НХЛ. Статьи

28 января 2017, 12:30

Овечкин, Дацюк, Буре и Федоров – в сотне лучших!

Анастасия Жданова
Корреспондент
"СЭ" рассказывает о церемонии объявлении 100 лучших хоккеистов НХЛ всех времен.

ЛЕГЕНДА О ВЕЗИНЕ

Организаторы церемонии, посвященной объявлению ста лучших игроков НХЛ за всю историю, с большим почтением и вниманием отнеслись к каждому хоккеисту. Зрители были избавлены от сомнительного удовольствия лицезреть любое подобие рейтинга: каждому времени свои герои. Разумеется, такое мероприятие было задумано не затем, чтобы огласить, что Уэйн Гретцки лучший хоккеист в истории, а вот Вам, Матс Сундин, отводится почетное 76-е место.

Церемония весьма разумно была разбита на десятилетия, каждому из которых отводились свои ведущие, свои легенды и свои овации. Благодаря этому стало возможным избежать неловких ситуаций, когда действующие игроки попали бы в топ-20, как это было в недавнем рейтинге эксперта TSN Крэйга Баттона. Список ста лучших игроков, представленный в Лас-Вегасе, был составлен с помощью жюри из 58 человек, да и в целом любой не вошедший в топ конкурировал бы не со всей вековой историей лиги, а лишь с представителями своего поколения.

Бобби ОРР. Фото AFP
Бобби ОРР. Фото AFP

Первые 33 игрока были объявлены еще на матче Столетней классики, который прошел первого января между "Торонто" и "Детройтом". Настоящих хоккейных экспертов эпохи Оригинальной шестерки в мире считанные единицы – все, на что мы можем опираться, это пересказы пересказов чьих-то чужих слов, которые никто не сможет проверить. Некоторые истории переросли в легенды – как, например, факт, что Жорж Везина впервые встал на коньки в 18-летнем возрасте. Тот Везина, который стал лучшим голкипером своего времени, когда вратарям было запрещено фиксировать шайбу, а до первых масок было еще ой как далеко.

Так от героев, навсегда оставшихся на кадрах пленки скверного качества, церемония сразу же перескочила к эпохе 70-х. Примерно в то же время со сцены начали звучать первые шутки о возрасте Яромира Ягра и о том, что его можно было включить даже в команду звезд 40-х годов. На экране проносились моменты, о которых известно уже каждому уважающему себя болельщику. "Гол в полете" Бобби Орра, принесший победу "Бостону" в Кубке Стэнли-1970, самая беззубая улыбка мирового хоккея, принадлежащая Бобби Кларку, жующий жвачку Фил Эспозито, первым в истории НХЛ преодолевший рубеж в 100 очков за сезон. Солидные и крайне доброжелательные "старички", выходящие на сцену под рев публики, были так не похожи на самих себя с кадров хроники, где даже самые техничные игроки готовы были раскрошить соперника в пыль.

Фил ЭСПОЗИТО. Фото AFP
Фил ЭСПОЗИТО. Фото AFP

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Постепенно хайлайты становились более четкими, экипировка вратарей – более громоздкой, а на головах хоккеистов начали появляться шлемы. Если 70-е – время, подарившее нам "Звездные войны", о чем не преминули сообщить со сцены, то 80-е – это "Назад в будущее", и, разумеется, на сцену для объявления следующего списка легенд поднялся ни кто иной, как Майкл Джей Фокс. Марти Макфлай, прилетев в свой 2015 год, не должен был удивиться, что рекорды Уэйна Гретцки до сих пор не побиты – разумеется, главным героем той части церемонии стал именно "Великий".

Хотя как бы ни старалась НХЛ последнее время делать упор на персоналии, в целях рекламы и роста популярности концентрируя внимание на отдельных звездах, все равно в хоккее невозможно представить легенду любого калибра без его команды. Во время объявления лучших игроков той поры сразу было упомянуто о двух лучших клубах десятилетия – "Эдмонтоне" и "Айлендерс", которые из десяти кубков выиграли на двоих восемь. Марк Мессье, Гретцки и Яри Курри – это победоносные "Ойлерс", Брайан Троттье и Майк Босси – десять Кубков на двоих в составе "Айлендерс".

Уэйн ГРЕТЦКИ. Фото AFP
Уэйн ГРЕТЦКИ. Фото AFP

Последним игроком каждой эпохи, поднимавшимся на сцену, был по всеобщему признанию лучший среди поколения. Среди звезд 70-х крайним вышел Бобби Орр, среди 80-х – Гретцки, а в 90-х "вишенкой" стал, разумеется, Марио Лемье. К появлению каждого из них публика, не выдерживая напряжения, вскакивала со своих мест и аплодировала стоя. И вновь игроки представляли на сцене и на экране не только себя, но и свои команды – кадры с Кубками Стэнли мелькали гораздо чаще кадров с индивидуальными наградами.

СуперМарио и Рон Фрэнсис – это "Питтсбург", дважды подряд бравший "чашку", Айзерман и Федоров – великолепный "Детройт", последняя команда-династия НХЛ. Федоров стал первым русским хоккеистом, вышедшим в этот вечер на сцену. Павел Буре, которого, как вингера, объявили раньше центров, на церемонию не приехал. Объявлял, кстати, Киану Ривз, так и не изменившийся внешне с конца 90-х годов – как и Стив Айзерман.

Вторым россиянином, приехавшим в Лас-Вегас, стал Павел Дацюк, который вошел в топ-100 хоккеистов за всю историю вместе с другими звездами нулевых. Эти игроки завершили карьеру в НХЛ буквально на днях – Мартен Бродер, Теему Селянне, Дацюк. "Волшебник" поприветствовал на сцене Никласа Лидстрема, с которым девять лет назад выиграл Кубок, – и снова "Детройт", который не сегодня-завтра прервет серию из выходов в плей-офф, которую начинали лучшие игроки 90-х и продолжали звезды 2000-х.

ЯГР ВСЕХ СВЯЗАЛ

Каждое выходившее на сцену поколение было неразрывно связано со всеми предыдущими – для того и собрали всех легенд хоккея вместе, что в столь важную дату почувствовать эту особую магию времени. Мартен Бродер – три "Везины", Патрик Руа – четыре, Доминик Гашек – шесть, и хорошо, что в такой вечер вспомнили не только величайших голкиперов лиги, но и человека, который смотрит на них с черно-белой фотографии на самом Кубке – Жоржа Везину, который, разумеется, никогда не играл на таком уровне, но без которого само развитие хоккея было бы совсем иным.

Примерно о том же сказал со сцены Уэйн Гретцки, попросивший внимания, чтобы вспомнить тех игроков, кто не дожил до юбилея лиги. "На мгновение мне 33, я вроде бы тот же, но во мне уже много лиц", – пел со сцены Microsoft Theater приглашенный Уэйном Five For Fighting, пока на экране можно было увидеть людей, сделавших хоккей таким, каким мы его знаем. И даже сидящий в зале Гэри Бэттмен, на которого изредка наводили камеру, не мог испортить этот трогательный момент.

Джонатан ТЭЙВЗ, Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото AFP
Джонатан ТЭЙВЗ, Александр ОВЕЧКИН и Сидни КРОСБИ. Фото AFP

Шесть действующих игроков вошли в топ-100 за всю историю НХЛ, и их карьеры бы не сложились столь успешно без пресловутых связей с прошлым. 18-летний Сидни Кросби в 2005 году успел поиграть с Марио Лемье, с которым стоял в Лас-Вегасе на одной сцене в ранге величайших хоккеистов в истории.

Дэни Савар, который вошел в топ-100 вместе с другими монстрами из 80-х, увидел рядом с собой игроков, для которых стал первым тренером в НХЛ – Джонатана Тэйвза, Патрика Кейна и Данкана Кита. Там же стояли и Стэн Микита с Бобби Халлом, выигравшие Кубок Стэнли с "Блэкхокс" в 1961 году, – вернуть трофей в Чикаго смогла именно троица Тэйвз, Кейн и Кит спустя 49 лет.

Бретт Халл, ставший последним на сегодняшний день хоккеистом, забросившим 50 шайб за 50 матчей, встретился с человеком, который, возможно, сумеет повторить это достижение, – с Овечкиным, у которого пока нет такого количества титулов, как у его коллег по топ-100. А связал все эти поколения вместе Яромир Ягр, который и вовсе существует вне времени.