слов я научился понимать, чего он хочет от меня. Он сам выходил на лед вместе с нами. Как-то он вышел на тренировку, и никто не мог забить ему. Майк Кинэн даже грозил, что выпустит его на следующую игру. Но Владислав отказался и сказал, что пришло время Эдди. И я безмерно за все ему благодарен".
Если кто-то помнит, что Евгений Набоков выступал в НХЛ под 20-м номером, то он, наверное, знает, что Евгений взял этот номер в честь Третьяка. Так же когда-то поступил и Белфор. И пусть Эд проработал под присмотром Третьяка в "Чикаго" всего год, позиционная игра стала одним из его главных козырей, и его ждала в дальнейшем успешная карьера в других клубах НХЛ. Всего за год Владислав помог своему подопечному сделать большой шаг вперед, а также заложил фундамент для дальнейшего прогресса.
Многие известные хоккеисты, вроде Фила Эспозито, отмечали, что Третьяк играл слишком глубоко в воротах. Но советская вратарская школа учила голкиперов полагаться на скорость передвижения, свои рефлексы и реакцию, а не выкатываться навстречу нападающему. Уникальный стиль игры Третьяка, который сочетал в себе лучшие аспекты разных вратарских техник, позволял ему успешно противостоять соперникам на разных уровнях.
ВРАТАРСКАЯ ШКОЛА
После "Чикаго" Третьяк организовал специальную вратарскую школу, которую посещали голкиперы вроде Мартина Бродера и Жозе Теодора. Но Владислав работал не только с опытными вратарями, он уделял время и детям. По сей день его детская вратарская школа считается одной из лучших в Канаде и во всем мире.

Работа с юными спортсменами – это особое призвание, которое далеко не каждому по плечу. Неудивительно, что школа имени легендарного стража ворот привлекает к себе повышенное внимание. Его имя навсегда вошло в число легендарных. Но вместе с тем, чтобы помогать заслуженным профессионалам вроде Белфора, Бродера, Гашека или Теодора, Третьяк всегда находил время, чтобы уделить внимание детям, которые мечтают однажды попасть в НХЛ.
Наконец, ему была оказана высокая честь, и в 2006 году Третьяк был назначен главой Федерации хоккея России. Во время его правления сборная России выиграла долгожданное золото чемпионата мира, но вот на Олимпиадах удача от команды пока отворачивалась.
ВКЛАД В ИСТОРИЮ
Хоккейная карьера Владислава Третьяка стала предметом многих споров в кругах хоккейных фанатов. Некоторые настаивают, что мир так и не получил возможность увидеть его во всей красе, ведь ему так и не было суждено попасть в НХЛ. И хотя дипломатические разногласия не позволили Владиславу когда-то уехать в Северную Америку, он сделал все возможное, чтобы страны смогли обменяться опытом.

На протяжении всей карьеры его окружали блестящие партнеры. Что в ЦСКА, что в сборной СССР. Но некоторые забывают, что на его долю выпали серьезнейшие испытания в очень молодом возрасте. В разгар холодной войны ему был доверен пост первого номера в одном из главных хоккейных событий XX века – Суперсерии 1972 года. И хотя в сборной СССР выступали прекрасные защитники, но на долю вратаря выпало тяжелейшее испытание.
После 1972 и 1974 годов Третьяк завоевал уважение всего хоккейного мира. В те годы сборные СССР и Канады подарили фанатам зрелище, о котором они и не могли мечтать. Во времена холодной войны политические споры отошли на второй план ради игры в хоккей. И именно тогда Третьяк не только вписал свое имя золотыми буквами в историю этого вида спорта, но и помог навсегда изменить отношение к советским, а потом уже российским игрокам.
Теам2
Да хорош))) Он хороший вратарь, но никак не великий. Ему просто повезло играть в лучшей команде мира. А вот Холечек был действительно крут. Из советских с Ирбе по надежности никто рядом не стоит. Сам болел за сборную, и за Третьяка, но особой надежностью он не отличался. В том же матче с Монреалем, помню, маленьким в одном моменте удивился: ого! Третьяк поймал шайбу в ловушку после броска с близкого расстояния! (То есть ловил он редко, если только когда бросали издали) Но повтор показал, что шайба отскочила от штанги и закатилась под него. Я к чему это: он не мог ловушкой шайбы нормально ловить, толкь отбиваал, а чаще просто выкатывался на бьющего и сужал угол обстрела.
13.10.2021
Егорыч85
Не понимаю людей, который хэйтят Третьяка, как президента ФХР. На мой взгляд он отлично справляется, он как никто другой радеет о возрождении детского хоккея.
31.07.2017
Пушкарь в теме
НХЛ,НХЛ...Что такое НХЛ достаточно убедительно доказывала сборная СССР в 70-х-80-х!Наша,советская школа хоккея была самой лучшей в мире!!И хорошо,что Владислав не уехал в эту "пустоту" за океаном,ибо там он растворился бы в ней.Не потому,что там лучшие играли,а потому что именно советски хоккей славился КОЛЛЕКТИВНОЙ игрой,а в НХЛ каждый сам за себя,ибо там играли за ДЕНЬГИ,а в СССР за Родину и для зрителя!!!
31.07.2017
Упёртый русский
Владислав велик! Достаточно матча 81 года с Канадой и 76 года с Монреалем. Ни Коноваленко, ни Холечек таких матчей не играли. И в СС 72 и 74 не стояли. Потому и ниже по рангу - тут даже спорить не о чем. Кэнаки даже не знают ни того, ни другого. И на ОИ Влад был выше Иржи. Так что все по делу. Только Гашек может спорить с Третьяком о лучшем вратаре 20 века. Все остальные - ниже мастью.
31.07.2017
Мартыныч
Третьяк - легенда что бы не говорили! Он и сейчас много делает для хоккея, пусть современные хоккеисты и не так блестают, как его команда. Он давал уровень и рвал многих!
31.07.2017
Werewolf
Вот это моню бомбануло ))))) И как всегда он лучше всех все знает ))) "А как же Олимпиады ? Провалы на них - это уровень российского хоккея." - т.е. лучший в мире игрок все таки не в России играет? ))))))))))))
30.07.2017
Algerd
Так чего, жив, курилка? Фууууух :)
30.07.2017
dijeridoo
А что случилось? Вроде выглядел здоровым...
30.07.2017
foreverCSKAforever
СЭ, ну и шуточки у вас.
30.07.2017
Эрик Рыжий
Третьяк ушел из хоккея из-за того, что его не пустили в Монреаль? Странно: сам он утверждает, что из-за желания быть с семьей больше времени. ни в коем случае не пытаюсь назвать авторов статьи врунами, но либо Саныч, либо они...
30.07.2017
oleg.bob
Третьяк- навсегда!
30.07.2017
PvsZ
Присоединяюсь к комментариям ниже - чёрно-белое фото на главной, "каким запомнили"... сразу подумал, что Владислав Саныч преставился)
30.07.2017
Монте-Кристо(Мститель) .
1) Советские чиновники не разрешали играть советским хоккеистам в НХЛ, Правильно делали. Они сохраняли советский-российский хоккей. Давали ему развиваться, прогрессировать. Только разрешили в конце 80-х и через два-три года российский хоккей начал стремительно деградировать. По сути развалился. 2) Третьяк ушел из хоккея из-за жены. Она ему поставила ультиматум. Или я или хоккей. Об этом позже рассказывал великий Тарасов. Уже, начиная с сезона 1980/81, Третьяка часто временами освобождали надолго от игр ЦСКА. Стоял Тыжных. А Влад жил дома. Он бы и раньше закончил, но ему нужно было третье олимпийское золото. Ради него уговорили Влада еще на два года остаться в хоккее. После ОИ 1984 Третьяк потребовал от Тихонова, чтобы ему разрешили жить дома и только приезжать на тренировки и матчи. Естественно, Тихонов на это пойти не мог. Это бы стало началом конца ЦСКА, а также сборной. Вот так из-за эгоизма бабы Союз лишился лучшего на тот момент вратаря страны. 3) Был ли Третьяк лучшим вратарем мира 70-х и начала 80-х ? Нет. Иржи Холечек был гораздо надежнее. Пока Холечек играл на ЧМ, Третьяк только один раз смог стать лучшим вратарем ЧМ. А Холечек при Третьяке пять раз был назван лучшим вратарем мира. Кто жил в 70-е и смотрел хоккей в СССР знали, что Третьяк не лучший в мире. Это потом из него легенду сделали. Кстати, как и из Харламова. Третьяк был одним из лучших в мире, но не лучшим. Но он являлся членом ЦК ВЛКСМ, не пил, вступил в партию в 20 лет. Умный мальчик. Знал, как надо делать карьеру. Поэтому советская пропаганда всячески Третьяка возносила. Михайлова тоже. И он коммунист, образец в быту, не пил, что являлось большой редкостью для советских хоккеистов. Но Бориса возносили меньше, чем Влада. Ибо Михайлов не был членом ЦК ВЛКСМ, Член ЦК ВЛКСМ, конечно, не член ЦК КПСС, но должность запредельно высокая в те времена. И в отличие от Третьяка великий Борис Михайлов являлся убежденным коммунистом, а Владик всю жизнь был только карьеристом. 4) Большинство наших великих хоккеистов 60-х и 70-х считают, что не Третьяк, а Виктор Коноваленко - наш лучший вратарь всех времен. Но Коноваленко пил. Нарушал режим. И не был образцовым семьянином. Я уж не пишу о должности ЦК ВЛКСМ. А оболванить стадо несложно. Если все СМИ на протяжении многих лет вещают, что Третьяк лучший, то стадо этому охотно верит. Ума то нету. 5) Я считаю, что слабая игра Третьяка в последних матчах Суперсерии 1972 стала главной причиной поражения нашей сборной в данной серии. Только потом ошибки Боброва. Его неопытность и излишний либерализм. И потом много раз плыл Третьяк в разных матчах и являлся причиной поражений сборной и ЦСКА. Пенки с центра поля не являлись редкостью. ЧМ 1977 года проиграли из-за него. А его клинические ошибки в матче с США на ОИ 1980 года ?! Тихонов в том матче поменял Третьяка на 19 минуте 59 секунде ?! Ха-ха. Хорошо отстояв сезоны 1971/72 и 1972/73 потом Третьяк сдал. И так продолжалось до конца сезона 1976/77. С приходом Тихонова Влад прибавил. Но не был стопроцентно надежен. На том же кубке Вызова 1979 года играл посредственно. И лишь после ОИ 1980 Третьяк снова вышел на свой уровень начала 70-х. 6) Был ли Третьяк сильнее Драйдена и Эспозито на Суперсерии 1972 года ? Да. Хотя и поплыл в последних трех играх. Но канадцы еще больше ошибались. 7) Лишь с уходом Холечека из большого хоккея после ЧМ 1978 года Третьяк стал лучшим вратарем Европы. Но не мира. В Канаде на бесподобный уровень вышел Кен Драйден. И лишь после завершение карьеры Драйденом, начиная с сезона 1980/81 Влад, пожалуй, стал лучшим вратарем мира. Но по совокупности в 70-е и в первой половине 80-х он точно не лучше Драйдена и слабее Холечека. 8) Благо ли для российского хоккея, что Третьяк с 2006 года возглавляет ФХР ? Да. Не Влад виноват, что с 1991 года в России спорт, хоккей в частности и все остальное уничтожается. Третьяк смог выжать максимум из того хаоса и бардака, что творится в стране. До него мы и с гораздо более сильным составом не могли 13 победить на ЧМ. И даже редко попадали в призеры. А с ним за 11 лет победили 4 раза. Плюс множество серебра и бронзы. При нем начали относительно успешно выступать вопреки обстоятельствам. А как же Олимпиады ? Провалы на них - это уровень российского хоккея. Ведь с 1991 года страной управляют не советские чиновники. Которые все запрещали. А либералы. Теперь нашим хоккеистам можно свободно в НХЛ уезжать.
30.07.2017
Thomas_Boy_
ТолькоТоронто ___________ И в чем же "полностью вина" Третьяка в поражении 1980-го года?))
30.07.2017
ТолькоТоронто
А статейка так себе...Ниже среднего...То ли грубая заказуха, то ли неумелое зализывание..
30.07.2017
ТолькоТоронто
Также были не менее громкие провалы.....Одна Олимпиада 80 чего стоит. Полностью его вина. что некоторые не стали Олипийскими чемпионами. А кое кто и двух, - трёх кратными. Да и вообще - его гений сильно преувеличен , имхо. Играя за спинами Рагулина, Цыганкова,Лутченко,Фетисова, Ляпкина, Поладьева, Гусева, Васильева, Давыдова, Ромишевского можно было и бамбук покурить. По мне, так Пашков,Зингер, Полупанов,Сидельников были ничуть не слабее. Просто защи у них были классом пониже в клубах.
30.07.2017
DDPD22
Да, своей игрой он действительно изменил к нам отношение, легенда настоящая!
30.07.2017
DDPD22
Настоящая легенда, все верно подметили, он действительно своей игрой полностью изменил отношение к нам.
30.07.2017
Док
По статье - такое чувство, что писал первокурсник (причем двоечник) журфака. Даже в советское (насквозь оцензуриванное) время писали повеселей и оригинальней. А тут действительно, как будто недалекому инструктору поручили написать некролог - причем конец повторяет написанное в начале. === По герою статьи? Да хрен его знает? В ключевом матче (можно сказать даже в турнире) запомнился разве что в 1981 году, когда наша сборная единственный раз выиграла турнир у лучших канадцев и Третьяк заслуженно стал the best. В 1972 году наверно подойдет фраза "не выручил", в 1979-м феерил Мышкин, да и сборная у них была не Канады. Соглашусь с тезой, что стране были нужны герои и положительный образ вроде бы не пьющего молодого комсорга (или парторга?) идеально вписывался в систему. Кстати, в неё (в систему) Владислав Александрович и сейчас вписывается идеально - всегда подпишет нужное письмо)). Олимпионик да еще среди любителей)) - дело конечно хорошее, но малость от лукавого. Также соглашусь, что оставил хоккей он отнюдь не из-за НХЛ, а нежелания сидеть месяцами на сборах.
30.07.2017
Thomas_Boy_
Великий хоккеист, но никудышный чиновник.
30.07.2017
Котэ
Пардон ВХА
30.07.2017
Котэ
amilo Это не наша писанина. Творчество забугорного интернет-портала. Наш, похоже, только перевод. Да и некоторые моменты на инопроисхождение указывают: Третьяк ушел не потому, что его в Монреаль не отпустили, а потому, что не разрешили жить дома, а не на базе. Кстати, что за суперсерия 74 года? 12:26----------------------------СССР против ВХЛ (в ней, а не в НХЛ, тогда играли Халл и Хоу)
30.07.2017
РСМ-1970
Великий, в 70-е годы популярность невероятная была
30.07.2017
Якут Хан
Ахаха, тока увидел))) Иван Шитик)))) толи индус, толи колумбиец)))
30.07.2017
Як Цидрак
Шитик, а как в оригинале Vladislav Tretiak: Goaltending Guru заголовок нельзя было сделать? Переводчик-корреспондент хренов.
30.07.2017
Любитель спорта из АО
Это не наша писанина. Творчество забугорного интернет-портала. Наш, похоже, только перевод. Да и некоторые моменты на инопроисхождение указывают: Третьяк ушел не потому, что его в Монреаль не отпустили, а потому, что не разрешили жить дома, а не на базе. Кстати, что за суперсерия 74 года?
30.07.2017
air1991
Куда редактор смотрит! Аж дёрнулся-думал, ушел из жизни...Фильтруйте заголовки-то! "Порадовали" человека. нечего сказать...
30.07.2017
Pietarin
raver87Блин, вы ребята, давайте поаккуратнее! Когда размещают черно-белую фотку и пишут, каким запомнили, это означает, что человек умер! Немного выдохнул............. Абсолютно согласен. Как обухом по голове!!! Поаккуратнее, журналисты!.....
30.07.2017
Гарик дед-внук
Эххх..ностальжи...
30.07.2017
raver87
Блин, вы ребята, давайте поаккуратнее! Когда размещают черно-белую фотку и пишут, каким запомнили, это означает, что человек умер! Немного выдохнул.
30.07.2017
Вало
Один из лучших вратарей мира за всю историю хоккея . Легенда мирового спорта .
30.07.2017
Самосвалофф
вратарь безусловно великий, но за чем такие сладкие статьи писать? Заказняк что ль?
30.07.2017
Новоуепинни
А воще думал, что в 21 веке так уже не пишут. Воще ад. Какая-то рубрика "Примите поздравления" от коллектива сельсовета своему старосте, написанная 50-летними тетками
30.07.2017
Новоуепинни
Не знаю, что он там изменил. Недавно ОИ-80 с пиндосами зазырил. Как он бабочки пускал и его заменили. А в суперсерии Мышкин 6:0 сухарь сделал. Но Мышкина правильным комсоргом-парторгом не назначали, поэтому он не крутой. А еще можно зазырить, какие законы правильный Единоросс Третьяк в думе напринимал
30.07.2017
РОДЧЕНКОВ ВСЁ ВИДИТ!
Я подумал, что помер.))
30.07.2017